Публикация в сборнике "Специальное образование в меняющемся мире"
статья

Власова Ольга Васильевна

Статья на тему: "Дополнительное образование и его роль в воспитании социально компетентной личности"

Скачать:


Предварительный просмотр:





Предварительный просмотр:

Дополнительное образование и его роль в воспитании

социально компетентной личности

Власова Ольга Васильевна,

СКОШИ №2, воспитатель высшей категории, г. Улан-Удэ

Аннотация. Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве. Дополнительное образование способствует воспитанию социально компетентной личности, что показано в данной статье на примере кукольного театра.

Одна из главных задач дополнительного образования – социализация детей в условиях современности. На современном этапе социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную. В процессе ее становления значительную роль играет дополнительное образование, вооружающее ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности в будущей самостоятельной жизни.

Проблема обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является всё более актуальной, поскольку число таких детей год от года становится всё больше. Сегодня необходимо акцентировать внимание на подготовку их к жизни в быстро меняющихся условиях, на их интеграцию в общество, и это возможно решить через дополнительное образование. Необходимо помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья открыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста и поддержать стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях.

Решить эти проблемы помогает кукольный театр. Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает их своей яркостью, красочностью, динамикой. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно. Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Но кроме развлечений кукольный театр оказывает большую помощь в умственном, нравственном и эстетическом воспитании. Театр способен не только развлечь зрителя, но и воспитывать в нем определенные нравственные черты. Увиденное в театре расширяет кругозор детей, создает дружественную атмосферу, располагающую к общению, желанию поделиться с друзьями своими впечатлениями. Это способствует развитию речи детей, ведению диалога, умению сформулировать мысль для передачи эмоций, впечатлений, так как речь детей с отклонениями в развитии скудна и невыразительна. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. В сказках, которые используются для постановки, много диалектных, устаревших слов. Дети знакомятся с ними, используют их, учатся правильно их произносить, ставить ударение и т.д. Это развивает активный словарь детей. Так же детям приходится учить роли наизусть, что развивает память. Заучивание роли тренирует произвольную память. Совершенствование произвольной памяти у детей тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала.

Занятия в кукольном театре развивают фантазию, память, мышление, внимание, способствуют развитию моторики рук, пальцев, двигательной активности, благоприятно влияют и на эмоциональную сферу, помогая заряжаться положительными эмоциями, которые необходимы для нормального психического развития. Игра дает огромный эмоциональный заряд, расширяет представления об окружающем мире. Театрализованная деятельность – это игра, а игра самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие эмоциональной и физической скованности. В кукольном театре ребятам предоставляется возможность раскрыться, выявить лучшие свои качества, занятия дают возможность выразить себя на сцене в качестве артистов. Атрибуты кукольного театра являются идеальным инструментом психологической коррекции. Выступления способствуют повышению самооценки, избавлению от комплексов, помогают детям с ОВЗ самоутвердиться, стать более коммуникабельными, открытыми в общении.

 Работа над спектаклем объединяет детский коллектив, сплачивает детей. Ребята находят много друзей, им интересно общение. Дети учатся управлять своим эмоциональным состоянием, у них формируется адекватное поведение. Различные ситуации во время репетиции и выступлений учат детей взаимопомощи, уважению, терпению. Ребята вместе радуются маленьким победам, рассуждают над причинами неудач. Всё это даёт возможность развить эмоционально-волевую сферу ребёнка. Во время игры дети испытывают радостное волнение, а после выступления –  глубокое удовлетворение, наслаждение, приятное чувство собственной значимости и раскрепощения. В результате занятий дети становятся уверенными в себе.

Во время выступления идёт двойное воздействие: зрители-артисты. Даже, если ребенок является только зрителем, спектакль очень положительно влияет на его восприятие. Красочные костюмы, красивые кукольные персонажи вызывают положительные эмоции: радость, смех. Сказка повышает речевую активность детей, даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам сказок на элементарном уровне. Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. Умело подобранные пьесы способны оказать лечебное воздействие на психику ребенка. Дети погружаются в мир слова, музыки, рождается сотворчество. Идёт эмоциональное обогащение двух сторон. Общение с залом помогает раскрепощению и артистов, и зрителей. Зрители, вовлечённые в спектакль, чувствуют себя участниками сюжета. И все получают удовольствие от такого общения.

Театрализованная игра является эффективным средством социализации детей в процессе осмысления ими нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Положительные сдвиги в формировании общей моторики и ритмичности движений, тонких координированных движений рук и пальцев являются основой процесса социализации, поскольку отражаются на развитии навыков самообслуживания, делают ребенка более успешным в учебной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Значимым моментом является и преодоление порога застенчивости, страха, дефекта речи. Одержав небольшую победу над собой, участники кукольного театра приобретают решительность, так необходимую для жизни. На занятиях ребенок приучается трудиться, запоминая текст, работая над выбором интонации, движения, создавая образ. Рассуждая на нравственные темы, дети учатся решать жизненные проблемы в различных ситуациях, что помогает им ориентироваться в социуме. Театр даёт им реальную возможность адаптироваться в социальной среде, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Участие в кукольном театре мотивирует детей к саморазвитию, помогает наладить отношения с окружающими, дает им возможность быть принятыми, понятыми, востребованными в обществе, помогает им обрести новых друзей, вселяет в них уверенность в себе. 

Таким образом, система дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ направлена на воспитание и социализацию личности ребенка, коррекцию его психических и физических функций, выявление, развитие и поддержание творческих способностей.

Дополнительное образование обеспечивает творческую реабилитацию учащихся с ОВЗ, реализуя целый комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня духовного и интеллектуального развития, раскрытие творческих возможностей ребенка, на сохранение и укрепление его здоровья, на овладение им необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, приобщению к культурным ценностям, расширению круга общения и обогащению социального опыта. В ходе посещения занятий ребята учатся правильно общаться, избегая конфликтных ситуаций, они учатся работать командой, понимая важность и неоценимую пользу каждого. Это является первой ступенькой к осознанию себя в коллективе и коллектива для себя. В результате формируются навыки самоконтроля и самоанализа выполненной работы. 

В процессе коррекции и реабилитации средствами дополнительного образования происходит развитие у детей коммуникативных навыков, выявление, поддержание и развитие творческих способностей, воспитание нравственности и эстетического восприятия.

Правильно организованное дополнительное образование с детьми с ОВЗ обеспечивает успешную интеграцию и социализацию в обществе.

Список литературы

  1. Белебихина Н. А. Организация дополнительного образования в школе / Л. А. Королева. – Москва : Учитель, 2008. – 200 с.
  2. Богомолова Ю. П. Кукольный театр – детям / Ю. П. Богомолова. – Москва : ВЛАДОС, 2017. – 127 с.
  3. Голованова Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема / Н. Ф. Голованова. – Санкт-Петербург : Специальная литература, 2017.
  4. Еценков В. Г. Кукольный театр в школе / В. Н. Еценков. –  Новосибирск : Лада, 2016 – 48 с.
  5. Королев М. Искусство театра кукол / М. Королев. – Москва, 2013.
  6. Федотов А. Секреты театра кукол / А. Федоров. – Москва, 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ книги Н.Н. Малофеева «Специальное образование в меняющемся мире. Россия»

Анализ книги Н.Н. Малофеева «Специальное образование в меняющемся мире. Россия»...

статья для Международной заочной научно-практической конференции "Наука и образование в современном мире" с публикацией в сборнике научных трудов

Автор - Найденко Татьяна АлександровнаМБОУ г. Иркутска СОШ №6Иноязычные заимствования в языке рекламы и масс-медиа.Начиная с середины ХVIII века заимствования иностранных слов – один из способов разви...

Публикация в журнале "Образование в современной школе"// № 7/8, 2015

Сценарий праздника "Математика и литература - два крыла одной культуры"...

Русский язык в меняющемся мире

Сценарий библиотечного урока, проводимого в рамках городского фестиваля "Дни русского языка имени Трубачева О.Н."...

Публикация "Повышения качества образования в 7 классе"

Публикация "Повышения качества образования в 7 классе"...

Материалы к уроку по теме: "Наука и образование в современном мире и в мире спорта"

Образование и наука являются основами формирования личности человека, его постоянного развития и понимания окружающего мира. Прежде всего, стоит отметить, что наука является формой человеческой д...

Публикации во Всероссийском сборнике статей и публикаций института развития образования.

Публикации во Всероссийском сборнике статей и публикаций института развития образования....