"Анализ художественного произведения"
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа. Учебный курс в 10 классе "Анализ художественного произведения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10-analiz_hudozhestvennogo_proizvedeniya.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ермоловская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
по учебному курсу
«Анализ художественного произведения»
10 класс
Срок реализации: 1 год
Составила
Бухляева Юлия Александровна,
учитель русского языка и
литературы IКК
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Анализ художественного произведения» рассчитана на учащихся 10 класса и тесно связана с курсом литературы XIX века. Она направлена на то, чтобы помочь старшеклассникам в процессе работы над художественным произведением осмыслить общие проблемы, образы, ситуации, художественные приемы в искусстве.
Цели данного курса – помочь старшеклассникам в осуществлении задач профессионального образования, воспитание внимательного, вдумчивого и заинтересованного читателя, готового к самостоятельному общению с художественными произведениями различных жанров и эпох.
Основные задачи курса:
- углубление и систематизация знаний по теории литературы;
- обучение анализу текстов разных стилей и жанров;
- расширение культурного кругозора;
- развитие литературно-творческих способностей;
- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.
Достижение данных целей и задач способствует формированию следующих компетенций: общекультурной, литературоведческой, ценностно-мировоззренческой, читательской, речевой.
Содержание программы курса позволяет спроектировать следующие результаты обучения:
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).
Метапредметные результаты:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Предметные результаты:
- составление аналитического высказывания об идейно-художественном своеобразии литературного произведения и его фрагментов;
- понимание авторской позиции;
- выявление и осмысление роли изобразительно-выразительных средств языка в единстве с идейно-композиционной характеристикой произведения;
- совмещение эмоциональной реакции на прочитанное с грамотным изложением своих мыслей и чувств на языке литературоведения;
- обоснованная аргументация собственной точки зрения;
- интерпретация произведения в контексте культуры, конкретной эпохи, современности.
Содержание программы учебного курса
«Анализ художественного произведения»
Введение. Цели и задачи курса. Современные подходы к анализу художественного произведения. Различение понятий «первичное эмоциональное восприятие», «анализ» и «интерпретация» текста. Что такое анализ в единстве формы и содержания (от формы к содержанию). Виды анализа: лингвистический и литературоведческий, сопоставительный и др.
Теоретический блок
Тема 1. Литературные направления. Античная литература. Древнерусская литература. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Модернизм. Особенности литературных направлений.
Тема 2. Жанры и роды литературы, понятие о художественном методе и стиле. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры русской литературы: роман, повесть, рассказ, стихотворение, поэма, трагедия, драма, комедия и другие. Художественный метод и стиль русских писателей и поэтов XIX века.
Тема 3. Идейно-тематический анализ произведения. Тема, проблема, конфликт, пафос, идея произведения.
Тема 4. Элементы стихосложения. Ритм. Ритмика. Стопа. Размер. Рифма. Рифмовка. Строфа.
Практический блок
Тема 5. Структура простого и сложного плана. Конспект. Тезисы. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений: историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое. Основная часть. Заключение. Правила составления тезисов. Конспектирование как вид письменной работы.
Тема 6. Конспект критической статьи. Основные правила конспектирования критической статьи. Составление плана критической статьи. Способы цитирования.
Тема 7. План комплексного анализа прозаического и лирического произведений. Структура плана комплексного анализа художественного произведения: идейно-тематический анализ, композиционный анализ, языковой анализ, стихосложение (для лирических).
Тема 8. Лингвостилистический анализ текста. Анализ изобразительно-выразительных средств языка на материале произведений А. Фета, Ф. Тютчева. Приёмы сатирического изображения (на материале произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города»). Комплексный анализ прозаического текста. Роль детали в художественном произведении.
Тема 9. Сравнительный и сопоставительный анализ лирических произведений. План сравнительного анализа произведений. Сравнительный и сопоставительный анализ произведений на материале стихотворений поэтов XIX века.
Тема 10. План характеристики литературного героя. Характеристика литературного героя (на материале повести Н. Лескова «Очарованный странник»).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема |
1 | 1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. Особенности устной и письменной речи. | |
Теоретический блок | |||
2 | 1 | Литературные направления. | |
3 | 1 | Жанры и роды литературы, понятие о художественном методе и стиле. | |
4 | 1 | Идейно-тематический анализ произведения: тема, проблема, конфликт, пафос, идея. | |
5 | 1 | Элементы стихосложения. | |
Практический блок | |||
6 | 1 | Структура простого и сложного плана. Конспект. Тезисы. | |
7 | 1 | Конспект критической статьи. | |
8 | 1 | План комплексного анализа прозаического текста. | |
9 | 1 | План анализа лирического произведения (интерпретация, истолкование) | |
10 | 1 | Анализ изобразительно-выразительных средств языка на материале произведений А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. | |
11 | 1 | План сравнительного анализа лирических произведений на материале стихотворений поэтов XIX века. | |
12 | 1 | Приёмы сатирического изображения (на материале произведений Салтыкова-Щедрина) | |
13 | 1 | Роль детали в художественном произведении. | |
14 | 1 | План характеристики литературного героя. | |
15 | 1 | Роль пейзажа в произведении. | |
16 | 1 | Проблемный анализ произведения: «Идейно-нравственные поиски героев Толстого» | |
17 | 1 | Комплексный анализ рассказа (на материале произведений А.П. Чехова) | |
18 | 1 | Контрольно-зачётный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ художественного произведения Тема 11
Что такое художественный образ...
Анализ художественного произведения Тема 12
Образ человека в произведении...
Инновационно-коммуникационные технологии как метод анализа художественного произведения
В условиях развития современного образования невозможно обойтись без использования инновационных технологий на уроках литературы. Данные технологии делают процесс обучения более красочным,и...
Инновационно-коммуникационные технологии как метод анализа художественного произведения
В условиях развития современного образования невозможно обойтись без использования инновационных технологий на уроках литературы. Данные технологии делают процесс обучения более красочным,и...
Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения
Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения ...
«Роль художественной детали, символики и цветописи в рассказе И.А. Бунина «В одной знакомой улице» («Тёмные аллеи»). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения
Статья посвящена анализу рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице» из сборника «Тёмные аллеи»....
Художественные открытия А.П.Чехова в драматургии.(Анализ художественного произведения).
Статья раскрывает художественные особенности пьес А.П.Чехова....