Рабочая программа по дисциплине "Основы философии"
рабочая программа на тему

Программа учебной дисциплины "Основы философии" для СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp.2016.2_kurs.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01. Основы философии

для образовательных учреждений, реализующих

образовательные программы СПО

2016 г.

Программа  учебной  дисциплины  разработана  на  основе Федерального государственного  образовательного  стандарта (далее –  ФГОС) (приказ  Министерства образования  и  науки  от 05.11.2009  №535) для  всех  специальностей  среднего профессионального образования (далее СПО)

  Организация-разработчик:  Государственное  бюджетное профессиональное образовательное  учреждение Московской области «Чеховский    техникум»

Разработчик:

Бойко Н.Н., преподаватель

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой)

комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол №          от

Рекомендовано методическим кабинетом

Протокол №          от

Утверждено

Зам. директора по учебной работе

____________ (Москвитина О.В.)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ                                                                 4

  1. СТРУКТУРА  И  СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                 5

  1. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                 9

  1. КОНТРОЛЬ  И  ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                 10

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

1.1. Область применения программы.

Программа  учебной  дисциплины  является  частью  примерной основной  профессиональной  образовательной  программы  в  соответствии  с ФГОС по всем специальностям СПО 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 15.00.00 «Машиностроение», и 19.02.07 «Технология молока и молочных продуктов», входящей в состав укрупненной группы специальностей 19.00.00 «Промышленная экология и биотехнологии».

Программа  учебной  дисциплины  может  быть  использована  в дополнительном  профессиональном  образовании  в  рамках  реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная  дисциплина «Основы  философии»  относится  к  общему гуманитарному  и  социально-экономическому  циклу  основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-  ориентироваться  в  наиболее  общих философских  проблемах  бытия, познания,  ценностей,  свободы  и  смысла  жизни  как  основе  формирования культуры гражданина и будущего специалиста;  

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования  личности,  гражданской  позиции  и  профессиональных навыков;

-  определить  соотношение  для  жизни  человека  свободы  и ответственности, материальных и духовных ценностей;  

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.  

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

-  об  условиях формирования  личности,  свободе  и  ответственности  за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

-  о  социальных  и  этических  проблемах,  связанных  с  развитием  и использованием достижений науки, техники и технологий.  

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 72 часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов; самостоятельная работа обучающегося 24 часа.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  

48

в том числе:

теоретические занятия

48

Самостоятельная работа (в т.ч. консультации)

24

Итоговая аттестация в форме зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины  «Основы философии»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

Всего

Аудит.нагрузка

Самост.работа

Раздел 1. Предмет философии и ее история

30

18

12

Тема 1.1.

Основные понятия и

предмет философии

Содержание учебного материала

2

1

Репро

дуктивный

  1. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии.

Самостоятельная работа. Эссе на тему: «Как я понимаю предмет философии».

Тема 1.2.

Философия Древнего

мира и средневековая

философия.

Содержание учебного материала

2

2

2

3

Репро

дуктивный

  1. Становление философии из мифологии.

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).  

2.  Становление  философии  в  Древней  Греции.  Философские  школы.  Сократ.  Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима.

3.  Средневековая философия: патристика и схоластика.

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений о философах.

Тема 1.3.

Философия

Возрождения и Нового

Времени.

Содержание учебного материала

2

2

3

Репро

дуктивный

1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм  и эмпиризм  в теории познания.

2.  Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений о философах.

Тема 1.4.  

Современная

Философия.

Содержание учебного материала

2

2

3

Репро

дуктивный

 1. Основные  направления  философии  ХХ  века:  неопозитивизм,  прагматизм  и экзистенциализм. Философия бессознательного.  

2.  Особенности русской философии. Русская идея.

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений о философах.

Контрольная работа №1:

«История философии с древнейших времен до наших дней».

2

2

Раздел 2.  Структура и основные  направления  философии.

42

30

12

Тема 2.1.  

Методы философии и

ее внутреннее строение.

Содержание учебного материала

2

4

3

Репро

дуктивный

1. Методы философии. Строение философии,  ее основные направления.

 2.  Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

Самостоятельная работа. Сообщения (презентации): «Ученые и их достижения, которые привели к научным революциям».

Тема 2.2.  

Учение о бытии и

теория познания.

Содержание учебного материала

4

4

2

продуктивный

1. Онтология –  учение  о  бытии.  Происхождение  и  устройство  мира.  Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

2.  Гносеология –  учение  о  познании. Соотношение  абсолютной  и  относительной  истины. Соотношение  философской,  религиозной  и  научной  истин.  Методология  научного познания.

Самостоятельная работа. Изучение вопроса о возможностях человеческого познания. 

Тема 2.3.  

Этика и социальная

философия.

Содержание учебного материала

2

2

2

продуктивный

1.  Общезначимость  этики.  Добродетель,  удовольствие  или  преодоление  страданий  как высшая  цель.  Религиозная  этика.  Свобода  и ответственность.  Насилие  и  активное непротивление  злу.  Этические  проблемы,  связанные  с  развитием  и  использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

2.  Социальная  структура  общества.  Типы  общества.  Формы  развития  общества: ненаправленная  динамика,  цикличное  развитие,  эволюционное  развитие.  

3.  Философия  и глобальные проблемы современности.

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений и презентаций о глобальных проблемах современности.

3

Тема 2.4.  

Место философии в

духовной культуре и ее

значение.

Содержание учебного материала

2

2

2

2

продуктивный

1.  Философия  как  рациональная  отрасль  духовной  культуры.  Сходство  и  отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

2.  Структура  философского  творчества.  Типы  философствования.  Философия  и мировоззрение.

3.  Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности.

Самостоятельная работа. Эссе «В чем я вижу смысл жизни».

Контрольная работа №2:

«Структура и основные направления философии».

Самостоятельная работа. Подготовка к зачету по курсу «Основы философии»

2

2

                                                              Зачет по курсу «Основы философии»

2

Всего

72

48

24


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация  программы  дисциплины  требует  наличия  учебного  кабинета, оборудованного ТСО.

Оборудование учебного кабинета.  Технические  средства  обучения:  проектор,  экран,  компьютер  с  лицензионным программным обеспечением.  

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

Учебные пособия

1.  Горелов А.А. Основы философии:  учебное  пособие  для  студ.  сред.проф. учеб.  заведений. -  М.:  Издательский  центр «Академия», 2009. – 256  с (с хрестоматией).

2. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие/А.А.Сычев.-Изд.2-е испр.-М.:Альфа-М: ИНФРА-М,2009.-368с.

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

Дополнительные источники:

Дополнительная  учебная литература

  1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование).
  2. Анишкин  В.Г., Шманева  Л.В.  Великие  мыслители:  история  и  основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
  3.  Балашов  В.Е.  Занимательная  философия. –  М.:  Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2008. – 172 с.
  4. Кохановский  В.П.,  Матяш  Т.П.,  Яковлев  В.П.,  Жаров  Л.В.  Основы философии:  учебное  пособие  для  сред.спец.  учеб.  заведений. –  Ростов  н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.
  5. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.
  6. Скирбекк  Г.  История  философии:  Учебное  пособие /  Пер.  с  англ.  В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с. Дополнительные оригинальные тексты.
  7.  Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.  
  8. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов.–М.: Мысль. 1972. – 343 с.
  9. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
  10. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.
  11. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука.1977.–383 с.
  12. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.

 

Интернет-ресурсы

www.alleg.ru/edu/philos1.htm  

ru.wikipedia.org/wiki/Философия  

www.diplom-inet.ru/resursfilos

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»

Контроль  и  оценка  результатов  освоения  дисциплины  осуществляется преподавателем  в  процессе  проведения  практических  занятий  и  лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

В  результате  освоения  дисциплины  обучающийся должен уметь:

-  ориентироваться  в  наиболее  общих

философских  проблемах  бытия,  познании ценностей,  свободы  и  смысла  жизни  как  основы формирования  культуры гражданина  и  будущего специалиста;  

-  определить  значение  философии  как отрасли  духовной  культуры  для  формирования личности, гражданской  позиции и профессиональных навыков;

-  определить  соотношение  для  жизни

человека  свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;  

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В  результате  освоения  дисциплины  обучающий должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

-  основы  научной,  философской  и  религиозной картин мира;

-  об  условиях  формирования  личности,  свободе  и ответственности  за  сохранение  жизни,  культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием  и  использованием  достижений  науки, техники и технологий.  

Формы контроля обучения:  

– домашние задания проблемного характера;

–  практические  задания  по  работе  с оригинальными текстами;

–  подготовка  и  защита групповых  заданий проектного характера;

-  тестовые  задания  по  соответствующим темам.

Методы оценки результатов обучения:

–  мониторинг  роста  творческой самостоятельности  и  навыков  получения нового знания каждым обучающимся;

– накопительная оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии Специальность 050146

1.  ПАСПОРТ    РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ   «ОСНОВЫ  ФИЛОСОФИИ»1.1. Область  применения  программы         ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СПОПримерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 060101 «Л

Примерная  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее ФГОС) по специальности  среднего профессионального о...

Рабочая программа по Основам философии

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии» 1.1. Область применения программы.  Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образо...

Рабочая Программа "История русской философии"

Программа История русской философии.Учебный  курс  профильной  подготовки  для  учащихся 8- 9 классов17  часов...

Рабочая программа кружка "Основы философии"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа  кружка «Основы философии» для 10, 11  классов составлена на основе Примерной  программы по обществознанию: Федеральный компон...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по философии для учащихся 10-х классов

Философия   — это фундаментальная общественная наука, которая изучает сущность, наиболее общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования человека, природы, ...