Занятие в подготовительной группе "Удивительная соль"
опыты и эксперименты

Сударкина Наталья Николаевна

Знакомство с удивительными свойствами соли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия 25.9 КБ

Предварительный просмотр:

       муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                         «Детский сад комбинированного вида №197»

                                 Конспект занятия

                           «Удивительная соль»

           Образовательная область «Познавательное развитие».

                Тема: «Экспериментирование с веществами»

                  Возрастная группа - подготовительная.

                           Выполнила:                                                                                                            

Сударкина Н.Н.                                                                 воспитатель высшей                                                                                    квалификационной категории                                                                              

                                              г. Оренбург

Цель: изучить особенности соли, её свойства; качества и применение.  

 

Задачи:  

Образовательные: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль.

Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли, соблюдении правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Создание среды для организации и проведения занятия:  

1. демонстрационный материал: презентация «Удивительная соль»

2. раздаточный материал: три продукта, содержащие соль; стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки; лупы, 2 сырых яйца; грязный стакан; губка; одноразовые стаканчики; трубочки; соль; чашечки с цветным мелом, измельченным в порошок; баночки для декорирования.

Ход занятия

Части занятия

Содержание

Время

1. Вводная часть.                                                          

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. А мама Эмилии пришла не с пустыми руками, а принесла гостинцы: огурцы в банке, капусту квашеную, печенье рыбки. Как вы думаете, что обьединяет все эти продукты.

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

 «Для чего нужна соль? Где люди используют соль

Соль - полезное ископаемое, природный элементСоль бывает каменная, морская и поваренная.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. 

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолоно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре, а гостей встречали с хлебом и солью.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли, без хлеба худо беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

 Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.

Без соли и стол кривой

Без соли и хлеб не естся.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Показать презентацию «Как добывают соль» - А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Воспитатель демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение». - Наша планета очень богата солёными месторождениями.

Люди научились добывать соль различными способами

Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?. Когда то очень давно на этом  месте был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась.

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. 

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории, где очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Также соль используют в косметологии (маски, скрабы и т.д.)

А еще соль полезна и животным.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить) 

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

ВыводСоль необходима для жизни и здоровья человека.

10 мин

2.Основная часть.

«Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными. В лабораторию пойдем,

И чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте халаты и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2.  Соблюдать тишину

3.  Не толкать соседа во время работы

4.  Сначала посмотри, а потом повтори

5.  Выполнил и положи на место

Опыт № 1«Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку. А сейчас возьмите ложку и надавите на соль, что мы слышим: хруст как в морозный день хрустит снег.

Выводсоль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов, Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 2: «В воде родится, а воды боится»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)

Вывод: соль растворяется в воде.

Опыт№3. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (в одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

Вывод: в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 4«Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

 Вывод: в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Опыт № 5. «Соль – чистящее средство».

Оказывается, с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпем немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

Вывод: соль очищает посуду.

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

А сейчас я хочу пригласить вас в творческую мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

             Творческая работа.

Перед вами емкости с солью, в которые вы должны добавить 2 ложечки цветного мела – порошка и хорошо всё перемешать. Получается цветная соль.

А сейчас мы будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались. Мы будем декорировать баночки. Баночки закрываем плотно крышками, украшаем бумагой и перевязываем ленточкой. Эту баночку – насыпушку можно использовать для украшения интерьера.

18 мин

3.Заключительная часть. 

     Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? /соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека/.

- Давайте вспомним и скажем

 Откуда берется соль? (соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)

- Как вы думаете ребята

Соль полезна или вредна?

 Что нового вы узнали о соли? /Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка/. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

2 мин

Длительность занятия: 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме – «Звук и буква Б»

Представленный конспект занятия предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющими фонетико-фонематическое нарушение. Занятие комплексное, охватывает раздел...

Конспект занятия в подготовительной группе «Звуки «З», «Зь».

Применение здоровьесберегающих технологий на занятии....

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе с элементами продуктивной и театральной деятельности "В стране Мульти-пульти" по творчеству В.Я.Шаинского

В занятии использованы фрагменты мультфильмов, в которых звучали песни композитора В.Я.Шаинского. Дети исполняли роли любимых героев мультфильмов....

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе

Цели:   Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости. Обучать звуко-слоговому анализу двусложных пятизвучных слов типа домик, диван, дубок, судак, дымок, бидон... Уточнить употреблени...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Животные моего края. Слог. Слово. Предложение».

Обобщение и систематизация знаний о диких животных Арктики, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные Арктики» (тундра, животное, белый медведь, п...

методическая разработка учебного занятия по теме "Гидролиз солей"

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 1-го курса СПО, изучающих химию на базовом уровне.Для того, чтобы вызвать интерес к сложной теме «Гидролиз солей» и к сухому и скучному сос...