Системный подход к экологическому воспитанию школьников
статья

Захарова Ольга Александровна

Статья посвящена основным проблемам экологического воспитания обучающихся и спасобам их преодоления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

ЗАХАРОВА О.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 г. Ковров

Нравственное отношение к природе, окружающему миру базируется на культурных ценностях, выработанных человечеством на протяжении исторического времени и воплощенных в духовном и материальном наследии. Разрушение природной среды как тенденция современного этапа развития человечества означает и разрушение культурной среды. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо коренным образом изменить мирровозрение людей, формирование новой экологической культуры.

В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая – экологическое сознание, вторая – экологическое поведение. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.

Достичь высокого уровня экологической грамотности и воспитанности подрастающего поколения, его готовности решить экологические вопросы можно только в процессе систематической работы. Принцип непрерывности экологического образования может реализовываться в различных направлениях. В нашей школе мы попытались разработать систему, которая позволила бы формировать у учащихся экологическую культуру и потребность личного участия в деле изучения и охраны окружающей среды. Мы выбрали следующие направления:

1. Экологизация учебных предметов.

2. Внеурочная работа учащихся.

3. Ведение кружков и факультативных курсов  в 6 -8 классах.

4. Выполнение рефератных работ по экологии.

              В пятых классах силами кружковцев мы проводим ряд внеклассных мероприятий, которые готовят учащихся к восприятию теоретического материала, направленного на воспитание экологической культуры. Во всех пятых классах проводятся беседы «Лес. Правила поведения», в конце этих бесед учащиеся сами формулируют правила поведения в лесу. Ребята изучают растения, которые растут на территории школы, сажают деревья и кустарники, собирают корм для птиц. Учащиеся выпускают экологические бюллетени, где рассказывают о правилах поведения в природе.

            Для учащихся шестых классов разработана программа кружка, которая называется «Маленький принц». Программа рассчитана на 68 часов, из них 10 часов комплексные экскурсии: в лес, на водоем, в поле, на луг, на болото. Маршруты составляются с учетом возрастных особенностей учащихся. В результате обучения учащиеся приобретают навыки самообслуживания и поведения в природе, понимание последствий и результатов неграмотного взаимодействия с природой, сути основных природных явлений. Учащиеся составляют стихи о природе, рисуют эскизы любимых уголков природы, помогают животным в зимний период, составляют проекты "Мой дом - моя крепость". В рамках программы разработаны внеклассные мероприятия: «День Земли», «В гостях у осени"», «День Нептуна».

         Для учащихся седьмых классов разработана программа факультативного курса «Экология животных». На занятиях подробно изучается животный мир, особое внимание уделяется животным нашей области. Знакомство проводится по средам обитания. Вначале мы изучаем животных почвенной среды, знакомимся с видами почв, с ее структурой, проводим различные опыты, которые помогают определить состав почвы и наличие в ней различных веществ, изучаем эрозию почв и приемы рекультивации. Затем знакомимся с животным миром водоемов, наземно-воздушной среды обитания. Для закрепления полученных знаний выезжаем на экскурсии в краеведческие музеи области. Семиклассники готовят проекты о различных животных нашего края, смотрят фильмы о взаимоотношениях между живыми организмами в природе, знакомятся с охраняемыми животными своего края. В заключении факультативного курса мы проводим открытое мероприятие «И это все о них....», на котором учащиеся знакомят всех желающих со своими проектами.

         Для учащихся восьмых классов разработана программа факультатива «Экология человека», которая проводится в рамках предмета «Биология. Человек». Учащиеся изучают, как влияет окружающая среда на здоровье человека. Подробно рассматривается вопрос здоровья учащихся нашей школы. Восьмиклассники предлагают меры по оздоровлению населения. На занятиях проводятся практические работы по определению уровня освещения в классах, анализируется питание в столовой, а также проводятся опросы на темы «Что я ем?», «Чем я дышу?», «Что я пью?»

      В девятых классах ученики становятся активными участниками научного общества учащихся, в рамках которого продолжают вести экологическую работу, направленную на анализ существующих отношений между человеком и природой, принципов организации  их взаимодействия, создание образа гармонического единства человека и природы. На этом этапе в значительной степени учитываются познавательные интересы и возможности учащихся. Данный этап характеризуется усилением консультирующей функции педагогов. Учащиеся в течение всего года работают по определенной теме, проводят исследования и защищают эту работу на ежегодной  школьной научно-практической конференции.

       Реализую такую модель экологического восспитания в нашей школе мы добиваемся следующих результатов:

• Формируем аналитико-синтетическую деятельность.

• Способствуем овладению исследовательской деятельности.

• Учим управлять своей деятельностью и поведением в различных ситуациях.

      Уровень экологической воспитанности определяется не тем, что знает человек о правилах поведения в природной среде, а тем, как он их выполняет, насколько его эмоциональные переживания связаны с окружающей средой, разнообразной деятельностью в ней. Ученики предложили свои критерии определения уровня экологической культуры. Приведем некоторые из них:

• Как человек анализирует взаимосвязь его с окружающей средой.

• Как владеет информацией об экологических проблемах в мировом масштабе и предлагает их решение.

• Как понимает местные экологические проблемы, и какие вносит предложения для их решения.

• Контроль своего поведения в природе.

Хочется верить, что формирующаяся экологическая культура наших школьников, станет социальной нормой поведения  и изменит отношение к окружающей среде в обществе.

Литература:

  • Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис. ... канд. пед. наук. –М., 1998.
  • Бабакова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А. Бабакова // Начальная школа. – 2003. - № 9. – С. 16-17. – ISSN 1617-2736
  • Гагарин, А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания./ Александр Валерьевич Гагарин. – М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. – 232 с. - ISSN 5-94051-001-9
  • Моисеева, Л.В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание школьников в системе воспитательной работы школы»

Материал из опыта работы  по экологическому воспитанию школьников в средней общеобразовательной школе №16 г. Клина....

деятельностный подход в экологическом воспитании

Сегодня очевидно, что традиционный путь развития ведет к деградации природы и проблемам в современном обществе.  Для создания экологических ценностных ориентаций, развития критического...

Реализация компетентностного подхода в экологическом воспитании в условиях МБОУ СОШ №10 г. Ярцево

В статье рассматривается вожможность реализации компетентностного подхода в экологическом воспитании школьников....

"Экологическая экскурсия, как средство экологического воспитания школьников"

На экскурсии дети знакомятся с природой во всем богатстве её красок, звуков, запахов, форм.На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой....

Статья "Современный подход к экологическому воспитанию обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС"

О современном подходе  к экологическому воспитанию  обучающихся с ОВЗ в свете требований ФГОС....