Формирование семейной, гражданской принадлежности в ДОУ
статья

Шилина Ольга Владимировна

      Любовь к Родине, родной природе, родному краю – эти драгоценные качества воспитать в человеке лозунгами и призывами невозможно, тут нужен иной подход: 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование семейной, гражданской

принадлежности в детском саду.

       Формирование у ребёнка нравственно-патриотических чувств происходит в детском саду поэтапно, слой за слоем каждый год.

       На первом этапе мы обращаемся к семье, которая всегда стоит на первом месте у каждого человека. Семья – это школа воспитания чувств, это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. К сожалению, мы видим, что в настоящее время семья переживает не самые лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители всё меньше уделяют внимания своим детям. Растёт количество неполных, неблагополучных семей. Воспитание любви к самому родному, дому, семье-является основой из основ нравственно-гражданского воспитания, его первая и самая важная ступень. Дети учатся: заботиться о родных, быть внимательными к своим близким и к друг другу.          

      С целью расширения представлений у детей о семье, может помочь работа в форме проектной деятельности.

      Задачи проекта:

  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • В ходе образовательной деятельности продолжать обогащать знания детей о своей семье.

      Содержание проектной деятельности с детьми в группе:

  • Провести с детьми беседы: «Что я знаю о семье?» «Какие мы разные», «Моя семья».
  • Провести занятия из цикла «Я и моя семья» (профессии, увлечения). Беседы по серии картинок «Моя семья» расширяющие представления детей о взаимоотношениях в семье.  
  • Побуждать детей к выполнению добрых дел для семьи, родного дома, детского сада через чтение художественной литературы, стихов о семье, театрализованную деятельность, проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр, художественно - продуктивную деятельность (изготовление подарков).

      Участие родителей в проектной деятельности:

  • Совместно с ребёнком изготовить поделки, придумать рассказ о своей семье, о семейных традициях.
  • Принять участие в проведении презентаций: «Древа семьи», создание альбома «Вкусная и здоровая еда» (блюда из домашнего меню), помощь в подготовке праздников «8 марта», «23 февраля», семейного праздника - «Новый год»
  • Организация совместного с родителями мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья», помогает сплотить семью: поделиться с детьми эмоциональным теплом, радостью от совместно проведённого времени, совместной победы.

       Любовь к Родине, родной природе, родному краю – эти драгоценные качества воспитать в человеке лозунгами и призывами невозможно. Тут нужен иной подход: жить так, чтобы постоянно общаться с природой, думать о её тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту; развивать способность в обычном замечать необычное, красивое; уметь самостоятельно использовать художественное слово.

      Для расширения представлений детей о родном крае, начиная с младшей группы я проводила проекты: «Ай да берёзка», «Животные родного края».

      Для воспитания уважения к родной, народной, русской культуре я провела проект – «Народное творчество». Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребёнка, что должно стать неотъемлемой частью души, началом, порождающим личность. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые для росписи, которые включают в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада.  

      Задачи проектов:

  • Познакомить с красотой русской природы на примере самым почитаемым деревом в России – берёзой.
  • Расширить знания детей о животных родного края.
  • Знакомить детей со стихами, песнями, загадками. Активизировать и обогащать словарь.
  • Развивать у детей познавательную активность, элементарные экологические представления.
  • Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
  • Развивать у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности.

      Дети, живущие в черте города, чаще всего не замечают красоту природы, которая их окружает. Суть проектной деятельности заключается в том, чтобы дети окунулись в мир природы, познакомились с ее частичкой, учились наблюдать и беречь эту красоту.

      Проектная деятельность помогает: углубить, расширить знания детей о жизни животных родного края, о берёзе как о символе России, о изделиях народных промыслов; закреплять и углублять знания о видах росписи, через познавательную, художественно-продуктивную область; воспитать гуманное отношение к природе, формировать начала экологической культуры; развивать умение детей наблюдать, анализировать, сравнивать.

      Проектная деятельность позволяет, с учётом интегрированного подхода образовательных областей, обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, соответствующих требованиям ФГОС.  

                               Воспитатель МКДОУ д/с 423 «Золотой ключик»

                               О.В.Шилина

                               г. Новосибирск (Центральный округ)

                               



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»

Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит  благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообще­ство  кровно близких люд...

Формирование активной гражданской позиции у школьников

в данной статье кратко, но достаточно полно изложены основные аспекты проблемы...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Формирование российской гражданской идентичности через диалог культур на уроках английского языка

Тезисы выступление учителя на областной научно-практической конференции в г. Тула в 2012 году по теме "Формирование российской гражданской идентичности через организацию диалога культур на уроках англ...