Рабочая программа по предмету " Адаптивная физическая культура" для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
рабочая программа (8 класс) по теме
В программе содержиться информация , полезная для специалистов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура » для 8 класса разработана на основе программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной на основе проекта программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года в соответствии с:
- федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- распоряжением Комитета по образованию от 23.03.2016 № 846-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
- распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
- инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию № 03-20-2881/15-0-0 от 13.07.2015 «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов»; Письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;
- письмом управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 № 27/2643-6 « О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения».
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.05. 2014 г. «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов./ Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 24 января 2014 г., № 7, пункт 5/»
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год и рассчитана на 3 часа в неделю (исходя из 34 недель ).
Программа разработана с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей Михаила. Ребенок с глубокой умственной отсталостью (F-73) и ТМНР явно выраженные костно-мышечные деформации (контрактуры крупных суставов, деформация грудной клетки, сколиоз). Телом не владеет, самостоятельно положение тела изменить не может. В течении дня находится в коляске с опорой для спины или в кровати. Манипулировать предметами не может. Отмечаются значительные трудности в удерживании предметов (кратковременно удерживает предмет). Согласованность действий рук отсутствует. Движения хаотичны, не координированы. Ребенок пассивен. Преобладающее настроение неустойчивое. Эмоциональные реакции характеризуются однообразием. Имеют место аффективные вспышки в виде плача. Установление контакта затрудненно, эмоции малодифференцированы. Установить контакт на незначительное время можно путем тактильного прикосновения с голосовым сопровождением.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:
специальных методов и приемов: наглядный, словесный, исследовательский , метод пассивных действий; прием повтора; полисенсорный подход; стимуляция на основе разных раздражителей и др.
Создание специальных условий на занятиях по стимуляции обонятельной чувствительности: используется среда светлого кабинета и темной релаксационной комнаты, водяной матрас, мягкие пуфы, маты, мячи .
Предполагаемые результаты освоения программы: стимулировать общее физическое развитие обучающегося, осуществить коррекцию нарушенных двигательных функций в возможном для каждого диапазоне, сформировать у ребенка элементарные ощущения собственного тела и его положения в пространстве.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом. Критерии усвоения программы: частично усвоил , усвоил, не усвоил.
У детей с диагнозом (F-73)организация самостоятельной работы, на уроках по программе « Адаптивная физическая культура » не предусмотрена.
Учебный план
Учебные предметы | Годы обучения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Зрительно-слуховая стимуляция | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Тактильная стимуляция | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Стимуляция обонятельной чувствительности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Адаптивная физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Коммуникативная стимуляция | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Максимально допустимое количество часов (в течение недели) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ПРЕДМЕТУ "адаптивная физическая культура"
3 часа в неделю (97 часов)
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Обследование двигательной сферы | 4 |
2 | Стимуляция установочного рефлекса на голову (контроль положения головы | 20 |
3 | Применение пассивного метода Кинезитерапии | 11 |
4 | Применение элементов Практической кинезиологии использование адаптированных упражнений программы «Гимнастика мозга» | 16 |
5 | Стимуляция оптической реакции опоры рук и поворотов туловища | 24 |
6 | Стимуляция захвата предмета и развитие зрительно-моторной координации | 22 |
Содержание программы
Согласно исследованиям и выводам, предложенным в МКБ-10,большинство детей с глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями в развитии неподвижны или резко ограничены в движениях. Двигательные расстройства, обусловленные детским церебральным параличом, гипотонией и т.п., обычно приводит к невозможности самостоятельного передвижения. Грубые нарушения сенсорно-перцептивной сферы приводят к невозможности воспринимать движущийся объект, воспринимать пространственное положение собственного тела.
Содержание уроков по предмету « Адаптированная физическая культура» направлено на развитие не только восприятия, двигательных компонентов познавательной деятельности, но и сенсомоторных интеллектуальных реакций, связанных с выделением существенного, расчленением действия на мелкие сенсомоторные действия, корректировкой поведения и действий на основе имеющегося сенсомоторного опыта.
Уроки включают обследование сферы, общеразвивающие и коррегирующие упражнения повторение материала, изученного в течение года. Итоговый мониторинг усвоения программы. Среди коррегирующих упражнений наибольшее значение имеют:
-дыхательные упражнения,
- упражнения на расслабление и нормализацию поз и положений головы и конечностей,
-упражнения для улучшения координации движений, функций равновесия.
Повороты головы в разные стороны из положения лежа на животе. Пассивные движения и изменения положения тела Переворачивания в разные позиции с помощью. (элементы практической кинезиологии). Удержание и отпускание вложенного в руку предмета. Обучение держать предметы, фиксировать их. Захват предметов разной формы.
Массаж кистей рук и стоп. Формирование элементарных ощущений собственного тела и его положения в пространстве. Обучение сидения без поддержки. Пуговичный массаж.
Список литературы (основной)
- Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж.Айрес; пер. с англ. Юлии Даре.- М.: Теревинф,2009
- Андрющенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. –СПб.: Речь, 2010
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т. ,Лопаткина Л.В. Знакомится с окружающим миром. –М.: ДРОФА, 2007
- Игры и занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии / Под ред. Л.Б. Баряевой. –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2008
- Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС ,2003.
- Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой.- СПб.: КАРО,2006
- Логинова Е.Т. Социально –педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсорномоторной недостаточностью. СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена 2006
- Методика учебно-воспитательной работы в центрах коррекционно-развивающегообучения и реабилитации: Учеб.-метод. Пособие / М.Ветланд,С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. Ред. С.Е. Гайдукевич.- Мн.:БГПУ ,2009
- Музыкальная гимнастика для пальчиков /Сост. М. Ковалевская, худ.А.Веселов.- СП.б: Союз художников, 2007
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:програмно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: ВЛАДОС, 2010.
- Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику. –М.:Эксто-Пресс,2001
- Сенсорная комната -волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б. Баряевой ,Ю.С.Галлямовой, В.Л.Жевнерова.- СПб.: ХОКА,2007
- Сиротюк А.Л. , Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. –М.: ТЦ Сфера,2009
- Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью: обучение основным социальным навыкам / Под редакцией Р.И. Кравченко –К., 2007
- Шипициына Л.М. « Необучаемый» ребенок в семье ив обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта.- СПб.: Речь,2005
- Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Пер. с нем./ Под ред. Н.М. Назаровой .М.: Издательский центр « Академия»,2002……
Список литературы (дополнительный)
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК, 20011.
Предметно-развивающая среда
Примерный перечень оборудования.
Учебно-методический комплекс
. Игрушки мелкие резиновые ,бумажные ,пластмассовые , пенопластовые ,изображающие людей ,животных ,насекомых ,растения , птиц ,транспорт.
. Интерактивное игровое оборудование « Звездное небо» , «Пузырьковая колонна» «Сухой бассейн с подсветкой» .настенный и напольный ковры « Млечный путь» (для занятий в темной сенсорной комнате)
. Маты: детские напольные и настенные, складные ,сборные
. « Мобильный сенсорный комплект 1» (производитель предприятие « АЛЬМА» , Санкт-Петербург)
. Плоские пособия из различных материалов: овальной и квадратной формы ,различные по величине.
. Сухие бассейны с шариками
. Погремушки и любые другие игрушки ,которые можно хватать и сжимать.
. Игрушки из разных тканей
. Музыкальные центры
. Любые предметы ,которые можно ронять на пол (кубики ,мягкие игрушки)
. Массажные мячи
. Мячи большие
. Маты
. Клиновидные подставки
. Валики
. Пеленки
. Водяной матрац
- Приложение 1
Игры и игровые упражнения
Стимуляция установочного рефлекса на голову (контроль положения головы):
-повороты головы в разные стороны
-поднимание и удерживание головы под углом 45 градусов, лежа на животе
-поднимание и удержание головы при присаживании
-поднимание головы на 90 градусов, лежа на животе с опорой на предплечья
-удержание головы сидя (при поддержке)
Стимуляция оптической реакции опоры рук и поворотов туловища:
-опора на вытянутые руки в положении лежа на животе, приподнимая туловище ( с помощью и самостоятельно)
-поворачивание на пол-оборота в сторону, чтобы достать игрушку ( с помощью и самостоятельно)
- переворачивание со спины на живот( с помощью и самостоятельно)
- переворачивание с живота на спину( с помощью и самостоятельно)
-переворачивание несколько раз подряд, лежа на горизонтальной поверхности( с помощью и самостоятельно)
Стимуляция захвата предмета и развитие зрительно-моторной координации:
-удерживание вложенного в руку предмета ( с помощью и самостоятельно)
-захват предмета самостоятельно (ладонью) и удерживание его непродолжительное время
( с помощью и самостоятельно)
-захват и удержание предметов разной формы ( с помощью и самостоятельно)
-перекладывание предмета из одной руки в другую ( с помощью и самостоятельно)
-дотягивание до предмета , находящимся перед учащимся( с помощью и самостоятельно)
- дотягивание до предмета , находящимся перед учащимся, в положении лежа на животе
( с помощью и самостоятельно)
-произвольное отпускание предмета, вложенного в руку
Применение элементов Практической кинезиологии
-использование адаптированных упражнений программы «Гимнастика мозга»(перекрестные шаги, думающий колпак, ленивые восьмерки, двойные рисунки. Слон. Сова и др)
Применение пассивного метода Кинезитерапии
- упражнения улучшение эмоционального фона
- упражнения расслабление напряжения в мышцах тела
-упражнения увеличение эффективности контакта со взрослым
-упражнения на восстановление двигательных автоматизмов
-упражнения на улучшение дыхательного процесса, увеличение амплитуды движений
- упражнения для облегчения затрудненного дыхания и способствующие профилактике рецидивов заболеваний бронхов.
- Приложение 2
Календарно- тематическое планирование на
2016-2017 учебный год
Адаптивная физическая культура
97 часов Первое полугодие1 четверть – 25 часов | ||
1 | Обследование двигательной сферы | 02.09.16 05.09.16 07.09.16 09.09.16 |
2 | Повороты головы в разные стороны из положения лежа на животе | 12.09.16 14.09.16 |
3 | Поднимание и удерживание головы под углом 45 градусов, лежа на животе | 16.09.16 19.09.16 |
4 | Переворачивания в разные позиции с помощью( элементы практической кинезиологии) | 21.10.16 23.10.16 |
5 | Удержание головы, сидя (при поддержке) | 26.10.16 28.10.16 30.10.16 |
6 | Поднимание головы на 90 градусов ,лежа на животе с опорой на предплечья | 03.10.16 05.10.16 07.10.16 |
7 | Пассивные движения и изменения положения тела( элементы практической кинезиологии) | 10.10.16 12.10.16 14.10.16 |
8 | Поворачивание на пол-оборота в сторону, чтобы достать игрушку(с помощью) | 17.10.16 19.10.16 |
9 | Переворачивание со спины на живот( с помощью) | 21.10.16 24.10.16 |
10 | Обобщающий урок | 26.10.16 28.10.16 |
Первое полугодие2 четверть - 22 часа | ||
1 | Переворачивания в разные позиции с помощью( элементы практической кинезиологии) | 09.11.16 11.11.16 14.11.16 |
2 | Применение опоры на вытянутые руки в положении лежа на животе( с помощью) | 16.11.16 18.11.16 21.11.16 |
3 | Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (массажные мячи) | 23.11.16 25.11.16 28.11.16 |
4 | Захват предметов разной формы(мяч ,кубик) | 30.11.16 02.12.16 |
5 | Переворачивание со спины на живот ( с помощью) | 05.12.16 07.12.16 09.12.16 |
6 | Переворачивание с живота на спину ( с помощью) | 12.12.16 14.12.16 16.12.16 |
7 | Пассивные движения и изменения положения тела( элементы практической кинезиологии) | 19.12.16 21.12.16 23.12.16 |
8 | Обобщающий урок | 26.12.16 28.12.16 |
Второе полугодие 3 четверть – 29 часа | ||
1 | Формирование элементарных ощущений собственного тела (массаж расслабляющий с оливковым маслом) | 13.01.17 16.01.17 |
2 | Переворачивания в разные позиции с помощью (элементы практической кинезиологии) | 18.01.17 20.01.17 23.01.17 25.01.17 27.01.17 |
3 | Обучение держать предметы, фиксировать их (кубики) | 30.01.17 01.02.17 03.02.17 06.02.17 |
4 | Удержание и отпускание вложенного в руку предмета (Погремушка, игрушки резиновые) | 08.02.17 10.02.17 13.02.17 15.02.17 |
6 | Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе | 17.02.17 20.02.17 22.02.17 |
7 | Дотягивание до предмета, находящегося перед учащимся, в положении лежа на животе ( с помощью) | 27.02.17 01.03.17 03.03.17 |
8 | Обучение сидения без поддержки | 06.03.17 10.03.17 13.03.17 |
9 | Пассивные движения и изменения положения тела(элементы практической кинезиологии ) | 15.03.17 17.03.17 20.03.17 |
10 | Обобщающий урок | 22.03.17 24.03.17 |
Второе полугодие 4 четверть - 21 часа | ||
1 | Пороты головы в разные стороны из положения лежа на животе | 03.04.17 05.04.17 07.04.17 |
2 | Поднимание и удержание головы при присаживании | 10.04.17 12.04.17 14.04.17 17.04.17 |
3 | Применение опоры на вытянутые руки в положении лежа на животе( с помощью) | 19.04.17 21.04.17 24.04.17 |
4 | Поворачивание на пол-оборота в сторону, чтобы достать игрушку | 26.04.17 28.04.17 03.05.17 05.05.17 |
5 | Обучение держать предметы, фиксировать их (кубики) | 10.05.17 12.05.17 |
6 | Захват и удержание предметов разной формы ( с помощью) | 15.05.17 17.05.17 19.05.17 |
7 | Обобщающий урок | 22.05.17 24.05.17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « адаптивная физическая культура» 2 «Б» класс ТУО
Рабочая программа...
Рабочая программа учебного предмета « адаптивная физическая культура» 3 «Б» класс ТУО
Рабочая программа...
Рабочая программа учебного предмета « адаптивная физическая культура» 4 «Б» класс ТУО
Рабочая программа...
Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»
В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 5-6, 8-9 классов с ЗПР на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) для 5-6, 8-9 классов разработана на основе:- федерального гос...
Рабочая программа по предмету "Адаптивная физическая культура" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г.
Рабочая программа по предмету "Адаптивная физическая культура" для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г....
Адаптированная рабочая программа по предмету "Адаптивная физическая культура, 3 класс (2 вариант)"
Адаптированная рабочая программа по предмету "Адаптивная физическая культура, 3 класс (2 вариант)" составлена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в ...