Методическая разработка открытого урока : «Развитие навыков игры на трубе различными штрихами»
методическая разработка по музыке

Емельянов Вячеслав Валерьевич

Цель урока: Формирование у учащегося навыков грамотного использования средств музыкальной выразительности при изучении музыкального произведения. И развитие исполнительских навыков игры на трубе на начальном этапе обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka._otkrytyy_urok_2023.doc510 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МО «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая разработка открытого урока

Тема: «Развитие навыков игры на трубе различными штрихами»

Преподаватель: Емельянов Вячеслав Валерьевич

Класс специальности:

 «Оркестровые духовые и ударные инструменты»

2023г.

Пояснительная записка

В начале обучения игре на духовом инструменте, а также и в дальнейшем, музыканту требуется овладеть определенными знаниями и навыками, чтобы в дальнейшем стать «крепким», сильным, профессиональным исполнителем. Для этого ему на начальном этапе пути становления «духовика» требуется овладеть основными, первоначальными навыками игры на инструменте. На дальнейшем его творческом пути как музыканта - исполнителя на духовых инструментах эти первоначальные знания станут основой, фундаментом его мастерства.

Как в любом деле начинающему музыканту нужно усвоить элементарные знания, получить первоначальные, базовые умения и навыки без которых его дальнейшее обучение и последующий профессиональный рост либо будет иметь довольно скромные результаты либо вообще не будет роста.

Исполнение, в котором не используются краски, достигаемые различными штрихами, производит вялое, однообразное впечатление. Чем больше исполнитель применяет на практике разнообразных штриховых приемов, тем выше его мастерство. Поэтому грамотно подобранные и исполненные штрихи всегда способствуют выразительности исполнения и правдивому отображению содержания музыки.

Довольно большую сложность для исполнителя-трубача представляют высокие ноты, для их исполнения необходима практика, внешняя помощь, правильно поставленный амбушюр и хороший дыхательный аппарат.

Исходя из этого, весь предоставленный в работе материал переработан и адаптирован под возможности и способности ученика.

На этом уроке будем овладевать техникой правильного исполнения деташе, легато, маркато, стаккато и тенуто на примере гамм и легких упражнений.

Для построения правильного занятия необходимо подходить к каждому ученику индивидуально. Важно учесть все индивидуальные особенности исполнительского аппарата.

Разработка урока:

Дата проведения: 24 ноября 2023 г.

Продолжительность: 40 мин

Ф.И.О. учащегося: Кирьяков Тимофей, 9 лет, 1 класс

Тема: «Развитие навыков игры на трубе различными штрихами»

Цель урока: Формирование у учащегося навыков грамотного использования средств музыкальной выразительности при изучении музыкального произведения. И развитие исполнительских навыков игры на трубе на начальном этапе обучения.

Задачи:

  • Образовательные:закрепить знания специфики игры на духовом инструменте: научить работать с нотным текстом; грамотно и выразительно исполнять произведения классического репертуара используя приемы артикуляции.
  • Развивающие:развивать технические способности, предполагающие овладение основными техническими приёмами на материале гамм, упражнений, этюдов; развивать эмоционально-ценностные отношения к музыке
  • Воспитательные:прививать бережное обращение к инструменту; способствовать подъёму музыкальной культуры учащегося; формировать личностные качества: целеустремлённость, самообладание, исполнительскую волю, артистизм, умение продемонстрировать свои результаты.
  • Здоровьесберегающие:Формирование  правильной посадки, постановки рук и губного аппарата.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: индивидуальная

Методы:

  • Метод практического показа
  • Метод словесного объяснения

Учебно-материальное оснащение: Стул, труба, фортепиано, пульт для нот, нотный материал.

План занятия:

1. Организационный момент, вступительное слово.

2 . Разогрев исполнительского аппарата.

3. Освоение технического материала.

4. Проигрывание легких этюдов на различные виды штрихов.

5. Домашнее задание, анализ урока.

Ход урока

С самого начала, с учащимся нужно решать и преодолевать очень важные, первостатейные задачи, каковым являются (овладение правильным дыханием, овладеть правильным началом звука, ведением, соединением и его окончанием).

Мы сейчас в процессе овладения этими навыками, и начнем применят их на практике, с наименьшими для ученика потерями, как физическими, так и психологическими.

1 этап урока – Разогрев исполнительского аппарата

Начинать любое занятие игры на духовом инструменте необходимо с техники «базинг», а так же при занятиях с начинающими учениками, для которых инструмент в руках является отвлекающим фактором от контроля за выполнением указаний педагога, чем усложняет и затрудняет его первоначальные шаги обучения.

Начинать знакомство с этим видом техники и овладение им надо с «базинга» на мундштуке, так как в этом случае играющий не теряет ощущения опоры губ на мундштуке. Делать это надлежит следующим образом:   придерживая мундштук двумя пальцами левой руки  начать играть, к примеру, звук соль малой октавы; не торопясь, необходимо освободить мундштук в подмундштучной трубке инструмента, так мундштук должен быть все время на губах, звук — не прерываться. Таким образом, получится базинг на мундштуке. Проделать это надо несколько раз. Главная задача — не дать прерваться звуку.

Разогревающее упражнение на инструменте. Учебный материал Аллена ВизуттиBook № 1

2 этап урока – Освоение технического материала.

Первоначальное ознакомление со штрихами начинают с приема игры detache(франц. detacher – отделять), поскольку этот штрих очень важен при исполнении на всех духовых инструментах. Работа над detache для исполнителей на духовых инструментах очень важна: она помогает выработать четкую и ясную атаку звука, ровную подачу выдыхаемой струи воздуха и способствует формированию полного, красивого звука.

При исполнении detache, музыкант должен обращать особое внимание на то, чтобы энергичный толчок языка при атаке и начало выхода, производились строго одновременно. Следует также добиваться полного сохранения длительности звуков: иногда исполнители укорачивают звуки. Широкая кантилена, подлинное «пение» на инструменте, овладение четкой и «звучащей» техникой связаны с постоянным применением правильного detache.

Проигрываем гамму: Соль-мажор | G-dur приемом Detache– в пределах одной октавы, трезвучие, обращение трезвучия

Следующим шагом в освоении штрихов является работа надlegato. Этот штрих почти на всех инструментах (кроме тромбона) осваивается довольно легко, но требует соблюдения ряда условий. Необходимо следить за тем, чтобы выдох и переход от звука к звуку производились плавно, без толчков, недопустимо так называемое «выжимание» звука.

При игре legato не следует допускать появления «глиссандирующего» соединения звуков, для чего необходимо тесно и своевременно менять «настройку» губ и подкреплять их работу активным выдохом.

В качестве упражнений для развития legato на всех духовых инструментах обычно используются гаммы и арпеджио всех видов, а также различные образцы широкой, кантиленной музыки.

Исполним приемом Легато гамму Соль мажор в пределах одной октавы, трезвучие, обращение трезвучия.

3 этап урока – Проигрывание легких упражнений на различные виды штрихов.

В начальный период обучения на духовых инструментах необходимо овладеть приемом игры marcato. Правильноеmarcato – весьма эффективный прием, особенно при игре на медных (амбушюрных) инструментах.

С его помощью исполнителям удается хорошо передавать волевой, решительный характер музыки. Этот штрих требует умения производить четкую, акцентированную атаку звука с помощью резкого, энергичного толчка языка и усиленного выдоха. При умелом выполнении каждому звуку придается подчеркнуто сильное, акцентированное начало. Однако подчеркивание звука должно быть умеренно сильным.

Маркато – акцентированное начало с дальнейшим ослабление звука

Следующим этапом в развитии техники штриха становится работа над staccato. Играющий должен овладеть быстрым и легким толчком языка при атаке, но быстрота движений языка (труднодостижимая сама по себе) должна быть точно согласована по времени с движениями пальцев и должна подкрепляться соответствующим напором выдыхаемой струи воздуха. Отрывистое воспроизведение звуков не должно искажать их качества: звуки не должны терять свою естественную «округлость».

Стаккато –

Тенуто – не акцентированные, предельно выдержанные по длительности звуки. Штрих, производный от detache. Обозначается чертой над или под нотой.

Далее сыграем упражнение на смешанные штрихи, медленно и вдумчиво.

4 этап урока – Повышаем требования к ученику и усложняем задачу.

Разбор произведения «Привал»

В первую очередь определяем размер произведения и ключевые знаки.

В медленном темпе разбираем произведение.

При разборе соблюдаем штрихи, написанные в тексте, в этой пьесе их достаточно большое количество – маркато, легато, тенуто и стаккато.

Во время проигрывания делаем корректировки на исполнение штрихов, выдерживание длительностей и выполнение динамических оттенков.

Во второй  и четвертой строчке, внимательно, выдерживаем паузы.

Предлагаю послушать ученику произведение в моем исполнении.

Чтобы закрепить пройденный материал, предлагаю ученику проиграть произведение в умеренном темпе.

В ходе работы с учеником и в процессе хорошей проработки учебного материала, мы достигаем определенных результатов – ученик приобретает новый опыт.

– Окончание урока

  • ученику предлагается проделать расслабляющие упражнения для губ. В конце занятия необходимо проиграть педальные звуки, что расслабляет исполнительский аппарат.

Итог

  • Подводя итоги урока оцениваем, насколько урок и материал в целом удался.
  • Важно дать ученику советы и пожелания, похвалив его за проделанную работу.

Учебно-методический материал:

  • Т. Докшицер «Система комплексных упражнений»
  • А. Визутти «Book №1»
  • А. Митронов «Школа игры на трубе»
  • Произведение «Привал»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

Разработка открытого урока «Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»

«Развитие ансамблевых навыков игры на уроке коллективного  музицирования в процессе подготовки к концертному выступлению»класс - ансамбль скрипачей «Созвучие» (4-7класс)...

Методическая разработка открытого урока развития речи в 7 классе коррекционного учреждения I и II вида на тему: «Описание двух животных по своим наблюдениям. Сравнение.»

Методическая разработка содержит материал по составлению описания и описания-сравнения двух животных с использованием презентации, составленной мною к уроку....

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Методическая разработка на тему: "Развитие творческих способностей по средствам различных образовательных технологий"

Обучение иностранным языкам рассматривается в последние десятилетия как одно из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования. Английский язык превратился в средство, реальн...

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе....

Методическая разработка открытого урока "Развитие навыка ансамблевого музицирования

ЦЕЛЬ-современное осмысление,использование опыта педагогов прошлых лет и нашего времени для достижения определенного уровня ансамблевой зрелости учащихся.ЗАДАЧИ:1)Раскрыть истоки, сущность и основное с...