Особенности реализации технологии «Саморазвития личности А.А. Ухтомского — Г.К. Селевко» в рамках воспитательной системы гимназии.
рабочая программа на тему
Работа стала победителем муниципального открытого фестиваля педагогическихидей "Инновационный поиск - 2012"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_programma.doc | 167.5 КБ |
kurs._samosov._lich.doc | 92 КБ |
osobennosti_realizatsii_tehnologii.docx | 25.79 КБ |
plan_vr_2011.doc | 35.5 КБ |
razrabotka_uchebnogo_zanyatiya_po_kursu_samosovershenstvovanie_lichnosti_shkolnika_dlya_uchashchihsya_6.doc | 43.5 КБ |
doc1.docx | 340.12 КБ |
doc2.docx | 305.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Познай себя»
(5 класс)
Задачи:
- побуждение учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания;
- ознакомление с основными понятиями психологии личности;
- выявление интересов, склонностей и способностей подростка;
- формирование правильного, адекватного отношения к себе, самооценки;
- осознание необходимости самосовершенствования, постановка целей;
- приобщение учащихся к самонаблюдению, самоанализу, составление индивидуальной карты самодиагностики.
Название темы классного часа | Формируемый аспект образа «Я» |
| Я – многогранное |
| |
| Я – физическое |
| Я – жизненные роли |
| Я – личность |
| |
| |
| Я – воспринимающее |
| Я – внимание |
| Я – воображающее, фантазирующее |
| Я – эмоциональное |
| |
| Я – темперамент |
| Я – характер |
| |
| Я – друг |
| |
| Я – память |
| |
| |
| Я – думающий |
| Я – хочу (потребности) |
| Я – могу (способности) |
| |
| |
|
Программа «Сделай себя сам»
(6 класс)
Задачи:
- педагогическое побуждение подростков к самовоспитанию;
- ознакомление с понятиями: самовоспитание, воля, самоконтроль, самообладание, самовоздержание;
- формирование мотивов самовоспитания;
- раскрытие возможностей человека в его стремлении стать лучше;
- помощь ребенку в овладении приемами самовоспитания, методами работы над собой;
- формирование первоначальных умений самовоспитания, постановки перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения;
- формирование веры в свои силы, в возможность стать лучше;
- создание условий для обретения первого опыта самовоспитания;
- составление индивидуальной программы самовоспитания.
Название параграфа учебника | Формируемый аспект образа «Я» |
| |
| Я – внутреннее |
| Я – имидж |
| |
| |
| Я – обаятельная |
| Я – обаятельный |
| |
| Я – забота о здоровье |
| |
| |
| |
| |
| Я – поведение |
| Я – вырабатываю характер |
| Я – волевое |
| |
| Я – друг |
| Я – в труде |
| Я – член коллектива (товарищ) |
| |
| Я – деловой |
| Я – экологическое сознание |
| Я – без вредных привычек |
| |
| |
|
Программа «Научи себя учиться»
(7 класс)
Задачи:
- педагогическое побуждение к умственному самовоспитанию, самообразованию;
- ознакомление с понятиями: самообразование, общеучебные умения, навыки общей культуры труда;
- формирование мотивов самообразования;
- помочь осмыслить эффективность своего учебного труда;
- формирование сознательного отношения к учению;
- ознакомление учащихся с методами и приемами самообразования;
- ознакомление с творческими и исследовательскими методами работы;
- составление индивидуальной программы самообразования.
Название параграфа учебника | Формируемый аспект образа «Я» |
| |
| |
| |
| Я – индивидуальность в учении |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| Я – память |
| |
| Я – читающий |
| Я – в работе с информацией |
| Я – учитель |
| Я – говорящий |
| |
| |
| |
| |
| Я – способы умственных действий |
| Я – учащий себя |
| |
| |
| |
| |
| Я – культурное самообразование |
Программа «Утверждай себя»
(8 класс)
Задачи:
- формирование оптимальной мотивации самоутверждения;
- ознакомление с понятиями: самоутверждение, достоинство, честь, авторитет, лидерство;
- формирование уважения к себе, чувства собственного достоинства;
- формирование эмоционально положительной Я – концепции: Я – нравлюсь, способен, значу;
- составление индивидуальной программы коррекции своих качеств в различных сферах самоутверждения;
- формирование способности к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям;
- дальнейшее развитие половой идентификации.
Название параграфа учебника | Формируемый аспект образа «Я» |
| |
| Я – самоутверждение |
| |
| |
| |
| |
| Я – в личностном общении |
| |
| |
| |
| |
| Я – в социальном общении |
| Я – в коллективе |
| |
| |
| Я – по Фрейду |
| |
| Я – в сфере взаимоотношений полов |
| Я – в труде и творчестве |
| |
| |
| |
| Я – в общечеловеческой (нравственной) сфере |
|
Программа «Найди себя»
(9 класс)
Задачи:
- формирование мотивации самоопределения;
- ознакомление с понятиями: самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор;
- формирование понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека;
- помощь подростку в определении своих сил и способностей, в профориентационном самоопределении;
- помощь самоопределению индивидуальности личности в различных сферах жизнедеятельности;
- обучение постановке целей своего развития;
- составление индивидуальной программы самоопределения в различных сферах своей жизнедеятельности;
- подготовка к доступному по уровню и по форме дальнейшему непрерывному образованию.
Название параграфа учебника | Формируемый аспект образа «Я» |
| |
| |
| Я – в мире профессий |
| |
| |
| Я – хочу быть (в проф. области) |
| Я – могу быть |
| Я – надо |
| |
| |
| Я – взрослый в настоящем |
| Я – сын, дочь |
| |
| |
| Я – индивидуалист-коллективист |
| |
| Я – патриот |
| |
| Я – в духовной сфере |
| |
|
Программа «Управляй собой»
(10 класс)
Задачи:
- ознакомиться с понятиями: саморегуляция, самостоятельность, доминанта поведения;
- ознакомиться с процессами саморегуляции;
- сформировать мотивы саморегуляции;
- убедить учеников в возможностях управления своими состояниями, мыслями, поступками;
- учить самостоятельно снимать с себя психическое напряжение;
- научить регулировать свое настроение;
- сформировать доминанту на саморегуляцию и самосовершенствование;
- дальнейшее профессиональное и личностное самоопределение и самоутверждение.
Название параграфа учебника | Формируемый аспект образа «Я» |
| |
| |
| |
| |
| |
| Я – умения саморелугяции |
| Я – в режиме психологического автопилота |
| |
| Я – в управлении своими эмоциями |
| Я – в управлении своим поведением |
| |
| Я – нравственная основа саморегуляции |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| Я – техники саморегуляции |
| |
| |
| |
|
Программа «Реализуй себя»
(11 класс)
Задачи:
- ознакомить с понятиями: самореализация, самоактуализация;
- сформировать психологическую установку на самореализацию;
- раскрыть многообразие жизненных обстоятельств, ожидающих выпускника школы;
- сформировать положительные ценностные ориентации и установки в отношении трудовой деятельности и семейно-бытовой сферы;
- подготовить к доступному по уровню и форме дальнейшему непрерывному образованию;
- сформировать конкурентоспособность и выживаемость;
- сориентировать на дальнейшее самосовершенствование;
- преодолеть подростковый негативизм, цинизм во взглядах на жизнь;
- подготовить к встрече со стрессами, с опасностями, трудностями;
- предостеречь от возможных ошибок в принятии жизненно важных решений;
- дать выпускникам понимание смысла жизни и счастья на разных уровнях (философском, практическом, социальном, семейном).
Название параграфа учебника | Формируемый аспект образа «Я» |
| |
| |
| Я – представление о счастье |
| |
| |
| Я – готовность к браку |
| Я – будущая мать (отец) |
| |
| Я – готовность к карьере |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| Я – среди законов |
| Я – будущий защитник Родины |
| |
| Я – верующий |
| Я – готовность к экстремальным ситуациям |
| Я – здоровый образ жизни Я – экологическое сознание |
| Я – социальная зрелость |
|
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС
6 класс
Тема: «Сам себе воспитатель»
Кто воздвигнет тебя к небесам?
- Только сам.
Кто низвергнет тебя с высоты?
- Только ты.
Где куются ключи к твоей горькой судьбе?
- Лишь в тебе.
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
- Лишь собой!
Самовоспитание – сложное слово: само и воспитание. Оно означает, что вы воспитываете, делаете, формируете сами себя. Самовоспитание – это работа над собой. Все силы в этой работе направлены на себя, и результатом этой работы становитесь вы сами, только вы уже другие. Человек сам ставит цель этой работы, сам ее проектирует, сам действует и сам получает результат. Бывает, человеку не нравятся некоторые черты его характера, они ему мешают в жизни, он пытается от них избавиться и хочет, чтобы других, хороших качеств было больше. Тогда он сам, разобравшись в себе, ставит цели, ищет пути их достижения, начинает работать над собой и получает результат – нового, лучшего себя. То, что это возможно, подтверждается многочисленными свидетельствами людей, буквально сделавших себя самих (это М.В. Ломоносов, Ю.В. Власов, В.И. Дикуль и другие).
Как воспитывал себя Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой записал в своем дневнике:
«Я дурен собой, неловок, … скучен для других, нескромен, нетерпим и стыдлив, как ребенок.
Я почти невежда, что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало.
Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, … Я не храбр.
Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой.
Я умен, но ум мой еще никогда не на чем не был основательно испытан.
Я честен, т.е. я люблю добро, … но есть вещи, которые я люблю больше добра – славу».
На основе такого самоанализа Л.Н. Толстой намечает программу исправления себя:
«Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: бес(характерности), раздр(ажительности) и лени».
В дневнике Льва Николаевича находим различные оценки результатов его работы над собой.
«Я много переменился; но все еще не достиг той степени совершенства (в занятиях), которого бы мне хотелось достигнуть. Я не исполняю того, что себе предписываю; что исполняю, то исполняю не хорошо, не изощряю памяти».
В другом месте читаем: «Хотя я уже много приобрел с тех пор, как начал заниматься собою, однако все еще я весьма недоволен собою. Чем дальше продвигаешься в усовершенствовании самого себя, тем более видишь в себе недостатков».
Или: «Я совершенно доволен собою за вчерашний день. Я начинаю приобретать волю телесную; но умственная еще очень слаба.
Терпение и прилежание, и я уверен, что я достигну всего, что я хочу».
Как шел к цели А.В. Суворов
Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником – мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдет по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью, чтобы в библиотеке отца прочитать Плутарха, Корнелия, Тацита. Он мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх он терпел поражения. Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять свое тело, тренировать выносливость, волю и силу. Рано вставая, он обливался холодной водой, скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Серьезно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А.П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дав его работе над собой высокую оценку. Обращаясь к отцу, он сказал: «Не препятствуй человеку заниматься, к чему назначен. Блаженной памяти Петр поцеловал бы его в лоб за настойчивость и труды!» Так шел к цели двенадцатилетний Саша Суворов, прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца своего.
Воспитать себя – это непросто, но возможно
Надо желать, уметь трудиться! Воспитать себя самому непросто. Во-первых, требуется желание, во-вторых, - умение и, в-третьих, - воля, труд – многочисленные упорные упражнения на пути к доброй цели, к себе лучшему. Ведь легче ничего не делать, «плыть по воле волн».
Изучать себя! Чтобы воспитывать себя, делать что-то с собой, прежде всего надо узнать, познать, изучить себя. Это самоизучение, самопознание подразумевает наблюдение над собой, самоанализ и самооценку своего поведения, своих чувств и мыслей.
Ставить цели! Надо представить себе, каким вы хотите быть (честным, храбрым, справедливым, умным и т.п.). Тогда на основании изучения себя (какой вы есть) и представления о себе-будущем (каким хотите быть) вы можете наметить конкретные цели изменения, улучшения и совершенствования своих качеств – цели самовоспитания.
Знать! Наконец, надо знать, как себя воспитывать. Предположим, что вы захотели, поставили цели, готовы воспитать в себе храбрость, смелость, но как это практически сделать?
Для этого есть много специальных приемов, способов. Ознакомлению с ними и посвящен курс «Сделай себя сам», или «Самовоспитание».
Очень простой прием – похвала себе. Когда вы одерживаете хоть небольшую победу над собой и обстоятельствами, нужно себя наградить, похвалить. Вот вы уже три дня делаете зарядку, до блеска вымыли стекла в окнах, помогли старому человеку, ни разу не пропустили тренировки – дайте себе награду (прогулку, кинофильм, сладость и т.п.). Можно просто вслух похвалить себя. А.С. Пушкин в моменты творческой удачи радостно и благодарно восклицал: «Ай да Пушкин! Ай да молодец!» Когда генерал-аншеф Суворов прочитал краткое поздравление императрицы («Ура, фельдмаршал!»), он приказал принести девять табуреток и расставить их одна за другой через пару шагов, а затем 64-летний фельдмаршал разбежался и принялся перепрыгивать табуретки, хлопая о сиденья ладонями и выкрикивая: «Репнина обскакал! Прозоровского обскакал! Долгорукого обскакал!» Он добился своего, был рад и гордо торжествовал победу.
Верить! Чрезвычайно важна в самовоспитании вера в успех, уверенность в нем. Убеждайте себя, внушайте, приказывайте себе: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хочу стать». Цель самовнушения должна быть благородной: преодолеть слабость, избавиться от недостатков, стать лучше. Заставить себя поверить в себя – это важное условие победы. Самовнушение необходимо утром для настроенности на активную деятельность в течение дня и вечером, при подведении итогов дня. «Доброе утро! Я так хорошо отдохнул. Сегодня много дел. Я хорошо настроен. Я владею собой. Я сделаю это!»; «День прожит не напрасно. Сегодня я был успешен в учебе и домашних делах. Завтра я закреплю свой успех!»
МЫСЛИ МУДРЫХ
- Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание (Л. Выготский).
- Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха – идеал! И с той поры он бессознательно стремится к лучшему (М. Горький).
- Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, другое, более важное, он получает сам (Э. Тельман).
- Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться (Платон).
Упражнение «Я в рисунке»
Всем предлагается выполнить два рисунка: «я такой, какой есть» и «я такой, каким хочу быть». На выполнение дается 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна.
Все рисунки прикрепляются вместе на доске. Произвольно выбирается один. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке – не формальное описание, а свои ощущения от рисунка: каким автор рисунка видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор объявляет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таки образом обсуждаются все рисунки.
Упражнение «Самооценка»
Итак, вам снова предстоит оценивать самого себя – непростая задача, ведь это надо сделать по справедливости (объективно). Некоторые ребята думают о себе лучше. Чем они есть (завышенная самооценка), некоторые, наоборот, имеют право на более высокую оценку, чем они себе дают (заниженная самооценка). И то и другое нехорошо. У людей с завышенной самооценкой развиваются самомнение, нахальство, болезненное самолюбие, обидчивость, хвастливость и другие проявления эгоцентризма. А при заниженной самооценке появляются неуверенность в себе, страх, желание уйти от сложного дела, увильнуть от работы, т.е. разные виды иждивенчества и лени (повторите материал по пособию «Познай себя»).
Постарайтесь при выполнении тестов и в ответах на вопросы быть максимально правдивыми и откровенными. Основным критерием в самооценке пусть будет сравнение себя с другими, с окружающими (но не с худшими, а с лучшими их качествами).
Попробуйте оценить свои умения в области самовоспитания, поставить себе отметку по каждой позиции анкеты.
VI класс. Воспитываете ли вы себя? | ||
Я ежедневно делаю зарядку | 5 4 3 2 1 | Совсем не делаю |
Довожу дело до конца | 5 4 3 2 1 | Не довожу |
Я человек воли | 5 4 3 2 1 | Безвольный |
Я требователен к себе | 5 4 3 2 1 | Не требователен |
Умею преодолевать трудности | 5 4 3 2 1 | Пасую перед ними |
Умею распределять время | 5 4 3 2 1 | Не умею |
Учитываю мнение других | 5 4 3 2 1 | Не учитываю |
Я человек слова | 5 4 3 2 1 | Не держу слова |
Я воспитываю в себе трудолюбие, выносливость | 5 4 3 2 1 | Не воспитываю |
Я люблю искусство | 5 4 3 2 1 | Не люблю |
Я регулярно анализирую себя (веду дневник) | 5 4 3 2 1 | Не анализирую |
Рекомендации по самооценке:
перед вами так называемая полярная шкала. С одной стороны ее находится высшая степень проявления качества (5 баллов), с другой – противоположное проявление качества или его отсутствие (низшая оценка – 1 балл). Сумма баллов (или средний балл) будет характеризовать общий уровень ваших умений самовоспитания. Желательно, чтобы по этим же позициям вас оценили друзья, классный руководитель, родители. Усредненная оценка будет более объективной.
• А. Алексин. «Как ваше здоровье?»; О. Орлов «Полководец».
Б. Савельев. «Если добрый ты» из м\ф «Приключения кота Леопольда».
В. Суриков. Переход. «Переход Суворова через Альпы»
КЛАССНЫЙ ЧАС
5 класс
Тема: «Знакомство с собой»
Умный человек не тот,
кто много знает, а тот,
кто знает самого себя.
И. Гете
Посмотрите, сколько людей вокруг вас: родные, друзья, учителя, соседи и все окружающие! Все он чем-то похожи, в чем-то отличаются друг от друга. В первую очередь мы выделяем среди них мужчин и женщин, детей и взрослых, высоких и низких, красивых и не очень, – то есть, обращаем внимание на внешние признаки. Но ведь мы знаем, что среди них есть еще добрые и злые, хорошие и плохие, храбрые и трусливые; это уже – качества, которые снаружи не видны, скрыты от нас, они находятся внутри человека. Они проявляют себя в поведении человека, в отношениях с окружающими.
Такие скрытые, внутренние качества человека изучает наука психология; они называются психологическими качествами (свойствами, чертами).
Какие внутренние качества – свои и окружающих вас людей – вы знаете, можете назвать?
Давайте зададимся вопросами: «А какие мы?», «Какой я?»
Что каждый из вас может сказать о себе? Знаете ли вы, кто вы и какие вы?
Упражнение «Знакомство с самим собой»
Ответьте на вопросы: «Кто я такой? Какой я есть?» – и запишите ответы в тетрадь. Большинство из вас напишет, что он – ученик. Затем вы вспомните свое имя, например, «Я – Вова». Может, вам захочется сказать про себя, что вы – сын своих родителей, чей-то друг, что вы – футболист, хоккеист и так далее.
Труднее ответить на вопрос о себе: «Какой я?» Чтобы вам легче было отвечать, сначала продолжите следующие фразы:
- Я – ученик (ученица) пятого класса, который (которая)… (назовите ваши анкетные данные)
- Мои самые хорошие качества – это…
- Больше всего в себе мне нравится…
- Я люблю играть в…
- Мой любимый школьный предмет…
- Я люблю читать книги о…
- Я люблю смотреть фильмы о…
- Мне нравится музыка…
- Мое любимое развлечение…
Все высказываются вслух по очереди, но каждый про себя тоже отвечает на вопрос. Потом дома вы допишете к своей характеристике дополнительные данные.
Все, что вы рассказали и написали о себе, - это ваше знакомство с собой, представление о себе, о своих качествах, о том «внутреннем человеке», который называет себя «Я».
Представление о себе начинает складываться в раннем детстве, в семье. Человек растет, узнает новое о мире и о себе, таким образом, складывается образ «Я». Вы говорите: «Я сам», «Это мои руки, ноги», «Я сделал», «Я придумал», «Я хороший», «Я добрый» и т.д. В пятом классе – новая обстановка, новые друзья, более широкий круг знакомых. Вам говорят: «Вы – хороший», «Вы – красивая», «Это вы сделали неаккуратно», «Вам идет этот фасон (цвет, стрижка)» – вот так, по кирпичику человек строит свое представление о себе.
Вспомните, когда у вас появилось собственное «Я»?
Цель наших занятий – составить мнение, представление о себе, на основе которых вы сможете полно и уверенно сказать: «Я тот-то и такой-то». Это знание о себе поможет вам в жизни и учебе, в игре и общении с окружающими людьми, позволит занять достойное место в обществе, реализовать свои способности, достичь своих целей.
Задание. Знакомиться с собой, познавать себя мы будем постоянно, на протяжении всего года. Чтобы ваши знания о себе не терялись, не забывались, необходимо завести тетрадь и аккуратно записывать в нее все, что вы будете узнавать о себе.
Великий ученый Ч. Дарвин признавался в конце жизни: «Если бы я мог снова пережить свою жизнь, то я бы поставил себе правилом читать поэзию; любоваться живописью и слушать музыку, по крайней мере, раз в неделю. Потеря этих вкусов есть потеря счастья». Давайте учтем мудрые советы и по возможности будем мы следовать.
• Почитайте: А. Пушкин. «Уж небо осень дышало…»
Послушайте: П. Чайковский. Вступление к балету «Спящая красавица».
Посмотрите: И. Шишкин. «Корабельная роща».
КЛАССНЫЙ ЧАС
8 класс
Тема: Механизм самоутверждения
Лучше иметь какую-нибудь
теорию, чем никакой.
Л. Больцман
Каждый человек имеет свои индивидуальные средства и способы самоутверждения, но общим для всех является стремление к признанию, к положительной оценке окружающих. Эти стремления личность осуществляет через деятельность и поступки, общественная оценка которых создает и питает Я-концепцию личности. Как вы помните, Я-концепция личности – это представление личности о самой себе, на основе которого она строит свое поведение.
В составе целостной Я-концепции личности самоутверждение может быть представлено таким тремя общими позициями: «Я имею успех, Я признан, Я имею влияние, власть».
Успех. Стремление к успеху – это желание выделиться, расширить свои возможности, получить определенные результаты, превышающие средние жизненные стандарты. Человек, жаждущий успеха, любит решать проблемы, за которые несет личную ответственность, ставит перед собой сложные задачи и хочет получать результаты, имеющие высокую общественную оценку.
Признание, уважение. Жажда получить признание – это желание приобрести определенный статус, авторитет в глазах окружающих. Такой человек любит работу, которую можно делать в окружении коллег, он старается со своей стороны заслужить их поддержку и уважение.
Влияние, власть. Человек, стремящийся к влиянию, авторитету, власти, хочет управлять другими и влиять на них. Он получает удовлетворение, наслаждаясь признаками своего «могущества».
Положительная, самоутверждающая Я-концепция (Я успешен, признан, имею влияние) способствует положительным проявлениям личности, эффективной ее деятельности, успеху. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем.
Отрицательная, самоуничижающая, самоотрицающая Я-концепция (Я не успешен, не признан, не имею влияния) ухудшает результаты, мешает успеху, может способствовать изменению личности в отрицательную сторону. Ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание.
Кольцо обратной связи самоутверждения
Самоутверждение – процесс саморегулирующийся. Личность, действуя, совершая поступки, получает обратный сигнал от окружающей среды: либо об успехе, признании, либо о провале целей, негативный реакции окружающих.
В случае успеха, положительной оценки личность испытывает удовлетворение, ощущение успеха, признания, значимости (Я успешен, признан, имею влияние) – замыкается кольцо положительной обратной связи самоутверждения. (Рис.)
В случае неудовлетворения потребностей (отрицательного обратного сигнала) кольцо самоутверждения оказывается разомкнутым, но стремление к +Я (успешен, признан, имею влияние) так велико, что личность начинает искать другой вариант деятельности.
Не найдя самоутверждения через положительную деятельность (хорошую и отличную учебу, успешный труд, общественную деятельность и т.д.), личность будет искать самоутверждения в негативном поступке, чтобы хоть ненадолго, любой ценой, стать в центре внимания (получить временное или ложное признание).
Рис. Кольцо самоутверждения.
Кольцо самоутверждения замыкается в негативе; при повторении действий легко вырабатывается негативные привычки (а затем – и черты характера).
Вот почему так важна для личности обстановка настоящего успеха, одобрения, поддержки, уважения, доброжелательности; она способствует формированию положительной Я-концепции самоутверждения.
Адекватность самооценки
Как вы знаете, представление личности о самой себе возникает на основе оценки окружающих.
Переработка личностью мнения окружающих, сопоставление с уже имеющимся собственным опытом позволяют личности сознательно оценить себя, сделать самооценку.
Человек может переоценивать свои способности и возможности – завышенный уровень самооценки; может, наоборот, считать себя хуже, чем он есть: плохим, слабым, неспособным, - это заниженный уровень самооценки (вплоть до «комплекса неполноценности»).
Упражнение «Уровень самооценки»
Выявить уровень самооценки можно с помощью теста-опросника, включающего 30 суждений, по поводу которых возможны три варианта ответов, каждый из которых кодируется баллами по схеме: «да, часто» – 4 балла; «иногда» – 2 балла; «нет или редко» – 0 баллов.
Суждения
- Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
- Постоянно чувствую свою ответственность по работе.
- Я беспокоюсь о своем будущем.
- Многие меня ненавидят.
- Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
- Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
- Я боюсь выглядеть глупцом.
- Внешний вид других куда лучше, чем мой.
- Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
- Я часто допускаю ошибки.
- Я не умею говорить как следует с людьми.
- Мне не хватает уверенности в себе.
- Мне не хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
- Я слишком скромен.
- Моя жизнь бесполезна.
- Многие неправильного мнения обо мне.
- Мне не с кем поделиться своими мыслями.
- Люди ждут от меня очень многого.
- Люди не особенно интересуются моими достижениями.
- Я слегка смущаюсь в некоторых случаях.
- Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
- Я не чувствую себя в безопасности.
- Я часто и понапрасну волнуюсь.
- Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, в которой уже сидят люди.
- Я чувствую себя скованным.
- Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
- Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
- Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
- Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
- В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
Оценка результатов
Для того чтобы определить уровень самооценки необходимо сложить баллы по всем 30 суждениям. Сумма баллов от 0 до 25 говорит о завышенном уровне самооценки, при которой человек редко сомневается в своих действиях, считает себя «самым-самым», не реагирует на критику и замечания других. Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается прислушаться к мнению других. Сумма баллов от 46 до 100 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности». Сумма более 100 баллов соответствует явно заниженной самооценке, мешающей правильно (объективно, адекватно) воспринимать окружающих людей.
Упражнение «Я-самоутверждение»
Постарайтесь быть объективными в самооценке вашего эмоционального самочувствия в сфере самоутверждения:
Ситуация-проба «Незваный гость»
Неожиданно к вам пришел приятель, и он не вписывается в круг друзей, с которыми вы сейчас проводите время. А вы так хотели отдохнуть среди близких людей.
Задание. а) Ваша реакция на появление незваного гостя? Кто-то должен заставить его уйти? Если да, то кто и как? б) Представьте себя в роли незваного гостя: что бы вы сделали, если бы вам очень хотелось присоединиться к этой компании?
Социально-приемлемые позиции: * терпение, выдержка * чувство такта * уважение по отношению к другому человеку * ориентировка на избежание конфликтов.
• В. Железников. «Чучело»; В. Распутин. «Уроки французского»
- И. Дунаевский. Увертюра из х\ф «Дети капитана Гранта»;
С. Крылов. «Останкинская башня» (исп. В. Леонтьев)
- Скульптуры «Самсон, побеждающий льва», «В космос»; фотографии «Человек на Луне».
Предварительный просмотр:
Особенности реализации технологии «Саморазвития личности
А.А. Ухтомского—Г.К. Селевко».
в рамках воспитательной системы гимназии.
КУРС «САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ»
Программа «Познай себя»
(5 класс)
Задачи:
• побуждение учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания;
• ознакомление с основными понятиями психологии личности;
• выявление интересов, склонностей и способностей подростка;
• формирование правильного, адекватного отношения к себе, самооценки;
• осознание необходимости самосовершенствования, постановка целей;
• приобщение учащихся к самонаблюдению, самоанализу, составление индивидуальной карты самодиагностики.
Название параграфа учебника Формируемый аспект образа «Я»
1. Знакомство с собой
2. Образ вашего «Я» Я – многогранное
3. Посмотримся в зеркало Я – физическое
4. Я и окружающие Я – жизненные роли
5. Вы – личность Я – личность
6. Оценивание себя
7. Сходство и различие ваших «Я»
8. Как вы воспринимаете окружающий мир Я – воспринимающее
9. Внимание, внимание! Я – внимание
10. Дайте волю воображению Я – воображающее, фантазирующее
11. Мир эмоций Я – эмоциональное
12. Настроение – «о‘кэй!»
13. Темперамент пятого типа Я – темперамент
14. Характер – русский Я – характер
15. Воля. Самостоятельность
16. Настоящий друг? Я – друг
17. Основное отличие человека от обезьяны
18. Богиня Мнемозина Я – память
19. Как мы думаем
20. Логика мысли
21. Решение проблем Я – думающий
22. Каждому – по потребностям Я – хочу (потребности)
23. От каждого – по способностям Я – могу (способности)
24. «Я» в общении
25. Заведите друга – дневник
26. Богатства вашей личности
Программа «Сделай себя сам»
(6 класс)
Задачи:
• педагогическое побуждение подростков к самовоспитанию;
• ознакомление с понятиями: самовоспитание, воля, самоконтроль, самообладание, самовоздержание;
• формирование мотивов самовоспитания;
• раскрытие возможностей человека в его стремлении стать лучше;
• помощь ребенку в овладении приемами самовоспитания, методами работы над собой;
• формирование первоначальных умений самовоспитания, постановки перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения;
• формирование веры в свои силы, в возможность стать лучше;
• создание условий для обретения первого опыта самовоспитания;
• составление индивидуальной программы самовоспитания.
Название параграфа учебника Формируемый аспект образа «Я»
1. Сам себе воспитатель
2. Снова смотримся в зеркало Я – внутреннее
3. Создание своего имиджа Я – имидж
4. Учитесь понимать красоту человека
5. Как стать интересным
6. Как стать обаятельной девушкой Я – обаятельная
7. Как стать обаятельным юношей Я – обаятельный
8. И, наконец, о любви
9. Ваше здоровье в ваших руках Я – забота о здоровье
10. Ваши герои. Внутренняя красота человека
11. Ребенок, взрослый, родитель в вашем «Я»
12. Поведение: от самооценки к поступку
13. Вырабатывайте характер
14. Человек и обстоятельства Я – поведение
15. Поверьте в себя Я – вырабатываю характер
16. Воспитание воли Я – волевое
17. Жизнеутверждающий мажор
18. Учитесь дружить Я – друг
19. Учитесь любить труд Я – в труде
20. «Я» и «Мы». Ваше поручение Я – член коллектива (товарищ)
21. Ваш дневник
22. Вы – деловой человек Я – деловой
23. Природа и вы Я – экологическое сознание
24. Ваш досуг Я – без вредных привычек
25. Скажите себе «нет!» (Перевоспитание вредных привычек)
26. Как работать над собой
27. Перемены к лучшему
Программа «Научи себя учиться»
(7 класс)
Задачи:
• педагогическое побуждение к умственному самовоспитанию, самообразованию;
• ознакомление с понятиями: самообразование, общеучебные умения, навыки общей культуры труда;
• формирование мотивов самообразования;
• помочь осмыслить эффективность своего учебного труда;
• формирование сознательного отношения к учению;
• ознакомление учащихся с методами и приемами самообразования;
• ознакомление с творческими и исследовательскими методами работы;
• составление индивидуальной программы самообразования.
Название параграфа учебника Формируемый аспект образа «Я»
1. Что такое учение
2. Есть такая профессия – ученик
3. Воля и трудолюбие
4. Индивидуальность в учении Я – индивидуальность в учении
5. Пять «САМО» в учении. Первое «САМО»
6. Второе «САМО» - планирование
7. Третье «САМО» - организация
8. Четвертое «САМО» – усвоение
9. Поиск информации
10. Понимание
11. Тайны хорошей памяти
12. Повторение – мать учения? Я – память
13. Чтение – вот лучшее учение
14. От книги – к конспекту Я – читающий
15. Уча других, учимся сами Я – в работе с информацией
16. Что такое урок? Я – учитель
17. Как говорим, так и учимся Я – говорящий
18. Мыслю – следовательно, существую
19. Железная логика
20. Попробуй, докажи!
21. Проба умственных сил
22. Творчество и исследование Я – способы умственных действий
23. Пятое «САМО» - контроль Я – учащий себя
24. Домашняя школа
25. Экзамены, зачеты, отметки
26. Учил-учил и не выучил
27. Ваш друг – компьютер
28. План самообразования Я – культурное самообразование
Программа «Утверждай себя»
(8 класс)
Задачи:
• формирование оптимальной мотивации самоутверждения;
• ознакомление с понятиями: самоутверждение, достоинство, честь, авторитет, лидерство;
• формирование уважения к себе, чувства собственного достоинства;
• формирование эмоционально положительной Я – концепции: Я – нравлюсь, способен, значу;
• составление индивидуальной программы коррекции своих качеств в различных сферах самоутверждения;
• формирование способности к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям;
• дальнейшее развитие половой идентификации.
Название параграфа учебника Формируемый аспект образа «Я»
1. Инстинкт жизни
2. Механизм самоутверждения Я – самоутверждение
3. Много ль человеку надо?
4. Ваше место в обществе
5. Общение: необходимость и роскошь
6. Секреты общения
7. «Здравствуйте, люди!» Я – в личностном общении
8. Шансы стать генералом
9. Многоликий лидер
10. Голосуйте за меня!
11. Правила делового общения
12. Какой Вы, однако, … Я – в социальном общении
13. В коллективе, через коллектив и для коллектива Я – в коллективе
14. Без конфликтов не бывает
15. Воля к победе
16. Что со мною происходит? Я – по Фрейду
17. Любви навстречу
18. Два полюса или два материка? Я – в сфере взаимоотношений полов
19. В мире труда и творчества Я – в труде и творчестве
20. Как стать артистом
21. Цветок человеколюбия
22. В зеркале нравственности
23. Нравственная закалка Я – в общечеловеческой (нравственной) сфере
24. Программа самоутверждения
Программа «Найди себя»
(9 класс)
Задачи:
• формирование мотивации самоопределения;
• ознакомление с понятиями: самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор;
• формирование понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека;
• помощь подростку в определении своих сил и способностей, в профориентационном самоопределении;
• помощь самоопределению индивидуальности личности в различных сферах жизнедеятельности;
• обучение постановке целей своего развития;
• составление индивидуальной программы самоопределения в различных сферах своей жизнедеятельности;
• подготовка к доступному по уровню и по форме дальнейшему непрерывному образованию.
Название параграфа учебника Формируемый аспект образа «Я»
1. Как поживаете, мои «Я»?
2. На распутье
3. Дорога труда Я – в мире профессий
4. Мир профессий
5. Ее величество «Экономика»
6. Я – хочу Я – хочу быть (в проф. области)
7. Я – могу Я – могу быть
8. Я – надо Я – надо
9. Ваш выбор: могу + хочу + надо
10. Защита рефератов «Я и моя профессия»
11. Дорога взросления Я – взрослый в настоящем
12. Святая святых – родительский дом Я – сын, дочь
13. Ожидание любви
14. Сексуальные проблемы
15. Союз личности и коллектива Я – индивидуалист-коллективист
16. Круг общения
17. Гражданином быть обязан Я – патриот
18. Духовное самоопределение (научное мировоззрение)
19. Духовное самоопределение (религиозное мировоззрение) Я – в духовной сфере
20. Человек и судьба. Жизненные планы
21. В добрый путь!
Программа «Управляй собой»
(10 класс)
Задачи:
• ознакомиться с понятиями: саморегуляция, самостоятельность, доминанта поведения;
• ознакомиться с процессами саморегуляции;
• сформировать мотивы саморегуляции;
• убедить учеников в возможностях управления своими состояниями, мыслями, поступками;
• учить самостоятельно снимать с себя психическое напряжение;
• научить регулировать свое настроение;
• сформировать доминанту на саморегуляцию и самосовершенствование;
• дальнейшее профессиональное и личностное самоопределение и самоутверждение.
Название параграфа учебника Формируемый аспект образа «Я»
1. Вперед, оглядываясь назад
2. Еще раз об индивиде, личности и душе
3. Ваша модель из 1800 деталей
4. Семья ваших «Я»
5. Самоуправляющаяся и саморегулирующаяся
6. Умейте властвовать собой Я – умения саморелугяции
7. Психологический автопилот Я – в режиме психологического автопилота
8. Укрощение «строптивых» эмоций
9. Берегите нервы Я – в управлении своими эмоциями
10. Хозяин своего поведения Я – в управлении своим поведением
11. Мысли управляют мыслями
12. Нравственная саморегуляция Я – нравственная основа саморегуляции
13. Самоуправление в конфликте
14. Защита от манипуляций
15. Надо ли подавлять эмоции?
16. Релаксация
17. Саморегуляция в любви
18. Ищите помощь себе извне
19. Спасательный круг юмора
20. Энергетическая саморегуляция
21. Аутогенная тренировка
22. Медитация Я – техники саморегуляции
23. Само регуляция в христианстве
24. Гармония физического и психического
25. Путь к космическому сознанию
26. Живая Этика
Программа «Реализуй себя»
(11 класс)
Задачи:
• ознакомить с понятиями: самореализация, самоактуализация;
• сформировать психологическую установку на самореализацию;
• раскрыть многообразие жизненных обстоятельств, ожидающих выпускника школы;
• сформировать положительные ценностные ориентации и установки в отношении трудовой деятельности и семейно-бытовой сферы;
• подготовить к доступному по уровню и форме дальнейшему непрерывному образованию;
• сформировать конкурентоспособность и выживаемость;
• сориентировать на дальнейшее самосовершенствование;
• преодолеть подростковый негативизм, цинизм во взглядах на жизнь;
• подготовить к встрече со стрессами, с опасностями, трудностями;
• предостеречь от возможных ошибок в принятии жизненно важных решений;
• дать выпускникам понимание смысла жизни и счастья на разных уровнях (философском, практическом, социальном, семейном).
Название параграфа учебника Формируемый аспект образа «Я»
1. Осуществить себя
2. Вечные вопросы жизни
3. Счастье Я – представление о счастье
4. Каждый сам кузнец
5. У начал семьи
6. Законы сохранения Я – готовность к браку
7. Будущим родителям о будущих детях Я – будущая мать (отец)
8. От самоопределения к самореализации
9. Карьера Я – готовность к карьере
10. Подготовка к рынку
11. Бизнес
12. Ранок труда
13. Мотивация достижения
14. Тренинг мотивации достижения
15. Свобода и ответственность
16. Среди законов Я – среди законов
17. Священный долг Я – будущий защитник Родины
18. Культурный досуг
19. Вера и суеверия Я – верующий
20. Жизнь без розовых очков Я – готовность к экстремальным ситуациям
21. Ваше здоровье, господа! Я – здоровый образ жизни
Я – экологическое сознание
22. К своей социальной зрелости Я – социальная зрелость
23. Эскиз будущей жизни
Предварительный просмотр:
Продолжить работу по формированию гражданственности, патриотизма, усвоения прав и свобод личности.
СЕНТЯБРЬ (месячник безопасности)
Цель: профилактика различных видов экстремизма в российском обществе предупреждение безнадзорности и бродяжничестве несовершеннолетних.
ОКТЯБРЬ (месячник здоровья)
Цель: Формировать ценностное отношение учащихся к своему здоровью. Приобщение к здоровому образу жизни.
НОЯБРЬ (месячник борьбы с наркотиками )
Цель: организация системы профилактики наркомании, СПИДа, направленной на формирование устойчивых установок на СПИД, наркоманию, вредные привычки.
ДЕКАБРЬ (месячник культуры)
Цель: способствовать формированию общей культуры человека (интеллекта, души и тела). Воспитание культуры поведения в школе и дома.
ЯНВАРЬ (месячник семьи)
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов. формированию развитой личности
ФЕВРАЛЬ (месячник патриотизма)
Цель: формирование и развитие у старшеклассников социально- значимых эмоций, патриотических чувств
МАРТ ( месячник досуга )
Цель: приобщение учащихся к эстетическому восприятию окружающего мира, к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям
АПРЕЛЬ (Я познаю мир)
Цель: приобщение учащихся к восприятию окружающего мира.
МАЙ ( месячник памяти и уважения )
Цель: приобщить учащихся к духовно – патриотическим ценностям, к истории Родины, ее прошлому.
Июнь ( занятость подростков летом )
Цель: привлечение учащихся к активному отдыху в период летних каникул
Август ( подведение итогов работы )
Цель: подведение итога работы гимназии.
Предварительный просмотр:
Разработка учебного занятия по курсу самосовершенствование личности школьника для учащихся 6-го класса, раздел самовоспитание
Москаль Ирина Владимировна
педагог-психолог, МОУ "Пуровская средняя общеобразовательная школа № 2", п. Пурпе, Пуровский р-н
Занятие «Воспитание воли»
(занятие по курсу Г.К. Селевко "Самосовершенствование личности" для учащихся 6 класса, раздел самовоспитание)
Все победы в жизни начинаются
с победы над собой.
Конфуций
Ход занятия
- Психологическая разминка.
- Анализ литературного материала о Геракле и Ификле.
- Анализ понятия «человек воли».
- Графическая беседа «Круг воли»
- Выработка рекомендаций по воспитанию силы воли.
- Ситуация-проба «Дебаты о моей силе воли»
- Упражнение «Дерево моих достижений».
- Подведение итогов занятия.
Примечание: продолжительность занятия составляет 90 минут
1. Психологическая разминка: «Рубка дров».
Инструкция: Встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова. Кто-нибудь когда-то рубил дрова? Да? Отлично. Нет? Не беда - сейчас научимся! Представьте себе бревно, которое будете рубить. Покажите мне какой оно толщины и высоты. Отлично! Теперь поставьте его на пень и поднимите «топор» у себя над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете «топор», вы можете громко выкрикнуть: «Ха!». Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Все попробовали! У всех получается? Отлично, а теперь соревнуемся – кто больше нарубит дров за две минуты!
Методические рекомендации: объяснение желательно сопровождать показом; игра интересна для всех возрастов, даже для самых старших, и при этом снимет ненужное смущение.
Психологическая значимость: поднимает настроение, снимает накопившееся напряжение и агрессию, хорошо разминает перед какой-либо значимой мыследеятельностью.
2. Анализ литературного материала «Легенда о близнецах»
Цель: используя мифологические образы раскрыть понятие воли как способности человека управлять собой.
Вопросы:
- Что хотел сказать народ – создатель мифа, показывая двух близнецов как разных по качествам личности людей?
- А может это все-таки один и тот же человек?
- Бываем ли мы порой в двух обличиях?
- Какие черты характера управляют нами в это время?
- Какое главное качество Геракла в поступках отличает его от Ификла?
3. Анализ понятия «человек воли».
Уч-ся предлагается упражнение «Хочу – не хочу, но делаю…».
Цель упражнения: определить понятие «воля» – усердие над собой
Учащимся предлагается посмотреть несколько ситуаций и объяснить поступки героев, исходя из особенностей проявления тех или иных качеств (черт) личности.
Вариант 1 (работа в группе)
Ученик 6-в класса Коля И. в среду был дежурным по классу. Он знал, что на следующий день первым уроком будет контрольная за четверть по математике. Дома Николая ждал новый компьютерный диск с новейшей игрой. Ни у кого в классе такой игры еще не было. Быстро пообедав, Коля решил, что уборку в классе можно отложить. Сейчас он поиграет, а потом сходит в школу и сделает уборку. Через 2 часа Коле позвонил друг и спросил о том, что он делает. Узнав о новой игре, друг попросился в гости. Друзья проиграли вместе до прихода Колиных родителей, которые приходят в 19 часов с работы. Приход мамы заставил друзей разойтись и сесть за уроки. Заданий было очень много, и Коля делал их более 2-х часов. Закончив уроки, мальчик уже не помнил о школе и уборке в классе.
Вариант 2 (работа в группе)
Мама попросила дочку Машу сходить после школы в магазин и купить продукты для приготовления ужина, т.к. сама приезжала с трассы очень поздно. У девочки после уроков было много дополнительных занятий – музыкальная школа, кружок по рисованию, танцевальная студия. Все эти занятия заканчивались очень поздно, а еще было много заданных уроков. Маша не хотела пропускать занятия, но понимала, что до закрытия ближнего магазина продукты купить не сможет. Кроме этого, девочке очень не хотелось расстраивать маму тем, что нет продуктов для ужина. Посетив все занятия, Маша пошла в дальний гастроном. Купив все необходимое, она еще не скоро вернулась домой: сумка была очень тяжелая, Маша часто останавливалась и отдыхала. Когда девочка пришла дома, мама оказалась дома. Мама, узнав, почему девочка так поздно пришла, растрогалась, поцеловала дочку и сказала: «Ты у меня самая большая помощница».
Вопрос для учащихся: Какие качества личности проявили герои рассказов?
Далее уч-ся предлагается упражнение «Мудрец из храма».
Ученикам сообщается, что данное упражнение относится к медитативным техникам. Предлагается закрыть глаза, расслабиться, слушать медитативную музыку и представить себе храм, в котором учащиеся встречаются с мудрецом из храма. Каждый может мысленно задать вопрос своему мудрецу и получить ответ на них.
Задание: Найдите ответ на вопрос «Что же такое «воля»?
4. Графическая беседа «Круг воли»
Цель: определить различие между понятиями «воля», «сила воли», «волевые качества», степень развития волевых качеств (самооценка)
Инструкция к бланку «Круг воли»
Перед Вами на листе изображены 8 цветных кругов. Каждый круг будет соответствовать одному волевому качеству
- Выдержка
- Дисциплинированность
- Инициативность
- Настойчивость
- Решительность
- Самостоятельность
- Смелость
- Целенаправленность.
Задание. Выберите для каждого качества свой цвет, который как Вам кажется, этому качеству наиболее подходит, и подпишите под кругом его название. Затем в каждом кругу отметьте (заштрихуйте) сектор, соответствующий количеству этого качества в вас самих. Проанализируйте, какие сектора имеют наибольшую площадь, а какие самую маленькую. Соотнесите площади заштрихованных секторов с тем, какие качества в Вас развиты лучше, над какими качествами Вы начнете работать. Проранжируйте развитость волевых качеств цифрами.
5. Выработка рекомендации по воспитанию воли.
Цель: научить учащихся составлять план по самовоспитанию воли.
Работа с учебником Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова, О.Г. Левина "Сделай себя сам". М.: Народное образование,2001, с.96
Рекомендации: «Как победить своего внутреннего Ификла», или Пять «надо».(см. слайд к уроку)
Наблюдение. Наблюдая за собой, определите, какие волевые качества Вам необходимо в себе еще развить.
Борьба. Начинайте бороться с недостатками, проявляя свои положительные качества.
Убеждение. Убеждайте себя и приказывайте себе поступать правильно.
Анализ. Упорно контролируйте свои действия. Каждый вечер анализируя прошедший день, отмечайте, что Вам удалось, и намечайте план завтрашнего дня. Отмечайте, что помешало довести дело до конца.
Одобрение. Подбадривайте себя, поощряя прогулками, отдыхом, маленькими сюрпризами самому себе.
6. Ситуация-проба «Дебаты о моей силе воли»
Цель: формировать у учащихся умение анализировать свои действия и поступки, аргументированно защищать свои действия по планированию самовоспитания.
Задание выполняют двое. Один участник хочет воспитать в себе силу воли. Он приводит план работы над собой, показывает, что достичь результат возможно. А второй пытается критиковать, приводит контраргументы. Затем они меняются ролями.
Задание. Проанализировать свое поведение с точки зрения проявления воли. Оценить свои возможности самовоспитания воли. Составить план самовоспитания воли.
7. Упражнение «Дерево моих достижений»
Цель: формирование положительной «Я» концепции
Учащимся предлагается изображение дерева с большими листьями. В каждом листке ребята должны записать свои достижения по воспитанию волевых качеств.
Учитель просит ребят поделиться внесенными записями. Незаполненные листья учитель предлагает заполнять в дальнейшем и объясняет, что сегодняшним уроком они только открыли страницу достижений по самовоспитанию воли.
8. Подведение итогов занятия.
Рефлексия
1. Что больше всего тебе запомнилось на уроке?
2. Над чем ты начнешь работать?
Упражнение «Чемодан пожеланий»
Учащимся предлагается сказать пожелания всем участникам занятия. Эти пожелания должны быть связаны с самовоспитанием и адресованы конкретному человеку.
Все учащиеся записывают высказываемые пожелания в свой адрес, а в конце ранжируют их по степени значимости для себя и выбирает наилучшее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Технология саморазвития личности школьника"
Данная презентация отражает систему работы классного руководителя по технологии Г. Селевко...
педагогический проект "Реализация технологий социального развития личности в воспитательной системе школы"
Целью проекта является моделирование системы работы педагога-организатора, обеспечивающей эффективное социальное воспитание обучающихся в сфере школьной среды и внешкольного пространства социальных пр...
Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс
Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...
Аннотация конкурсных материалов на тему "Концепция воспитательной системы гимназии "Восхождение к культуре"", сборник статей "Современная школа из опыта инавационной деятельности", научно-методический электронный журнал "Концепт", www.convenok.ru/koncept.
Концепция "Восхождение к культуре" воспитательной системы гимназии определяет ценностные и нормативные основы взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития воспитания.Ст...
Конспект классного часа "Следи за здоровьем и физическим развитием" по программе Г. К. Селевко "Саморазвитие личности"
В программе Г. К. Селевко в 5 и 6 классах изучаются вопросы, связанные с познанием особенностей собственного внутреннего мира. Среди прочих в 6 классе выделяется блок тем, направленных на познание уча...
Статья "Характеристика и особенности реализации технология проектного обучения в средней школе "
Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, спос...
«Современные воспитательные технологии саморазвития личности в современной школе»
В последнее время в социальной сфере резко усилились политические, экономические, экологические процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает чел...