Анализ художественного произведения Тема 11
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М.Ю Лермонтов «Русская мелодия»: В уме своем я создал мир иной И образов иных существованье; Я цепью их связал между собой, Я дал им вид, но не дал им названия; Вдруг зимних бурь раздался грозный вой,- И рушилось неверное созданье!
Художественный образ - «воспроизведенное представление», - форма художественного мышления, способ освоения и преобразования действительности, любое явление, творческие воссозданное в произведении…
Художественный образ обобщает действительность, является способом ее оценки. Творя образ, художник воссоздает цвет и освещение, звуковой фон и зрительные впечатления, запахи и ощущения, воспроизводит образные ассоциации. Образ обретает жизнь только в сознании читателя, который достраивает его детали и подробности.
О чем эти стихи? Кто тот, чьё имя не названо? Всё великолепье Труб – лишь только лепет Трав – перед Тобой. Всё великолепье Бурь – лишь только щебет Птиц – перед Тобой. Всё великолепье Крыл – лишь только трепет Век – перед Тобой. М.Цветаева Измерить океан глубокий, Сочесть пески, лучи планет Хотя и мог бы ум высокий,- Тебе числа и меры нет! Г.Р.Державин
Художественные образы В системе персонажей: Индивидуальные (Наташа Ростова) Характерные (Дикой и Тихон Кабанов) Типические ( Базаров) За рамками одного произведения: Образ- мотив (повторяется, образ метели) Образ- топос ( общее место, образ дороги) Образ- архетип ( устойчивый, Гамлет, Дон-Жуан) По объекту изображения: Образ автора, образ героя, образ природы, образ родины, образ народа…
Об образе ветки сирени в романе И.А.Гончаров «Обломов» Впервые появляется в момент признания в любви Ольге, затем называя это неправдой. Ольга срывает ветку сирени и с досадой бросает ее. Обломов хранит ветку как символ любви. О ветке Ольга расскажет Штольцу в знак доверия. О сирени, как символе лучшего в жизни Обломова, напомнит и финал: «Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой»,
Вопросы и задания Проанализируйте образный строй стихотворения М.Ю. Лермонтова: Никто моим словам не внемлет…я один. День гаснет…красными рисуясь полосами, На запад уклонились тучи, и камин Трещит передо мной. Я полон весь мечтами О будущем… и дни мои толпой Однообразною проходят предо мной, И тщетно я ищу смущенными очами Меж них хоть день один, отмеченный судьбой!
Прочитайте рассказ И.А.Бунина «Роман горбуна» и выполните задания: Что подчеркнуто в портрете героя и героини? Что сближает оба описания? Докажите, что место и время действия выбрано не случайно. Какая парадоксальная мыысль присутствует в любовном послании горбуньи? Где намек, что она горбунья? Какими образными средствами передано ожидание? В чем особенность цветовой гаммы рассказа? Как она связана с сюжетом? Как автор относится к герою и героине? В чем особенность авторской оценки? Дайте свою интерпретацию финальной фразы.
Роман горбуна Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю нас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья. Беспощаден кто-то к человеку! 1930
Домашнее задание Прочитайте рассказ И.А.Бунина «Волки» и выполните задания: С какой целью в рассказ вводится образ августовской ночи? Какими средствами автор выстраивает этот образ? Проанализируйте фразу: « И опять вспыхивает спичка, потом зарница, и тьма еще гуще слепит теплой чернотой, в которой все кажется, что тележка катится назад». Как в ней проявляется мастерство Бунина-художника? Какую портретную характеристику дает автор героям? Как объяснить психологическое состояние барышни? Почемк она «бросает в темноту спички»? Почему в кульминационный момент повествование обрывается описанием пожаоа? С помощью каких средств создается это описание? В чем особенности художественного времени рассказа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ художественного произведения Тема 12
Образ человека в произведении...
«Роль художественной детали, символики и цветописи в рассказе И.А. Бунина «В одной знакомой улице» («Тёмные аллеи»). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения
Статья посвящена анализу рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице» из сборника «Тёмные аллеи»....
Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».
Уровень опыта по степени новизны состоит в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...
Урок литературы в 9 классе на тему "Парадоксы в искусстве: опыт анализа художественного произведения"
Это первый урок по творчеству А.С. Пушкина. Рекомендуется проводить его перед изучением романа в стихах "Евгений Онегин"...
Художественные открытия А.П.Чехова в драматургии.(Анализ художественного произведения).
Статья раскрывает художественные особенности пьес А.П.Чехова....
Программа индивидуально - групповых занятий по теме "Анализ художественного произведения". Литература. 10 класс.
Программа индивидуально - групповых занятий по литературе...
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ. Технологическая карта. Тема: Главная идея рассказа «Легкое дыхание» И.А.Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения)
Технологическая карта урока для 11 класса по программе Г,Беленького. Урок-исследование рассчитан на работу в группах. Задачи урока:- формировать навыки выборочного поиска учебного материала...