Выступление на тему: «Валеология для всех»
материал
Жизнь может стать трагедией, а может скукотищей. Гораздо реже она праздник, в котором – радость и печаль, находки и потери, но всегда бесконечно увлекательны все её мгновения… даже смерть. Природа наделила своё лучшее детище, нас с вами, всем самым совершенным. Но при этом предъявила одно условие: все секреты её творения открываются только тому, кто сам, сознательно, займётся самосовершенствованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО Новочеркасская школа-интернат № 1
Выступление на тему:
«Валеология для всех»
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории
Домащенко Ирина Михайловна
2020 г.
Жизнь может стать трагедией, а может скукотищей. Гораздо реже она праздник, в котором – радость и печаль, находки и потери, но всегда бесконечно увлекательны все её мгновения… даже смерть. Природа наделила своё лучшее детище, нас с вами, всем самым совершенным. Но при этом предъявила одно условие: все секреты её творения открываются только тому, кто сам, сознательно, займётся самосовершенствованием.
По выражению академика Н.М.Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Какая же наука в настоящее время может указать направление «собственным усилиям»? Такой наукой является валеология (от латинского valio – здравствую) – наука о формировании, укреплении и сохранении здоровья.
В школе новый курс «Валеология» должен быть направлен не только на обеспечение физического и психического здоровья, но и являться важным компонентом философского гуманистического образования, призванного решать задачу осмысления ценности человеческой жизни, ценности каждого человека в общей системе мироздания.
Ученые приняли валеологию как науку о целостном здоровье человека, здоровье тела, ума и души. В валеологических идеях нашло воплощение давнее стремление педагогики, медицины, психологии, искусства и религии способствовать созданию нового человека – прекрасного телом, душою и мыслями. Это наука о здоровом образе жизни, который более чем на 50% определяет, как физическое, так и психическое здоровье человека.
Здоровый образ жизни — это не только стремлении освободиться (или не иметь) от вредных привычек и пагубных страстей, но и приобретение знаний и умений по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды (инфекции, радиация и др.), а также умение восстановить свои силы, справиться со стрессом, организовать благоприятный режим работы и отдыха, жить в любви и радости с самим собой и миром.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что школа здоровья детям не прибавляет. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков – проблема комплексная, и сводить все аспекты её только к школе было бы неправильно. Но в тоже время анализ структурных заболеваний школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растёт частота таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, нервно-психические расстройства. Каковы же причины такого негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков?
Часть из них носит объективный характер: не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены, очень скудное финансирование.
Однако следует отметить, что часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их обучения в школе носят не объективный, а субъективный характер, связаны или с неправильным воздействием педагогов, или, что чаще, с их бездействием при решении задач охраны здоровья школьников. Это происходит из-за элементарной безграмотности педагогов в вопросах валеологии, а иной раз из-за лени, равнодушия, чисто формального отношения к своим обязанностям. Необходимо, чтобы девиз медиков: «Прежде всего не навреди!» - стал бы и девизом педагогов.
Что же такое здоровье? Простейший ответ на этот вопрос –«это когда ничего не болит», неполон.
Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Само здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья:
- Социальное здоровье.
- Психическое здоровье.
- Физическое здоровье.
- Нравственное здоровье.
В упрощённом и в тоже время обобщённом виде можно считать, что критериями здоровья являются:
- для соматического и физического здоровья – я могу;
- для психического здоровья – я хочу;
- для нравственного здоровья – я должен.
От чего же зависит здоровье человека?
Оказалось, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20 - от внешне-средовых условий, т.е. от экологии, 10% - от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от образа жизни, который он ведёт.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Это понятие положено в основу валеологии. ЗОЖ объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
По современным представлениям в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркомания);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Положительные эмоции являются важнейшей составляющей ЗОЖ. Знаменитая аксиоматическая формула: «В здоровом теле – здоровый дух», может читаться не только слева на право, но и справа налево, т.е. здоровый дух поддерживает физическое благополучие. Отсюда следует вывод - для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого в радости жизни.
Основа работы по совершенствованию своей психики – самовнушение. Самовнушение повышает эмоциональный тонус, укрепляет уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желёз и др. Так мысли укрепляют тело. И наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья. Оказалось, что чаще простужаются, болеют гриппом и другими ОРЗ люди со следующими чертами характера:
- упрямство и негибкость характера;
- чувство вины и самобичевания;
- разочарование и подозрительность;
- злопамятность и неспособность прощать;
- ранимость и обидчивость;
- озабоченность и неуверенность;
- возбудимость и нервозность;
- нестабильность и агрессивность.
Говоря о положительных эмоциях, следует помнит, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребёнка, чем наказание. Напрашивается вывод, что поощряя ребёнка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье.
Целью валеологического воспитания является формирование здорового человека, способного предельно долго и счастливо жить в обществе. Достижение этой цели возможно, как при решении стратегических, так и тактических задач. Стратегическую задачу валеологического воспитания можно представить, с одной стороны, как получение желаемых задатков у ребёнка, с другой – как полноценное развитие этих задатков. Тактическая задача валеологического воспитания кроется в формировании у школьников установки на здоровый образ жизни.
Литература:
- Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). – СПб, 1997. – 256 с.
- Кайма В. Валеология для всех и на каждый день.
- Обухова Л.А. Школа докторов природы/Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-245978-1383738171.jpg)
Выступление на районной лингвистической конференции "Языкознание для всех" на тему "Речевой этикет подростка".
В выступлении принимали участие ребята 7 класса. На первом этапе учащиеся собирали теоретический материал, а на втором - исследовательский. Вместе с выступлением была подготовлена и презентация....
Выступление на родительском собрании «Ребенок – мера всех вещей»
Цель : помочь родителям осознать, какое счастье- воспитывать ребенка; напомнить, какое это счастье – воспитывать ребенка; напомнить, как важно проводить с ним больше времени....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/28/picture-676060-1640683472.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по биологии на тему «ВАЛЕОЛОГИЯ» 9 класс
В наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах сохранения здоровья и факторах, влияющих на здоровье человека. Поэтому для оздоровлен...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/23/picture-471159-1408771433.jpg)
Выступление на педагогическом совете ДО по теме: "Использование дидактических игр для работы по формированию звукопроизношения во всех возрастных группах»
Поскольку игровая деятельность ведущая для детей дошкольного возраста, то необходимо подобрать игры. В подборе игр воспитателям могут помочь такие пособия, как «Воспитание правильного произношения» М....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/27/picture-872660-1614440916.jpg)
Выступление по теме "Формирование семейных ценностей на уроках английского языка на всех ступенях обучения" на педагогическом совете школы.
Материал содержит информацию по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования с помощью курса "Английский язык", показывает разные способы по формированию семейных ценно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-1001399-1516827742.jpg)
Сценарий концертной программы «Лучше всех!», посвященной дебютному выступлению обучающихся 1-го года обучения в ЦДТ «Горизонт».
Концертно-развлекательная программа создана для проведения дебютного концерта детей, обучающихся первый год. Актуальность меропр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-520160-1415640728.jpg)
Сценарий выступления агитбригады "Вода-начало всех начал"
сценарий был использован на областном конкурсе экологических агитбригад...