Познавательный проект в подготовительной группе « Удивительная соль »
проект
Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_udivitelnaya_sol_2020.docx | 34.81 КБ |
sol.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Ласточка»
Познавательный проект в подготовительной группе
« Удивительная соль »
Воспитатель: Лаврова М.В
2020г
Проект « Удивительная соль»
Участники проекта:
Дети подготовительной группы общеразвиваюшей направленности МБДОУ «Детский сад №18» г. Камень –на - Оби
Цель проекта: Формировать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с природным веществом – солью. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.
Задачи:
1 Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.
2.Расширить представления о добыче соли.
3 Развивать у детей стремление к поисково- познавательной деятельности.
4 Познакомить детей со свойствами соли, как материалом для художественного творчества.
5. Вызвать интерес к изображению новым способом рисования
6. Учить окрашивать соль с помощью цветного мела и гуаши, расширить представления детей в использовании нескольких материалов в изображении рисунка (клей, соль, краски), развивать творческий потенциал.
Актуальность:
Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная.
Гипотеза:
При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.
Вид проекта:
Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий.
Ожидаемый результат:
1 Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком.
2 Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала.
3 Пополнении предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли.
4 Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.
Этапы работы над проектом:
1 Подготовительный этап.
Совместно с детьми мы обсудили план деятельности. Поставили цели, задачи для экспериментирования, подобрали информацию по теме проекта.
Посмотрели презентацию о добыче соли и применении её в разных областях.
Рассмотрели соль через лупу и выяснили, что соль бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная). Отгадывали загадки. Читали статьи о том, какую роль играла соль в средние века.
В конце этого этапа интерес к изучения соли у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с солью.
2 Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.
Сначала мы изучили свойства соли. Для этого провели опыты и выяснили, что соль белого цвета, не имеет запаха, при нажатии скрипит как снег, сыпучая, растворяется в тёплой воде быстрее, чем в холодной, при испарении воды из солёного раствора остаются кристаллики соли. В солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в обычной. Окрашивали соль разными цветами, после чего делали сувениры.
Дети проводили эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям. В процессе исследовательской деятельности дети уверенно и с интересом выполняли опыты, наблюдали, удивлялись увиденному, делали выводы.
3 Заключительный этап.
- Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли.
- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.
- Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
Результат.
В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.
Материалы для проведения проекта.
- Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки, стаканчики, ложки , соль, лёд, вода, мел, гуашь.
- Материал для рисования: белый и цветной картон, соль, клей ПВА, цветная соль.
- ИКТ- презентация
Список литературы
1 Детская энциклопедия «Всё обо всём».
2 Интернет ресурс.
Приложение
ОПЫТЫ С СОЛЬЮ
Опыт № 1. «Волшебный снежок».
В воду добавить соли и оставить на несколько дней, вода испарится, останутся кристаллики соли как снежок.
Опыт № 2. «Тонет – не тонет?».
Цель: Продемонстрировать, что солёная вода плотнее пресной воды.
Материал: Соль, два прозрачных стакана, два яйца, ложка, вода.
Ход:
-налить воду в стакан и опустить в него яйцо с помощью ложки;
Вывод: Яйцо тонет.
-налить воду в другой стакан и добавить 4 ложки соли, размешать до полного растворения;
-опустить яйцо в этот стакан.
Вывод: Яйцо не тонет, а плавает. Почему?
В пресной воде яйцо тонет, т.к. оно плотнее, чем вода. В солёной воде яйцо плавает, т.к. солёная вода за счет содержания соли плотнее, чем яйцо.
Вывод: Плотность соленой воды больше, чем плотность пресной.
Опыт №3. «На растворимость».
Для эксперимента вам понадобится две баночки с водой. Одна баночка с холодной и другая баночка с тёплой водой. Соль можно взять крупную, можно взять мелкую. Ложка для соли и поднос (клеёнка).
Сначала добавить соль в холодную воду и посмотреть как быстро или не очень она растворится или не растворится в воде. Затем тоже самое нужно проделать со стаканом тёплой воды.
Вывод: Соль очень хорошо растворяется в воде и не изменяет прозрачность воды. В тёплой воде соль растворяется гораздо быстрее, чем в холодной.
Опыт № 4. «Получение кристаллов соли путём выпаривания воды».
Для эксперимента вам понадобится стакан с небольшим количеством воды, шерстяная ниточка, соль.
Эксперимент ведётся несколько дней в группе. Добавить в воду большое количество соли, положить в стакан с водой и солью шерстяную ниточку, поставить готовый продукт на тёплую (горячую) батарею. В течение каждого дня (5 дней) наблюдать и следить за изменениями в стакане с водой. Вода в ёмкости на батарее испарится, на дне останутся крупные кристаллы соли; вода на окне испарится не вся, а на стенках появится белая полоска – соляной налёт. На 5 день появятся первые кристаллы на нитке.
Вывод: Солёная вода испаряется под воздействием тепла и на поверхности остаётся только соль. Это один из методов добывания морской соли.
Опыт № 5. « На плотность воды».
Для данного эксперимента вам понадобится одно сырое яйцо, два стакана с пресной холодной водой, поднос для проведения эксперимента, соль можно крупную и мелкую, ложка для соли.
Положить сырое яйцо в пресную воду. Яйцо утонет, упадёт на дно стакана. Добавить в другой стакан соль и поместить в него яйцо, наше яйцо всплыло на поверхность воды. Затем добавить в стакан с солёной водой пресную воду и яйцо станет понемногу опускаться на дно. Чем больше разбавлять солёную воду пресной, меняя концентрацию солёной воды, тем ниже опустится яйцо.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
Опыт № 6. «Растворимость жиров с помощью соли».
Взять стакан с водой, соль цветную, растительное масло, фонарь.
В стакан с пресной водой добавить растительное масло, масло не утонет, а останется на поверхности воды. Стакан с приготовленной смесью поставить на фонарь и включить свет для эффекта, постепенно в него стали добавлять цветную соль. Видно, как соль обволакивают шарики растительного масла и они падают вниз на дно стакана, образуя форму капли или шарика.
Вывод: Соль впитывает в себя жиры, расщепляя их. Таким образом, можно избавиться от жирных пятен на одежде.
Опыт № 7. «Покраска соли с помощью восковых мелков».
Понадобится поднос для работы с солью, картон, соль, разноцветные мелки для рисования на асфальте.
Надо просто водить мелками по соли в разных направлениях, пока соль не станет одного цвета с мелком.
Вывод: Любую соль, как крупную, так и мелкую можно покрасить в любой цвет без вредных красителей и без вреда для здоровья. Соль окрашивается в нежные цвета.
Опыт № 8. «Вкусовые рецепторы».
Этот опыт можно проводить каждый день в процессе приёма пищи в детском саду. Если съесть кусок солёной рыбы, через какое-то время сильно захочется пить. Это говорит о том, что соль в больших количествах осушает слизистую оболочку организма.
Врачи советуют: нельзя много есть солёного!
Вывод: Соль в больших количествах осушает слизистую оболочку организма, поэтому употреблять её нужно в умеренных порциях.
Опыт 9. «Свойства соли».
Цель: создать условия для ознакомления со свойствами соли.
Ход опыта: воспитатель предлагает детям рассмотреть объект, лежащий на столе, определить его свойства. Сообщает детям, что объект безопасен для здоровья человека, если его применять в пищу в малых количествах. Дети обследуют объект, нюхают, пробуют на вкус, рассматривают в микроскоп.
Вывод: неизвестный объект – соль, без запаха, белого цвета, соленый на вкус, имеет кристаллическую структуру.
Опыт 10. «Соль растворима».
Цели: способствовать осмыслению детьми некоторых свойств соли; обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как соль, таит в себе много неизвестного.
Ход опыта: перед детьми стоят три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с лимонадом. В каждый стакан положить по одной чайной ложке соли и посмотреть, растворится ли соль. И если растворится, то где быстрее?
Вывод: соль растворяется во всех перечисленных жидкостях. В лимонаде соль растворилась быстрее всего, образовав пену.
Опыт 11. «Как соль влияет на рост растений».
Цели: создать условия для роста и развития луковицы; подвести к пониманию влияния качества почвы на рост и развитие растений.
Ход опыта: для посадки луковицы дети готовят разную почву: в одном горшке чернозем, в другом – смесь чернозема с солью. Дети сажают две одинаковые луковицы в разную почву и наблюдают за ростом при одинаковом уходе в течение месяца.
Вывод: соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.
Опыт 12. «Как из соленой воды добыть питьевую воду?».
Цели: способствовать ознакомлению детей с процессом конденсации; познакомить с процессом очистки воды от соли.
Ход: воспитатель предлагает детям налить в глубокий таз воды, добавить две столовые ложки соли, перемешать, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакана дети выкладывают промытую гальку, чтобы стакан не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натягивают пленку и завязывают ее вокруг таза. В дальнейшем дети и воспитатель продавливают пленку в центре над стаканчиком и кладут в углубление еще один камешек (пленка не должна касаться краев стакана). Ставят таз на солнце.
Через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода.
Вывод: из соленой воды можно получить питьевую воду.
Удивительные истории о соли
Белое золото земли.
Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен является неизменным спутником человека, так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, обладание которым приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров, государственных конфликтов и даже войн.
Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она участвует в поддержании и регулировании водного баланса в организме. При хронической нехватке соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны, смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соли.
До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранять продукты. Поэтому она стала символом долговечности. Тысячелетия назад соль была настолько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в XVII веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась наравне с золотом. Не случайно соледобыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси. Сейчас соль является самой дешевой из всех известных пищевых добавок, если не считать воду.
Крупнейшим в мире солончаком является солончак Уюни в Боливии. Здесь же, на солончаке Уюни, строят отели из соли.
В настоящее время в Украине в городе Соледар Донецкой области существует уникальная возможность посетить настоящую шахту. Эта украинская шахта не опасна для людей. Главное ее отличие от большинства шахт Донбасса в том, что добывают тут... соль. Жителям Украины требовалась соль. Ее получали многие века выпариванием из соленой воды. Но выпаривание соли – дорогостоящее дело, для этого требуется много деревьев. Долгое время ученые думали, как решить эту проблему, а 200 лет тому назад нашли месторождение соли на территории, где сейчас расположен город Соледар. Когда-то миллионы лет назад здесь находилось древнее море, которое по каким-то причинам исчезло, а запасы соли на глубине 300 метров под землей остались. Для добычи соли здесь была вырыта шахта, которая действует и в настоящее время. Сейчас на месте выработанных рудников проводят экскурсии.
Экскурсия начинается с краткой беседы о технике безопасности. Маршрут состоит примерно из 700 м, включая обратный путь к стволу шахты. Спуск осуществляется в клети (лифте) на глубину до 300 м. Время экскурсии составляет примерно полтора-два часа.
Стены, потолок, фигуры и деревья – здесь всё из соли. Вся экскурсия проходит по дну древнего моря. Под землей держится постоянная температура воздуха +15 °С; даже летом в шахте во время экскурсии не обойтись без теплой одежды. В октябре 2004 года там же, в шахте, состоялся концерт Донбасского симфонического оркестра «Соляная симфо-ния» под руководством австрийского дирижера Курта Шмидта и при участии солистки Венской оперы Виктории Лукьянец. О звучании оркестра в соляной шахте австрийский композитор и дирижер сказал: «Я был просто поражен! Ноты взлетали к потолку пещеры, а затем медленно – будто облака – спускались вниз». По мнению дирижера, в мире существует всего 2–3 театра, которые могут сравниться с акустикой соляных шахт.
На территории России для получения поваренной (пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.
Есть ли соль в Алтайском крае?
В Кулунде, одном из крупнейших соленосных районов страны, имеется большое количество бессточных минерализо-ванных озер (26), многие из которых содержат отложения солей.
В 1626 г. (почти 400 лет тому назад) на озерах Кулундинских степей побывала первая соляная экспедиция во главе с Грозой Ивановым и Дмитрием Черкасовым. Было составлено географическое описание округи: «А около озера соляного и пресного пролегла степь, чистое место, земля песок, а трава на степи растет типец, не велика, а вершок. А против соляного пристанища за рекою займище, а за займищем протока, а за протокою степь, чистое место, а земля песок, а трава тоже типец. А пашни пахать у соляного озера вверх по Иртышу отнюдь нельзя, и хлеб не родится, потому что земля песок и трава не растет».
Описание запоминающееся и верное.
Эксплуатация солей Кулунды началась с 1768 г. В настоящее время разработаны месторождения озер Кучук, Кучерпак, Большое Яровое, Бурлинское и Петуховское. (Предлагает детям найти озера на карте Алтайского края.)
Интересным объектом является содовое озеро Петухово (с. Северка), расположенное в сосновом бору. Это большое озеро в период высыхания представляет собой огромную плоскую равнину, покрытую слоем белоснежной соли. В прошлые годы на этом озере велась добыча соли. Отработка этих солей начиналась лет 250 назад. Следы хозяйственной деятельности человека видны по сей день. Крупнейшее месторождение поваренной соли в Кулундинской степи на озере Бурлинское – «Бурсоль». Здесь расположено и градообразующее предприятие – Бурлинский соляной промысел (добыча поваренной соли). Добыча соли производится здесь уже более двухсот лет с 1768 года.
Использование соли в лечебных целях.
Самое известное соленое озеро Алтайского края – Большое Яровое. Люди со всей России приезжают сюда за здоровьем, которое помогает возвращать целебная вода озера, его уникальная лечебная грязь и воздух, пропитанный соляными испарениями. Озеро окружает плоская равнина, на которой практически нет деревьев. Богато озеро целебной рапой (водоросль) и иловой грязью. Соль используется для лечения людей с заболеваниями легких. Лечение солью называется спелеолечение. Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляной шахте. В Алтайском крае созданы для лечения больных спелеокомнаты, в которых человек дышит специальным микроклиматом соли в течение 30 минут. После такого лечения практически все больные выздоравливают. Конечно, лечение проходит не за один сеанс, а в течение нескольких месяцев.
В лечебных целях используют соляные лампы, которые изготовлены из кристалла каменной соли, созданной природой на протяжении сотен миллионов лет.
Компьютеры, телевизоры, радиоприборы, электрообогреватели, микроволновые печи и многое, что вас окружает и без чего вы не мыслите свою жизнь в XXI веке, да и вредная привычка курение – это те факторы, от которых страдает здоровье человека. Электрический свет нагревает соль, в результате чего соль излучает вещества, которые очищают воздух и нормализуют микроклимат в помещениях. Соляная лампа (солевая лампа) благотворно влияет на здоровье, укрепляет иммунитет и повышает жизненный тонус.
ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, АФОРИЗМЫ
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
- Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.
- Без соли, без хлеба худа беседа.
- Соли не жалей, так и есть веселей.
- Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.
- Пуд соли вместе съесть.
- Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
- Щепотка соли делает сахар слаще.
- Без хлеба, без соли никто не обедает.
- Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы).
- Помяни соль, чтоб дали хлеба
- Хлеб-соль платежом красна.
- Хлеб-соль – заемное дело.
- Хлеб да соль и обед пошел.
ЗАГАДКИ
Без нее, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались сразу. Это… (соль).
От воды родится, Меня одну не едят,
А воды боится. (Соль.) А без меня мало едят. (Соль.)
В земле родится, В земле родился,
На солнце вырастает, В огне крестился,
В воде умирает. (Соль.) На воду пал –
Весь пропал. (Соль.)
СКАЗКА О СОЛИ
(словацкая сказка)
Жил-был король, и было у него три дочери. Пуще глаза он их берег, а когда подошла старость и волосы снежком припорошило, стал подумывать, которой же из трех быть после его смерти королевой? Все три пригожи, все отцовскому сердцу любы.
Наконец решил: пускай та из дочерей трон наследует, которая его больше всех любит.
Позвал он дочерей и говорит:
– Стар я стал, дочери мои, не знаю, сколько суждено прожить. Пора одну из вас на трон прочить. Но чтоб выбрать по справедливости, хочу знать, как вы меня любите. Отвечай, старшая дочь, как ты своего отца любишь?
– О, мой отец, люблю вас больше, чем золото, – целуя батюшкину руку, вскричала старшая дочь.
– Добро! А теперь говори ты, дочь моя средняя!
– О, дорогой отец! Люблю я вас, как свой девичий венец! – кинулась отцу на шею средняя дочь.
– Добро! А ты, моя доченька младшая, ты-то как меня любишь?
– Я, батюшка, люблю вас, как соль любят! – отвечала Маруся, ласково глядя на отца.
– Ах ты, негодница, – накинулись на нее сестрицы, – сравнивать отца с солью!
– Да, я люблю его, как соль, – повторила Маруся и еще нежнее поглядела на отца.
Отец разгневался не на шутку. Как можно сравнивать родителя с какой-то ничтожной солью, которую каждый в щепоть берет и сыплет!
– Убирайся с глаз моих долой! Коль у тебя ко мне любви не более чем к соли! Когда наступят такие времена, что соль станет дороже золота, тогда и возвращайся, я сделаю тебя королевой! – крикнул король.
Маруся от горя словечка сказать не может. Но приказ отцовский для нее закон. Собрала свои немудреные пожитки и подалась куда глаза́ глядят. Долго она шла, не разбирая пути-дороги, пока не добралась, наконец, до темного леса. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась на лесной опушке старая женщина.
– Маруся! Куда путь держишь? Головку повесила, глядишь невесело…
– Зачем тебе про то знать, бабушка? Ведь помочь мне нельзя! – отвечает ей Маруся.
– Ты, девонька, говори, а я послушаю, может, что и присоветую, иль ты того не знаешь, что седая голова на советы мудра?
Поведала Маруся старушке свое горе. «Ничего, – говорит, – мне теперь не надобно, лишь дожить до того дня, когда отец поймет, как сильно я его люблю».
По правде говоря, старая женщина и сама все про Марусю знала, ведь была она не простая старушка, а мудрая волшебница! Но ничего она девушке не сказала, а к себе на службу позвала. Маруся обрадовалась. Будет где голову приклонить. Будет кому свою печаль поведать. И пошла она вслед за бабушкой. Пришли они в избушку за лесистыми горами. Старая женщина покормила девушку, чем могла. И то! Марусю уже голод да жажда мучат.
– Теперь не ленись, принимайся за работу. Умеешь ли ты прясть, да нитки сучить, да ткать? А овец пасти и доить?
– Нет, бабушка, ничему такому меня не учили, но коли вы покажете, я скоро выучусь, – отвечала Маруся.
– Покажу, покажу, доченька! Тебе мое ученье впрок пойдет, а придет время – и в жизни пригодится.
Маруся была девушка прилежная, как пчелка, и хотя раньше никакой работы не знала, скоро всему обучилась. Закатает рукава, белый фартучек подвяжет, и кипит работа в ее руках – любо-дорого посмотреть.
А во дворце в это время старшие сестры живут, не тужат. К отцу ластятся, на шею кидаются, любовь свою выказывают. Отец им ни в чем не отказывает, во всем потакает. Старшая-то все в дорогие платья наряжается да золотом себя украшает, а средняя пиры-балы задает да женихов привораживает. Совсем избаловались, сами не знают, чего бы это еще у отца спросить. Стал, наконец, старый король соображать, что старшей дочери золото милее, чем отец! А как средняя объявила, что замуж собирается, понял, что не нужен ей отец-старик.
Вспомнил он младшую дочь Марусю, да поздно, нет от Маруси ни слуху ни духу.
– Бог с ней, – отгоняет невеселые думы старый король. — Ведь она меня не больше чем соль любит.
Однажды ждали дочери к себе опять гостей. Слух прошел, будто сваты к средней едут. Вдруг в королевские покои вбегает повар, весь дрожит, побелел, как полотно.
– Ох, король-батюшка! – вопит он. – Беда приключилась великая!
– Ты что, умом тронулся? – удивляется король.
– Недолго и тронуться! Ведь у нас вся соль исчезла, то ли размокла, то ли сквозь землю ушла, только нету ни порошинки! Чем теперь солить будем?
– Вот дурень! Пошли кого-нибудь за другой!
– Некуда посылать, в каждом доме, во всей стране нету ни крошки соли!
– Тогда соли без соли, иль стряпай такое, где соль не нужна! – отрезал, разозлившись, король.
А повару что? Будь что будет! Хозяин – барин, коли так велит, пусть так и будет!
И давай все кушанья варить без соли. Сначала стряпал, что в голову взбредет, потом на одни сладкие блюда перешел. Ну и стряпня это была, в рот не возьмешь! Стало все меньше гостей на королевские пиры съезжаться, а потом гости и вовсе позабыли в замок дорогу. Ведь теперь у короля не было даже того, что в самой бедной избушке найдется: «Хлеба с солью да с доброй волей». Король ходит словно в воду опущенный, а дочери как ошпаренные мечутся. Прошли золотые денечки! Золота – пруд пруди, а соли во всем королевстве ни щепотки, хоть на край света иди! Исчезла, словно ее никогда не было!
Понемногу стала у людей охота к еде пропадать. Соли просят, хоть крошку, хоть маковую росинку на язык! Скот падает, коровы и овцы молока не дают, потому что исчезла соль. Начали люди хворать, с ног валятся.
Король и дочери словно тени бродят. Вот какая беда на королевство свалилась! За щепотку соли король сулит столько золота, сколько человек на себе унесет!
Понял король, что соль дороже золота, а тут еще совесть мучит, ведь выходит, что дочку Марусю обидел он понапрасну.
А нашей Марусе тем временем живется не худо. Нету такой работы, которой бы она не обучилась. А про отцовскую беду ей пока неизвестно. Мудрая-то старушка всё, конечно, знает, но до времени помалкивает.
Зовет как-то она Марусю к себе и говорит:
– Я ведь тебе когда-то сказала, что подойдет твое время и пробьет твой час! Пора тебе, дочка, домой возвращаться!
– Ах, добрая бабушка, как же я домой вернусь, коли батюшка меня прогнал? – заплакала Маруся.
– Не плачь, доченька, все образуется. В твоих краях соль теперь стала дороже золота. Значит, надо тебе к отцу идти!
Все ей волшебница рассказала, а потом добавила:
– Ты мне честно служила! Чем тебя за верную твою службу наградить?
– Ничего мне не надо! Это вам, бабушка, спасибо за добрые советы да за ласку. Вот только горсточку соли для моего бедного отца.
– Только и всего? Ведь я все могу, чего бы ты ни попросила, – улыбнулась добрая вещунья.
– Нет, бабушка, спасибо, только соли, – отвечает ей Маруся.
– Ну что ж! Коли так ты соль почитаешь, пусть тебе соли на всю жизнь хватит! Вот тебе, милая, волшебная палочка. Как подует полуденный ветер, ступай за ней следом. Через три долины, через три горы пройдешь – остановись и стукни палочкой оземь! На том месте земля отворится – ты внутрь войди! Что там найдешь – все твое. Это тебе от меня приданое на свадьбу!
Поблагодарила Маруся старушку, взяла золотую палочку и узелок с солью и печально побрела прочь. Жаль было Марусе с мудрой женщиной расставаться, да надеялась еще вернуться за ней и в королевский замок пригласить. А старушка на прощанье ей говорит:
– Обо мне не печалься, будь к людям добра, тогда и они тебе добром ответят!
Вот и лесная опушка. Хочет Маруся еще раз старушку поблагодарить – глядит, а ее нету, словно и не было никогда. Осталась Маруся средь чистого поля одна, как перст. Оглянулась, вздохнула, все вспомнила и поспешила к родному дому.
Приходит в замок, и… То ли ее давно не видали, то ли на ней платок повязан был – не узнает никто королевскую дочку! Не хотят к королю пускать.
– Пропустите меня, – просит Маруся, – я королю подарок несу дороже золота. Он его сразу исцелит!
Доложили королю, тот приказывает гостью впустить. Вошла Маруся, попросила хлеба. Король велит хлеб нести, а сам тяжко вздыхает:
– Хлеб-то у нас есть, да вот соли нету!
– Коли нету, так будет! – отвечает Маруся, отрезает ломоть хлеба, развязывает свой узелок, посыпает хлеб солью и королю протягивает.
– Соль! – обрадовался король. – Ох, милая, и драгоценный же это подарок! Что хочешь проси, что пожелаешь – все получишь!
– Ничего мне не надобно, батюшка, только любите меня, как соль любите! – отвечает Маруся и скидывает с головы платок.
Король так и обомлел от радости, когда узнал свою дорогую Марусю! Просит, умоляет, чтоб обиду позабыла. А Маруся к отцу ласкается, обнимает, глаз с него не сводит.
– Все ведь хорошо, что хорошо кончается, батюшка! – говорит.
Разнеслась добрая весть по всему замку, по всему королевству, что младшая дочь пришла и соли принесла. Все радуются, и сестры тоже. Да не столько Марусе, сколько соли. Маруся зла не держит, угощает сестер хлебом с солью. И каждого, кто придет, наделяет из своего волшебного узелка. Стал король беспокоиться, как бы им самим без соли не остаться.
– Не спеши добро раздавать, – говорит. А она отца успокаивает:
– Всем хватит, батюшка!
И верно, сколько соли раздаст, столько и прибудет!
Все вокруг повеселели. У короля недуги прошли, будто рукой сняло. На радостях созвал он старейшин и прямо под чистым небом объявил Марусю королевой. Стоит Маруся, радуется, вдруг теплый ветер ей в лицо дунул. Поведала она отцу все, что ей мудрая старушка наказывала, и пошла вслед за ветром. Миновала три долины и три вершины, хлестнула оземь палочкой – земля разверзлась, и Маруся вошла внутрь.
Вдруг откуда ни возьмись перед ней огромные палаты. Стены, потолок и пол блестят да искрятся, словно ледяные. По бокам – штольни, а там по стенкам гномы карабкаются, в руках горящие светильники держат и Марусю такими словами встречают:
– Добро пожаловать, королева, мы ждем тебя! Наша госпожа велела тебе королевство показать. Теперь все твое!
Стали они вокруг Маруси бегать, светильниками махать, и по стенам вверх-вниз карабкаться. Стены засверкали, будто драгоценными камнями покрылись. Маруся ходит, этой красой любуется. Человечки дальше бегут, ведут ее по длинным коридорам, где с потолков блестящие ледяные сосульки свешиваются. Показывают сад с прекрасными алыми ледяными розами и дивными цветами. Срывают самую красивую розу и подают своей королеве. Маруся подносит розу к лицу, но, увы, роза совсем не пахнет!
– Что это такое? – спрашивает у гномов королева. – Я такой красоты никогда еще не видала!
– Все это соль! – отвечают подданные.
– Неужели? Разве соль растет? – изумляется королева. – Что же мне делать? Как я посмею брать отсюда соль?
– Бери, Маруся! Бери, сколько захочешь. Соль никогда не иссякнет, и никогда больше твой народ не останется без соли! – отвечали ей гномы.
Маруся горячо поблагодарила их и поднялась наверх. Но земля за ней не сомкнулась.
Вернулась Маруся домой, показала отцу розу и все ему рассказала. Король понял, какое богатство получила его дочь от доброй волшебницы.
А Маруся все не может забыть бабушку. Велит закладывать карету и вместе с отцом едет в лес, хочет звать старушку в свой замок.
Думала Маруся, что дорогу знает, что каждую лесную тропинку помнит, но сколько ни ходила, сколько ни искала, все стежки-дорожки казались ей одинаковыми, будто маковые зернышки. Исчезла избушка, да и старую женщину найти не удалось. Только сейчас догадалась Маруся, что это была добрая волшебница. Пришлось ей домой возвращаться. В дареном узелке соль давно уже кончилась, но теперь Маруся знала, где соль растет: стали люди ее оттуда брать. И сейчас берут, а соль все не убывает! И у всех ее вдосталь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта : Формировать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с природным веществом – солью. Задачи проекта: Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств. Расширить представления о добыче соли. Развивать у детей стремление к поисково - познавательной деятельности. Познакомить детей со свойствами соли, как материалом для художественного творчества. Вызвать интерес к изображению новым способом рисования Учить окрашивать соль с помощью цветного мела и гуаши, расширить представления детей в использовании нескольких материалов в изображении рисунка (клей, соль, краски), развивать творческий потенциал.
Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта. Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая, непознанная и таинственная. Актуальность
Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий. Гипотеза При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве. Вид проекта :
Ожидаемый результат: 1 Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об использовании человеком. 2 Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения программного материала. 3 Пополнении предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории, создание картотеки опытов, загадок, пословиц о соли. 4 Развитие наблюдательности, внимания, умения использовать соль в детском творчестве.
Подготовительный этап.
2 Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.
Заключительный этап
Результат. В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют, научились применять в рисовании. А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический музыкальный проект для подготовительной группы "Сказка в музыке"
Педагогический музыкальный проект ДОУ для подготовительной группы "Сказка в музыке"...
краткосрочный проект в подготовительной группе
: С самого раннего возраста ребенок должен помнить о том, что где бы он ни находился и чем бы ни занимался, самым дорогим и любимым человеком для него остается мама. Мама - это доброта и ла...
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе для детей с ЗПР " Путешествие в бумажную страну"
1. Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.2. Познакомить детей с историей бума...
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому и познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие....
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Друзья природы»
Цель:формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде у детей..Задачи:Дать детям представление о планете Земля,2.Уточнить знания...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группы "масленица"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЖРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «ВОЛЖСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ТОПОЛЕК» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовитель...
Занятие в подготовительной группе "Удивительная соль"
Знакомство с удивительными свойствами соли....