Из опыта работы с детьми с глубокой умственной отсталостью.
статья
Из опыта работы с детьми с глубокой умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_elina.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.А. Прохорихина
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Байкаловская средняя
общеобразовательная школа»
Из опыта работы с детьми с глубокой умственной отсталостью.
В наше время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стоит особенно остро. С каждым годом количество таких детей увеличивается и соответственно встаёт вопрос их обучения. Можно обучать в специальных коррекционных школах, можно организовывать коррекционные классы в общеобразовательных школах. Но есть дети, для которых необходимо индивидуальное обучение.
Индивидуальная форма обучения предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально на дому. Обучение на дому проводится в соответствии с графиком, утверждённым директором школы и согласованным с родителями ребенка или лицом его заменяющим.
Я работаю с ребёнком с глубокой умственной отсталостью с 2011 года. Девочке 11 лет. Элина спокойная, доброжелательная девочка. У нее слабо развита память, внимание, логическое мышление, не развита моторика пальцев рук из-за болезни, поэтому не может держать правильно ручку, карандаш, следовательно, письменные работы не выполняет. У нее не развиты пространственные и временные представления. Очень мал словарный запас, нет навыков самостоятельности. Девочка не ходит, сидит в детской коляске. Может перемещаться по полу сидя, опираясь руками. Элина воспитывается в полной малообеспеченной социально-устойчивой семье, благополучной в воспитательном отношении, где воспитанием дочери занимаются оба родителя. Выполняют все рекомендации учителя. Созданы условия для ее обучения.
Цель наших занятий: развивать коммуникабельность ребенка. Необходимо, используя все познавательные возможности ребенка, развивать у нее жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослой она смогла самостоятельно себя обслуживать и выполнять работу в быту.
Для этого определила основные задачи:
- Установить контакт и связь с семьей. Координировать совместную работу по воспитанию и развитию ребенка.
- Обучить игре.
- Социально адаптировать.
- Развивать общую моторику, корректировать двигательную сферу.
- Развивать навыки предметно-практической деятельности.
Девочка к заданиям проявляет кратковременную заинтересованность. Речь сложна для понимания. Работоспособность низкая, быстро утомляется. Внимание неустойчивое.
Первые наши занятия по обучению письму заключались в том, что бы дать технические навыки и умения в изображении элементов букв - правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линий. Письмо букв проводится параллельно с изучением алфавита. Обучение математике направлено на овладение учащейся счетным операциям сложения и вычитания в пределах 10, уроки организовываю на наглядной основе.
Обращаю ваше внимание на то, что у детей с таким заболеванием не возникает подлинного понятия о числе и о составе, они лишь механически заучивают порядковый счёт, с большим трудом овладевают конкретным счётом. Элина научилась считать до 10. Помимо этого счет основывается на понятиях: мало, много, ни одного. Считаем карандаши, вырезанные из цветной бумаги простые геометрические фигуры, счетные палочки.
Непроизвольное внимание сопровождается чрезмерной отвлекаемостью. Поэтому после 2-3 упражнений даю девочке отдохнуть. В перерывах между уроками просматриваем детские видеоклипы или слушаем музыку - получается своего рода музыкотерапия. Элина любит слушать детские песенки и в то же время учится спокойно сидеть. Если у нее хорошее настроение, она может выполнять танцевальные движения руками. Если ей работа нравится, она говорит: «Как полезно, как вкусно». Помните, что во время занятий обязательно нужно делать физминутку. Она выполняет её с огромным удовольствием. Делаем физминутку вместе.
Слабость памяти умственно отсталых детей проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько в ее воспроизведении. Элина рассказывает детские стихи на своем уровне. Это говорит о том, что ее память сохранна и ее необходимо развивать. Девочка пока испытывает трудности при воспроизведении словесного материала, они связаны с переутомлением нервной системы, из-за общей ее слабости, поэтому очень важно соблюдать режим дня и отдыха. Уроки по развитию речи посвящены темам из окружающей действительности. Наблюдаем за жизнью животных, растений. Следим за сезонными изменениями в природе, знакомимся с домашними и дикими животными. При обучении включаю упражнения на развитие моторики рук. Собираем мозаику, применяем пальчиковую живопись, используя простые приемы: точка-отпечаток, линия, спиралька. Ей очень нравится выполнять такую работу, хотя и рисуем вместе. Я держу ее пальчик, и вместе набираем краску и ставим отпечаток. Работаем с пластилином – разминаем, скатываем в колбаску, шарики, отщипываем пальчиками кусочки пластилина. Таким образом, у девочки развивается моторика пальчиков рук, и вместе с этим она учится воспринимать цвета. Элина учится держать ножницы, стричь по прямой линии, хотя и получается не очень хорошо. Память у таких детей отличается замедленностью, непрочностью, неточностью воспроизведения, информация забывается, поэтому мгновенного результата ждать не следует. Результат будет, но много позже - на это уйдет не один месяц, а то и год.
За время обучения достигла следующих результатов: установила тесную связь с семьёй, скоординировала совместную работу по воспитанию и развитию девочки. Обучая игре, научила держать карандаш, ножницы, стричь по прямой линии, считать, рисовать в технике пальчиковой живописи, работать с пластилином, обводить контуры различных предметов. Элина научилась заучивать наизусть небольшие стихи, узнавать домашних животных и птиц, различать звуки. Социальная адаптация пока требует доработки, так как Элина в общении очень избирательна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование потешек на занятиях с детьми с глубокой умственной отсталостью
В данной статье мы делимся опытом использование малых фольклорных форм на занятиях с детьми, с множественными нарушениями....
Использование потешек в работе с детьми с глубококй умственной отсталостью
В работе представлены потешки, которые используются нами на занятиях с детьми с множественными нарушениями развития....
Использование потешек в работе с детьми с глубококй умственной отсталостью
В данной статье представлены потешки, которыми мы пользуемся на зянятиях с детьми с множественными нарушениями развития....
Социальные истории в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях стационарного учреждения. Социальные истории и поведение. Рекомендации по работе.
Краткое описание методики "Социальные истории", использование в условиях стационарного учреждения на занятиях, уроках, в режимные моменты....
Использование окрашенных макарон и риса в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью
Использование окрашенных макарон и риса в работе с детьми с тяжелой умственной отсталостью...
Применение здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий при работе с детьми с умеренной умственной отсталостью
Для сохранения и укрепления здоровья детей с умеренной умственной отсталостью необходимо учителю в своей работе применять здоровьесберегающие технологии....
Технологическая карта урока с детьми с глубокой умственной отсталостью по теме "Игрушки" в 4 классе
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по коррекционному курсу "Психологическая адаптация", "Логопедия" в в 4 классе...