План-конспект "органы чувств" 3 класс.
план-конспект урока

Касым Анна Владимировна

План-конспект "Органы чувств"

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv._kasym_a.v.docx168.07 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка: 

Общеобразовательная организация:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 имени Героя Советского Союза Ю.А. Гагарина города Туапсе муниципального образования Туапсинский район.

Автор:

учитель начальных классов - Касым Анна Владимировна, 

стаж работы 1 год,

квалификационная категория - без категории.

Название УМК - «Школа России».

Название вариативного учебника, автор учебника:

Окружающий мир. часть 2. Плешаков А.А.

Название предметной области: «Окружающий мир».

Тема урока: «Органы чувств».

3 класс

 

Конспект-урока

"Органы чувств"

Предметная область: окружающий мир

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи урока:

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формировать уважительное отношение к мнению одноклассников и эмоционально-нравственной отзывчивости.

- развивать волю, трудолюбие, дисциплинированность.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения;

Познавательные:

- развивать познавательную активность.

Регулятивные:

- формировать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- формировать навыки самооценки своей деятельности.

Коммуникативные:

- развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение, 

- развивать навыки сотрудничества.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

- научить различать органы чувств, знать их характерные особенности и роль в жизни человека;

- развивать логическое мышление, речь, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы, познавательную активность детей, познавательный интерес к предмету, обогащать словарный запас;

- воспитывать бережное отношение к своему организму и здоровью.

Прогнозируемые предметные результаты:

  • учащиеся узнают, какие органы чувств есть у человека;
  • научить различать органы чувств, знать их характерные особенности и роль в жизни человека.

Оборудование: ПК, проектор, презентация к уроку, учебник.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

Встали все ровно у парт, поздоровались.

- Послушайте стихотворение – напутствие на урок:

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Сегодня на уроке окружающего мира копилка знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.

Фронтальный опрос.

- Ребята, с каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке?

- Какие системы выделяют в человеческом организме?

Самоопределение к деятельности. Постановка учебных задач.

Разгадывание кроссворда.

- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы с вами разгадаем кроссворд.

1. С помощью какого органа мы узнаём о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок?

2. С помощью какого органа мы узнаём, что написано или нарисовано в книге?

3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?

4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?

5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от солёной?

Прочитайте ключевое слово (органы)

- Какие это органы? (органы чувств)

Постановка темы и целей урока.

- Назовите тему нашего урока?

- «Органы чувств» - это тема нашего урока.

- Органы чувств - главные помощники человека, с помощью которых он получает информацию об окружающем мире.

- Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

Открытие новых знаний.

Послушайте сказку.

Сказка об органах чувств.

        Поспорили органы чувств между собой: кто важнее из них?

        Зрение заявило сразу: - Кто из вас может за десяток километров прочувствовать движение живого существа? Кто из вас может отличить малейшие оттенки изменения погоды на небе или в море? Более 80% информации человек получает именно через меня, - о чём можно спорить?

        Слух тут же возразил: - За десяток километров, говоришь?! Это в очень хорошую погоду, а в плохую? Да ночью ты в двух шагах ничего не почувствуешь, в то время, как я слышу малейший шорох! Слышу даже как у человека волосы растут!

        - Извините, - вмешалось Обоняние, - слова бывают и не нужны, когда мимолетный запах детства вдруг разбудит воспоминания, а аромат цветов или запах моря?

         - Запах запахом, но без пищи сыт не будешь! - не спеша, выслушав почти всех, обстоятельно заявил о себе Вкус. Сколько человек может обойтись без еды? Неделю, две?.. И только Я, Вкус, могу помочь человеку найти и отличить качественную пищу от непригодной.

        - Ну, теперь, кажется, все высказались… - тоном первого среди равных, сказал, наконец, последний из пятёрки органов чувств Осязание. Но я тоже могу почувствовать дуновение ветерка, почувствовать шероховатость поверхности, холод или тепло….

Беседа по первичному восприятию.

- Итак, какой из органов чувств важнее для человека?

- Какие будут ваши предположения?

- Можем ли мы ответить однозначно на этот вопрос?

- Почему же мы сразу не смогли ответить на вопрос:

- Какой из органов чувств важнее для человека? (нам не хватает знаний, информации).

- Как мы можем пополнить ваши знания? (спросить у того, кто знает, прочитать в учебнике, найти информацию в интернете).

- Внимательно послушайте информацию про органы чувств (презентация). 

        Органы чувств человека включают важнейший орган – зрение, благодаря которому мы получаем почти 80% всей информации о внешнем мире.

        Зрение дает человеку в 9 раз больше информации об окружающем его мире, чем все остальные органы чувств. Благодаря зрению мы узнаем о форме и размерах предмета, его цвете, движется предмет или нет, как далеко он расположен, где предмет находиться относительно нас – слева или справа, выше или ниже, спереди или сзади. Если заснять все на кинопленку, что человек видит в течение дня, то на это понадобилось бы 20 километров пленки. Благодаря наличию двух симметрично расположенных глаз, мы воспринимаем окружающий мир объемным, а не плоским, как на фотопленке.

        Органы вкуса. Человеку свойственны вкусовые ощущения. Это происходит за счет специальных клеток, отвечающих за вкус. Они находятся на языке и объединяются во вкусовые луковицы, в каждой из которых насчитывается от 30 до 80 клеток. Эти вкусовые луковицы расположены на языке в составе грибовидных сосочков, которыми покрыта вся поверхность языка. На языке есть и другие сосочки, которые распознают различные вещества. Там сосредоточено несколько видов, каждый из которых различает «свой» вкус. Например, соленое и сладкое определяет кончик языка, горькое – его основание, а кислое – боковая поверхность.

        Язык – это орган вкуса. Наш рот выстилает слизистая оболочка. При ее воспалении появляется заболевание – стоматит. На слизистой рта появляются язвочки, начинает течь слюна, появляется боль при жевании и даже появляется температура. Стоматит – это болезнь грязных рук. Поэтому необходимо соблюдать правила личной гигиены и забыть о таких вредных привычках, как кусание ручек, ногтей. Врач назначает больным кварц, мази, присыпки, полоскание.

Физминутка.

Смотрит вправо — никого,

Смотрит влево — никого.

Раз-два, раз-два —

Закружилась голова.

Глазки закрывали,

Глазки отдыхали.

Как откроем мы глаза,

Вверх посмотрим, да-да-да.

Вниз ты глазки опусти,

Вверх опять их подними.

Пальцами погладь глаза,

Отдыхать пришла пора.

(Резко переводят взгляд вправо- влево. Выполняют круговые вращения глазами. Закрывают глаза. Резко переводят взгляд вверх вниз. Мягко поглаживают веки указательными пальцами.)

Закрепление нового материала. 

- Сейчас проверим себя с помощью теста. Если вы согласны с моим утверждением, то пишите «да», если не согласны – пишите «нет». (Работа на индивидуальных листах – написать «да» или «нет».)

Органом зрения являются глаза (да)

При чтении и письме свет должен падать справа (нет)

Уши являются органом слуха (да)

Уши надо мыть каждый день (да)

Полезно использовать громкую музыку и наушники (нет)

Человек может жить без органов зрения (да)

Кожу надо содержать в чистоте (да)

Сидеть перед телевизором можно ближе 1 метра от экрана (нет)

Недопустимо чтение лежа при слабом свете ночника (да)

Рефлексия.

- Сегодня мы вспомнили о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств.

И все же ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а… Мозг!»

- Как же это понять?

- Оказывается, человек видит, слышит, чувствует запах и вкус только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам, необыкновенно быстро. Мы дотрагиваемся пальцами, например, до книги и сразу чувствуем ее. Но знайте, что за это мгновение сигнал от кожи пальцев успел «добежать» до головного мозга.

- Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувств имеют память. Каждый из нас ел яблоко и его вкус не спутает со вкусом огурца. Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге - это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган. Они помогают нам воспринимать окружающий мир во всем его многообразии.

Всем спасибо за работу!

Приложение

Тест

Если вы согласны с утверждением, то пишите «да», если не согласны – пишите «нет».

  1. Органом зрения являются глаза __________________
  2. При чтении и письме свет должен падать справа _____________
  3. Уши являются органом слуха __________________
  4. Уши надо мыть каждый день _________________
  5. Полезно использовать громкую музыку и наушники ____________
  6. Человек может жить без органов зрения ___________________
  7. Кожу надо содержать в чистоте ____________________
  8. Сидеть перед телевизором можно ближе 1 метра от экрана ____________
  9. Недопустимо чтение лежа при слабом свете ночника______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.

Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...