План-конспект "органы чувств" 3 класс.
план-конспект урока
План-конспект "Органы чувств"
3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organy_chuvstv._kasym_a.v.docx | 168.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка:
Общеобразовательная организация:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 имени Героя Советского Союза Ю.А. Гагарина города Туапсе муниципального образования Туапсинский район.
Автор:
учитель начальных классов - Касым Анна Владимировна,
стаж работы 1 год,
квалификационная категория - без категории.
Название УМК - «Школа России».
Название вариативного учебника, автор учебника:
Окружающий мир. часть 2. Плешаков А.А.
Название предметной области: «Окружающий мир».
Тема урока: «Органы чувств».
3 класс
Конспект-урока
"Органы чувств"
Предметная область: окружающий мир
УМК: «Школа России»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Задачи урока:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формировать уважительное отношение к мнению одноклассников и эмоционально-нравственной отзывчивости.
- развивать волю, трудолюбие, дисциплинированность.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения;
Познавательные:
- развивать познавательную активность.
Регулятивные:
- формировать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формировать навыки самооценки своей деятельности.
Коммуникативные:
- развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение,
- развивать навыки сотрудничества.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.
- научить различать органы чувств, знать их характерные особенности и роль в жизни человека;
- развивать логическое мышление, речь, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы, познавательную активность детей, познавательный интерес к предмету, обогащать словарный запас;
- воспитывать бережное отношение к своему организму и здоровью.
Прогнозируемые предметные результаты:
- учащиеся узнают, какие органы чувств есть у человека;
- научить различать органы чувств, знать их характерные особенности и роль в жизни человека.
Оборудование: ПК, проектор, презентация к уроку, учебник.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Встали все ровно у парт, поздоровались.
- Послушайте стихотворение – напутствие на урок:
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Сегодня на уроке окружающего мира копилка знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.
Фронтальный опрос.
- Ребята, с каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке?
- Какие системы выделяют в человеческом организме?
Самоопределение к деятельности. Постановка учебных задач.
Разгадывание кроссворда.
- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы с вами разгадаем кроссворд.
1. С помощью какого органа мы узнаём о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок?
2. С помощью какого органа мы узнаём, что написано или нарисовано в книге?
3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?
4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от солёной?
Прочитайте ключевое слово (органы)
- Какие это органы? (органы чувств)
Постановка темы и целей урока.
- Назовите тему нашего урока?
- «Органы чувств» - это тема нашего урока.
- Органы чувств - главные помощники человека, с помощью которых он получает информацию об окружающем мире.
- Какие цели вы поставите перед собой на уроке?
Открытие новых знаний.
Послушайте сказку.
Сказка об органах чувств.
Поспорили органы чувств между собой: кто важнее из них?
Зрение заявило сразу: - Кто из вас может за десяток километров прочувствовать движение живого существа? Кто из вас может отличить малейшие оттенки изменения погоды на небе или в море? Более 80% информации человек получает именно через меня, - о чём можно спорить?
Слух тут же возразил: - За десяток километров, говоришь?! Это в очень хорошую погоду, а в плохую? Да ночью ты в двух шагах ничего не почувствуешь, в то время, как я слышу малейший шорох! Слышу даже как у человека волосы растут!
- Извините, - вмешалось Обоняние, - слова бывают и не нужны, когда мимолетный запах детства вдруг разбудит воспоминания, а аромат цветов или запах моря?
- Запах запахом, но без пищи сыт не будешь! - не спеша, выслушав почти всех, обстоятельно заявил о себе Вкус. Сколько человек может обойтись без еды? Неделю, две?.. И только Я, Вкус, могу помочь человеку найти и отличить качественную пищу от непригодной.
- Ну, теперь, кажется, все высказались… - тоном первого среди равных, сказал, наконец, последний из пятёрки органов чувств Осязание. Но я тоже могу почувствовать дуновение ветерка, почувствовать шероховатость поверхности, холод или тепло….
Беседа по первичному восприятию.
- Итак, какой из органов чувств важнее для человека?
- Какие будут ваши предположения?
- Можем ли мы ответить однозначно на этот вопрос?
- Почему же мы сразу не смогли ответить на вопрос:
- Какой из органов чувств важнее для человека? (нам не хватает знаний, информации).
- Как мы можем пополнить ваши знания? (спросить у того, кто знает, прочитать в учебнике, найти информацию в интернете).
- Внимательно послушайте информацию про органы чувств (презентация).
Органы чувств человека включают важнейший орган – зрение, благодаря которому мы получаем почти 80% всей информации о внешнем мире.
Зрение дает человеку в 9 раз больше информации об окружающем его мире, чем все остальные органы чувств. Благодаря зрению мы узнаем о форме и размерах предмета, его цвете, движется предмет или нет, как далеко он расположен, где предмет находиться относительно нас – слева или справа, выше или ниже, спереди или сзади. Если заснять все на кинопленку, что человек видит в течение дня, то на это понадобилось бы 20 километров пленки. Благодаря наличию двух симметрично расположенных глаз, мы воспринимаем окружающий мир объемным, а не плоским, как на фотопленке.
Органы вкуса. Человеку свойственны вкусовые ощущения. Это происходит за счет специальных клеток, отвечающих за вкус. Они находятся на языке и объединяются во вкусовые луковицы, в каждой из которых насчитывается от 30 до 80 клеток. Эти вкусовые луковицы расположены на языке в составе грибовидных сосочков, которыми покрыта вся поверхность языка. На языке есть и другие сосочки, которые распознают различные вещества. Там сосредоточено несколько видов, каждый из которых различает «свой» вкус. Например, соленое и сладкое определяет кончик языка, горькое – его основание, а кислое – боковая поверхность.
Язык – это орган вкуса. Наш рот выстилает слизистая оболочка. При ее воспалении появляется заболевание – стоматит. На слизистой рта появляются язвочки, начинает течь слюна, появляется боль при жевании и даже появляется температура. Стоматит – это болезнь грязных рук. Поэтому необходимо соблюдать правила личной гигиены и забыть о таких вредных привычках, как кусание ручек, ногтей. Врач назначает больным кварц, мази, присыпки, полоскание.
Физминутка.
Смотрит вправо — никого,
Смотрит влево — никого.
Раз-два, раз-два —
Закружилась голова.
Глазки закрывали,
Глазки отдыхали.
Как откроем мы глаза,
Вверх посмотрим, да-да-да.
Вниз ты глазки опусти,
Вверх опять их подними.
Пальцами погладь глаза,
Отдыхать пришла пора.
(Резко переводят взгляд вправо- влево. Выполняют круговые вращения глазами. Закрывают глаза. Резко переводят взгляд вверх вниз. Мягко поглаживают веки указательными пальцами.)
Закрепление нового материала.
- Сейчас проверим себя с помощью теста. Если вы согласны с моим утверждением, то пишите «да», если не согласны – пишите «нет». (Работа на индивидуальных листах – написать «да» или «нет».)
Органом зрения являются глаза (да)
При чтении и письме свет должен падать справа (нет)
Уши являются органом слуха (да)
Уши надо мыть каждый день (да)
Полезно использовать громкую музыку и наушники (нет)
Человек может жить без органов зрения (да)
Кожу надо содержать в чистоте (да)
Сидеть перед телевизором можно ближе 1 метра от экрана (нет)
Недопустимо чтение лежа при слабом свете ночника (да)
Рефлексия.
- Сегодня мы вспомнили о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств.
И все же ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а… Мозг!»
- Как же это понять?
- Оказывается, человек видит, слышит, чувствует запах и вкус только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам, необыкновенно быстро. Мы дотрагиваемся пальцами, например, до книги и сразу чувствуем ее. Но знайте, что за это мгновение сигнал от кожи пальцев успел «добежать» до головного мозга.
- Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувств имеют память. Каждый из нас ел яблоко и его вкус не спутает со вкусом огурца. Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге - это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган. Они помогают нам воспринимать окружающий мир во всем его многообразии.
Всем спасибо за работу!
Приложение
Тест
Если вы согласны с утверждением, то пишите «да», если не согласны – пишите «нет».
- Органом зрения являются глаза __________________
- При чтении и письме свет должен падать справа _____________
- Уши являются органом слуха __________________
- Уши надо мыть каждый день _________________
- Полезно использовать громкую музыку и наушники ____________
- Человек может жить без органов зрения ___________________
- Кожу надо содержать в чистоте ____________________
- Сидеть перед телевизором можно ближе 1 метра от экрана ____________
- Недопустимо чтение лежа при слабом свете ночника______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы
Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.
Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...