Проект: "Удивительный песок"
проект
КУ ХМАО – ЮГРА «Урайский специализированный дом ребенка»
Экологический проект:
«Удивительный песок»
Подготовил учитель дефектолог: Майсюк А.М.
г, Урай, 2020 г.
Проект «Удивительный песок»
Тип проекта: творческий, коррекционный, исследовательский
Срок проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети, специалист, воспитатели.
Актуальность проекта:
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Было доказано, что разнообразные игровые занятия с песком и водой способствуют коррекции психосоматических нарушений у детей и взрослых. Песочная терапия развивает психомоторные навыки, пространственное мышление, речь, воображение и творческие способности малыша, кроме того, пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы. В последнее время эта методика стала востребованной в детских садах и активно применяется педагогами в работе с дошкольниками во время прогулок, плановых занятий и игр.
Игры с песком дают малышам возможность справиться с эмоциональным напряжением, что является актуальным для маленьких детей в период адаптации. Они вовлекают ребёнка в интереснейший процесс познания окружающей среды.
Объектом изучения в проекте стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде текучий, рассыпается, не держит форму. В тоже время мокрый песок сохраняет заданную форму. Проблемой в проекте является вопрос - как из сухого песка сделать влажный. Основное место в планировании отведено совместной деятельности детей с воспитателем, в силу маленького возраста детей. Воспитателю отводится ведущая роль – он умело направляет детей, создает атмосферу интриги, сюрпризности моментов и поиска решения задач.
Цель:
Установление психологического комфорта, создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка, снятие эмоционального напряжения. Знакомство детей со свойствами сухого и мокрого песка, создание условий для реализации потребности детей в действиях с природным материалом, экспериментированию с песком.
Задачи
Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приёмов обучения и развития:
- Игровое:
- театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;
- сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей;
- дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pesok.docx | 128.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КУ ХМАО – ЮГРА «Урайский специализированный дом ребенка»
Экологический проект:
«Удивительный песок»
Подготовил учитель дефектолог: Майсюк А.М.
г, Урай, 2020 г.
Проект «Удивительный песок»
Тип проекта: творческий, коррекционный, исследовательский
Срок проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети, специалист, воспитатели.
Актуальность проекта:
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Было доказано, что разнообразные игровые занятия с песком и водой способствуют коррекции психосоматических нарушений у детей и взрослых. Песочная терапия развивает психомоторные навыки, пространственное мышление, речь, воображение и творческие способности малыша, кроме того, пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы. В последнее время эта методика стала востребованной в детских садах и активно применяется педагогами в работе с дошкольниками во время прогулок, плановых занятий и игр.
Игры с песком дают малышам возможность справиться с эмоциональным напряжением, что является актуальным для маленьких детей в период адаптации. Они вовлекают ребёнка в интереснейший процесс познания окружающей среды.
Объектом изучения в проекте стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде текучий, рассыпается, не держит форму. В тоже время мокрый песок сохраняет заданную форму. Проблемой в проекте является вопрос - как из сухого песка сделать влажный. Основное место в планировании отведено совместной деятельности детей с воспитателем, в силу маленького возраста детей. Воспитателю отводится ведущая роль – он умело направляет детей, создает атмосферу интриги, сюрпризности моментов и поиска решения задач.
Цель:
Установление психологического комфорта, создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка, снятие эмоционального напряжения. Знакомство детей со свойствами сухого и мокрого песка, создание условий для реализации потребности детей в действиях с природным материалом, экспериментированию с песком.
Задачи
Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приёмов обучения и развития:
- Игровое:
- театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;
- сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей;
- дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.
- Эмоционально-психологическое:
- стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;
- приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;
- формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
- Сенсомоторное:
- знакомство со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие;
- развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма);
- формирование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза;
- развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, совершенствование пространственной координации в процессе моделирования и конструирования игровой площадки.
- ФЭМП:
- формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объёме, пространственных и временных понятиях;
- овладение первичными навыками счёта и измерения.
- Речевое развитие:
- обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;
- развитие навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком;
- формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;
- совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.
- Художественно-эстетическое — стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством:
- рисования на песке;
- технического и художественного конструирования из кинетического песка.
Противопоказания к использованию метода песочной терапии:
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
- склонность к лёгочным и аллергическим заболеваниям;
- нарушения кожного покрова (травмы и порезы).
Предполагаемый результат
Достижение положительного эмоционального благополучия. Достижение положительных эмоций (радость, удивление, снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность) и уменьшение проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); но самое важное – получение ребёнком первого опыта рефлексии, он учится понимать себя и других.
Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. Проявление у детей самоконтроля во время игр и действий с песком. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
Ресурсное обеспечение
Зона песка и воды
Специально оборудованная зона для игр с песком и водой создаёт необходимые условия для эмоциональной разгрузки психики малышей, самостоятельного детского экспериментирования, знакомства со свойствами материалов. Центр должен располагаться так, чтобы детям был открыт доступ к песочнице со всех сторон и в нём было легко проводить уборку.
Комплектация центра:
- песочница;
- контейнеры с песком и водой для индивидуальной работы;
- игрушки, совочки, палочки, грабельки, ведёрки и формочки для лепки;
- лейки, сачки, черпачки;
- непромокаемые фартучки.
Материалы и оборудование для песочницы:
- Деревянный водонепроницаемый ящик, корпус которого внутри и снаружи окрашен краской синего цвета. Выбор цвета неслучаен, поскольку он символизирует водную стихию и небо и оказывает умиротворяющий эффект на психику ребёнка. Оптимальные размеры коробки для 1–3 детей с учётом возможностей горизонта зрительного восприятия должны быть 50 на 70 см.
- Чистый, просеянный, мягкий, сыпучий речной или морской песок с крупинками среднего размера. Он заполняет 2/3 объёма ящика.
- Коллекция мелких резиновых и пластиковых игрушек (до 8 см) для игр:
- человечки, сказочные персонажи, популярные мультяшные герои и куколки;
- фигурки диких, домашних, доисторических животных из тематических коллекций, приобретённых в магазине, миниатюрные игрушки из «киндер-сюрприза», пластилиновые скульптурки, изготовленные собственными руками;
- транспорт (машинки, поезда, самолёты);
- постройки (домики, башенки, заборчики, мостики);
- детские игровые наборы посуды, мебель для кукол.
- Природный и бросовый материал: камушки, ракушки, веточки, листья, цветочки, пуговки, монетки и т. д.
Вопросы на которые будем искать ответы
• Что мы знаем о песке?
• Из чего состоит песок?
• Можно ли из сухого (мокрого) песка лепить?
• Можно ли сухим (мокрым) песком рисовать?
• Может ли песок двигаться?
• Где и как люди могут использовать песок?
• Как можно играть с сухим и мокрым песком?
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
1. Подготовительный этап (определение цели, задач проекта, сбор информации)
2. Основной этап.
- Работа с детьми;
- Работа с воспитателями (родителями);
3. Заключительный (презентация проекта, развлечение детей)
Работа с воспитателями
Привлечь к сбору бросового и природного материала, мелких игрушек для игр с песком, заготовке песка, емкостей и ящичков для песка.
Работа с детьми:
• Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей .
• Организованная образовательная деятельность с детьми;
• Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
• Самостоятельная игровая деятельность детей;
• Система коррекционно-развивающих занятий;
Условия работы с детьми:
• Согласие и желание ребенка.
• Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
• У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Виды работы в педагогической песочнице:
– конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– диагностика;
– создание картин на песке
– создание песочных композиций.
Методы и приемы песочной терапии:
• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;
• Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации);
• Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы , использование фольклорного жанра )
• Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием арт-терапии:
1. Сюжетные игры – «Строим дорожку», «Норки для мышат». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием дидактического материала ( камушки, шарики, мелкие игрушки от «киндер-сюрпризов» и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Найди сюрприз», «Забавные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Я рисую мир».
4. Рассказывание «песочной сказки»
5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок насыпаем на световой планшет и рисуем пальчиком картинку.
6. Конструирование из песка.
План работы | |
- разработка плана мероприятий, конспектов по теме проекта (1.09-14.09) - подбор и изготовление атрибутов и пособий (15.09-30.09) -консультация для родителей « Песочная терапия в развитии детей дошкольного возраста».(31.10.14) - Обзор методической литературы и дидактических пособий (1.09-28.11) -создание картотеки игр в педагогической песочнице(1.10-31.10) -Знакомство с правилами игры с песком.(10.11-14.11) | |
Декабрь апрель | -Наблюдение за песком: Игра «Волшебная страна».(3.121.14) -Игра-занятие с песком: « В гостях у сказки».(10.12.14) - Демонстрация коллекции игрушек: « Сказочная коллекция».(17.12.23) - конкурс поделок из песка: “Песочный город”( 23.12.14) - Сюжетная игра “Песочное угощение” (15.01.15) - Дидактическая игра-упражнение: «Рисуем на песке»( 21.01.15) -Игра – упражнение « Волшебные ладошки на песке» (29.01.15) -Игра-забава «Найди предмет» (6.02.15) - Рассказывание «Песочной сказки»( 12.02.15) -Сюжетная игра «Норки для мышат» (19.02.15) -Игра-упражнение «Узоры на песке» (27.02.15) - Конструирование из песка « Сказочный городок» (5.03.15) -Игра –забава « Разные следы» (13.03.15) -Конкурс поделок из песка «Испекли мы пирожок» (19.03.15) - Сюжетная игра « Гонки на песке» ( 27.03.15) -Дидактическая игра «Нарисуй похожее» (6.04.15) -«Сказка о песочной стране»(14.05.15) - Игра- упражнение «Мои мечты» (22.04.15) - Игра –забава «Найди сюрприз»(30.04.15) |
Май июнь |
- фотовыставка продуктов проектной деятельности (12.05.15) - оформление и распространение материала: «Песочная страна»(20.05.15) - презентация проекта (29.05.15) -Консультация для родителей « Безопасные игры детей в песочнице».(2.06.15) |
|
|
Мероприятия по реализации проекта
- Разработка плана мероприятий, конспектов по теме проекта (01.08-02.08)
- Подбор и изготовление атрибутов и пособий (01.08-02.08)
- Беседа с детьми, знакомство с правилами игры песком. Знакомство с правилами игры с песком.
- Решение проблемных ситуаций:
«Поможем Мишутке. Песок попал в лицо»,
«Мишутка просыпал песок на пол», «Мишутка облился водой».
5.Сюжетная игра “Песочное угощение”
6. Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный)
7. Игры с песком: копание песка совком, «Зоопарк», «Приготовим обед».
8. Экспериментальная деятельность «Песочная горка», «Пересыпание сухого песка из бутылочки», «Свойства мокрого песка», «Рисунки из песка», «Отпечатки на песке», «Из чего состоит песок», «Сравнение мокрого и сухого песка по весу».
9. Дидактическая игра-упражнение: «Рисуем на песке»
10. Игра – упражнение « Волшебные ладошки на песке»
11. Игра-забава «Найди предмет»
12. Рассказывание «Песочной сказки»
13. Сюжетная игра «Норки для мышат»
14. Игра-упражнение «Узоры на песке»
15. Конструирование из песка « Сказочный городок»
16. Игра –забава « Разные следы»
17. Сюжетная игра « Гонки на песке»
18. Дидактическая игра «Нарисуй палочкой»
19. «Солнечная сказка»
20. Игра –забава «Найди сюрприз»
21. фотовыставка продуктов проектной деятельности
22. оформление и распространение материала: «Песочная страна»
23. презентация проекта «Удивительный песок»
Перспектива развития проекта:
планирование проектной деятельности с детьми и воспитателями в дальнейшем с использованием других сыпучих материалов.
Наши ближайшие планы:
Рисование песком на оргстекле;
Игры с цветным песком;
Развивающие игры с солью, горохом, манной крупой;
Кинетический песок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аромштам, М. «Игры на влажном песке»/М. Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Первое сентября».2006.№ 12.С.6.Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия- песочная психотерапия- занятия
2. Бережная, Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н.Ф.Бережная./ /Дошкольная педагогика.-2007.-№1.-С.50-52
3. .Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010
4. Васильченко ,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л.Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып.10.-С.42-47.
5. Грабенко, Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.
6. Жителева, С.С. «Песочная терапия» /С.С, Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.
7.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка . М.: Линка -Пресс, 1993
8.Грабенко Т.Н, Зинкевич -Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г.
9.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь», 1998
10.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь», 2005
11. Варыгина В. В., Горбач Т. В.Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск, 2010.
12. О. М. Масленникова, А. А. Филлипенко, Экологические проекты в детском саду. - Волгоград, Издательство «Учитель», 2011.
Упражнения для знакомства с песком для самых маленьких
- Плавные линейные, волнообразные, круговые скольжения ладонями по поверхности песка, как на саночках, коньках, лыжах, машинке.
- Показать пальчиками, как бегают паучки, скользят и сворачиваются в клубок змейки.
- Повторить те же скользящие движения рёбрами ладошек и попросить малыша отметить разницу в оттисках, рассказать о своих ощущениях. Модель поведения взрослого имеет скорее направляющий характер, а не назидательно навязчивый, для поддержания интереса к занятию полезно подбадривать и вдохновлять малыша похвалой. Взрослый может задавать наводящие вопросы, например: Какой песок? Тёплый? Сухой? Приятный? Мягкий? и т. д.
- Набрать песок в кулачки, медленно разжать и высыпать, рассказать, на что это похоже (ручеёк, дождик, ливень и т. д.).
- «Спрятать» ладошки малыша в песок, а затем с вопросом «где же наши ручки?» радостно «найти» и откопать.
- Проиграть кончиками пальцев по песку, как по клавиатуре музыкального инструмента.
- Положить открытую ладошку ребёнка на песок. Взрослый высыпает песок, а малыш с закрытыми глазками прислушивается к своим тактильным ощущениям и указывает, на какой пальчик льётся дождик из песка.
Эксперименты и опыты с песком и водой
На рабочих столах стоят ёмкости с песком, педагог предлагает рассмотреть песок в лупу и провести интересные и познавательные опыты.
«Камень и песок»
Дети высыпают камушки в первую ёмкость с водой (стаканчик, детское ведёрко), а песок во вторую ёмкость и приходят к выводу, что камень тяжелее песка, поскольку он быстрее опускается на дно.
«Сухой песок»
- Дети прикасаются ладошками к песку и делятся своими ощущениями (ласковый, тёплый, нежный, мягкий, сыпучий). Педагог предлагает отыскать спрятанные в песочнице игрушки. Вывод: песок легко копается, поэтому в нём удобно что-либо прятать и закапывать сокровища.
- Ребята пытаются сформировать пирожки из сухого песка и убеждаются в том, что это сделать очень сложно, поскольку песок рассыпается и не держит форму. Вывод: сухой песок не лепится.
«Вода и песок»
- Дети поливают песок водой и замечают, что вода очень быстро уходит в песок. Вывод: песок с лёгкостью впитывает воду.
- Одну треть ёмкости с водой засыпать песком, после гимнастики дети сливают воду и замечают, что песок остался на дне. Вывод: песок не растворяется в воде.
«Песочная кулинария»
Из увлажнённого песка дети лепят пирожки и тортики и получают наглядное подтверждение тому, что смешанный с водой песок прекрасно передаёт и сохраняет форму. Вывод (формулирует педагог): вода вытесняет воздух между песчинками и грани плотно скрепляются, поэтому мокрый песок держит форму.
«Кирпичики»
Педагог смешивает песок, воду и добавляет немного цемента, из получившейся массы формирует кирпичик, затем демонстрирует сделанный накануне кирпичик с добавлением цемента. Вывод: цемент помогает сохранять форму очень долго, поэтому такой материал издавна используют при строительстве мостов, дорог, домов.
Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии
В силу ограниченного словарного запаса малышам трудно проговаривать свои внутренние волнения, глубокие переживания, поэтому скрытая психологическая проблема переходит на уровень тела и проявляется как психосоматическое заболевание (астма, заикание, энурез и т. д.) либо девиантное поведение (повышенная агрессивность). Психологи убеждены, что в подобных случаях важно помочь малышу проиграть свою травмирующую ситуацию, спроецировав её вовне и освободившись от гнетущего стресса. Анализируя детские фантазии, наблюдая за поведением ребёнка в условиях игры, взрослые учатся расшифровывать тайные сигналы детской психики и адекватно на них реагировать. Такие игры получили название проективных и занимают важнейшее место в работе практикующих психологов и педагогов, желающих помочь своим воспитанникам.
Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие её к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребёнка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта.
М. И. Прилуцкая — клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова)
«Сказочные истории»
Предложите ребёнку построить собственное сказочное королевство и населить его позитивными и негативными героями. Сам ребёнок играет роль отважного борца со злыми силами. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет, подбирает игрушки и предметы, создаёт декорации, управляет персонажами, проговаривая слова героев сказки. Такая игра помогает ребёнку раскрепоститься, почувствовать себя более уверенным, осознать, что в сказочном мире у него есть право выбора. Здесь он могущественен и может изменить любую ситуацию, понять, наконец, что безвыходных положений не существует. В реальной жизни пережитый опыт придаст уверенности, сделает малыша менее тревожным и более счастливым.
«Мои друзья»
Взрослый задаёт ребёнку игровую ситуацию, например: «во дворе», «в детском саду», «на дне рождения», «в игровом центре» и т. д. Дошкольник выбирает фигурки, даёт им имена. Может оказаться, что ребёнок проигрывает предложенные ситуации исключительно с воображаемыми персонажами, без участия реальных людей. Такая ролевая игра приоткроет занавес над скрытыми проблемами в общении со сверстниками. Разрешая конфликты в процессе игры, ребёнок приобретёт полезный опыт для преодоления трудностей в реальной жизни.
«Волшебные узоры»
Нарисовать кончиками пальцев, костяшками, кулачками, раскрытыми ладошками и ребром ладони разнообразные узоры, затем вообразить, на что они похожи. В причудливых линиях и оттисках ребёнок может увидеть сказочную птицу, следы невиданных зверей, дуновение ветра или танец цветов.
«Водопад из песка»
Пусть поначалу это будет робкий дождик, затем усиливающийся дождь польётся из обеих ладоней, наконец, перейдёт в мощный ливень из детского ведёрка. Такое упражнение поможет сформировать у ребёнка открытое, добродушное отношение к миру, преодолеть страхи и тревожность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный проект " Удивительный мир камня".
Проект " Удивительный мир камня " для ребят и педагогов, увлечённых геологией. В проекте использованы материалы о геологических объектах Ленинградской области.Сочетание теоретических, практическ...
Проект "Удивительный мир в капле воды или можно ли пить воду из лужи?"
Проектная деятельность эколого-биологической направленности. Категория - социальный проект. Главная идея проекта - привитие учащимся норм и правил личной гигиены с помощью исследовательской деятельнос...
Проект "Удивительная фигура - треугольник"
Выступление на защиту проекта "Удивительная фигура - треугольник"...
Научно-исследовательский проект: "Удивительный мир симметрии"
Научно-исследовательский проект "Удивительный мир симметрии" . Данная разработка прекрасно подойдет для подробного изучения темы...
План к проекту."Удивительный мир симметрии"
План к проекту."Удивительный мир симметрии"...
Проект: "Удивительная страна Великобритания"
Великобритания - страна удивительной красоты с богатой историей и вековыми традициями, родина многих выдающихся личностей и всемирно признанный туристический центр.Была выдвинута гипотеза:чем уд...
Проект "Удивительный мир рыб"
Проект "удивительный мир рыб"...