Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/
материал

Оксана Николаевна Жаворонкова

          Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетическим песком, а также рисование и аппликация. Изобразительная деятельность является одной из наиболее доступных для детей. Недостатки моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У них крайне неразвиты двигательные образы. Это влечет за собой и недоразвитие кинестетического самоконтроля. Нарушения движений пальцев у умственно отсталых детей не могут не оказать влияния на контроль и регуляцию движений при формировании двигательного навыка. Дефекты в движении пальцев оказывают не только прямое отрицательное влияние на формирование двигательного навыка, но и косвенное, т.к. они приводят к нарушению координации движений, затрудняя тем самым контроль при выполнении действия.Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Г.С. Комарова, Н.И. Сакулина и другие утверждают, что процесс развития мелкой моторики у учащихся, представляет собой сложную психическую деятельность, сочитающую познавательные и эмоциональные моменты. Данные специалисты едины во мнении, что художественная деятельность обеспечивает сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.

     Побуждать пальчики работать – одна из важнейших задач по изобразительной деятельности, которая приносит много положительных эмоций детям. В свою работу я включила нетрадиционные техники рисования /тычок жесткой полусухой кистью, губкой, пальчиками, ватными палочками/, а также объёмные аппликации, работа с нитками, ватными дисками.чащихся с нарушением интеллекта.Развитие мелкой моторики рук –процесс длительный у детей с интеллектуальной недостаточностью. Самое главное, что детям нравится заниматься, они больше не боятся бумаги и красок.  Мелкая моторика в жизни и деятельности, учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Проблема развития мелкой моторики у детей с ТМНР остается актуальной на сегодняшний день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике.

Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития

/из опыта работы/

Сообщение

На методическом объединении воспитателей Специализированного структурного образовательного подразделения дополнительного общеразвивающего образования детей с ТМНР

Воспитатель: Жаворонкова О.Н.

г. Санкт-Петербург

2018 - 2019 уч. год.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………. 3

I.Особенности развития детей с ТМНР…………………………………………………..…5

II.Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями развития……... 6

III. Средства развития мелкой моторики у детей с ТМНР ………………………………. ..7

3.1 Работа с пластилином ………………………………………………………………….... 7

3.2 Работа с бумагой [аппликация]…………………………………………………………. 7

3.3 Упражнения с карандашом, крупой, бусами, орехами ……………………………...... 8

3.4 Рисование ………………………………………………………………………………... 8

3.5 Упражнение с счетными палочками …………………………………………………... 8

3.6 Пальчиковая гимнастика ……………………………………………………………….. 9

lV. Методики развития мелкой моторики рук …………………………………………… 11

Вывод………………………………………………………………………………………... 13

Список литературы…………………………………………………………........................ 14

        «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

В.А.Сухомлинский

Введение

Возможности развития и обучения детей ТМНР, как правило, четко ограничены имеющимися тяжелыми нарушениями, но эти дети развиваются. Движения такого ребенка недостаточно координированы. Наблюдается плохая согласованность в действиях обеих рук, что обусловлено моторными нарушениями развития. Могут проявляться параличи, парезы, расстройства координации, геперкинезы (чрезмерные непроизвольные, беспорядочные движения типа поворотов, выгибаний, подергиваний, дрожаний). Гиперкинезы обычно усиливаются во время движения и при волнении, в состоянии покоя они уменьшаются и исчезают во сне.

Недостаточная зрительно-моторная координация отмечается почти у всех детей с нарушениями интеллекта и функций опорно-двигательного аппарата: дети не тянутся к игрушке, не захватывают предложенную игрушку, так как зрение активно не направляет движения руки к оптическому объекту. Некоторые дети могут удерживать вложенную в руку игрушку, но не стараются ее рассмотреть, ощупать, дотянуть до рта.

Моторные нарушения ограничивают способность самостоятельного передвижения и самообслуживания, препятствуют освоению предметно-практической деятельности, что отрицательно сказывается на формировании познавательных функций, общем ходе психического развития. О многих явлениях дети не могут рассказать не только в силу речевых затруднений, но и потому, что не имеют соответствующих представлений и практического опыта. Часто такой ребенок не способен к концентрации или не проявляет достаточной инициативы.

Одной из главных целей воспитания выступает развитие самостоятельности и независимости в окружающей среде. Функциональный уровень ребенка, проявляющийся в самообслуживании, может быть значительно повышен за счет специальных коррекционно-образовательных средств. Необходимым является создание «безбарьерной среды» — оптимальных условий для самостоятельных действий в окружающей обстановке. С помощью не слишком сложных, а порой даже примитивных приспособлений можно добиться значительных успехов в этом направлении. Упражнения, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев, способствуют приобретению тонкомоторных навыков. Хорошее владение движениями рук и пальцев является существенной предпосылкой для приобретения многих навыков в быту. Изучение функций ухода за собой зависит от контроля тонкомоторных двигательных процессов.[2]

  1. Особенности развития детейс ТМНР

Тяжёлое и множественное нарушение, согласно данным отечественных и зарубежных исследований, является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.

Люди с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям. Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида.

Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.[1]

  1. Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями развития

И.Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом. В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание.

Ряд современных исследователей уделяет большое внимание совершенствованию методики мануальных упражнений, способствующих преодолению психофизиологических нарушений. На основе выявленных связей мелкой моторики руки и психической деятельности человека, отечественные ученые проводили серию соответствующих экспериментов. Например, в своих исследованиях Б.И. Пинский указывает на то, что особенности психического развития умственно отсталых, выражающиеся в нарушении познавательных процессов, строения и мотивации деятельности, и недостаточное развитие моторики тормозят формирование двигательных навыков.

Недостатки моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У них крайне неразвиты двигательные образы. Это влечет за собой и недоразвитие кинестетического самоконтроля. Нарушения движений пальцев у умственно отсталых детей не могут не оказать влияния на контроль и регуляцию движений при формировании двигательного навыка. Дефекты в движении пальцев оказывают не только прямое отрицательное влияние на формирование двигательного навыка, но и косвенное, т.к. они приводят к нарушению координации движений, затрудняя тем самым контроль при выполнении действия. [3]

  1. Средства развития мелкой моторики у детей с ТМНР

Согласно взглядам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности.

Отечественные специалисты в области художественной педагогики
Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Г.С. Комарова, Н.И. Сакулина и другие утверждают, что процесс развития мелкой моторики у учащихся, представляет собой сложную психическую деятельность, сочитающую познавательные и эмоциональные моменты. Данные специалисты едины во мнении, что художественная деятельность обеспечивает сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства [4].

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с умственной отсталостью указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функции, так и в активизации творческих проявлений учащихся с нарушением интеллекта [4].

3.1Работа с пластилином

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Для детей с нарушением координации движений, гиперкинезами, со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Дети согревают пластилин в руках, ломают, отщипывают нужный кусочек, раскатывают в ладонях или на доске, придают пластилиновой массе необходимую форму и могут в любой момент внести изменения в работу и исправить ошибки, не боясь испортить материал, что придает им уверенность в своих действиях.

3.2 Работа с бумагой (аппликация)

Бумага является замечательным материалом для детского творчества.

Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Для детей с ТМНР наиболее интересной и доступной является аппликация из бумаги.

Для более эффективного развития мелкой моторики у детей с ТМНР существует несколько видов работы с бумагой:

  1. Наклеивание готовых форм – дети учатся правильно держать кисточку или клей карандаш, наносить клей в определенном порядке.
  2. Аппликация способом обрывания. Этот способ подходит для передачи фактуры образа (пушистый).
  3. Аппликация из полосок. Дети учатся соединять два конца полоски клеем [5].

  1. Упражнения с карандашом, крупой, бусами, орехами

Можно предложить ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.

Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

  1. Рисование

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половину изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у детей.

3.5 Упражнения со счетными палочками

В этих упражнениях хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

На ровной поверхности из палочек очень интересно и полезно выкладывать рисунки различных предметов. Начинать лучше с простых геометрических фигур. В процессе упражнения необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. Ребенок может проявить свою фантазию и выложить из палочек свою картинку исопровождать игру простыми стихами.

3.6 Пальчиковая гимнастика

 

Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок, коррекционное занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Учитель знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.

1 группа. Упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют дифференцированных движений;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

2 группа. Упражнения условно статические:

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3 группа. Упражнения для пальцев динамические:

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Сначала все упражнения выполняются медленно. Педагог следит, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости оказывается помощь. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участи обеих рук), затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно.

Когда дети хорошо запомнят достаточное количество упражнений, можно выполнять следующие игровые задания:

Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и более.

Например: «Коза» – «Улитка». Ребенок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счет «раз-два»[3].

IV.Методики развития мелкой моторики рук

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В детских домах интернатах и специализированных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному.

Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы:

- систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

- последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

- все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

- если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре или занятии, которое также может привести к негативизму.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперед к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная динамика, а главное - будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, педагоги продолжают добиваться поставленной цели. При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств.Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогают педагогам добиться хороших результатов [6].

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ТМНР способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка[6].

Вывод

Мои воспитанники относятся к категории детей с общим недоразвитием речи. Они страдают моторной неловкость, неустойчивой координацией движений, не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Им требуется длительная коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук. Движения бывают несогласованными, дети не в состоянии действовать двумя руками сразу, что ведет к несформированности ручных умений. У них часто не выделяется ведущая рука.

Одним из средств по преодолению недостатков развития является конструктивная деятельность с бумагой способом «Аппликация», которая дает и лечебный и развивающий эффект. Занятия создают основу для полноценного общения детей с взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное настроение и положительные эмоции. А бумага является замечательным доступным материалом для детского творчества, детей легко заинтересовать экспериментами с ней.

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Мелкая моторика в жизни и деятельности, учащихся с интеллектуальной недостаточностью выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Проблема развития мелкой моторики у детей с ТМНР остается актуальной на сегодняшний день.

        Литература

  1. Обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Программы / СВ. Андреева, С.Н. Бахарева, Е.А. Виноградова и др.; Под ред. A.M. Царёва. - Псков: издательство АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. - ... с: ил. ISBN 5-902166-09-8
  2. https://studopedia.su/19_126611_razvitie-motoriki-detey-s-tmnr.html
  3. https://gigabaza.ru/doc/103475-p6.html
  4. https://www.bestreferat.ru/referat-137092.html
  5. https://www.maam.ru//detskijsad/rabota-s-bumagoi-kak-odin-iz-metodov-razvitija-melkoi-motoriki-v-procese-korokci-vysshih-psihicheckih-funkcii-100765.html
  6. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00802862_0.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта.

Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с нарушением интеллек...

Статья "Из опыта создания ресурсных классов для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"

В данной статье рассказывается о работе  нашего образовательного учреждения  по  введению ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016г. и созданию и функционированию классов для детей с тяжелыми м...

Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей.Реко...

Развитие познавательных способностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через экспериментальную деятельность с объектами живой природы

Одним из самых главных путей формирования познавательной деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в моей работе является, безусловно, проведение коррекционно – воспитате...

Сотрудничество специалистов школы и родителей в интерактивной среде «Говорящие уроки» для объективной оценки сформированности навыка чтения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

В статье представлен опыт сотрудничества специалистов школы с родителями (законными представителями) в процессе мониторинга учебных достижений обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развити...

«Организация успешного сотрудничества специалистов школы и родителей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Из опыта работы»

В статье представлены формы успешного сотрудничества специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т...

Отчёт на тему по самообразованию «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения».

Отчёт на тему по самообразованию «Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения». Уже давно ни для кого не секрет, что развитие осязания и мелкой моторики (...