Рабочая программа по ОСЖ для 5 класса
рабочая программа (5 класс)

Белан Елена Анатольевна

Рабочая программа по ОСЖ (основы социальной жизни) для 5 класса 1 вариант УП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_oszh_5_klass.docx60.29 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету

 «Основы социальной жизни» для 5 класса 1 вариант УП

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная записка

        Программа «основы социальной жизни» предназначена для учащихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 №273-ФЗ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014г.;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки РФ.-М.: Просвещение, 2017;

- Учебный план образования организации.

        Социальная адаптация через активное освоение и принятие целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в современном обществе, является универсальной основой для личностного и социального благополучия человека. Обучающийся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) не  в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен самостоятельного благополучного существования в современном обществе.

        В связи с этим программа «Основы социальной жизни» призвана подготовить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе; правильному рациональному ведению домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими умениями, связанными с обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи.

        Программа «Основы социальной жизни» ориентирована:

- на развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;

- понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.

        Цель программы «Основы социальной жизни» - формирование знаний, умений, навыков, способствующих практической подготовке обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и отдаленном социуме.

        Основные задачи реализации программы «Основы социальной жизни»:

- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

- усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе и с использованием деловых бумаг);

- развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств личности.

        На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения; используются индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа.

        В процессе реализации программы используются практические и наглядные методы обучения:

- объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, буклетами);

- репродуктивные (работа по образцам);

- частично-поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование дидактических игр);

- предметно-практические методы (практикумы, экскурсии, практические пробы и т.д.);

- система специальных коррекционно-развивающих методов;

- методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);

- методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение);

- методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).

        Также на уроках «Основы социальной жизни» используются следующие приемы и средства обучения: загадки, проблемные ситуации, игры (дидактические, сюжетные, интерактивные), экскурсии, прогулки, наблюдение, примеры из жизненных ситуаций, сюжеты из средств массовой информации, аудио- и видеоматериалы. Использование перечисленных приемов и средств обучения способствуют наиболее полному и глубокому усвоению жизненного опыта и показу его практической значимости для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

        Все общеобразовательные предметы, изучаемые в школе, дают обучающимся определенный объем знаний и умений, необходимый им в жизни, способствуют расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают морально-этические нормы поведения.

        В процессе реализации данной программы происходит связь уроков «Основы социальной жизни» с такими предметами, как «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Природоведение», «Биология». Реализация межпредметных связей помогает обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представить изучаемый материал целостно, а не отдельными разрозненными частями (отдельно по каждому предмету).

Общая характеристика предмета

        Программа состоит из разделов, при изучении которых у учащихся формируются социально-бытовые компетентности:

  1. «Личная гигиена и здоровье» - знание и соблюдение правил личной гигиены, пропаганда ЗОЖ.
  2. «Охрана здоровья» - знание и порядок оказания различных видов медицинской помощи, уход за больным в домашних условиях.
  3. «Жилище» - знание основных требований к жилищу, умение выполнять планировку, обустройство и сохранение жилищного фонда. Умение пользоваться электробытовыми приборами (пылесос, холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка, стиральная машина).
  4. «Одежда и обувь» - овладение основными способами ухода за различными видами одежды, обуви и головных уборов. Содержание их в чистоте и порядке, ремонт и продление срока службы вещей, покупка одежды и обуви соответствующих размеров, использование соответствующих  электробытовых приборов (утюг, стиральная машина).
  5. «Питание» - знание основ организации рационального, правильного питания человека; основных видов продуктов питания, правил и порядка приготовления пищи.
  6. «Транспорт» - умение пользоваться современными видами транспорта, знание правил пользования общественным и междугородним транспортом.
  7. «Средства связи» - знание и умение пользоваться современными видами связи: телефонной, сотовой, почтовой, интернет-услугами, телеграфной и т.д.
  8. «Предприятия, организации, учреждения» - знание структур образовательных учреждений, местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, городской и сельской администрации.
  9. «Семья» - владение правилами культуры взаимоотношений в семье, на основе уважения, взаимопонимания и взаимной помощи; организации досуга и отдыха членов семьи.

Учебный предмет «Основы социальной жизни» предполагает концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение изучаемого материала способствует более прочному и осознанному его усвоению. Также обеспечивается переход от более легких тем к более сложным, а изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих классах.

Место предмета в учебном плане

        Учебный предмет «Основы социальной жизни» является частью предметной области «Человек и общество» обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). Количество часов в неделю – 1 час, общее количество часов – 34 часа.

I четверть –

II четверть –

III четверть –

IV четверть –

Год –

        Программа «Основы социальной жизни» включена в обязательную часть учебного плана образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями). При проведении уроков деление обучающихся на подгруппы не предполагается.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

        Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни» представлены личностными и предметными результатами.

Личностные результаты

1.Формировние уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

2.Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

3.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся обществе.

4.Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

5.Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

6.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

7.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.

8.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

9.Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

10.Развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

12.Формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

        Предметные результаты представлены двумя уровнями овладения знаниями: минимальным и достаточным.

Раздел «Введение»

Минимальный уровень:

- знать название учебного предмета «Основы социальной жизни»;

- находить расположение кабинета учебного предмета «Основы социальной жизни»;

- знать и выполнять правила поведения в кабинете «Основы социальной жизни».

Достаточный уровень:

- знать краткое содержание и значение предмета «Основы социальной жизни»;

- соблюдать правила техники безопасности в кабинете;

- соблюдать санитарно-гигиенические требования на уроках «Основы социальной жизни».

Раздел «Личная гигиена и здоровье»

Минимальный уровень:

- знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством педагога;

- знать название предметов, используемых для выполнения утреннего и вечернего туалета.

Достаточный уровень:

- уметь выполнять утренний и вечерний туалет в определенной последовательности;

- знать название и назначение индивидуальных предметов и предметов общего пользования личной гигиены;

- выполнять санитарно-гигиенические требования пользования личными (индивидуальными) вещами.

Раздел «Охрана здоровья»

Минимальный уровень:

- выполнять профилактику простудных заболеваний под руководством педагогов в школе-интернате.

Достаточный уровень:

- знать и выполнять простейшие меры по профилактике простудных заболеваний;

- знать названия лекарственных растений, узнавать их;

- уметь применять под руководством взрослого лекарственные растения для профилактики и лечения простудных заболеваний.

Раздел «Жилище»

Минимальный уровень:

- знать свой домашний почтовый адрес;

- уметь пользоваться коммунальными удобствами (лифт, мусоропровод, домофон, почтовый ящик).

Достаточный уровень:

- знать типы жилых помещений;

- знать названия жилых комнат и их назначение;

- знать свой домашний почтовый адрес и уметь записывать его.

Раздел «Одежда и обувь»

Минимальный уровень:

- знать отдельные виды одежды и обуви;

- выполнять правила ухода за одеждой и обувью под руководством педагога;

- соблюдать правила ухода за одеждой и обувью в повседневной жизни.

Достаточный уровень:

- подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону;

- различать и использовать одежду и обувь в зависимости от назначения;

- уметь самостоятельно выполнять ежедневный уход за одеждой.

Раздел «Питание»

Минимальный уровень:

- знать название отдельных продуктов питания (хлебобулочные изделия, яйца; напитки: чай, кофе, сок, нектар);

- знать значение продуктов питания для здорового образа жизни человека;

- иметь представление о санитарно-гигиенических требованиях при приготовлении пищи, соблюдении техники безопасности при приготовлении пищи;

- уметь готовить омлет, бутерброды, заваривать чай под руководством  педагога.

Достаточный уровень:

- знать состав продуктов питания и их значение для развития и правильной работы организма человека;

- знать и соблюдать режим питания;

- знать и выполнять гигиенические требования к продуктам питания, кухонным принадлежностям, посуде, месту приготовления пищи;

- знать о значении завтрака для здоровья человека;

- знать и уметь составлять меню завтрака;

- знать технологию приготовления блюд и уметь готовить для завтрака холодные и горячие блюда;

- знать и называть хлебобулочные изделия, соблюдать правила хранения хлебобулочной продукции;

- знать и уметь определять годность яиц, соблюдать технологию хранения;

- уметь готовить блюда из яиц;

- знать основные напитки, подаваемые на завтрак;

- уметь заваривать чай, варить кофе;

- уметь выполнять сервировку стола с учетом меню завтрака.

Раздел «Транспорт»

Минимальный уровень:

- знать названия транспортных средств;

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

- уметь выполнять поездку на общественном транспорте под руководством педагога.

Достаточный уровень:

- знать наиболее рациональный маршрут проезда к школе – интернату;

- знать варианты проезда до школы различными видами транспорта;

- уметь оплачивать проезд в общественном транспорте;

- знать и соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте, правила передвижения по улице, при переходе проезжей части.

Раздел «Средства связи»

Минимальный уровень:

- название основных средств связи.

Достаточный уровень:

- знать значение основных средств связи.

Раздел «Семья»

Минимальный уровень:

- знать фамилию, имя, отчество членов семьи;

- правильно определять и называть  степень родства членов семьи.

Достаточный уровень:

- знать возраст, дни рождения, профессию, место работы членов семьи;

- уметь определять степень родства членов семьи;

- знать и уметь выстраивать положительные взаимоотношения с членами семьи.

Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся 5 класса. Отсутствие достижения минимального уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Оценка достижения обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками:

- оценка «5» - «отлично», если учащимся выполнено верно и в соответствии с заданием свыше 65% заданий.

- оценка «4» - «хорошо», если выполнено от 51% до 65% заданий.

- оценка «3» - «удовлетворительно», если обучающиеся выполняют от 35% до 50% заданий;

- оценка «2» (неудовлетворительно) не ставится.

Базовые учебные действия

        Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:

        Личностные учебные действия

  1. Принимать себя как ученика, заинтересованного посещением школы,  обучением, занятиями как члена семьи, одноклассника, друга;
  2. Уметь осмысливать социальное окружение, свое место в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  3. Испытывать гордость за достигнутые успехи и достижения, как собственные, так и своих одноклассников;
  4. Понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в школе, дома;
  5. Проявлять положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
  6. Проявлять уважительное и бережное отношение к людям различных профессий и результатам их деятельности;
  7. Активно включаться в общеполезную и социальную деятельность;
  8. Исполнять правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

  1. Вступать в контакт и работать и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель–класс);
  2. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  3. Обращаться за помощью и принимать помощь;
  4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
  5. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  6. Доброжелательно относиться к людям, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  7. Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия

  1. Адекватно использовать ритуалы школьного поведения;
  2. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;
  3. Произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  4. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
  5. Действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  6. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  7. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ними свою деятельность;
  8. Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Познавательные учебные действия

  1. Выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
  2. Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, простейшие причинно-следственные связи) на наглядном доступном вербальном материале;
  3. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематичное изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);
  4. Использовать в жизни и деятельности простейшие межпредметные знания;
  5. Устанавливать элементарные существенные связи между объектами и процессами окружающей действительности.

В течение учебного года проводится мониторинг базовых учебных действий, которые будут отражать индивидуальные достижения обучающихся  в процессе усвоения программы «Основы социальной жизни».

Мониторинг проводится в 3 этапа (стартовый – сентябрь, промежуточный – по мере изучения отдельных тем, итоговый – май). Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений за учащимися, опроса, тематической беседы; при выполнении практических заданий социальной и бытовой направленности.

Содержание учебного предмета

1 раздел: Диагностика знаний и умений

Выявление знаний и умений учащихся. Проверка знаний осуществляется по разделу «Личная гигиена», «Охрана здоровья», «Жилище», «Одежда и обувь», «Транспорт»,  «Питание».

        2 раздел: Введение

Вводное занятие.

        3 раздел: Личная гигиена и здоровье

Утренний и вечерний туалет. Личные вещи. Правила содержания личных вещей. Практическая работа «Выполнение  утреннего и вечернего туалета».

         4 раздел: Охрана здоровья

Профилактика простудных и вирусных заболеваний. Лекарственные растения. Практическая работа «Заваривание травяного  чая».

         5 раздел: Жилище        

Типы и виды жилых помещений. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Домашний почтовый адрес. Планировка помещения, типы жилых комнат.

Практическая работа: «Написание адреса на конверте».

         6 раздел: Одежда и обувь

Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Виды одежды. Головные уборы и их назначение. Виды обуви.

Практическая работа «Ежедневный уход за одеждой».

         7 раздел: Питание

Продукты питания. Значение питания в жизни человека. Место и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности  и приборы. Приготовление завтрака. Меню завтрака. Хлеб и хлебобулочные изделия.   Яйца, блюда из яиц. Чай,  кофе, фруктовые напитки.

Практическая работа «Приготовление бутербродов и канапе», «Блюда из яиц: яйца отварные; яичница-глазунья, омлет», «Заваривание чая, варка кофе».

         8 раздел: Транспорт

Городской общественный транспорт. Маршрут движения, стоимость проезда до школы, дома. Виды проездных билетов, льготный проезд, стоимость проезда.

Практическая работа «Поездка в общественном транспорте»

        9 раздел: Средства связи

Основные средства связи.

         10 раздел: Семья

Семья. Личные взаимоотношения в семье. Состав семьи, родственные отношения.

Тематическое планирование  учебного предмета «основы социальной жизни» в 5 классе

№ п/п

Раздел/ тема

Дидактическая цель

Основные виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

дата

план

факт

Раздел «Введение» (1 час)

Вводное занятие

Познакомить  с предметом «Основы социальной жизни», его целью и задачами, правилами поведения в кабинете.

-оформление рабочей тетради;

-ознакомление с кабинетом «Основы социальной жизни», зонами в кабинете и их назначением;

-слушание рассказа учителя;

-участие в беседе;

-ответы на вопросы учителя.

1 ч

Раздел «Диагностика знаний и умений» (1 час)

Диагностика знаний и умений учащихся.

Выявить уровень социально – бытовых знаний умений,  навыков учащихся

-участие беседе;

-ответы на вопросы учителя;

-работа с дидактическим материалом;

1 ч

Раздел «Личная гигиена и здоровье» (3 часа)

Утренний и вечерний туалет.

Формировать  у учащихся представление об утреннем и вечернем туалете. Ознакомление учащихся  с приёмами чистки зубов, ушей.

-слушание рассказа учителя о правилах выполнения утреннего и вечернего туалета, его значении для организма человека;

-участие в беседе по теме «Утренний  и вечерний туалет»;

-рассказ о самостоятельном выполнении правил личной гигиены;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради;

-работа с дидактическим материалом;

-просмотр презентации;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Личные вещи. Правила содержания личных вещей.

Расширить  представления учащихся  о вещах личного и общего пользования, правилах  пользования вещами личного пользования, повседневном уходе за одеждой,

-слушание рассказа учителя о правилах ухода за личными вещами, предназначенными для выполнения утреннего и вечернего туалета;

-участие в беседе по теме урока;

-рассказ о самостоятельном пользовании личными вещами

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради;

-работа с дидактическим материалом (рассматривание личных вещей и вещей общего пользования);

-просмотр презентации;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Практическая работа «Выполнений утреннего и вечернего туалета»

Формировать навык правильного выполнения утреннего туалета

-участие в беседе о ходе выполнения практической работы;

-ответы на вопросы учителя;

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы);

-выполнение утреннего туалета (практическая работа);

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Раздел «Охрана здоровья» (3 часа)

Профилактика простудных и вирусных заболеваний.

Формировать представления  о профилактике простудных и вирусных заболеваний, правилах закаливания организма.

-слушание рассказа учителя о вирусных и инфекционных заболеваниях, их вреде для организма человека, профилактике заболеваний;

-участие в беседе по теме урока;

-рассказ о профилактических мерах по предупреждению заболеваний;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради;

-просмотр презентации,

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Лекарственные растения.

Расширить  знания о лекарственных растениях, произрастающих на территории Омской области.

-слушание рассказа учителя о лекарственных растениях и области их применения;

-участие в беседе по теме урока;

-рассказ о применении лекарственных  растений в домашних условиях;

-ответы на вопросы учителя;

-работа с дидактическим материалом (рассматривание гербария с лекарственными растениями, произрастающими в Омской области, определение названий растений по внешнему виду);

-выполнение записей в рабочей тетради;

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Практическая работа «Заваривание травяного  чая».

Формировать  навык приготовления травяного чая

-участие в беседе о ходе выполнения практической работы;

-ответы на вопросы учителя

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы)

-заваривание травяного чая

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Раздел «Жилище»  (5 часов)

Типы и виды жилых помещений.

Систематизировать  знания о видах и типах  жилых помещений в городе, селе;

-слушание рассказа учителя о видах и типах жилых, так же о помещениях разных исторических эпох;

-участие в беседе о жилищных условиях учащихся;

-выполнение записей в тетради;

-работа с дидактическим материалом (картинки с изображением зданий, комнат); -просмотр презентации;

 -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Коммунальные удобства в городе и сельской местности.

Систематизировать знания учащихся о коммунальных удобствах (отопление, водопровод, лифт, мусоропровод), правилах пользования коммунальными удобствами

-слушание рассказа учителя о коммунальных удобствах, правилами пользования ими;

-участие в беседе о жилищных условиях учащихся;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в тетради;

- работа с дидактическим материалом;

-просмотр презентации, видеофрагментов;

 -работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Домашний почтовый адрес.

Систематизировать знания учащихся о правильном назывании и написании почтового адреса школы, дома

-слушание рассказа учителя о правильном названии и написании почтового адреса в соответствии с требованиями;

-называние собственного домашнего адреса;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в тетради;

-работа с дидактическим материалом;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Практическая работа: «Написание адреса на конверте».

Формировать  навык  правильного написания почтового адреса   на конверте.

-слушание рассказа учителя;

-участие в беседе;

-ответы на вопросы учителя;

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы);

-написание домашнего адреса;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Планировка помещения, типы жилых комнат.

Систематизировать знания учащихся о видах помещений (жилых и подсобных) их назначении.

-слушание рассказа учителя о видах жилых комнат, их назначении;

-участие в беседе о жилищных условиях учащихся;

-описание личной комнаты;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение графического изображения планировки жилых помещений и расположения зон в жилой комнате в рабочей тетради;

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинки с изображением комнат, определение назначения комнаты по внутренней обстановке);

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Раздел «Одежда и обувь» (5 ч)

Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека.

Расширить представления учащихся о роли одежды в жизни человека, ее значении для сохранения здоровья

-слушание рассказа учителя о роли одежды в жизни человека

-ответы на вопросы учителя;

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов одежды, обуви, головных уборов);

-выполнение записей в рабочей тетради

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Виды одежды.

Систематизировать знания учащихся о видах одежды в зависимости от назначения, правилах ее ношения и ухода за ней.

-слушание рассказа учителя о видах одежды,  ее назначении; правилах ухода за одеждой;

-участие в беседе об уходе за личной одеждой, правилах ее ношения;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (виды одежды);

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов одежды; соотнесение видов одежды и времени года, посещаемого мероприятия; порядке ежедневного ухода за одеждой); -просмотр презентации;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Головные уборы и их назначение.

Систематизировать знания учащихся о видах головных уборов в зависимости от назначения.

-слушание рассказа учителя о роли головных уборах, их назначении; правилах ухода;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради;

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов головных уборов, соотнесение видов головных уборов и времени года, посещаемого мероприятия);

-просмотр презентации;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Виды обуви.

Систематизировать  знания о значении обуви, ее  видах, правилах ухода и хранения.

-слушание рассказа учителя об обуви, ее назначении; правилах ухода за обувью;

-участие в беседе об уходе за личной обувью, правилах ее ношения, ухода за ней; -ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (виды обуви);

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов обуви, соотнесение видов обуви и времени года, посещаемого мероприятия);

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Практическая работа «Ежедневный уход за одеждой».

Формировать навык повседневного ухода за одеждой.

-слушание рассказа учителя; -участие в беседе;

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы);

 -выполнение ежедневного ухода за одеждой (чистка щеткой, утюжка, вешание на плечики);

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Раздел «Питание» (9 часов)

Продукты питания. Значение питания в жизни человека.

Познакомить с основными продуктами питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.). Дать понятие о значении питания в жизни и деятельности человека.

-слушание рассказа учителя о значении питания в жизни человека; о требованиях, предъявляемых к питанию (сбалансированность, рациональность, режим питания);

-участие в беседе об организации питания в домашних условиях;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради;

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных продуктов питания);

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Место и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности  и приборы.

Расширить знания о назначении кухонной и столовой посуды, кухонного и столового оборудования.

-слушание рассказа учителя о месте приготовления пищи, используемых при этом оборудования и посуды, правилах ухода за ней;

-участие в беседе о месте приготовления пищи;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради;

-работа с дидактическим материалом (кухонная и столовая посуда, порядок ухода за ней);

-просмотр презентации;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Приготовление завтрака. Меню завтрака.

Познакомить со значением завтрака для полноценной работы организма;  меню завтрака; основными продуктами, используемыми для приготовления блюд на завтрак.  

-слушание рассказа учителя о значении питания в жизни человека (сбалансированность, рациональность, режим питания), меню завтрака, посуды для завтрака, выполнении сервировки стола согласно меню завтрака;

-участие в беседе о блюдах, приготовляемых для завтрака;

-выполнение записей в рабочей тетради;

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением посудой, используемой для сервировки стола к завтраку);

-просмотр презентации;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Хлеб и хлебобулочные изделия.

Систематизировать знания учащихся о хлебе и хлебобулочных изделиях, их значении для обеспечения полноценного развития организма. Познакомить видами и с способами приготовления бутербродов

-слушание рассказа учителя о видах хлеба и хлебобулочных изделиях, виды бутербродов, их значение для полноценного функционирования организма, исторические сведения о хлебе и хлебобулочных изделиях, правилах и порядке их хранения;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (виды хлебобулочных изделий, правила хранения);

-работа с дидактическим материалом (картинки с изображение различных видов бутербродов);

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Практическая работа «Приготовление бутербродов и канапе».

Учить готовить  бутерброды различных видов.

-слушание рассказа учителя;

-участие в беседе;

-ответы на вопросы учителя;

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы);

-приготовление простых и сложных бутербродов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Яйца, блюда из яиц.

Систематизировать знания учащихся о яйцах, их значении для обеспечения полноценного развития организма.

-слушание рассказа учителя о разнообразных блюдах из яиц, их важности для использования в пищу, правилах и порядке их хранения;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (определение годности яиц, правила хранения);

-работа с дидактическим материалом (картинки с изображением блюд из яиц); -просмотр презентации;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Практическая работа «Блюда из яиц: яйца отварные; яичница-глазунья, омлет».

Учить готовить омлет, способами отваривания яиц.

-слушание рассказа учителя; -участие в беседе;

-ответы на вопросы учителя;

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы);

-приготовление блюд из яиц: яйцо отварное, яичница-глазунья, омлет;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Чай,  кофе, фруктовые напитки.

Систематизировать знания учащихся о напитках, способах их приготовления, их значении для обеспечения полноценного развития организма.

-слушание рассказа учителя о видах напитков;

-участие в беседе об использовании напитков в меню завтрака), технологии их приготовления;

-ответы на вопросы учителя;

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением напитков);

-выполнение записей в рабочей тетради (виды напитков, технология приготовления);

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Практическая работа «Заваривания чая, варка кофе»

Учить заваривать чай, варить кофе.

-слушание рассказа учителя; -участие в беседе;

-ответы на вопросы учителя;

-работа с технологической картой (анализ предстоящей работы, выстраивание плана работы);

 –заваривание чая, варка кофе;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Раздел «Транспорт» (3 часа)

Городской общественный транспорт. Маршрут движения.

Систематизировать и расширить знания о  видах городского транспорта, правилах пользования общественным транспортном.

-слушание рассказа учителя о видах городского транспорта, его назначении, правилах пользования; исторические сведения о возникновении и использовании транспорта;

-участие в беседе об опыте пользования городским общественным транспортом; -ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (виды транспорта, правила поведения);

-работа с дидактическим материалом (рассматривание картинок с изображением различных видов общественного транспорта);

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Виды проездных билетов, льготный проезд, стоимость проезда.

Систематизировать и расширить знания о  способах оплаты проезда в городском транспорте.

-слушание рассказа учителя о порядке и видах оплаты проезда;

-участие в беседе об оплате за  проезд; -ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (виды билетов);

-работа с дидактическим материалом (рассматривание проездных билетов общественного городского транспорта);

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Практическая работа «Поездка в общественном транспорте»

Формирование навыка пользования общественным транспортом, определение маршрута передвижения, оплаты проезда

-слушание инструкции  учителя;

-ответы на вопросы учителя (правила поведения в общественном транспорте, определение маршрута, порядок оплаты билета);

-поездка в автобусе;

-выполнение самооценки, взаимооценки.

Раздел «Средства связи» (1 час)

Основные средства связи.

Дать представление об основных видах связи (почта, радио,  телевидение, телефон, компьютер).

-слушание рассказа учителя о современных средствах связи, их назначении, правилах безопасного пользования; исторических сведениях о возникновении средств связи;

-участие в беседе об опыте пользования различными средствами связи;

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (виды средств связи);

-работа с дидактическим материалом (соотнесение видов средств связи и области их применения, рассматривание картинок с изображением различных средств связи);-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Раздел «Семья» (2 часа)

Семья. Личные взаимоотношения в семье.

Систематизировать знания  об родственных отношениях в семье, месте работы членов семьи.

-слушание рассказа учителя о семье, взаимоотношениях членов семьи между собой, определении степени родства членов семьи;

-участие в беседе сложившихся семейных отношениях;

-рассказ о членах своей семьи (называние ФИО, дня рождения месте работы);  -ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (определение семьи);

-работа с дидактическим материалом (заполнение данных о членах своей семьи); -просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Состав семьи, родственные отношения.

Систематизировать знания о составе семьи (родовая связь), взаимоотношениях членов своей семьи

-слушание рассказа учителя о семье, взаимоотношениях членов семьи между собой, определении степени родства членов семьи;

-участие в беседе сложившихся семейных отношениях;

-рассказ о членах своей семьи (называние ФИО, дня рождения месте работы);

-ответы на вопросы учителя;

-выполнение записей в рабочей тетради (запись ФИО родителей, близких родственников);

-просмотр презентации, видеофрагментов;

-работа с листом оценивания, выполнение самооценки, взаимооценки.

1 ч

Раздел «Диагностика знаний и умений» (1 час)

Диагностика знаний и умений учащихся.

Определение уровня социально – бытовых знаний умений,  навыков учащихся по ранее изученному материалу.

-участие беседе;

-самостоятельная работа по карточкам;

-выполнение тесты;

-ответы на вопросы учителя.

1 ч

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для обеспечения реализации содержания программы, повышению коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины у учащихся используют специально оборудованный кабинет, с четко определенными и специально оборудованными зонами. Проведение уроков в специально оборудованном кабинете могут показать учащимся в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения.

Так же используются презентации, видеофрагменты, таблицы, плакаты, дидактический и раздаточный материал по основным темам для формирования наиболее полных  и достоверных знаний.

                Печатные пособия

  1. Адрес
  2. Гигиена питания
  3. Гигиена полости рта
  4. Движение учащихся группами и в колонне
  5. На улицах города
  6. Оборудование кухни  и требования к ее содержанию
  7. Обход транспорта
  8. Переход улиц и дорог
  9. Пешеходные переходы
  10. Правила безопасной работы приспособлениями
  11. Правила безопасной работы с газовой плитой
  12. Правила безопасной работы с горячей жидкостью
  13. Правила безопасности при работе с ручными инструментами
  14. Правила дорожного движения для велосипедистов
  15. Правила личной гигиены
  16. Правила личной гигиены
  17. Правила поведения в кабинете СБО
  18. Правила техники безопасности при работе с горячей посудой и жидкостью
  19. Предупреждение воздушно-капельных инфекций
  20. Причины дорожно-транспортных происшествий
  21. Суточная потребность в витаминах
  22. Транспортные средства
  23. Требования к обработке и хранению продуктов

Учебно-практическое оборудование

Раздел «Личная гигиена и здоровье»

  1. Бритвенные принадлежности (станок со съемными лезвиями, кисточка для бритья)
  2. Губки, мочалки из натурального и синтетического волокна для мытья тела
  3. Зеркало
  4. Зубные щетки, зубные пасты
  5. Крем, мыло, шампуни для различных типов волос и кожи, дезодоранты, одеколон
  6. Маникюрный набор (ножницы, пилка)
  7. Полотенца (для тела, лица, ног)
  8. Расчёски,  массажные щетки для волос

Раздел «»Одежда и обувь»

  1. Инструкции по эксплуатации, уходу за одеждой и обувью
  2. Крем для обуви, блеск для обуви
  3. Образцы взрослой  детской обуви из различных материалов
  4. Образцы взрослой и детской одежды
  5. Образцы тканей
  6. Щетки одежные, для чистки обуви, нанесения крема

Раздел «Жилище»

  1. Веник
  2. Моющие и чистящие средства
  3. Шкаф комбинированный для одежды
  4. Щетки для мытья стен, радиаторов отопления, для пола

Раздел «Питание»

  1. Доски разделочные
  2. Кухонный гарнитур
  3. Мойка с подводкой горячей и холодной  воды
  4. Набор кухонных ножей
  5. Набор мисок
  6. Набор столовых приборов
  7. Набор эмалированных кастрюль
  8. Наборы  сервировочные (солонки, горчичница, перечница)
  9. Обеденная зона
  10. Обеденный сервиз
  11. Сушилка для посуды
  12. Тарелки глубокие, мелкие, закусочные, пирожковые
  13. Хлебница
  14. Холодильник «Атлант»
  15. Чайник электрический «Bosch»
  16. Чайный сервиз
  17. Электро плиты
  18. Яйцерезка

Раздел «Транспорт»

  1. Знаки  дорожного движения
  2. Образцы проездных билетов
  3. Плакаты с изображением наземного, воздушного, водного транспорта
  4. Правила пользования автобусом

Раздел «Охрана здоровья»

  1. Географический атлас Омской области
  2. Набор лекарственных трав

Технические средства обучения

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Персональный ноутбук;

Для реализации программного   содержания используются следующие учебные пособия:

Учебная литература

  1. Львова С.А., Справочник выпускника. – М., ВЛАДОС, 2009
  2. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 5 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013
  3. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 6 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013
  4. Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка 7 класс. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида – М., ВЛАДОС, 2013

Научно – методическая литература

  1. Воронкова В.В., Казакова С.А, Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII  вида. М., ВЛАДОС, 2006
  2. Львова С.А., Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII  вида. – М., ВЛАДОС, 2005
  3. Стариченко Т.Н. Формирование экономико-бытовых знаний и умений у старшеклассников вспомогательной школы. Учебно-методическое пособие для студентов педвузов и учителей вспомогательных школ. – Екатеринбург, 1996
  4. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие 5-9 классы. – М., ВЛАДОС,2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...