Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»
рабочая программа

Цыдыпова Марина Николаевна

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Республики Бурятия

«Техникум строительства и городского хозяйства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01. Основы философии

Специальность

43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Улан-Удэ

2020

Одобрено:

Предметно-цикловая комиссия ООД Председатель _________/___________

  «_____» ___________ 20_____г.

Утверждаю

Зам. директора по УР

_____________/ _____________

«____» _____________20_____г

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности  43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «13» 03. 2018 г. № 177 Федерального государственного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по  специальности 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства в соответствии с требованиями  ФГОС СПО.

 

43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства

Организация-разработчик: ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»

г. Улан-Удэ

Автор: Цыдыпова М.Н., преподаватель истории и обществознания, ГАПОУ РБ «ТСиГХ»  

Рецензенты:

Гинеева К.Х., преподаватель истории и обществознания  ГБПОУ «БЛПК»

Островская И.Л., преподаватель истории и обществознания, ГАПОУ РБ «ТСиГХ»  

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

3

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

9

11

  1.          ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        

  1.  Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) ГАПОУ  «ТСиГХ» по 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства в составе укрупненной группы 43.00.00 Сервис и туризм, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО и  федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Рабочая программа составлена для очной и  очно - заочной формам  обучения, с элементами дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

  1.  Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО.

2.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; 

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

OK 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4.  Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины.

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 64 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов;

самостоятельная  работа обучающегося 20 часов.


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

68

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

Итоговая аттестация в форме ДЗ

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Предмет философии и ее история

28

Тема 1.1.

Основные понятия и предмет философии

Содержание учебного материала

4

1

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

2

2

2

Предмет и определение философии.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с текстами  - Платон «Апология Сократа», работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность»

2

Тема 1.2.

Философия Древнего мира и средневековая философия

Содержание учебного материала

8

3

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).

2

2

4

Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика

2

5

Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» - ответы на вопросы.

 Философские школы Древней Греции - тестовое задание.

2

6

Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии -  устное задание.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

Творческое задание: Философские школы и учение о первоначалах.

2

Тема 1.3.

Философия Возрождения и Нового времени

Содержание учебного материала

8

7

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм  и эмпиризм  в теории познания.

2

2

8

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

2

9

Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени - тестовое задание.

2

10

Основные понятия немецкой классической философии

2

Самостоятельная работа обучающихся  

2

Составить сравнительную таблицу «Основные философские системы XVIII-XIX вв.» (3-4 – по выбору обучащихся) или  «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений».

Творческое задание:  Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в.?.

2

Тема 1.4.

Современная философия

Содержание учебного материала

8

11

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

2

2

12

Особенности русской философии. Русская идея.

2

13

Основные направления философии ХХ в. - тестовое задание.

Философия экзистенциализма и психоанализа - работа с философским словарем.

2

14

Контрольная работа: Обосновать характерные черты неопозитивизма, прагматизма и экзистенциализма.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

 Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея».

2

Раздел 2. Структура и основные направления философии

20

Тема 2.1.

Методы философии и ее внутреннее строение

Содержание учебного материала

4

15

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления

2

2

16

Этапы философии. Методы философии.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Проектное задание: эссе «Философская система нашего времени: основные черты».

2

Тема 2.2.

Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала

6

17

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

2

3

18

Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

2

19

Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

 Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира»

4

Тема 2.3.

Этика и социальная философия

Содержание учебного материала

6

20

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности

2

2

21

Значение этики.   Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии.

2

22

Философия о глобальных проблемах современности.

2

Самостоятельная работа обучающихся  

Работа с текстами Сенека «Нравственные письма к Луцилию». Подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации».

4

Тема 2.4.

Место философии в духовной культуре и ее значение

Содержание учебного материала

4

23

 

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

2

2

24

Обобщение изученного. Сравнение философии с другими отраслями культуры.

Сопоставление  личности философа и его философской системы (любое время).

2

Самостоятельная работа обучающихся .

4

Подготовка эссе «Философия и смысл жизни».

4

Всего:

68

5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины 

Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-методическое обеспечение.

Технические средства обучения:

- мультимедиа-проектор;

- экран;  

- компьютер  с  лицензионным   программным  обеспечением.  

5.2. Перечень рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.    Горелов   А.А.  Основы  философии:  учебное  пособие   для  студ.  сред. проф.  учеб. заведений. -  М.: Издательский  центр  «Академия», 2009. -  256 с  (с  хрестоматией).

2.  Губин  В.Д.  Основы  философии:  учебное  пособие. -  М.:  ФОРУМ:  ИНФРА  -  М.,  2009. -  288 с  (Профессиональное  образование).

3.  Канке В.А.  Основы  философии:  Учебное  пособие    для  студ.  сред. проф.  учеб. заведений. -  М.:  Университетская  книга;  Логос. – 286 с.

Дополнительные источники:

  1. Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах: Учебное пособие для вузов/С.Р. Аблеев. – М.: Высш. Шк., 2010. – 207 с.
  2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2008. – 172 с.
  3. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.
  4. Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т философии РАН, Нац. Общ.-научн. Фонд; Научно-ред. Совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.:  А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. – М.: Мысль, 2010.
  5. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2009. - 1280 с.
  6. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. — Москва: Центр, 2001.— 416с.

Интернет-ресурсы 

  1. www.alleg.ru/edu/philos1.htm ru.
  2. wikipedia.org/wiki/Философия
  3. www.diplom-inet.ru/resursfilos
  4. philosophy.ru - портал «Философия в России».
  5. intencia.ru - сайт «Все о философии».
  6. philosophy.ru - Античная философия.

5.3. Особенности реализации дисциплины для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) осуществляется преподавателем с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательной функции и с ОВЗ по слуху предусматривается сопровождение лекций и практических занятий мультимедийными средствами, дидактическими  материалами.

Для студентов с ОВЗ по зрению предусматривается применение технических средств усиления остаточного зрения, а также предусмотрена возможность разработки аудиоматериалов.

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ может осуществляться как в аудитории, так и дистанционно с использованием возможностей электронной образовательной среды (образовательного портала) и электронной почты.

Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ может производиться по утвержденному индивидуальному графику с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, Предусматривается проведение индивидуальных консультаций (в том числе консультирование посредством электронной почты), предоставление дополнительных учебно-методических материалов (в зависимости от диагноза).

6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты освоения учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

 уметь:

 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

 знать:

основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания;

 основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК): ОК1-9

Формы контроля обучения:

– домашние задания проблемного характера;

– практические задания по работе с оригинальными текстами;

 – подготовка и защита групповых заданий проектного характера;

- тестовые задания по соответствующим темам.

Методы оценки результатов обучения:

– мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

– накопительная оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии Специальность 050146

1.  ПАСПОРТ    РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ   «ОСНОВЫ  ФИЛОСОФИИ»1.1. Область  применения  программы         ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования техниче...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»

Программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для группы специальностей 260807«Технологи...

Рабочая программа по дисциплине "Основы философии"

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» для специальности 072501 «Дизайн» (по отраслям), разработана на основе примерной программы  для специальностей среднего профессионального о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС)  по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 1201...

Рабочая программа по дисциплине "Основы философии"

Программа учебной дисциплины "Основы философии" для СПО...

Рабочая программа по дисциплине Основы философии

Рабочая программа по дисциплине Основы философии...