Занятие в подготовительной группе "Удивительная соль"
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №197»
Конспект занятия
«Удивительная соль»
Образовательная область «Познавательное развитие».
Тема: «Экспериментирование с веществами»
Возрастная группа - подготовительная.
Выполнила:
Сударкина Н.Н. воспитатель высшей квалификационной категории
г. Оренбург
Цель: изучить особенности соли, её свойства; качества и применение.
Задачи:
Образовательные: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль.
Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли, соблюдении правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Создание среды для организации и проведения занятия:
1. демонстрационный материал: презентация «Удивительная соль»
2. раздаточный материал: три продукта, содержащие соль; стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки; лупы, 2 сырых яйца; грязный стакан; губка; одноразовые стаканчики; трубочки; соль; чашечки с цветным мелом, измельченным в порошок; баночки для декорирования.
Ход занятия
Части занятия | Содержание | Время |
1. Вводная часть. | Собрались мы снова вместе, Чтобы было интересней! Много нового узнаем, Что ж, ребята, начинаем! Воспитатель. Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. А мама Эмилии пришла не с пустыми руками, а принесла гостинцы: огурцы в банке, капусту квашеную, печенье рыбки. Как вы думаете, что обьединяет все эти продукты. Воспитатель загадывает загадку: Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль) «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?» Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолоно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре, а гостей встречали с хлебом и солью. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете? Без соли, без хлеба худо беседа. Пуд соли вместе съесть. Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет. Без соли – что без воли: жизнь не проживешь. Без соли и стол кривой Без соли и хлеб не естся. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. Без соли, без хлеба – половина обеда. Без соли, без хлеба за стол не садятся. Без соли, без хлеба худая беседа. Показать презентацию «Как добывают соль» - А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? Воспитатель демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение». - Наша планета очень богата солёными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?. Когда то очень давно на этом месте был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль? В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории, где очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Также соль используют в косметологии (маски, скрабы и т.д.) А еще соль полезна и животным. В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал. Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить) 1. Чтобы консервировать овощи 2. Чтобы использовать в медицине 3. Чтобы посолить суп 4. Чтобы посыпать дорожки зимой 5. Чтобы добавить в жареную картошку 6. Чтобы посолить салат 7. Чтобы засолить грибы 8. Соль нужна для животных Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека. | 10 мин |
2.Основная часть. | «Сегодня всем нам предстоит Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем, И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом» - А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте халаты и проходите за столы.) Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью: 1. Не трогать руками глаза. 2. Соблюдать тишину 3. Не толкать соседа во время работы 4. Сначала посмотри, а потом повтори 5. Выполнил и положи на место Опыт № 1: «Из чего состоит соль». Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим - Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок) Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок. - А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов) «Соль сыпучая, без запаха» Подуйте тихонько на соль через трубочку. А сейчас возьмите ложку и надавите на соль, что мы слышим: хруст как в морозный день хрустит снег. Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов, Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст. Опыт № 2: «В воде родится, а воды боится» Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? Воспитатель: значит соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде) Вывод: соль растворяется в воде. Опыт№3. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной» - Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (в одном стакане вода холодная, а в другом тёплая) - Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде. В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной? Вывод: в тёплой воде соль растворяется быстрее. Опыт № 4. «Плавающее яйцо». Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная). Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да). Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет). А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло). Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать. Опыт № 5. «Соль – чистящее средство». Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпем немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету. Вывод: соль очищает посуду. Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый» Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,) А сейчас я хочу пригласить вас в творческую мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола. Творческая работа. Перед вами емкости с солью, в которые вы должны добавить 2 ложечки цветного мела – порошка и хорошо всё перемешать. Получается цветная соль. А сейчас мы будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались. Мы будем декорировать баночки. Баночки закрываем плотно крышками, украшаем бумагой и перевязываем ленточкой. Эту баночку – насыпушку можно использовать для украшения интерьера. | 18 мин |
3.Заключительная часть. | Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? /соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека/. - Давайте вспомним и скажем Откуда берется соль? (соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы) - Как вы думаете ребята . Соль полезна или вредна? Что нового вы узнали о соли? /Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка/. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям? | 2 мин |
Длительность занятия: 30 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме – «Звук и буква Б»
Представленный конспект занятия предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющими фонетико-фонематическое нарушение. Занятие комплексное, охватывает раздел...
Конспект занятия в подготовительной группе «Звуки «З», «Зь».
Применение здоровьесберегающих технологий на занятии....
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе с элементами продуктивной и театральной деятельности "В стране Мульти-пульти" по творчеству В.Я.Шаинского
В занятии использованы фрагменты мультфильмов, в которых звучали песни композитора В.Я.Шаинского. Дети исполняли роли любимых героев мультфильмов....
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе
Цели: Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости. Обучать звуко-слоговому анализу двусложных пятизвучных слов типа домик, диван, дубок, судак, дымок, бидон... Уточнить употреблени...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Животные моего края. Слог. Слово. Предложение».
Обобщение и систематизация знаний о диких животных Арктики, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные Арктики» (тундра, животное, белый медведь, п...
методическая разработка учебного занятия по теме "Гидролиз солей"
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 1-го курса СПО, изучающих химию на базовом уровне.Для того, чтобы вызвать интерес к сложной теме «Гидролиз солей» и к сухому и скучному сос...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи в подготовительной группе чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»...