Из опыта работы с детьми с глубокой умственной отсталостью.
статья

Прохорихина Галина Алексеевна

Из опыта работы с детьми с глубокой умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_elina.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Г.А. Прохорихина

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

«Байкаловская средняя

общеобразовательная школа»

Из опыта работы с детьми с глубокой умственной отсталостью.

В наше время проблема  обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья стоит особенно остро. С каждым годом количество таких детей увеличивается и соответственно встаёт вопрос их  обучения. Можно обучать в специальных коррекционных школах, можно организовывать коррекционные классы в общеобразовательных школах. Но есть дети, для которых необходимо индивидуальное  обучение.

Индивидуальная форма  обучения  предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально  на   дому.  Обучение  на дому проводится в соответствии с графиком, утверждённым директором школы и согласованным с родителями ребенка или лицом его заменяющим. 

Я работаю с ребёнком  с глубокой   умственной   отсталостью  с 2011 года. Девочке 11 лет. Элина спокойная, доброжелательная девочка. У нее слабо развита память, внимание, логическое мышление, не развита моторика пальцев рук из-за болезни, поэтому не может держать правильно ручку, карандаш, следовательно, письменные работы не выполняет. У нее не развиты пространственные и временные представления. Очень мал словарный запас, нет навыков самостоятельности. Девочка не ходит, сидит в детской коляске. Может перемещаться по полу сидя, опираясь руками. Элина воспитывается в полной малообеспеченной социально-устойчивой семье, благополучной в воспитательном отношении,  где воспитанием дочери занимаются оба родителя. Выполняют все рекомендации учителя. Созданы условия для ее обучения.

          Цель наших  занятий: развивать коммуникабельность  ребенка. Необходимо,  используя все познавательные возможности ребенка,  развивать у нее жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослой  она смогла самостоятельно себя обслуживать и выполнять работу в быту.

Для этого определила основные задачи:

  1. Установить контакт и связь с семьей. Координировать совместную работу по воспитанию и развитию ребенка.
  2. Обучить игре.
  3. Социально адаптировать.
  4. Развивать общую моторику, корректировать двигательную сферу.
  5. Развивать навыки предметно-практической деятельности.

Девочка к заданиям проявляет кратковременную заинтересованность.  Речь сложна для понимания. Работоспособность низкая, быстро утомляется. Внимание неустойчивое.

Первые наши  занятия по обучению письму заключались   в том, что бы дать  технические навыки и умения в изображении элементов букв - правильно держать карандаш, правильно пользоваться им  при проведении линий. Письмо букв проводится параллельно с изучением алфавита. Обучение математике направлено на овладение учащейся счетным операциям сложения и вычитания в пределах 10, уроки организовываю на наглядной основе.

Обращаю ваше внимание на то, что  у  детей с таким заболеванием  не возникает подлинного понятия о числе и о составе, они лишь механически заучивают порядковый счёт, с большим трудом овладевают конкретным счётом.  Элина научилась считать до 10. Помимо этого счет основывается на понятиях: мало, много, ни одного. Считаем карандаши, вырезанные из цветной бумаги  простые геометрические фигуры, счетные палочки.

          Непроизвольное внимание сопровождается чрезмерной отвлекаемостью. Поэтому после 2-3 упражнений  даю девочке отдохнуть. В перерывах между уроками просматриваем  детские видеоклипы или слушаем музыку - получается своего рода  музыкотерапия. Элина любит слушать детские песенки  и в то же время учится спокойно сидеть. Если у нее хорошее настроение, она может выполнять танцевальные движения руками. Если ей работа нравится, она говорит: «Как полезно, как вкусно». Помните, что во время занятий  обязательно нужно  делать физминутку. Она выполняет её с огромным  удовольствием. Делаем  физминутку  вместе.

Слабость памяти умственно отсталых детей проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько в ее воспроизведении. Элина рассказывает детские стихи  на своем уровне. Это говорит о том, что ее память сохранна и ее необходимо развивать. Девочка пока испытывает  трудности при воспроизведении словесного материала, они  связаны с переутомлением нервной системы, из-за общей ее слабости,  поэтому очень важно соблюдать режим дня и отдыха. Уроки по развитию речи посвящены темам из окружающей действительности. Наблюдаем за жизнью животных, растений. Следим за  сезонными изменениями в природе, знакомимся с домашними и дикими животными. При обучении  включаю  упражнения на развитие моторики рук.  Собираем мозаику, применяем пальчиковую живопись, используя  простые приемы: точка-отпечаток, линия, спиралька. Ей очень нравится выполнять такую работу, хотя и рисуем вместе. Я держу ее пальчик, и вместе набираем краску и ставим отпечаток. Работаем с пластилином – разминаем, скатываем в колбаску, шарики, отщипываем пальчиками кусочки пластилина. Таким образом, у девочки развивается моторика пальчиков рук,  и вместе с этим она учится воспринимать цвета. Элина учится держать ножницы, стричь по прямой линии,  хотя и получается не очень хорошо. Память  у таких детей  отличается  замедленностью, непрочностью, неточностью воспроизведения, информация  забывается, поэтому мгновенного результата ждать не следует. Результат будет, но много позже - на это уйдет не один месяц, а то и год.
 За время обучения достигла следующих результатов: установила тесную связь с семьёй, скоординировала совместную работу по воспитанию и развитию девочки. Обучая игре, научила держать карандаш, ножницы, стричь по прямой линии, считать, рисовать в технике пальчиковой живописи, работать с пластилином, обводить контуры различных предметов. Элина научилась заучивать наизусть небольшие стихи, узнавать домашних животных и птиц, различать звуки. Социальная адаптация пока требует доработки, так как Элина в общении очень избирательна.

        

 
             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование потешек на занятиях с детьми с глубокой умственной отсталостью

В данной статье мы делимся опытом использование малых фольклорных форм на занятиях с детьми, с множественными нарушениями....

Использование потешек в работе с детьми с глубококй умственной отсталостью

В работе представлены потешки, которые используются нами на занятиях с детьми с множественными нарушениями развития....

Использование потешек в работе с детьми с глубококй умственной отсталостью

В данной статье представлены потешки, которыми мы пользуемся на зянятиях с детьми с множественными нарушениями развития....

Социальные истории в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях стационарного учреждения. Социальные истории и поведение. Рекомендации по работе.

Краткое описание методики "Социальные истории", использование в условиях стационарного учреждения на занятиях, уроках, в режимные моменты....

Использование окрашенных макарон и риса в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью

Использование окрашенных макарон и риса в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью...

Применение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий при работе с детьми с умеренной умственной отсталостью

Для сохранения и укрепления здоровья детей с умеренной умственной отсталостью необходимо учителю в своей работе применять здоровьесберегающие технологии....

Технологическая карта урока с детьми с глубокой умственной отсталостью по теме "Игрушки" в 4 классе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по коррекционному курсу "Психологическая адаптация", "Логопедия" в в 4 классе...