Разработка открытого урока по ОДНКНР в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"
методическая разработка (6 класс)
Разработка конспекта урока по ОДНКНР в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_v_5_klasse_po_odnknr.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по курсу ОДНКНР
Тема урока:
«Семья – хранитель духовных ценностей» 5 кл
Выполнила: Светличная Марина Анатольевна
Учитель: истории, обществознания. ДОНКНР
МБОУ Камышевская СОШ
2019 год
Цель: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.
Задачи:
-познакомиться с понятием «семья» и выяснить её роль в жизни каждого человека;
-познакомиться с обычаями и традициями, их ролью в жизни семьи;
-изучить, как строился уклад в Древней Руси, что из него сохранилось сейчас;
-выяснить воспитательную роль семьи в жизни человека;
-воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям;
-развивать коммуникативные способности учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и формы обучения:
Методы: частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты:
Предметные: научаться характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где
формируются духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.
Метапредметные УУД:
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.
Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную
деятельность.
Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.
Оборудование: карта урока, ролик о семье, сделанный в программе Windovs Movie Maker, буклет для учащихся, сделанный в программе Publisher, презентация к уроку.
Карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся |
1.Мотивация к учебной деятельности 5-6 мин. | - Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать Вас на нашем уроке. С каким настроением вы пришли на урок? Как готовы работать на уроке? (активно) - А урок мы сегодня начнем не совсем обычно. Я вам на урок принесла интересные вещи: сосуд, песок, горох и камни. Конечно, вам трудно догадаться зачем. Ну, пусть это будет интригой для вас до конца урока. - Но что бы понять то, о чем пойдет речь на нашем уроке, послушайте сказку: Чтение сказки. Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»? Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой»! «А в какие ночи твой свет становится ярким?» – спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников?» – спросила Луна. «Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза …» «А какими были его глаза?» - недоумённо спросила Луна. «Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а потом ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих звёздочек, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?» «А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звёздочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»! - Ребята, вы догадались от чем мы будем говорить сегодня с вами? - Правильно, о самом важном в жизни каждого человека – о семье. Установка: Сейчас мы с вами посмотрим ролик. Подумайте, как его можно назвать , и это будет тема нашего урока (слайд 1) Обсуждение: 1.Какой смысл заложен в сюжете? (что нам хотел сказать автор). 2.Какое название ему подходит? 3.Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (2 слайд) Давайте сформулируем тему нашего урока. | Учащиеся отвечают. Формулируют и записывают тему: Семья – хранитель духовных ценностей. |
2.Актуализация знаний. 3 - 4 мин. | 1. -Давайте вернемся к нашей сказке о звездочке, когда она светила тускло? (когда она грустила) - А почему она грустила? (ей было одиноко). - А когда она светила ярко? (когда она видела спешащих странников домой, в семью) - Как наградила луна звездочку? (осыпала маленькими звездочками, луна создала звездочке семью для счастья) - Ребята, а что такое счастье? Продолжите фразу.(слайд 3) Обсуждение: У Л.Н Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме» (4 слайд) Продолжите фразу. Семья – это….(слайд 5) Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. 2. Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составление кластера в виде ромашки. (слайд 6) | Предполагаемые ответы: Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д. |
3. Изучение нового материала. 10 – 12 мин. | (слайд 7)Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья. Слово семья ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: когда холодно, все к ней собираются". Физминутка - А сейчас поиграем в игру, которая называется "Моя семья". Встаньте все и выполняйте по заданию: - Присядьте те, --- - кто похож на маму? - Потопайте те, ---- кто похож на папу? - Покружитесь те, ---- кто похож сам на себя? -Похлопайте те, --- у кого есть сестрёнки? -Покачайте головой те, --- у кого есть братишки? -Попрыгайте те,----- у кого есть и братишки и сестрёнки -Поднимите руки те, --- у кого пока никого нет? -Скажите громко «Да, люблю!» ----- кто любит свою семью и дорожит ею! - А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Послушайте притчу. а) Чтение и обсуждение притчи.(слайд 8) «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано три слова… - Какие это слова? «ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» - Как можно назвать такую семью? - Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему??? Ребята, а каковы задачи семьи? Составление кластера.(слайд9) А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена? Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда назывались наши предки. Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в доме, поле и огороде…Покровительницей семьи была богиня Лада. (слайд 10) А почему дом был большим??? Семья является ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины. (лайд 11) Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные. Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи. А что такое ценность??? (слайд 12) В словаре Ожегова: «Ценности – то, что человек ценит в жизни , чему он придаёт особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность» Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться. Слайд13 Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности. Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко… Что же может объединять семью? О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Что такое традиция??? (слайд14 ) Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Какие традиции вы знаете???
Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и традиции нашего народа. | Записывают определение семьи. выдвигают свои предположения; «Счастливая семья» Ответы уч-ся. Ответы учащихся о традициях своей семьи. |
4. Первичное осмысление и закрепление изученного материла. 10 – 12 мин. Физкультминутка Ролик «Молитва о семье» | Работа в группах. О семье написано немало. Это произведения разных жанров: пословицы, загадки, сказки былины, рассказы, стихи…Дома вы должны были найти пословицы и поговорки о семье. (ответы детей)
а) Работа с пословицами. - О чём нас учит народная мудрость? Приготовила для вас пословицы, и случайно их выронила. (работа в парах) 1. В семье любовь да совет, так и нужды нет. 2. Не будет добра, коли в семье вражда. 3. Семья без детей, что цветок без запаха. 4. Родители/ трудолюбивы, и дети не ленивы. Слайд 15,16,17 Наша стране 8 июля ежегодно отмечает – День семьи, любви и верности. Появился он благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. б) Знакомство с религиозной культурой о семье. (слайд18 Работа с учебником) Работа в группах. - Любовь и уважение всегда были ценностями религиозной культуры. Давайте познакомимся с семейными традициями разных религий. (делятся на 4 группы. Отвечают на вопросы)
Слайд19. Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Что в них общего? Семья – свята для всех (слайд 20) в) Чтение и обсуждение легенды слайд 21 - О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь «Как появилась дружная семья». Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо выполнять следующие правила: (Как вы думаете какие?) Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.
Г) Ребята, в ваших буклетах есть законы, которые прописаны в Семейном кодексе РФ и которые должны исполнять и родители, и дети. Давайте с ними познакомимся. (читаем, обсуждаем) | Детям раздаются карточки со словами: составляют пословицу о семье из слов. Создают проект «Счастливая семья» Задание группам: Сформулировать свои правила, чтобы создать счастливую семью. Каждая группа зачитывают свод семейных правил. |
5.Рефлексия. 10 мин. | Сейчас я предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. (слайд 22) Слайд 23 - Сейчас давайте вернемся к нашим символам сердечкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. - А теперь возьмите в руки ромашки. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.. (музыка) - Ну а теперь настало время вернутся к нашей интриге. Есть одна старая притча Однажды мудрец принес совим ученикам кувшин, песок, камни и горох. Ученики удивились и спросили, зачем учитель принес такие странные предметы. Мудрец ответил: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека. -Ребята, поэтому, что бы вы ни делали в своей жизни, вы должны быть уверены, что в основание вы положили самые большие камни. - Ребята, а ваш класс можно назвать семьей? (В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.) - Я надеюсь, что ваш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! Оценивают свою работу на уроке! | |
6. Домашнее задание.
1 - 2 мин. | По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):
|
Используемые образовательные ресурсы:
1.А.В.Давыдова. Классные часы. 8 класс. М, ВАКО, 2008 год
2.Семейный кодекс РФ.
3.Д.С.Ожегов. Толковый словарь. М., Просвещение, 2001 год.
4.https://yandex.ru/images
5.nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока в 5 классе
Представлена методическая разработка открытого урока для обучающихся общеобразовательных учереждений 5 - го класса...
Методическая разработка открытого урока в 7 классе
Урок грамматики. Введение темы Past Continiuo...
Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"
Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....
Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.
1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами." 2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...
разработка открытого урока в 5 классе по экономике
Конспект открытого урока по экономике в 5 классе по теме "Рынок продавца и рынок покупателя"...
Внеклассная работа. РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА В 4 КЛАССЕ HALLOWEEN
Разработка праздника...
Разработка открытого урока в 6 классе по теме "Royal London" «Учебник английского языка для 6 класса»: О.В. Афанасьева и. И.В. Михеева
Обобщающий урок в 6а классе по теме “Royal London”, “Great Britain” ...