Статья "Из опыта создания ресурсных классов для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития"
статья на тему
В данной статье рассказывается о работе нашего образовательного учреждения по введению ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016г. и созданию и функционированию классов для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_pechati.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Фролова О.К.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат городского округа Павловский Посад Московской области
Из опыта создания ресурсных классов для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Среди важнейших прав и свобод граждан в современном обществе важное место занимает право каждого на образование, которое гарантируется основными нормативными актами государства.
Главной задачей введения ФГОС ОВЗ мы, педагоги-дефектологи, считаем следующие положения: создание специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, образовательная деятельность обучающихся должна быть направлена не только на развитие академических, но и жизненных компетенций.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» обязательны для реализации как в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (ранее специальные (коррекционные) учреждения), так и в общеобразовательных организациях для разработки адаптированных образовательных программ конкретного обучающегося с ОВЗ. Оба названных стандарта применяются к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Ранее дети с тяжелыми множественными нарушениями развития обучались у нас индивидуально на дому. Чтобы обучать данную категорию детей в школе, для них были созданы специальные условия. Для классов ТМНР выделены отдельные блоки с просторными спальнями и игровой комнатой, отдельным классным помещением и санузлом с туалетом, умывальной комнатой и душевой кабиной. Преподаватели наряду с дефектологическим образованием имеют среднее медицинское образование, обучены на курсах ЛФК.
При поступлении каждого ребенка в школу-интернат специалисты знакомятся с ним и его семьей, проводят психолого-педагогическое обследование с целью последующей разработки специальной индивидуальной программы развития, создания оптимальных условий ее реализации. В процессе психолого-педагогического обследования ребенка-инвалида участвуют все специалисты, которые составляют и реализуют программу, это: учитель класса, учитель музыки и ритмики, физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатель. Результаты обследования отражаются в протоколах психолого-педагогического консилиума и обсуждаются командой специалистов при участии родителей ребенка.
Не все родители адекватно оценивают истинный уровень развития своего особенного ребенка. Мы сталкиваемся с повышенной ранимостью родителей умственно отсталых школьников, их обидчивостью, возникающей по пустякам, невольной защитной реакцией. Если родители смогут без боязни осуждения делиться своими заботами с учителем, он скорее сумеет помочь им, повлиять на них, оказать поддержку своим ученикам. Перед коррекционной школой стоит задача просветительской деятельности. Родители должны иметь определенный круг знаний об умственно отсталом ребенке. Все эти проблемы находят свое отражение в программе родительского лектория как одной из форм родительского всеобуча в нашей школе-интернате.
Второй год на базе школы-интерната организован родительский лекторий как специализированная система лекционных и семинарских занятий, где родители не только осваивают азы психологии общения с детьми разного возраста, но и сами становятся активными участниками школьного педагогического процесса. Особенно удается эта работа, когда встречи с родителями проходят в теплой атмосфере почти семейного чаепития.
Очень интересна работа по взаимодействию с Павлово-Посадской городской общественной организацией детей - инвалидов и их родителей «Лучики надежды», многие наши родители являются активистами этой организации. «Дети-ангелы. Все в наших руках» - девиз этой организации. Педагоги школы оказывают профессиональную поддержку, дают консультации, участвуют в совместных мероприятиях.
Подлинным критерием успешности работы образовательного учреждения является мнение родителей о его работе. «Для меня главное - чтобы дочери нравилось в школе и на данном этапе это так. Учителя и воспитатели нашли подход к ней, а администрация создала все условия и в классе, и для досуга. Учебный процесс в щадящем режиме, но и занятия развивающего плана тоже проводятся» - мама Ксюши С. «Нам в школе нравится, классный руководитель и воспитатель - чуткие и отзывчивые, Артем после занятий приходит домой веселый» - папа Артема Т. «Я, мама Александры Р., обучением ребенка довольна. Чувствуется, что ребенок стал более дисциплинированным, послушным. Дочь в школу ходит с удовольствием, накануне всегда проговаривает, что пойдет в школу. Стала более общительная»- мама Саши Р.
Список используемых источников
1.Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов. М.: Школа-Пресс, 1994-416с.
2.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. М.:Просвещение,2017.-365с.
3.Коняева Н.П., Никандрова Т.С. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. М.:Владос,2014.-199с.
4.Максименко Н.А. Дарите детям любовь. Лекции и материалы к родительским собраниям. Волгоград: Учитель, 2006- 150 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов кинезитерапии при обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
В характеристике детей с которым мы работаем, имеются следующие особенности: большинство детей неподвижны или значительно ограничены в движениях. Двигательные расстройства обычно приводят к нево...
Психолого-педагогическая помощь детям, с тяжелыми множественными нарушениями развития, в группе кратковременного пребывания
Психолого-педагогическая помощь детям, через основные направления деятельности педагога-психолога, к которым относят:1. Психодиагностика.2. Психологичес...
Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений 8 вида, родителей.Реко...
Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/
Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...
Развитие познавательных способностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через экспериментальную деятельность с объектами живой природы
Одним из самых главных путей формирования познавательной деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в моей работе является, безусловно, проведение коррекционно – воспитате...
Мастер – класс «Родитель - родителю» как способ получить новые знания, умения, навыки родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
С статье освещен опыт проведения мастер-классов "Родитель-родителю" родителями воспитывающими детей с ТМНР....
Сенсорное развитие у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Первая часть иллюстрированного пособия для родителей. ПРОЕКТ «Умелые ручки»НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: сенсорное развитие у детей с ТМНР с использованием метода альтернативной коммуникацииВ ...