Пояснительная записка к методическому семинару "Педагогические технологии"
статья по биологии

Все педагогические технологии, которые я применяю на своих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_ug_2019.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Применение педагогических технологий на уроках биологии как средство активации познавательной деятельности учащихся»

…То, что человек не приобрёл

 путём своей самостоятельности, - не его.

А. Дистервег.

          Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно добывать знания. Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовить учеников, которые способны ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Дети должны самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения возникающих проблем. Им необходимо научиться мыслить критически, видеть возникающие проблемы и искать пути их решения, используя современные технологии, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения.

       Поэтому сейчас в систему образования активно внедряется так называемое развивающее обучение, в процессе которого формируется личность и индивидуальность учащегося. Чтобы достичь таких результатов учителя школы применяют современные педагогические технологии и используют их в преподавании предмета.

Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.
Технологии:
- здоровьесберегающая
- применение ИКТ
- проблемное обучение
- дифференцированное обучение
- проектное обучение
- коллективный способ обучения
- исследование
- кейс - технология

Чтобы в полной мере реализовать учебные возможности и их творческую самореализацию, в основе преподавания предмета используются сочетания разных технологий: технология проблемного обучения, разноуровневого обучения, игрового, развивающего, коллективного способа обучений, проектного  обучения, исследовательские методы обучения, лекионно-зачётно-семанарское обучение, обучение в сотрудничестве, кейс - технологии.

Считается, что только совместное использование элементов разных технологий могут привести к определённым результатам в обучении естественно-научных дисциплин.

  1. Информационно – коммуникационные технологии . В настоящее время Министерством образования Российской Федерации реализуется программа компьютеризации городских и сельских общеобразовательных учреждений, предусматривающая целый ряд организационно – методических мероприятий по использованию современных информационных технологий при изучении различных школьных предметов, а не только информатики. Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) широкое применение которых создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным ученикам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения и внеклассные мероприятия  более интересными, увлекательными.

 Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию школьников к обучению, за счёт смены видов деятельности, необычности, яркости, насыщенности, динамичности урока.  Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

  1. Технология проблемного обучения.

         Учитель ставит проблему, подводит учащихся к её решению. Так, в 11 классе по биологии при изучении темы «Вид, его критерии и структура» можно дать следующие задания: 1. «Назовите, сколько видов и родов в указанном списке: клевер красный, икотник серо-зелёный, белый медведь, буры медведь, клевер альпийский». 2. «Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространён в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму впадает в спячку. Какие критерии видов использованы в тексте?». Путём высказываний, обсуждений раскрывают проблему.

  1. Следующая технология: технология (дифференцированного) разноуровневого обучения. Качество усвоения предмета можно обеспечить технологией уровневой дифференциации. Уровень общеобразовательной подготовки постепенно поднимается до уровня повышенной подготовки, или углубленного изучения предмета. Изучение каждого предмета в школе – не цель, а средство развития ребёнка. Для оценки успехов учащихся определяется, как усвоено содержание: на уровне воспроизведения фактов, их реконструирования или на вариативном уровне (уровне мыслительных операций).
  2. В процессе обучения и воспитания школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.      В кабинете ежегодно проводится косметический ремонт, класс систематически проветривается. На уроках проводится смена видов работ, физкультминутки и гимнастика для глаз.  Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, проводим  встречи с медсестрой школы, составляем режим дня. Много проходит праздников, классных часов, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

  1. Среди инновационных педагогических средств и методов профильного обучения, особое место занимают технологии метода проектов. Метод проектов реализует главный смысл и назначения обучения – создаёт условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником. Метод проектов ориентирован на достижение цели учащихся. Он формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности. Так, в 6 классе по ботанике при изучении темы «Лист – часть побега. Строение листа» учащиеся за 1 урок делают свой проект. Им даётся бумага формата А4 и ножницы. Учитель заранее рисует на доске лист растения. На всю бумагу учащиеся по рисуют лист с черенком и прилистниками и вырезают форму листа по рисунку. Рассматривая внешнее строение листа учащиеся на своём листе подписывают его части. Изучая различные формы краёв листа, они вырезают края листовой пластинки по рисунку учебника. Рассматривая жилкование листа, на обратной стороне рисуют типы жилкования. В конце урока они получают продукт проекта.
  2. При коллективной форме работают пары по очереди друг с другом, причем пары имеют не постоянный, а переменный состав. Получается, что все учат каждого и каждый учит всех. Важно,  что работа в паре не может быть неэффективной, потому что если слушатель единственный, то он не может не слушать партнера, поскольку последний не только не  обучает, но и контролирует результат работы обучаемого. Затем ученики меняются ролями.

Для моделирования уроков в режиме КСО важно помнить о том, что эта технология гибкая и может трансформироваться в зависимости от цели и содержания урока, но стержневое положение технологии – работа в парах сменного состава.

Один из вариантов технологии КСО строится по следующему алгоритму:

  • каждый ученик получает карточку с заданием для самостоятельной работы по тексту;
  • работа пары учеников по одному варианту с целью обсуждения и уточнения варианта ответа (роль учителя);
  • работа с партнером;
  • обмен ролями;
  • фронтальная эвристическая беседа;
  • выполнение тестового задания;
  • информация о выполнении домашнего задания.

         Как конкретно осуществляется использование технологии КСО в процессе изучения темы «Передвижение веществ в растении»?  На этом уроке формируются базовые знания о передвижении веществ  в организме. Требования к подготовке учащихся по названной теме: характеризовать передвижение веществ, обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; применять знания о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания; наблюдать результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов; соблюдать правила проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений и животных.

Чтобы развить фантазию ребёнка, сделать учёбу привлекательным, интересным процессом на уроках могут помочь сказки. В форме сказок можно передать интересные, а порой сложные или даже скучный материал по разным предметам. Биологические сказки могут быть написаны в виде домашних, творческих работ к урокам биологии.

Алгоритм написания сказок: выбрать объект, о котором будете писать (комар, стрекоза, охраняемые рыбы, птицы, и т.д.); найти литературу; продумать сказочный сюжет: использовать сюжеты известных сказок «Репка», «Колобок», «Чиполино»; продумать форму вашего произведения: сценарий, стихотворение, музыкальное шоу, и т.д.; продумать характер героев и быть последовательным в их изображении; вводить термины «эндемик»,  «биотоп», «фасеточные глаза», «бионика» и объяснить их значение устами героев; не забудьте указать литературу. Пример названия сказок: «Глухой телефон лягушек на болоте» (тема «Земноводные»), «Птичья забастовка» (тема «Редкие и исчезающие виды птиц»), « Хвосты» на уроках «Многообразие пресмыкающихся».

  1. Технология игрового обучения.

Она способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Игру как метод обучения люди использовали с древности.

Средством использования всех вышеперечисленных педагогических технологий является интеграция.

Давно было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о том же предмете, которые им сообщают на других уроках. Дети часто не связывают воедино и разрозненные факты. полученные в рамках одного предмета.

Интеграция:

  • помогает учащимся усвоить факты и явления, общую картину мира;
  • устраняет разобщённость школьных предметов;
  • повышает интерес учащихся к учению;
  • повышает практическую направленность обучения.

Интеграцию проводят на двух уровнях:

  1. На уроках осуществляется связь естественных наук с математикой, географией, физикой и ОБЖ. Литературные отрывки придают изучаемому материалу особую привлекательность, развивает интерес учащихся, логическое мышление, а также способствует эвристической деятельности учащихся на уроке.
  2. Интегрированные уроки – второй уровень интеграции, он создаёт условия для развития интереса учащихся к предмету. Пример: 10 класс, тема «Кислородсодержащие органические вещества». На уроке осуществляется интеграция химии, биологии, экологии, «Нуклеиновые кислоты» - интеграция биологии и химии.

Схема развивающего обучения принципиально иная: учитель ставит учебно-проблемную задачу, создающую проблемную ситуацию; учащиеся её осознают, принимают и в процессе её разрешения овладевают обобщёнными способами приобретения новых знаний; учатся применять данные способы для решения конкретных задач.

Каждый из видов обучения обладает великолепным ассортиментом возможностей для эффективной реализации их на практике. Несоответствие между богатыми возможностями и уровнями их использования возводят серьёзный барьер на пути превращения возможности действительности. Системой процесса обучения должны создавать оптимальные условия для саморазвития личности, формирование у учащихся таких качеств как активность, альтернативность, гибкость мышления, что важно для адаптации личности к современной социальной среде, поскольку именно от этих качеств зависят успехи или неудачи человека в профессиональной сфере.

Очевидно, что нужно добиваться комплексного применения обоих компонентов, в противном случае учебно-воспитательный процесс не будет гармоничным и вряд ли приведёт к результатам к соответствующим современным требованиям. Нужен тип обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. Необходимо сочетание репродуктивного и развивающего обучения.  

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса.

Таким образом, применяя элементы разных технологий мы повышаем компетентность учащихся, развиваем творческую мыслительную деятельность, активируем способности, повышаем эффективность обучения предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к методической разработке урока английского языка в 5 классе

Пояснительная записка к рабочей программе  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 год), примерной программы основного общ...

Подготовка и объяснение пояснительной записки к проекту по технологии

          Работа над проектом, как всякое творчество, требует определённой степени свободы. Поэтому автор вправе изменять последовательность изложения материала, не вкл...

Пояснительная записка к методическому семинару

Краткая пояснительная записка...

Пояснительная записка к методическому семинару

Пояснительная записка к методическому семинару...

Пояснительная записка к уроку по технологии

Развёрнутая пояснительная записка к уроку по технологии в 5 классе с технологической картой урока...

Пояснительная записка к методическому семинару «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки - как форма развития творческих способностей учащихся»

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья…Добыть здоровье проще, чем счастье. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, в...