Вода-…начало и сущность всего.
методическая разработка

Интегрированный урок по физике, химии, географии, рисованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda-otkrytyy_urok.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в

развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа –интернат VI вида №4

г.Челябинска.

Вода-…начало и сущность всего.

(интегрированный урок по физике, химии, географии, рисованию)

                                                                        Разработали:                                                                                                

Учитель физики:        Назарова Н.М.

Учитель химии:   Куликовских Е.А.

Учитель географии:           Колганова Л.М.

Учитель рисования:         Кравченко О.М.

Вода-…начало и сущность всего.

«Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле»

                         Леонардо да Винчи

Цель: Обобщение и систематизация учебной информации  через использование  элементов интерактивной технологии с практико-ориентированным подходом, с позиции  естественных наук.

Компетенции:

Учебно-познавательные компетенции: развитие умения анализировать, сравнивать, доказывать;составлять уравнения реакций, схемы на основе работы с материалом и учебником, умение решать практико-ориентированные задания,  умение анализировать состояние окружающей  среды, умение формулировать свои мысли.

Коммуникативные компетенции: Развитие умения вести беседу, диалоги, задавать вопросы.

Информационные компетенции: Отбирать необходимую информацию из литературы  сетей интернет ресурсов и библиотечной литературы, делать сообщения, использование мультимедийных презентаций.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации:  индивидуальная, групповая.

Слайд №1 Просмотр видео. Актуализация темы.

Вы видите шкалу.

А, теперь на шкале поставьте точку в том месте, насколько вы оцениваете свои знания о воде.

 

Начнём наш урок.

Уч. химии: Хотя в природе все взаимосвязано и каждая деталь важна, все же отдельные предметы более существенны, а другие менее при естественном равновесии как живой, так и неживой материи. Ведь нельзя же поставить в один ряд по значимости палец и сердце. Поэтому вполне закономерен вопрос: какое вещество является самым главным, самым важным для нас в окружающем материальном мире? Назовите самый известный жидкий оксид на Земле, с которым мы ежедневно сталкиваемся?

Уч.-ся: вода.

Надпись на доске: «Вода- чудо природы»

Уч. географии: Ребята, обратите внимание на высказывание Вернадского: «»Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных процессов. Нет земного вещества –минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы не заключало».

Вода уникальна и ничем не заменима.

Спуститесь в подземные пещеры. Они поразят вас сложной системой многоэтажных помещений, коридоров, сталактитов, сталагмитов. Подчас вам встретятся журчащий ручей или подземное озеро. Какой архитектор построил этот сказочный дворец- природная вода.

Обратите взор к небу, вы увидите облака или тучи, они плывут в водном океане, не воображайте, что они невесомы. Их масса 1 км 3 -2000 т. и состоят они из природной воды.

Да и все мы состоим на 70% из воды. Чего больше всего в твердой и жидкой пище –воды. С каким веществом впервые знаком новорожденный – водой, в которой его купают. Даже при первом вдохе новорожденный получает воду, которая содержится в воздухе. Где лучше всего себя чувствует человек на отдыхе –во время купания на море, озере. Не даром по некоторым предположениям биологов являлось, что колыбель жизни на Земле были мелководные лагуны, даже если жизнь была занесена из межпланетного пространства в форме спор одноклеточных организмов.

Если обратиться к самым страшным из известных катастроф, которые переживала наша планета –тайфуны, смерчи, цунами, земле и моретрясения, извержения вулканов- в этом принимает участие вода.

В сказаниях народов Древнего Востока вода признавалась первоисточником всего существующего. Подобный взгляд высказывал в VI в. до н.э. древнегреческий философ Фалес: «Первое начало и сущность всего - вода»

Вопрос: Откуда взялась вода в океанах?

Только что образовавшаяся Земля находилась в возмущенном состоянии. Земля вращалась с очень большой скоростью, выбрасывая большое количество пара и других газов. Так зародилась наша современная атмосфера.

Земля начала остывать, затвердевать, плотная атмосфера переполнялась парами воды.

Охлаждение                        пар сгустился                 дожди (считали , что потоп длился столетия и заполнил бассейны океанов…?).

Теперь считают, что океаны и воздушная оболочка Земли постепенно выходили из недр планеты на протяжении всей ее истории.

Вещество Земли                 из трещин выходили на поверхность в течении млрд. лет.

На новорожденной Земле существовали: Температура -18000F-56000F, при такой температуре пары воды не вступают в химические соединения с другими веществами, но находятся в состоянии бурного волнения и стремятся вырваться наружу. Первое подобие океана образовалось тогда, когда Земля охладилась настолько, что водяные пары сгустились и пролились дождем. Океаны достигли своего современного уровня более 600 млн. лет назад.

Звучит фрагмент «Вода, вода, кругом вода..»

Площадь земной поверхности-        510 млн. км2

Площадь океана                        361 млн. км2

Водная оболочка Земли –гидросфера составляет около 71% земной поверхности, количество воды на поверхности Земли оценивается в 1,39х1018 тонн. Вода входит  в состав комет, большинства планет солнечной системы и их спутников.

В связанном состоянии вода находится в земной коре –литосфере. В глубинных слоях Земли воды находится больше, чем на поверхности.

В атмосфере находится около 1,3х1013 тонн воды. Молекулы воды входят в состав многих минералов и горных пород, присутствуют в почве, во всех организмах. Запасы воды на Земле составляют 1 млн. 359 тыс.м.3

Практическая часть: Составим диаграмму распределения воды на Земле:

Соленая вода                                                        96%, 2%, 2%, 0,02%

Подземные воды                

Ледники                        

Реки, озера, болота                

98% в морях и океанах

85% ледники

2% воды суши (подземные воды 14%, 1% реки, озера почвы, атмосфера.)

Из этого богатства на долю пресной воды приходится 28%, причем 2,2% из них недоступно людям. Это ледяной щит Северного ледовитого океана, Гренландии, Антарктиды. Таким образом вода играла и играет определяющую роль в геологической истории Земли.

Такого количества воды человечеству хватило бы всего на несколько лет, а между тем вода не убывает в реках и озерах

Почему?

Отв. Круговорот воды в природе.

Круговорот.

Звенья круговорота воды в природе

-облака

-осадки (средн. Сумме в целом для всей 3-100см)

-испарение

-транспирация

-конденсация

-сублимация

Таким образом делаем вывод: Вода на Земле в постоянном движении и во взаимосвязи.

Вопрос: Откуда взялась вода в океанах?

Только что образовавшаяся Земля находилась в возмущенном состоянии. Земля вращалась с очень большой скоростью, выбрасывая большое количество пара и других газов. Так зародилась наша теперешняя атмосфера.

Земля начала остывать, затвердевать, плотная атмосфера переполнилась парами воды.

Охлаждение                пар сгустился                дожди

(считали, что потоп длился столетия и заполнил бассейны океанов…?!)

Теперь считают, что океаны и воздушная оболочка Земли постепенно выходили из недр планеты на протяжении всей ее истории.

Вещество Земля                 из трещин выходила на поверхность в течении млрд. лет.

На новорожденной Земле существовала температура 1800о -5600о F, при такой температуре пары воды не вступают в химические соединения с другими веществами, но находятся в состоянии бурного волнения и стремятся вырваться наружу.

Первое подобие океана образовалось тогда, когда Земля охладилась настолько, что водные пары сгустились и пролились дождем. Океаны достигли своего современного уровня более 600 млн. лет назад.

Надпись на доске «Вода –сама жизнь»

Уч. химии(биологии)

Вода содержится в организмах животных и растений:

                        80-90% массы растений (н: огурец –арбуз-90%, водоросли -90%)

                        около 75% веса животных (н: рыбы-80%, млекопитающие-70%)

Высокое содержание воды в клетках необходимое условие ее жизнедеятельности.

В комедии «Волга -волга» есть кадр с водовозом, который поет:

«Удивительный вопрос

Почему я водовоз?

Потому что без воды

И ни туды, и ни сюды!»

В этой песенке скрыт глубочайший подтекст, ибо вода для жизни –вещество №1. Арабская пословица гласит: «Где вода иссякла, там и страна приходит в упадок».

В романе польского писателя Б.Пруса «Фараон» так описывается природная вода: «Египет был бы не колыбелью цивилизации, а одним из тех ущелий, какими так богата пустыня Сахара, если бы воды священного Нила ежегодно не орошали страну. С конца июня до середины сентября Нил непрестанно прибывает и заливает почти весь Египет. Воды его так насыщенны минеральными и органическими веществами, что принимают бурую окраску и по мере спада на заливных лугах осаждается плодородный ил, заменяющий самые полезные удобрения. Этот ил и жаркий климат дают возможность египтянину собирать по 3 урожая в год.»

«Сок жизни» -так назвал воду итальянский художник Леонардо Да Винчи. Это определение соответствует действительности. Вода источник питания  для растений. В организмах идет обновление воды. Н: в кактусах вода обновляется  полностью в течении 28 лет, у черепахи за 1 год, у верблюда за 3 месяца, у человека за 1 месяц

Для человека потеря 6-8% влаги от веса тела вызывает тяжелое состояние, близкое к обмороку, а если потери достигают 10-12%- перестает биться сердце.( без воды человек может прожить только 3 дня, в то время как без пищи от30-до 50 дней). Без воды немыслимо очищение организма от шлаков, регуляция температуры тела, транспортная работа крови. Вода поддерживает кислотно-основное равновесие организма, большинство тканей и органов состоят из воды.

Вопрос : Как вы думаете в каком органе больше воды, а в каком наименьшее количество?

Содержание воды в организме человека

Головной мозг:

Серое вещество

Белое вещество

83%

70%

Спинной мозг

74,8%

Почки

82%

Сердце

79%

Легкие

79%

Мышцы

75%

Кожа

72%

Печень

70%

Скелет

46%

Зубная эмаль

0,2%       Самая низкая

Плазма крови

92%

Стекловидное тело глаза

99%         2 место

Слюна

99,4%      3 место

Желудочный сок

99,5%      1 место Самое высокое

Человек на 65% состоит из воды.

Практическая часть: В среднем содержание воды в организме человека 65%. .Подсчитайте содержание воды в организме школьника, то есть вашем: 

m(H2O) =m тела x0,65

Надпись на доске «Вода –самое необыкновенное вещество в мире»

Учитель физики:

Гимном этому веществу стали строки знаменитого французского писателя Антуана Сент Экзюпери: «Вода, у тебя не  ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя не возможно описать, тобою наслаждаешься не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.»

Изучение физических свойств воды началось в XVII в., то есть задолго до того, как был определен ее химический состав.

Вопрос:Отгадайте загадку:

«Темным облаком летела,

Опустилась птицей белой,

Превратилась в человечка, постояла у крылечка,

Покатилась кувырком и запела ручейком.

Ответ: 3 агрегатных состояния воды - пар, снег (лед), жидкая вода.

Уникальное свойство, характерное только для воды : 3 агрегатных состояния. Вода может из одного агрегатного состояния переходить в другое. Эти превращения - таяние, испарение, кипение, конденсация, замерзание сопровождаются тепловыми явлениями. В природе агрегатные состояния воды: лед, снег, изморозь, вода, роса, туман, пар, облака.

Вода – жидкость без цвета, вкуса, запаха;

Температура кипения - 1000С

Температура замерзания - 00С

Плотность при 40С – 1г./ см3

Учитель химии:

Если внимательно приглядеться к воде, то увидим, что привычное вещество обладает некоторыми совершенно удивительными свойствами. Уникальные свойства воды определяются структурой ее молекул.

В молекуле воды один атом кислорода ковалентно связан с двумя атомами водорода: рис.№1

Молекула изогнута под углом: в вершине угла находится атом кислорода, а по краям –два атома водорода. Поскольку кислород притягивает атомы сильнее, чем водород, молекула воды полярна: ее кислородный атом несет частичный отрицательный заряд, а каждый из двух атомов водорода- частично положительный заряд.

Частично отрицательный атом кислорода одной молекулы воды притягивается частично положительными атомами водорода других молекул; поэтому молекулы воды связаны друг с другом водородными связями. Рис№2:

Практическая часть: Собрать модель воды.

В жидкой воде эти слабые связи быстро образуются и столь же быстро разрушаются при беспорядочных соударениях молекул. Благодаря особой структуре молекул воды и их способности связываться друг с другом при помощи водородных связей вода обладает рядом свойств, имеющих важное значение для жизни:

Учитель физики:

1. Вода способна слипаться сама с собой (когезия) и другими веществами (адгезия). Воду можно налить в стакан «с верхом» и она не прольется. Клопы-водомерки бегают по воде, как по суху. Подобные «фокусы» возможны благодаря «поверхностному натяжению воды», из-за которого ее поверхность ка бы покрыта «кожицей». Поверхностное натяжение воды обуславливается когезией, т.е.тем, что молекулы сцеплены между собой посредством водородных связей

Опыт: стакан с водой и булавка

2.Полярные молекулы воды сильно притягиваются также любой поверхность, несущей электрический заряд. Этой адгезией объясняются капиллярные свойства воды –ее способность подниматься по тонкой стеклянной трубке или по мелким порам, например: бумаге или же в почве (боронование земли)

Рис.14,

Молекулы воды прилипают к поверхности стекла или волокна и благодаря сцеплению с нижележащими молекулами втягивают их в стеклянную трубку или пору. Рис 12

Опыт:

3.Вода обладает высокой теплопроводностью . Теплопроводностью- это мера способности теплоты распространяться по данному веществу. В живом организме непрерывно происходят реакции, сопровождающиеся выделением тепла. Благодаря высокой теплопроводности воды это тепло равномерно распределяется по всей воде, содержащейся в организме; тем самым устраняется риск возникновения локальных «горячих точек», которые могли бы послужить причиной повреждения  каких-либо тонких структур

(опыт: : пробирка с водой).

4. Высокая температура кипения. Для того чтобы заставить молекулы воды двигаться со скоростью, достаточной для разрыва водородных связей, которыми они соединены, требуется затратить много тепловой энергии. Достигнув температуры кипения (1000 С), жидкая вода превращается в газ (водяной пар), в котором каждая молекула уже не связана ни с какой другой. К счастью для живых организмов, температуры на поверхности Земли редко достигают точки кипения. Температура кипения воды – предел существования для многих живых организмов. Вот почему кипячение убивает большинство болезнетворных бактерий.

(опыт: бумажный стаканчик кипятить с водой)

5. Испарение. Вода, испаряясь, способствует охлаждению тела. Поскольку на испарение воды расходуется много тепла, молекулы, достигшие «скорости убегания» и переходящие из воды в воздух, уносят с собой значительные количества тепловой энергии. Многие живые существа используют это свойство воды для охлаждения тела. Потоотделение у человека и тепловая одышка у собак могут служить примером охлаждения путем испарения воды в животном мире. Вода при испарении увеличивает свой объем в газообразном состоянии более чем в 1000 раз. Вот почему вода в виде пара используется в паровых котлах как рабочее тело.

Лед и снег так же испаряются, как и вода, и за зимний период испаряется около 1/3 части выпавшего снега.

6. 60 капель холодной воды, упавшие на голову человеку с высоты 50 см., убивают его. В древности даже существовала смертельная казнь «каплями воды».

7. Вода имеет высокую температуру замерзания, а ее плотность максимальна при 40С. Температура Замерзания воды несколько выше, чем было бы для идеальной жизни, поскольку живые организмы во многих областях вынуждены существовать при температурах, при которых вода замерзает.

Большинство веществ с понижением температуры сжимается, и плотность их возрастает. Вода отличается необычным свойством: она имеет максимальную плотность при 40С, что несколько выше ее температуры замерзания (00С). При охлаждении от 40С до 00С вода расширяется. В кристалле льда расстояние между молекулами воды больше, чем в жидкой воде, поэтому кристалл льда больше объема той воды, из которой он образовался

Рис №3.

Если кристаллы льда образуются в живом организме, то они могут разрушить его тонкие внутренние структуры и вызвать его гибель. У озимой пшеницы, у ряда насекомых, у лягушек и у некоторых видов есть природные антифризы, предотвращающие образование льда в их клетках.

Низкая плотность льда выгодна водным животным: лед плавает на поверхности воды, создавая изолирующий слой, преграждающий доступ к ней холодного воздуха. Это замеляет превращение остальной воды в лед и спасает организмы, живущие подо льдом, от замерзания.

Опыт: плавание тел в воде. (Н: рыбы в воде)

8 Давление. Принцип сообщающихся сосудов (фонтан)

Опыт:

9. Диффузия в воде (заварить чай)

Опыт:

10. Электропроводность воды

Опыт:

Учитель химии

  1. Еще одним из основных свойств является растворяющая способность.

Вода растворяет твердые, жидкие, газообразные вещества и даже золото. Подсчеты показывают, что в воде всех морей, океанов содержится около 8 млрд тонн золота. В медицине широко используется физиологический раствор 0,9% раствор поваренной соли (NaCL).

«Жидкой рудой»

называют океанскую воду. В каждом м3 ее растворено более 35 мл. тонн твердых солей. Уже сегодня из морской воды извлекают Na, CL, Au, U.

  1. Горение водорода в кислороде: В одной из книг писатель-фантаст писал, что если чайник с водой очень долго кипятить на плите, то произойдет взрыв, так как вода разлагается на водород и кислород. Может ли быть такое?

Ответ: Нет, так как вода разлагается при температуре 20000 С или при электрическом токе.

2H2O= Н22

  1. Растворение солей в воде
  2. Щелочные металлы и вода

Опыт: Na в бумажном кораблике плавающем по воде)

2Na+2H2O=2NaOH+H2 

Mg+ H2O= MgO+ H2

  1. Взаимодействие оксидов с водой

CaO+H2O=Ca(OH)2

6. Серебряная вода

Еще 2500 лет назад персидский царь Кир во время походов пользовался водой, сохраняемой в серебряной посуде. В древней Индии для обезвреживания воды от патогенной микрофлоры в нее погружали раскаленное серебро. Многовековой опыт показал, что ионы Ag+ подавляют размножение многих бактерий.

Впервые научные наблюдения над серебряной водой в конце XIX в. провел швейцарский ботаник Негели. Серебряная вода используется при полетах космонавтов. В Японии и США серебро применяется для обеззараживания воды в плавательных бассейнах. В Китае –для производства минеральных и фруктовых вод. Серебряная вода применяется для консервирования сливочного масла и маргарина, молока, микстур и даже для ускорения процессов старения вин и улучшения их вкусовых качеств.

Электролитический раствор серебра служит эффективным средством при лечении воспалительных и гнойных процессов, желудочно-кишечных заболеваний, язвенных болезней, холецистита, воспаления глаз, носоглотки, ожогов и тд.

7.Вода у древних химиков считалась самым главным элементом. «Вода –начало всех начал». А.Фалес, живший в IVв. до н.э. утверждал, что окружающий мир возник из первичной воды.

Водные источники у древних народов служили местом сборища всех богов, воде поклонялись как сверхъестественной силе, и она считалась матерью жизни и смерти.

Основатель греческой медицины Гиппократ, живший в V в. до н.э., при лечении на первое место ставил воду (основное средство гигиены).

Вода у народов древней Руси служила источником для создания легенд, преданий и сказок (русалки, водяные и т.д.; живая и мертвая вода)

В некоторых сказках упоминается о мертвой и живой воде, которая делала главного героя прекрасным, давала ему силы и возвращала к жизни.

Водород имеет три изотопа: протий, дейтерий, тритий. Человек за долго до открытия изотопов интуитивно чувствовал различия природных вод.

«Живая вода» -протий;

«Мертвая вода» - дейтерий

При замерзании тяжелая вода вымораживается, концентрация дейтерия в талой воде ниже нормы.

Антарктида- главная фабрика «живой» воды, так как с поверхности водоема преимущественно испаряется легкая вода; океаническая и морская воды содержат больше дейтерия. Снег, лед гор обеднен тяжелой водой. В растениях дейтерия часто больше чем в почве, вследствие испарения легкой воды листьями. В водах глубин тяжелой воды меньше, что трудно объяснимо. Земля за время существования теряет протий и обогащается дейтерием.

В белках, из которых состоит тело человека состоит на 45%

водород занимает I место-50 атомов

углерод-30 атомов

кослород-12 атомов

азот-8 атомов.

Человек в полном смысле водородное создание.

Дейтерия в организме человека больше, чем железа. Тяжелый водород стоит после калия и магния на 12 месте. Микроэлементов в 10-100 раз меньше в организме, чем дейтерия.

Исходя из предположений о потере Землей протия и постепенном обогащении дейтерием, сам факт быстрого роста и огромного роста растений и животных в доисторические эпохи объясняется большим содержанием в природных водах протия, а обитание современных пигмеев и карликовых животных в западной части Экватора Африки –океанскими ветрами, обогащающими эту территорию дейтерием.

Наличие «живой» (легкой) воды –вот причина долгожительства северян в сравнении с южанами. Само возникновение очагов цивилизации в Египте, Междуречье Индии, Китая, а так же Империи Инков часто объясняется использованием талых вод ледников. Самые долгоживущие деревья произрастают на восточных склонах Кордильер, а самая пышная растительность отмечается на восточных склонах Анд. Обе гипотезы требуют серьезных экспериментальных проверок.

Самой чистой водой является вода болотная.

Воды многих источников обладают целебными свойствами: например- сероводород.

Наиболее ценной для организма является талая вода. Она оказывает благоприятное биологическое воздействие на организм. Абсолютно чистая вода обладает феноменальным поверхностным натяжением. С другой стороны чистая вода вредна для организма человека: в ней нет полезных солей и газов. Она вымывает из клеток желудка соли, которые содержатся в желудочном соке.

А сколько скрытых возможностей таит в себе вода?

Если ее заморозить (образуется структурированная вода -без информации), а потом использовать для питья, или добавить «стимулятор»- тогда у воды появляется «память».

А если ее хранить на свету в сосуде из стекла разных цветов, то в зависимости от показателя преломления света в стекле вода становится целебной и лечит разные заболевания человека.

Надпись на доске «Вода –эликсир жизни»

Музыка «Море, море»…

Учитель ИЗО.        Многие великие поэты, музыканты, живописцы черпали свое вдохновение, любуясь морем, озерами, реками. И передавали в своих произведениях величавую красоту, выразительность, безграничную водную ширь.

 В изобразительном  искусстве существует  жанр изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море и называется он -МАРИНА.  Марина - является разновидностью пейзажа.

Художник, пишущий марины - МАРИНИСТ. Яркие представители этого жанра — англичанин Уильям Тернер и российский (армянский) художник Иван Константинович Айвазовский, написавший около 6000 картин на морскую тему.

Иван Константинович Айвазовский занимает исключительное место в истории не только русской, но и мировой пейзажной живописи. Слава одного из самых лучших маринистов пришла к художнику очень рано и венчала его творческий путь на протяжении шестидесяти лет.

А великий итальянский художник Леонардо да Винчи – один из первых пришел к пониманию, что если художник хочет запечатлеть в своих творениях окружающий мир и самого человека, не исказив их сути, природу этого самого мира нужно изучать так глубоко, насколько это возможно. В своем творчестве он соединил воедино научные данные из самых разных областей: физики, астрономии, геодезии, ботаники, медицины. Он создал эскизы подводной лодки, парашюта, дельтаплана, металлургических печей, печатного станка. Особое место занимают его механизмы, которые приводятся в действие при помощи воды – это водяные мельницы, сукновальные машины и даже водяные часы.  Мы же, опираясь на знание физических и химических свойств воды можем создавать различные эффекты в живописи.

Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи  и графики.

 Учитель ИЗО: Акварель и спирт. (практическая часть)

Густо закрасьте ваш лист краской. Создайте такой оттенок фона, какой вам хочется. Окуните ватную палочку в спирт и начните капать им на краску. Спирт, попадая на краску, как бы отталкивает ее, создавая светлое пятно. Пробуйте капать спиртом на краску по мере ее высыхания, чтобы проследить эффектом. Получается довольно красиво, не так ли?

Акварель и соль.

Создайте такой оттенок фона, какой вам хочется. Теперь возьмем соль и посыплем ею наш рисунок. Через несколько минут добавим еще немного соли. Она отталкивает краску от себя, создавая необычную фактуру. Подождем, пока все это высохнет.Лучше использовать губку для того, чтобы смахивать соль. Так вы не повреждаете краску. Легкими движениями очистите рисунок, постарайтесь не тереть его.

Соль впитала в себя краску, создав огромное количество похожих на звезды пятнышек.

Стоит заметить, что крупная соль будет оставлять более крупные пятнышки, а мелкая, соответственно, более мелкие.

Эбру (рисование по водной глади) – древнейший способ создания узоров на ткани и бумаге с эффектом мрамирования.

Эбру зародилось в Средней Азии (по некоторым данным, в Индии) в глубокой древности и в последующем распространилось на территорию Пакистана и Турции. По официальной версии,  в 11 веке эрбу уже сформировалось как искусство и ремесло.

 Данная техника предполагает нанесение специальных красок поверх водного раствора на основе экстракта азиатского растения гевеи, придающего воде некоторую вязкость, обеспечивая растекание краски по ее поверхности. . Краски задерживаются на поверхности воды, создавая тонкую пленку. Затем они смешиваются между собой при помощи кисти, создавая замысловатые и причудливые узоры. Когда узор готов, сверху осторожно накладывается лист пористой бумаги – и рисунок готов.

Вода и масляные краски.

Шаг 1. Готовим краски

Берем масляные краски и разводим их в специальном растворителе (можно купить в художественных салонах), либо в бензине или скипидаре. Растворитель для масляных красок предпочтительнее (по причине отсутствия резкого запаха). Консистенция – чуть гуще воды.

Шаг 2. Создаем условия для воды

Берем умеренно глубокую емкость прямоугольной формы (корытце, контейнер и т.п.). Нужно позаботиться о том, чтобы диаметр емкости был чуть больше диаметра листа бумаги, на который будет переноситься рисунок. Заполняем емкость водой. Не до краев!

Шаг 3. Нанесение красок

Разбрызгиваем, добавляем по каплям (и т.п.), в общем, наносим краски на поверхность воды. Если вы правильно провели предыдущие этапы, краски будут самостоятельно ”плавать” по поверхности, не смешиваясь активно друг с другом.

Шаг 5. Создание узора

Теперь с помощью кисточки экспериментируйте с узором.

Шаг 6. Перенос рисунка на бумагу.

Аккуратно размещаем на поверхность рисунка лист бумаги. Ждем несколько секунд, давая возможность рисунку прикрепиться к бумаге. Затем аккуратно снимаем и переворачиваем. Даем возможность высохнуть. Примечание: Используйте пористую, например, для акварели.

        

Видео сюжет. Экология водоема.

Уч. химии: На планете Земля 71% воды, суши 29%. Но во многих городах мира и в России, в том числе и  в Челябинске и области существует множество магазинов по продаже питьевой воды? Почему?

С водой связана актуальная проблема современности –охрана окружающей среды, которая заключается и в защите водоемов от загрязнений, и очистке сточных вод предприятий. Думал ли кто из вас, что будут покупать чистую «Люкс» воду?

Природная вода не может быть химически чистой, так как содержит разнообразные примеси, отсутствующие в чистой дистиллированной , которой  поэт Л.Мартынов, посвятил строки:

Благоволила литься!

Она блистала столь чиста

Что ни напиться, ни умыться.

И это было не спроста:

Ей не хватало ивы, тела

И горечи цветущих лоз.

Ей водорослей не хватало

И рыбы, жирной от стрекоз,

Ей не хватало течь везде,

Ей жизни не хватало чистой

Дистиллированной воде!

Совершая круговорот, вода участвует во многих химических и физических процессах живой и неживой природы. При этом она может подвергаться загрязнению. Как же получается чистая вода?

Опыт: очистка соли от песка.

Механическая очистка                биохимическая очистка                осветление                обеззараживание                        стабилизация                        умягчение

Техническую воду можно дополнительно опреснять, обессоливать, дегазировать. Во всем мире остро стоит проблема пресной воды. Один из путей ее получения –опреснение соленой морской воды. Разрешить проблему получения пресной воды из морской мечтал еще древнегреческий философ Аристотель. В настоящее время в мире построено около 100 опреснительных станций.

Чистую воду получают:

  1. Путем перегонки (дистилляция) (демонстрация перегонного аппарата)
  2. на водоочистных станциях (объяснение схемы, получение люкс воды)
  3. с помощью новых полимеров –ионитов, опресняя воду, избавляют котлы от накипи и тем самым экономят топливо.
  4. некоторые виды черепах и морских птиц имеют специальные железы для опреснения морской воды.

Видео фрагмет «Люкс вода»

Проблема стоит не только в очистке питьевой воды, но и в экологичности водоемов, очистки сточных вод предприятий.

Отрывок из повести Ю.Томилина «Карусели над городом» : «…Это была вполне невинная речка. Еще не так давно в ней водились окуни, плотва и даже раки, которые как известно, любят чистую воду. Но несколько лет назад фабрика игрушек начисто перевела в ней всякую живность. Дольше всех в ней продержалась старая щука, но и она не выдержала, сплыла вниз по течению и ушла в другую речку, где погибла от тоски и одиночества. Голова у нее была красная, брюхо- зеленное, хвост –синий. Другие щуки в этой реке не захотели с ней общаться.

Учащимся предлагается плакат: «Что бы это значило?»

На плакате: рисунок водоема, из воды видна голова щуки, на берегу рыбак.

Рыбак:        «Ну чудеса, так чудеса,

                Щука в сеть сама пришла

Щука:        «Дай глотну я кислороду

                А потом уйду я в воду.

                В нашу речку грязь течет

                Все живое пропадет»

Звучит музыка: «Живи, родник!»

Доклады учащихся:

  1. .Очистные сооружения в Челябинске и Челябинской области.
  2. Озера пресные и соленые
  3. Способы очистки воды на предприятиях
  4. Вода  в космосе

Нельзя допустить, чтобы реки и другие водоемы загрязнялись. Ни один завод или другое промышленное предприятие недолжно работать без очистных сооружений. Нельзя допускать потерь питьевой воды. С этой целью устанавливаются водосчетчики, строго учитывающие воду. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) установила, что экономия воды составляет 33%

  • ? Знаете ли вы, что… первый закон об охране вод был написан Петром I и им же в 1715 был устроен 1-й водомерный пост для наблюдения за уровнем воды в реке - Нева у Петропавловской крепости.

Мини –задачи:

  1. У реки возле воды стоит грязная машина, которую водитель собирается мыть. Ваши действия? Почему именно так вы поступите?
  2. На заводе, производящем аккумуляторы, произошел аварийный сброс сточных вод в закрытый водоем (озеро). Каковы вероятные последствия для обитателей этого водоема и для здоровья жителей этого района?
  3. В среднем в сутки для питья и пищи человек тратит 2л воды. В мире сегодня проживает 6,5 миллиарда человек. Рассчитайте, сколько литров (м3) воды тратит человечество на еду и питьё в сутки.

Тест.

  1. Почему в зимнее время в водоеме сохраняется жизнеспособность их обитателей?
  2. Полезно ли человеку пить абсолютно чистую воду?
  3. Почему лед плавает?
  4. Почему по воде «бегают» водомерки?
  5. Что такое «синий уголь» (энергия отливов и приливов)?
  6. С какой целью в автомобилях и тракторах применяют воду?
  7. Когда и кем был устроен 1-й водомерный пост для наблюдения за уровнем воды в реке ( 1715. Петром I на реке Неве у Петропавловской крепости)?

Всемирный «День воды» отмечается 22 марта.

И хочется закончить красивыми строками:

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана,

И все это –только вода

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит как будто играя,

Большие морские суда.

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою это

А в сущности –только вода!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Физическая сущность пословиц"

Представлена исследовательская работа ученика под моим руководством, с которой мы выступали на районной научно-практической конференции "Наука. Творчество. Развитие."...

СУЩНОСТЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Сущность модульного обучения...

Пресс-конференция "Наркотики:истоки,сущность,последствия".

Внеклассное мероприятие, посвящённое   последствиям употребления наркотиков....

Поурочное тематическое планирование 5 часов в неделю. Всего 175 часов Учебник “Математика.Арифметика.Геометрия.” 5 кл.Москва ”Просвещение”2013 5 часов в неделю,всего 170ч. ФГОС.

Изучение математики должно обеспечить: 1)в направлении личностного развития:·         формирование представлений о математике как части общечеловеческой ку...

Занимательный урок "Вода – начало всех начал"

Мы познаём ценность воды лишь, когда колодец пересыхает.Benjamin Frankli...

Сценарий выступления агитбригады "Вода-начало всех начал"

сценарий был использован на областном конкурсе экологических агитбригад...