Анализ художественного произведения Тема 12
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характер героя Характер раскрывается в различных ситуациях характеры помещиков «Мертвые души» (авантюра с покупкой душ) Гринев «Капитанская дочка» (водоворот исторических событий)Мцыри «Мцыри»( смерть как плата за волю)Онегин «Евгений Онегин»(дуэль с Ленским)Обломов «Обломов» ( заурядные обстоятельства)Печорин, Грушницкий, Вера, Мери «Герой нашего времени» (ситуации острого выбора)… Глубина постижения образа человека в произведении зависит от способности читателя увидеть героя в контексте разных проблем В чем логика выбора имени героя?Как вводится герой в текст?Каково его место в системе персонажей?О чем говорит портрет и речевая характеристика?Что можно понять их описания интерьера, вещи героя?Какова предыстория? Что известно о воспитании, образовании, окружении?Какова оценка героя другими персонажами?Каково авторское отношение к герою?Какова самооценка героя?Каковы поступки героя и их мотивы?Как прогнозируется судьба героя за пределами финала? Значение имени героя отсутствие имени («Красавица» Бунина)имя нарицательное («Мцыри»)близкое к реальному (Чацкий = Чаадаев) черта характера (Скалозуб)зоологизация образа (Скотинин)омертвение души (Коробочка)душевный разлад (Раскольников)смысловой подтекст (Евгений Онегин и герой предшествующей литературы «Евгений, или Пагубные последствия дурного воспитания и сообщества) Значение речи героя стилистическая окраска хаотична или логична (Репетилов)рациональна или эмоциональна (Онегин)интонации преобладания (Молчалин)лексика высокая или сниженная (Чацкий и Скалозуб) Место героя в системе образов - центральное или периферия - наличие двойников или антиподов План анализа образа человека в произведении: Место героя в системе персонажейСпособ введения в произведениеПринадлежность к социальной группе, воспитаниеИмя, портрет, речь, интерьер, пейзажПредыстория, герой за рамками произведенияСитуация, раскрывающая характер. Поступок и его мотивыСамооценка героя и ее динамикаОписание впечатлений от окружающего мираПсихологизм образа. Сны, видения герояОценка героя другими персонажамиАвторское отношение к герою, герой в контексте творчестваГерой в читательской оценке. Споры вокруг образа. Вопросы и задания А.С.Грибоедов «Горе от ума»:Докажите, что решение Софьи о распространении сплетни о Чацком принимается спонтанно и не без внутренних колебаний.Н.В.Гоголь «Ревизор»:С какой целью Земляника наушничает Хлестакову о других чиновниках?А.С.Пушкин «Капитанская дочка»:Какие искушения претерпевает Гринев в диалоге с Пугачевым и как их преодолевает?М.Ю.Лермонтов «Мцыри»:Перед смертью Мцыри слышит пение рыбки. Как это связано с вопросами, которые мучительно решает герой? Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Щи» и выполните задания Докажите, что первая фраза рисует картину страшного горя.Почему описание глаз Татьяны прерывается многоточием? Какую роль играет сравнение?Зачем автор задерживает внимание на том, как вдова ест щи? Как в реплике сказывается характер?Почему для понимания смысла важна информация, что барыня была «помещица того самого села»? Какой мотив прихода барыни к Татьяне?Почему автор не дает барыни ни имени, ни портрета? О чем говорит внутренняя реплика барыни? Что скрывается за жестом «Барыня только плечами пожала»?Сводится ли идея произведения к последней фразе?Объясните логику именно такого членения на абзацы. ЩИ У бабы-вдовы умер ее единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник. Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон. Она застала ее дома. Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой. Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли... но она держалась истово и прямо, как в церкви. "Господи! -- подумала барыня.-- Она может есть в такую минуту... Какие, однако, у них у всех грубые чувства!" И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе! А баба продолжала хлебать щи. Барыня не вытерпела наконец. -- Татьяна! -- промолвила она.-- Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи! -- Вася мой помер,-- тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам.-- Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посоленные. Барыня только плечами пожала -- и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево. Май, 1878
Домашнее задание Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Живые мощи» и выполните задания:Как начало рассказа связано с сюжетом?Почему сцена встречи с Лукерьей предваряется описанием радостного утра?Как сравнения при описании Лукерьи помогают глубже понять образ?Почему при вопросе о Василии Лукерья отводит глаза в сторону? Почему разговор с барином завершается упоминание о косе?Что помогло Лукерье не озлобиться и не отчаяться? На какую черту характера указывают две последние фразы рассказа?В чем смысл снов Лукерьи?С какой целью введен пересказ разговора о Лукерьи с хуторским десятским?Как рассказ отвечает на вопрос «Чего в жизни больше: добра или зла?»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ художественного произведения Тема 11
Что такое художественный образ...
«Роль художественной детали, символики и цветописи в рассказе И.А. Бунина «В одной знакомой улице» («Тёмные аллеи»). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения
Статья посвящена анализу рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице» из сборника «Тёмные аллеи»....
Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».
Уровень опыта по степени новизны состоит в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...
Урок литературы в 9 классе на тему "Парадоксы в искусстве: опыт анализа художественного произведения"
Это первый урок по творчеству А.С. Пушкина. Рекомендуется проводить его перед изучением романа в стихах "Евгений Онегин"...
Художественные открытия А.П.Чехова в драматургии.(Анализ художественного произведения).
Статья раскрывает художественные особенности пьес А.П.Чехова....
Программа индивидуально - групповых занятий по теме "Анализ художественного произведения". Литература. 10 класс.
Программа индивидуально - групповых занятий по литературе...
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ. Технологическая карта. Тема: Главная идея рассказа «Легкое дыхание» И.А.Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения)
Технологическая карта урока для 11 класса по программе Г,Беленького. Урок-исследование рассчитан на работу в группах. Задачи урока:- формировать навыки выборочного поиска учебного материала...