Инновационно-коммуникационные технологии как метод анализа художественного произведения
методическая разработка по литературе по теме
В условиях развития современного образования невозможно обойтись без использования инновационных технологий на уроках литературы. Данные технологии делают процесс обучения более красочным,интересным, а также значительно повышают мотивацию к обучению. В данной статье обобщён опыт работы с информационно-коммуникационными технологиями в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Metodicheskaya_statya.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии как метод анализа художественного произведения
Ушмотьева Юлия Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 41 г.Екатеринбурга
В настоящее время складываются и набирают силу многие инновационные процессы и явления общественной жизни, формируется общество, в котором информационные ресурсы превращаются в важнейший фактор развития, а информационные технологии начинают оказывать воздействие на самые разнообразные сферы человеческой жизнедеятельности. Человечество стремительно вступает в принципиально новую для него информационную эпоху, которая характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, выступающей в качестве системо-образующего фактора, активно влияющего на состояние и развитие всех сфер жизнедеятельности человека. Информатизация образования сегодня является обязательным условием создания интеллектуальной базы грядущего информационного общества и требует от деятелей образования формирования нового поколения, ликвидации функциональной неграмотности многих миллионов людей и ориентации их на профессиональную мобильность, воспитания в духе эколого-нравственного императива. В условиях современного образования нельзя не говорить о необходимости освоения инновационных технологий в обучении, том числе и информационно-коммуникационных технологий, более того использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы способствует повышению уровня мотивации к обучению,способствует укреплению межпредметных связей, повышению уровня ЗУН и т.д.
Информационно-коммуникационные технологии-информационные процессы и методы работы с информацией,осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.
Мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования - формирование личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
Решить задачи модернизации образования позволяет использование разных форм организации образовательного процесса: это и активные формы уроков (урок – исследование, урок – конференция, урок - защита проектов); и методы и приемы работы, активизирующие деятельность учащихся; и выполнение учащимися исследовательских заданий, творческих работ; и система дополнительного образования школьников, когда учащиеся решают нестандартные задачи в поисковом режиме.
Анализ программ курса информатики показывает, что ученики сегодня готовы к урокам самых разных дисциплин с использованием информационно-коммуникационных технологий. Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, я постепенно ввожу в свои уроки следующие формы использования ИКТ:
- Начиная с 5 класса можно применять формы, не требующие от учеников специальных знаний ИКТ, например, компьютерные формы контроля (тесты). В этот период учитель может проводить и уроки на основе презентаций, созданных им самим или старшеклассниками.
- С 8 класса (первый год обучения основам информатики) можно практиковать работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока. Но в этот период диски по предметам и электронные энциклопедии воспринимаются учащимися в основном как источники информации.
- В нашей школе на уроках информатики во втором полугодии 8 класса учащиеся начинают освоение программ Power Point. Это позволяет строить уроки на основе защиты проектных работ учащихся с использованием ИКТ. С помощью MS Word ребята учатся оформлять свои рефераты и исследования. На этом этапе важно, чтобы и предметники придерживались единых требований к оформлению ученических работ.
- В 9 классе уже и экзамен по предмету может проводиться в форме защиты проектной, исследовательской, творческой работы с обязательным мультимедийным сопровождением.
- В старших классах ИКТ дает возможность ученикам совершенствоваться и самоактуализироваться, издавая школьную газету ,участвуя в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах, проектах; размещать творческие и исследовательские работы в Интернете ;получать дополнительную информацию по интересующему вопросу через общение при помощи электронной почты, on-line, видеоконференций и др. На данном этапе учитель - уже лишь помощник ребят, дающий возможность в полной мере проявлять и развивать их потенциал.
На уроках литературы особо востребован прием яркого образного начала, для развития эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости учащихся. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора, вводят произведение в культурно-исторический контекст. Фотографии, портреты в единстве со словом педагога создают образ писателя; иллюстрации к текстам помогают представить персонажей.
Но учителю литературы часто не хватает необходимого наглядного материала и оборудования для размещения имеющегося. На помощь пришли информационно-коммуникационные технологии. Владея информационно-коммуникационными технологиями, учитель имеет возможность создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку (проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал). В зависимости от уровня класса, поставленных перед уроком задач единожды набранный вариант заданий может быстро модифицироваться (дополняться, сжиматься). Кроме того, распечатанные дидактические материалы выглядят более эстетично.
Вариант проверочной работы на знание текста к первому уроку по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», 9 класс
- О ком это сказано: «… не красавец, но не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; …нервы у него были щекотливые, как у девушки; …покупал он весьма недешево какое-то мыло для сообщения гладкости коже»?
- Где познакомились Чичиков и Собакевич?
а) на вечеринке у губернатора,
б) в поместье Собакевича,
в) в театре.
3. Что лежало на дне табакерки Чичикова?
а) две фиалки,
б) копейка,
в) табак.
4. О ком это сказано: «… имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно все равно, похождения ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник…»?
5. Как звали детей Манилова?
а) Фемистоклюс, Алкид;
б) Феодул и Еремей;
в) Павсикахий и Мокий.
Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации. Безусловно, многие работы требуют проверки, редакторской правки. Я не призываю их использовать полностью, но какие-то фрагменты статей могут пригодиться при разработке дидактических материалов к уроку, подсказать и форму урока.
Фрагмент заочной экскурсии в родовое имение М.Ю. Лермонтова Тарханы (найдена в Интернете)
«Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской...» - таким запомнился Лермонтову дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился. В этом доме часы отсчитывали конкретное время его реальной жизни, зеркала отражали лица тех, кто окружал будущего поэта в Тарханах».
Материалы, найденные или разработанные с помощью информационно-коммуникационных технологий, удобно использовать для оформления кабинета (фото-экскурсии в литературные музеи, иллюстрации, портреты писателей) и для анализа и систематизации отобранной информации, хранения разработанных учебных материалов (создание своей методической папки в компьютерном классе школы).
С появлением мультимедийных материалов (интерактивных CD-дисков) по истории, литературе и МХК (вместе с новыми компьютерными классами) открылась возможность включения в урок фрагментов видеолекций. Кроме того, расширился круг форм работы с источниками на уроке. Благодаря диску «Н.В.Гоголь», «Литература. Подготовка к ЕГЭ» ученики могут самостоятельно получать биографическую и историографическую информацию в интересной современной форме. Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Однако сложность технической организации урока, большие временные затраты только на один вид работы не позволяют часто проводить его. Возникает необходимость поиска новых форм использования данного материала с большим эффектом.Одной из таких форм является работа с презентацией.
Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке. Если презентация станет основой урока, его «скелетом», то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе PowerPoint. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации. Можно так же создать и заметки к слайду, отражающие переходы, комментарии, вопросы и задания к слайдам и материалам на них, т.е. методическое оснащение презентации, «партитуру» урока. Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то необходимо четко сформулировать цель использования презентации и, уже исходя из нее, отбирать, структурировать и оформлять материал. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.Если презентация – творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше, если с презентацией, созданной учеником, вы познакомитесь заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке. Специфика подготовки урока – презентации безусловно определяется типом урока. В моей практике используются: урок- лекция (см. Приложение 1), обобщающие уроки, уроки анализа текста(см. Приложение 2).
ИКТ позволяет осуществить интегративный подход в обучении. Урок, созданный с помощью ИКТ, - априори интегрированный (интегрированным уроком считают такой, который представляет собой результат совместной активной деятельности двух или нескольких учителей и учащихся). Урок готовится учителями информатики и литературы и учениками, используются материалы МХК, истории и т.п. Не всегда интегрированный урок создается на основе презентации, но часто создается с помощью ИКТ (поиск информации в Интернет, оформление дидактических и методических разработок). Кроме того, иногда в ходе подготовки урока литературы обнаруживаются материалы, способствующие установлению интегративных связей (см. Приложение 3).
Внедрение информационно-коммуникационных технологий способствовало повышениу уровня качества образования,неуспевающих среди моих учеников нет,а на районном семинаре филологов был отмечен яркий интерес учащихся к литературе.
Уровень роста качества обучения за 3 года по литературе в 9а классе
В результате прведённого анкетирования выяснилось,что большинство учащихся 9класса предпочитает уроки с использованием ИКТ,электронных тестов,презентаций.
Предлагаю рассмотреть диаграммы,где:
1.традиционные формы уроков;
2.уроки с использованием ИКТ;
3.традиционные формы творческих работ;
4. презентации;
5.традиционные формы контроля;
6.электронные тесты.
Опыт использования ИКТ на уроках литературы обсуждался на ШМО учителей русского языка и литературы, школьных педагогических советах,районном семинаре филологов.
Проанализировав результаты образовательных достижений учащихся,выявив недостатки в подготовке по предмету,я орпеделила направление своей дальнейшей деятельности:спроектировать процесс обучения русскому языку и литературе на основе анализа собственного опыта и осмысления нового содержания образования с использованием ИКТ.
Для этого ведётся работа над созданием авторского сборника поурочных разработок по литературе для 9 класса с использованием ИКТ.
А также планируется создание сборника тестовых заданий по литературе для 5-9 классов.
За последние три года интерес к урокам c использованием ИКТ удерживается на высоком уровне:
Необходимо отметить, что использование информационно-коммуникационных технологий способствует интеллектуальному и творческому росту не только ученика, но и учителя.Но при всем обилии положительных моментов в использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках следует отметить и то, что методика использования медиаресурсов еще не разработана. Чрезмерное использование данных технологий на уроках литературы может привести к тому, что в сознании учеников библиотеки заменятся Интернетом (легче найти в Интернете, чем сходить в библиотеку). А качество некоторой информации в «глобальной паутине» оставляет желать лучшего. Гигиенические нормы требуют, чтобы время непосредственной работы ученика за компьютером не превышало даже для 10-11 классов 20-30 минут два раза в неделю. Привлечение же ребят к созданию презентации к урокам по разным предметам автоматически приводит к нарушению этих требований. Однако высокая информационная емкость, легкость и убедительность образного восприятия, доминирование продуктивных возможностей над репродуктивными, скорость и широта трансляции и тиражирования – те положительные стороны, которые привлекают нас в использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Что дает учителю литературы использование информационно-коммуникационных технологий?
- экономию времени на уроке;
- глубину погружения в материал;
- повышенную мотивацию обучения;
- интегративный подход в обучении;
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ художественного произведения Тема 11
Что такое художественный образ...
Анализ художественного произведения Тема 12
Образ человека в произведении...
Инновационно-коммуникационные технологии как метод анализа художественного произведения
В условиях развития современного образования невозможно обойтись без использования инновационных технологий на уроках литературы. Данные технологии делают процесс обучения более красочным,и...
Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения
Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения ...
«Роль художественной детали, символики и цветописи в рассказе И.А. Бунина «В одной знакомой улице» («Тёмные аллеи»). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения
Статья посвящена анализу рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице» из сборника «Тёмные аллеи»....
Художественные открытия А.П.Чехова в драматургии.(Анализ художественного произведения).
Статья раскрывает художественные особенности пьес А.П.Чехова....
Анализ по образу действующих лиц как один из типов анализа художественного произведения в школе
Доклад расскрывает тему Анализа по образам действующих лиц – как одиного из самых распространенных в школьной практике....