Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»
опыты и эксперименты
Цель: Расширять знания о воздухе.
Задачи:
— учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
— подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
— дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
— способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
— способствовать формированию у детей познавательного интереса;
— обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
— развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
— память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.
— воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); салфетки бумажные; емкость с водой, банка, ; гуашь; кисточки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».
Воспитатель: Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи)
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда надевайте скорее колпаки!
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
Включить звук
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столу 1). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей).
Дети: Воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный.
Воспитатель: Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «С салфеткой».
Воспитатель: Вдыхаем воздух и выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте и мы посмотрим , как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Опыт 3. «Не дышу»
Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха?
(Дети говорят свои предположения.)
Воспитатель: А давайте проверим! Закроем не надолго ротик, носик зажмём, и попробуем не дышать, столько времени выдержим. Ну что ребята человеку, живой природе обойтись без воздуха нельзя.. Всему необходим воздух: и людям, и животным, птицам, растениям, насекомым, рыбам! Без воздуха они погибнут
Воспитатель: Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.
Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).
Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт 4. "Что легче: вода или воздух?" Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка.
Воспитатель : Как вы думаете. Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.
Опыт 5. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: Ребята, хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится?
Дети: Здорово!
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):
- что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей.
Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: Расширять знания о воздухе.
Задачи:
— учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
— подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
— дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
— способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
— способствовать формированию у детей познавательного интереса;
— обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
— развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
— память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.
— воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); салфетки бумажные; емкость с водой, банка, ; гуашь; кисточки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками! Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».
Воспитатель: Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи)
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться исследованиями. Вы хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда надевайте скорее колпаки!
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
Включить звук
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столу 1). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей).
Дети: Воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный.
Воспитатель: Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «С салфеткой».
Воспитатель: Вдыхаем воздух и выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте и мы посмотрим , как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Опыт 3. «Не дышу»
Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха?
(Дети говорят свои предположения.)
Воспитатель: А давайте проверим! Закроем не надолго ротик, носик зажмём, и попробуем не дышать, столько времени выдержим. Ну что ребята человеку, живой природе обойтись без воздуха нельзя.. Всему необходим воздух: и людям, и животным, птицам, растениям, насекомым, рыбам! Без воздуха они погибнут
Воспитатель: Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.
Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте).
Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт 4. "Что легче: вода или воздух?" Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка.
Воспитатель : Как вы думаете. Ребята. Воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей). Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.
Опыт 5. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: Ребята, хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится?
Дети: Здорово!
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии):
- что воздух прозрачный, бесцветный;
- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей.
Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому)
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»
Выполнила: Гугнина Е.Л
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в средней группе Тема: «Солнышко здоровья»
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора....
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»
Конспект открытого занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка»...
Конспект открытого занятия в средней группе "Музыкальные инструменты"
В занятии присутствует музыкально - двигательная, пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастики. Закрепляем и расширяем представление детей о музыкальных инструментах. Сюрпризный момент с прихо...
Конспект открытого занятия в средней группе по конструированию
Конспект разработан для детей среднего возраста,в соответствии ФГОС.Образовательная область:художественно-эстетическое....
Конспект открытого занятия в средней группе ДОУ по конструированию.
Содержание конспекта составлена в соответствии ФГОС в игровой форме с использованием мультимедийной презентации....
Конспект открытого занятия в средней группе №12 "Солнышко" Познавательное развитие "Стайка снегирей на ветвях рябины"
Цель: Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.Задачи:Об...
Конспект открытого занятия в средней группе «В гости к Бабушке-загадушке» с использованием музыкально-дидактических игр.
конспект открытого занятия предназначен для музыкальных руководителей....