Публикации во Всероссийском сборнике статей и публикаций института развития образования.
план-конспект занятия (7 класс)

Байкова Ольга Борисовна

Публикации во Всероссийском сборнике статей и публикаций института развития образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Этикет, или ещё раз о хороших манерах»

Пояснительная записка

Работа по изучению правил культурного поведения ведётся с воспитанниками постоянно. Эти знания помогут им увереннее работать над становлением своего характера, свободнее ориентироваться в различных жизненных ситуациях, видеть себя со стороны, отчего и окружающим, и самим воспитанникам станет лучше и приятнее жить.

Цели:

Образовательные:

- расширение знаний о правилах культуры поведения.

Развивающие:

- углубление понимания нравственного смысла данных правил.

Воспитательные:

- формирование положительного отношения к правилам культуры поведения: стимулирование контроля и самоконтроля за основными правилами культуры поведения.

Задачи:

1. Дать понятие об этикете, раскрыть историю понятия этикет;

2. Понимать важность соблюдения этикета;

3. Контролировать своё поведение в различных жизненных ситуациях.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация Power Point, конспект занятия.

Ожидаемый результат:

1. Освоение научных понятий, овладение умениями и навыками, оценивание поступков.

2. Осмысление ценностного содержания понятия “этикет”.

3. Формирование позитивной личностной позиции по отношению к категории этикета.

Оформление: цитаты и высказывания знаменитых людей об этикете:

Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес.

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Ж.  Ж. Руссо. 

Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени. Ф. Честерфилд

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение. Д. Свифт

«Вы живете среди людей, проверяйте свои поступки сознанием:

не причиняете ли вы зла, неприятностей,

неудобств людям своими поступками.

Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо».

В. А. Сухомлинский

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.Вступительная беседа.

   Сегодня быть вежливым не просто важно, а необходимо. Сколько неприятных столкновений можно избежать, если быть немного терпимее к окружающим. Переполненный транспорт, длинные очереди, плохое настроение родных и друзей – что только не может испортить нам день. Но, если точно знать, как вести себя в стрессовой ситуации, то можно избежать ненужных конфузов.


    
С чего начинается утро?
   - От того, как началось ваше утро во многом зависит, как пройдет ваш день. Вы знаете выражение «встал ни с той ноги»? Так обычно говорят о людях, у которых утро не заладилось, они весь день ходят злые и у них ничего не получается. Как вы считаете, почему утро во многом создает настроение на весь день?
    Ребята отвечают.
   На настроение оказывают влияние и погода за окном, и люди, которых вы видите и даже ваш завтрак. Как начинаете ваше утро?
    Ребята отвечают
    Самое главное – это улыбка. И не важно, кому вы будите улыбаться: солнышку, тучке, другу. Помните такую песенку «От улыбки станет всем светлей». Это правда. Ели хотите, чтобы утро было добрым, то и считайте его добрым. Скажите друзьям,   педагогам, «Доброе утро!». И оно действительно станет таким.


  Сервантес писал: «Ничто не дается так дешево и не ценится так дорого, как вежливость ». Это высказывание будет эпиграфом нашего занятия.

Что же означает слово этикет? Давайте обратимся к словарям, какое толкование они нам дадут?

ЭТИКЕТ | Толковый словарь Ожегова

   Установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Дипломатический э. Речевой э. || прил. этикетный, ая, -ое.

ЭТИКЕТ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

  -(франц. etiquette) - установленный порядок поведения где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, напр. при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.).

ЭТИКЕТ | Толковый словарь Даля

   - франц. чин, порядок, светский обычай внешних обрядов и приличия; принятая, условная вежливость; церемониал; внешняя обрядливость. К сему относящ. -ничать, с важностью и настойчивостью блюсти этикет, будто дело.

   Воспитатель. Слово этикет (от французского «etiquette») означает манеру поведения, то есть правила учтивости, вежливости и толерантности, которые приняты в обществе. Знание и соблюдение правил этикета – своего рода ярлык, по которому многое можно узнать, например, где человек вырос, какой стиль общения был принят у него дома, насколько внимательно и бережно относится он к людям. Можно увидеть и то, насколько родители преуспели в воспитании ребенка.

  Воспитанник (с иронией читает стихотворение).

Этот светский этикет

Этот светский этикет

Где-то нужен, где-то нет.

Если я спешу, к примеру,

Этот этикет не к делу!

Экономить надо время,

Этикет лишь только бремя,

Если дел невпроворот –

Церемонии не в счет.

Нынче времена настали –

Все от дел давно устали.

Игнорирует народ

Этот светский сумасброд.

Не найти манерных дам,

До манер ли господам?

«Деньги делать», это факт,

Не поможет светский такт.

Моды на манеры нет,

Хамство захламило свет!

   Воспитатель. Сегодня мы поговорим и о том, как в наше непростое время сохранить умение правильно себя вести и общаться, а также научить этому других. Нормы этикета являются «неписаными», то есть имеют характер определенного своеобразного соглашения между людьми по соблюдению определенных стандартов поведения. Каждый культурный человек должен не только знать и придерживаться основных норм этикета, но и понимать необходимость существования определенных правил и взаимоотношений между людьми. Манеры человека являются индикатором богатства внутреннего мира человека, они отображают моральное и интеллектуальное развитие. В современном мире культурное поведение имеет очень большое значение: оно помогает устанавливать контакты между людьми, общаться и создавать стойкие взаимоотношения. И сейчас я предлагаю вам послушать интересные факты об этикете.

   Воспитанники рассказывают интересные факты об этикете.

Где же зародился этикет?
  В переводе с французского языка слово «этикет» означает «церемония». Любая церемония: от коронования до бракосочетания требует четкого соблюдений правил. Конечно, это особые праздничные мероприятия, но нельзя забывать, что и будний день может стать праздником, если вокруг будет царить культура.
    С самых древних времен люди соблюдали правила общения. Даже в первобытно-общинном обществе были свои определенные нормы, и люди, которые тогда еще жили в племенах подчинялись им. Непременным было уважение к старшим, поскольку это были самые мудрые представители племени. Это правило обязательно и на сегодняшний день. Особые традиции были заложены в средние века, когда процветала особая рыцарская культура. Когда рыцари в доспехах приходили со сражений, они поднимали забрало шлема, чтобы поприветствовать собеседника. А теперь это перешло в обычай снимать шляпу при встрече.
     Вот так неписанные правила, обусловленные местными обычаями и традициями, превратились в неизменные правила, которые знает и соблюдает любой культурный человек. Наверно, вы замечали, что, у друзей, к которым вы приходите в гости, часто дома существуют правила. Есть правила, которые одинаковы для всех, но каждая семья вправе придумать какие-то свои ограничения. Например, не разговаривать по телефону во время семейного ужина. И, кстати, гости всегда должны соблюдать эти правила.
Впервые слово «этикет» стали употреблять в современном значении при дворе французского короля Людовика XIV. «Этикетками» назывались специальные карточки, где были прописаны все правила поведения. Перед трапезой все гости получали их и тщательно изучали. Для того, чтобы изучить их отводилось специальное время. Соблюдение правил, написанных на этикетках, было очень важно. Любое отступление от этих правил считалось недопустимым и строго каралось вплоть до смертной казни. Долгое время этикет различал свою манеру поведения для каждых классов. Так, например, высшее сословие пренебрежительно относилось к низшему. Сейчас же все это в прошлом. Сегодня соблюдение правил этикета – залог гармонии в обществе.

   Воспитатель. Существует множество видов этикета и сейчас мы рассмотрим некоторые из них.


  Различают несколько видов этикета:

   Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.

   Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах. Воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

   Общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

   Воспитатель. Ребята, а давайте сейчас проверим ваши знания правил этикета применяемых в общественных местах.

                                         Вопросы:

1.     Кто первым здоровается при входе в помещение? 
Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.

2.     Кого кому представляют? 
Младшего — старшему,  мужчину — женщине, менее известного — более известному.

3.     Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? 
Проходящий.

4.     Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства? 
Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с Вами познакомились! и т.д.

Правила поведения в магазине:

1.     Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин» или тот, кто выходит? 
Надо пропустить того, кто выходит из магазина.

2.     Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?» 
Говорят: «Кто последний?»

3.     Можно ли входить в магазин с собакой? 
Нет, даже если собака небольшая.

4.     Как обратиться к продавцу? 
По имени-отчеству, которое указано на бейджике (специальная табличка на груди), со словами «будьте добры», «пожалуйста», «будьте любезны».

Правила поведения на улице, в транспорте:

1.     С какой стороны обходят прохожих? 
Идущих впереди -обходят слева, а идущих на встречу — справа.

2.     При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? 
Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе — наоборот.

3.     Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас? Надо встать и уступить место.

                 Правила поведения в театре или кинотеатре

1.     Если вы решили пойти в театр или кинотеатр, но не один, то как лучше пригласить друга (подругу)? 
Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у наших друзей могут быть другие планы.

2.     Паре нужно в театре или кинотеатре пройти к месту. Кто идет первым? 
Идет и ведет к месту мужчина, причем лицом к сидящим.

3.     Что нельзя делать во время спектакля или просмотра кино? 
Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, кушать, делиться впечатлениями. Вставать и уходить во время представления.(слайд №10)

                    Правила поведения за столом:

1.     Как надо есть хлеб, бутерброды? 
Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками.

2.     Если в гостях нам предложили блюдо, которое мы не очень любим, то действовать надо следующим образом. 
Надо взять немного на пробу и поблагодарить угощающего.

3.     Как едят пирожные, торты, пироги? 
Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках.

4.     Как выйти из-за стола? 
Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.

   Воспитатель. Но иногда наше поведение, даже вежливое, противоречит этикету. Будучи вежливым, не забывай о такте. (Учащиеся разыгрывают ситуации, одноклассники комментируют.)

   Ситуация 1. Женщина среднего возраста входит в автобус. Увидев ее, рядом поднимается мальчик: – Садитесь, пожалуйста! – Ну, что ты…спасибо…не надо… – Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю. В чем не прав мальчик?

   Ситуация 2. Старушка, проходя мимо группы ребят, рассыпала яблоки из пакета. Наклонилась, собирает. Один мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там еще поднимите, укатилось». В чем не прав мальчик?

   Учитель. Ребята, давайте вместе еще раз вспомним правила этикета, которые необходимо соблюдать в обществе:

не зевай в обществе, широко открыв рот;

закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;

не сморкайся – это невежливо;

не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями;

помоги пожилому человеку или малышу;

если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;

не кричи, если ты видишь, что рядом с тобой работают люди;

помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;

помни: ты – человек, веди себя по-человечески!

   Воспитатель. Ребята, я хочу помочь вам научиться доброте, вежливости, аккуратности и хорошим манерам. А для этого давайте с вами ответим на вопросы теста.

1. Красивая походка, осанка, изящные жесты украшают: 

А) мужчину;

Б) женщину;

В) как мужчину, так и женщину. 


2. Молодёжь не знает, "что делать с руками". С точки зрения хорошего тона: 

А) надо держать обе руки в карманах;

Б) размахивать ими во время ходьбы или прогулки, энергично жестикулируя; 

В) держать свободно вдоль туловища;


 3. Сидеть следует:

А) держа ногу на ноге, раскачивая ею или обняв колено руками; 

Б) на краю стула, прямо держа спину; 

В) развалясь как в кресле.


 4. Зевать в обществе неприлично. Воспитанный человек: 

А) прикроет рот рукой;

Б) зевнёт широко раскрыв рот;

В) отвернётся в сторону и зевнёт.


 5. С кашлем, как правило, справиться невозможно. При покашливании следует: 

  А) громко кашлять, не обращая внимания на окружающих;

Б) повернуть голову в сторону и прикрыть рот рукой;

В) приложить ко рту платок.


 6. В былые времена любили чихать. В настоящее время мы: 

А) чихнём от души, «со вкусом»;

Б) отвернёмся;

В) по возможности подавим, поднеся к носу платок.


 7. Икота – неприятное явление. Если это всё же началось:

А) зажимая нос левой рукой, пьём воду маленькими глотками или вздыхаем глубоко;      

Б) ''подпрыгиваем’’ от души;

В) запиваем лимонадом.

 8. Воспитанный человек смеётся: 

А) после каждой фразы;

Б) ни с того, ни с сего;

В) только по определённому поводу.  

 9. В отношении друзей мы нередко испытываем потребность отблагодарить за оказанную услугу. Но здесь:

А) никак не следует торопиться, судорожно искать подарок и срочно вручать; 

Б) не лишним бывает сделать приятный мелкий подарок;    

В) следует забыть обо всём.


10.  Одалживание денег – услуга особого характера. Одалживая деньги:

А) сразу обговариваем срок их возврата (занимающий деньги сам называет срок);    

Б) просто даём их и забываем;

В) записываем долг в записную книжку в присутствии человека.


Воспитатель. Молодцы, ребята! Надеюсь, что вы хорошо поняли основные правила современного этикета. А ещё, ребята, нужно воспитать в себе привычку постоянно помнить об окружающих вас людях. Какие чудо – слова нужно использовать в своей речи?


 

Доброе утро

Добрый день

До свидания

Здравствуйте

Извините

Пожалуйста

Приятного аппетита

Простите

Спасибо


 

Загадки о вежливости

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь: «Добрый … день»!

Друг другу на прощание

Мы скажем … «до свидания».

До чего ж оно красиво,

Слово доброе … «спасибо».

Как похоже слово «царствуй»

На приветливое … «здравствуй».

Когда виноваты, сказать спешите:

«Прошу Вас, пожалуйста,.. извините»

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых не … перебивай!

Физкультминутка.

Воспитатель.

   В наше время слово «этикет» можно услышать в каждой стране.

Но везде существуют свои особенности, которые формировались в течение многих веков. Однако в культуре любого народа они приобретали свои очертания в зависимости от традиций общения, национальных особенностей и многого другого.

К примеру, угадай, в какой стране с тобой не станут общаться, если не знают твоего имени? Конечно, в Англии.

А в какой стране можно распевать серенады под балконом без угрозы получить за это порцию холодной

А о приветливости и благородстве французов просто ходят легенды.

Но, поскольку солнышко встает на востоке, с него мы, пожалуй, и начнем экскурсию по этикету разных стран.

Китай

Это страна спокойного созерцания жизни. Все в ней слито с природой в одно целое, и человек относится уважительно ко всему. Этикет полностью отражает это.

Наверное, самой интересной традицией в Китае является чаепитие.

Эта церемония проводится в специально отведенных местах с необыкновенной торжественностью и неторопливостью.

Все сидят вокруг небольшого столика и пьют чай, заваренный по определенному рецепту, разливая его по маленьким чашечкам.

За столом непременно ведется светская беседа. По китайскому этикету, во время чаепития положено улыбаться и говорить только о хорошем.

Если обычно все молодые люди прислуживают самому старшему и уважаемому, то во время этой церемонии даже самый важный человек может подать чашку другому, таким образом, уравнивая его в правах со всеми остальными.

Ты тоже можешь устроить у себя дома вечер китайского чаепития. Для этого не надо дожидаться специального праздника, можно просто в любой день пригласить гостей и за чашкой чая побеседовать в приятной компании.

Турция

В Турции тоже существуют особенные правила этикета.

Женщины обязаны носить длинную одежду, прикрывающую руки и ноги.

Мужчина не позволит себе выйти в шортах на улицу даже в самую жаркую погоду (интересно, как ты будешь чувствовать себя укутанной с ног до головы в середине лета? А они терпят!).

Италия

Эта страна — общепризнанный лидер в областях спагетти и футбола.

Настоящие итальянцы — импульсивные и горячие люди, любят поспорить и отстаивают свое мнение со всей страстью, на которую только способны, даже когда не правы.

Иногда выяснением отношений занимается целый квартал, зато потом все весело хохочут и обнимаются. Причем итальянцы придают очень большое значение жестам и мимике, поэтому многие свои эмоции они выражают не только и не столько словами.

Согласись, обычно интенсивная жестикуляция не вызывает одобрения. Но только не в Италии!

Испания

Особенности этой страны связаны с климатом. В жаркие летние дни солнце светит настолько ярко, что под его лучами просто невозможно долго находиться.

Поэтому в часы сиесты (с 1 ч дня до 5 ч вечера) испанцев тревожить не стоит, если не хочешь оказаться невежливой.

Представь, если бы эти правила распространялись на нас: тогда точно не пришлось бы ходить в школу во вторую смену или выполнять какую-нибудь работу по дому.

Но, может, все хорошо, а то и не погуляешь нормально, ведь все равно на улице никого нет.

Греция

В этой стране приятно быть хозяйкой дома, которая обязательно получит от пришедших гостей подарок.

Дарят в основном цветы или торт, а еще принято приносить с собой сок из свежих фруктов или домашний сыр. Здорово, правда, приглашать к себе гостей: и стол накрывать не нужно, ведь гости все принесут с собой!

Швеция

Здесь тщательно следят за чистотой и порядком, оберегают природные богатства. За мусор, оставленный после пикника в лесу или на берегу речки, подвергают крупному штрафу.

А на чужую территорию лучше не заходить без приглашения.

Зато уж званым гостям здесь всегда рады! Если бы все люди были, как шведы, организованы и, вместе с тем, дружелюбны, то о правилах этикета можно было бы лишний раз не напоминать.

Норвегия

В Норвегии, как и в Швеции, к природе относятся очень серьезно, берегут каждое деревце.

Кроме того, норвежцы — довольно спокойный народ, не любящий лишней суеты и шума.

Во всех общественных местах соблюдаются тишина и порядок. Никто не толкается сумками в аэропорту или на вокзале.

Наверное, у этого народа есть чему поучиться: давай брать с норвежцев пример и не будем толкать прохожих в метро, даже когда очень спешим.

Великобритания

Довольно строгая страна, славящаяся своим педантизмом и пунктуальностью. Если опоздаешь хоть на 1 минуту, сразу же обнаружишь свою невоспитанность и неуважение к окружающим.

А с визитами у них еще сложнее: сначала тебе придет по почте симпатичное приглашение на встречу, ты на него ответишь на еще более симпатичной почтовой карточке.

Придешь, посидишь полчаса, откланяешься и пойдешь домой.

Но это еще не все — потом надо в письменном виде поблагодарить хозяйку за хороший прием.

У нас такой номер не пройдет: тебе самой разве понравится ради получасовой вечеринки два раза бегать на почту (сначала, чтобы ответить на приглашение, а потом — выразить благодарность хозяевам)?

Дания

В Дании каждый хозяин очень тщательно ухаживает за своим домом.

Идешь по улице и видишь по обе стороны ряды красивых и аккуратных домиков.

Черепичные крыши домов смотрятся очень нарядно и празднично.

Так и живут датчане, ведя спокойный, размеренный образ жизни.

Они не столь пунктуальны, как англичане.

Франция

Французы — очень воспитанные и деликатные люди, они вежливы и приветливы, разговорчивы и тактичны. Девочкам принято дарить цветы, даже если праздников и в помине нет.

Представь, что на день рождения гости сами присылают букеты цветов и назначают время своего (!) визита.

Думаешь, что цветы в нашей жизни — явление довольно привычное и люди дарили их друг другу всегда?

Не тут-то было! Оказывается, этот обычай пришел к нам из средневековой

Галантные мужчины сравнивали дам с цветами, которые приносили с собой на свидание. С тех пор и появилась эта замечательная традиция.

Россия

В нашей стране тоже существует особый этикет. Он складывался довольно долго. Современные нормы поведения очень напоминают купеческий этикет.

Ты, возможно, при встрече целуешь своих горячо любимых подруг в щеку. А не задумывалась ли ты, откуда взялся такой обычай? Он возник еще на Руси.

Тогда было принято трижды целовать приятных тебе людей в щеку при приветствии. А вот еще другой пример современного российского этикета.

Русские люди — очень гостеприимный народ.

И совершенно не важно, в какое время дня и суток к тебе пришел гость, с приглашением или по внезапному порыву эмоций, ты все равно должна его принять (если, конечно, не очень сильно спешишь), выслушать и что-то посоветовать, если нужно.

Но вообще-то это уже твое личное дело — пускать гостя или нет.

Как видишь, в каждой стране нашего огромного мира есть свои особые нормы поведения. Но они совсем не отменяют общепринятых норм. Для того чтобы расположить к себе человека любой национальности, совсем не обязательно досконально изучать традиции всех стран (на это целой жизни не хватит!), достаточно быть вежливой и следовать нормаль общечеловеческого общения.

Рефлексия.

Понравилось ли вам занятие?

Какой этап занятия был для вас самым интересным?

Что вызвало трудности?

Какие новые для вас знания вы приобрели в ходе мероприятия?

Ребята, как вы считаете, важны ли правила этикета в нашей жизни? Зачем они нужны?

Спасибо за внимание!!! Будьте вежливыми с окружающими и всегда помните о правилах этикета.



Предварительный просмотр:

 Типология агрессивного поведения современных подростков.

        Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, похожи некоторыми чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости].

       Раскрытие причин и характера агрессивности детей и подростков требует проведения определённой классификации.

       В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:

1.   Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства.

2.   Подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых характерны различные психические нарушения.

В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегося поведения считают

необходимым в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие – психосоциальное развитие.

Так, В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский различают трудных подростков:

Ø   с педагогической запущенностью;

Ø   с социальной запущенностью (нравственно испорченных);

Ø   с крайней социальной запущенностью.

С.А. Беличева выделяет три группы:

Ø   глубоко педагогически запущенные подростки;

Ø   подростки с аффективными нарушениями;

Ø   конфликтные дети (неуживчивые).

Обширные материалы, добытые Л.М. Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы:

1.   Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

2.   Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

3.   Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.

4.  Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

Виды агрессии. У каждого автора есть своя классификация агрессии, которая создавалась в зависимости от своего понимания феномена агрессивности. Представим некоторые из них:

Эрих Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

А.Ю. Монахова выделяет две основные формы агрессии:

1.      Недеструктивная агрессия (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.

2.        Враждебная деструктивная агрессия – это поведение, причиняющее боль. Такая агрессия накапливается и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм – переживание чрезмерной боли или стресса. Эта форма агрессии может приводить к возникновению эмоциональных конфликтов, чувства вины, формировать грубые черты характера, а также уменьшить способности к адаптации. Не находя выхода, агрессивность накапливается, стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни человека. Таким образом, агрессивность – феномен накопительный.

В то же время среди зарубежных ученых существуют различные виды классификации, в которых агрессия определяется не столь однозначно и одиозно. Большинство исследователей предлагает дихотомический способ деления. В качестве одно из плюсов большинство из них выделяет инструментальную агрессию – поведение, при котором агрессия является только средством и направленная на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид агрессии выделяют Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2000 г.), К. Додж и Дж. Койе (1987 г.). Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная – это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда.

Более целесообразными представляются классификации, построенные не на основе деления на группы, лежащие в одной плоскости, а согласно много осевому принципу. Например, Э. Басс (1976 г.) предлагает концептуальную рамку, включающую три оси: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая.

В социальной психологии принято различать три вида агрессивного поведения. Первый – экспрессивная агрессия: это взрыв гнева, вызванный какими-то словами и действиями другого человека, который осознано или нет, стал фактором фрустрации, т.е. помешал достижению цели. В целом подобная агрессия не носит адресного характера, она лишь результат фрустрации. Агрессия второго вида – инструментальная – выражается во враждебных действиях или грозных словах, применяемых для достижения какой-либо цели. Например, человек истошно кричит на кого-то, чтобы заставить поступить его определенным образом (типичную манипуляцию – способ достижения цели за чужой счет). Третий вид – враждебная агрессия; это умышленное нанесение вреда одним человеком другому. Такая «подлинная» агрессия довольно редка. 

Классифицировать проявления подростковой агрессивности можно по-разному - можно применить общие схемы, но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья "Салют Победе!". Итоги реализации социального проекта. Журнал Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", "Практика школьного воспитания" №3, 2010 год.

Журнал Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", "Практика школьного воспитания" №3, 2010 год....

Сценарий мероприятия «Осенний бал» для учащихся 7 – 8 классов (публикация в журнале "Практика школьного воспитания", Изд-во ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования", 2014 год)

Публикация в журнале "Практика школьного воспитания", Изд-во ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования", 2014 год...

Методические рекомендации АУ ДПО ХМАО-Югры "Институт развития образования"

Сборник "Обобщение опыта педагогов имеющих стабильно высокие результаты обучения по предметам математика, информатика, химия и биология" содержит материал Африкян Т. Г. "Цифровой образовательный ресур...

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Смоленский областной институт развития образования» Творческий отчет методического объединения учителей математики Вяземского района Смоленск

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования(повышения квалификации)«Смоленский областной институт развития образования» Творческий отчет ...

Участник фестиваля региональных инновационных площадок «Образование и инновации – 2020» (БУ ОО ДПО «Институт развития образования» г. Орел) - сертификат от 5 марта 2020 года.

В марте 2020 года в г. Орле состоялся фестиваль региональных инновационных площадок «Образование и инновации – 2020» (БУ ОО ДПО «Институт развития образования» г. Орел). ...

Публикация педагога в сборнике статей "Шоковая терапия в педагогике и "метод взрыва"

Публикация педагога в сборнике статей "Шоковая терапия в педагогике и "метод взрыва"...

Конструирование заданий по математической грамотности. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования«Институт развития образования Республики Татарстан»

quot;Конструирование заданий  по математической грамотности".Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования«Институт развития обра...