Выступление на районной лингвистической конференции "Языкознание для всех" на тему "Речевой этикет подростка".
творческая работа учащихся по русскому языку (7 класс) по теме

Кричкина Ольга Александровна

В выступлении принимали участие ребята 7 класса. На первом этапе учащиеся собирали теоретический материал, а на втором - исследовательский. Вместе с выступлением была подготовлена и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация1.78 МБ
Файл реферат к презентации25.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«КРАСНУЮ РЕЧЬ КРАСНО И СЛУШАТЬ»

Слайд 2

Вмиг по речи распознали, Что царевну принимали…

Слайд 3

Речевой этикет – это сложившаяся в языке и речи система устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. ЭТИКЕТ ИЗ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА «ЯРЛЫК, ЭТИКЕТКА» ИЗ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА ETHOS «ОБЫЧАЙ, ХАРАКТЕР»

Слайд 4

"Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость". Мигель де Сервантес

Слайд 5

ЭТИКЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ ФОРМУЛЫ БЛАГОДАРНОСТИ ФОРМУЛЫ ИЗВИНЕНИЯ ФОРМУЛЫ ПРИВЕТСТВИЯ ФОРМУЛЫ ПРОЩАНИЯ ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА ФОРМУЛЫ ПРОСЬБЫ И ПРИГЛАШЕНИЯ

Слайд 6

… Здравствуйте! — Что особого тем мы друг другу сказали?.. Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин) ЗДРАВСТВУ И ЗДРАВСТВУ Й (форма повелительного наклонения глагола здравствовать) «БУДЬ ЗДОРОВ» «ПОЖЕЛАНИЕ ЗДОРОВЬЯ» ЦЕЛОВАТЬ (ЛОБЗАТЬ) «ЖЕЛАТЬ БЫТЬ ЦЕЛЫМ, НЕВРЕДИМЫМ, ЗДОРОВЫМ» Фр. ALLER («идти») Фр. ALLONS («ну») «телефонное» слово АЛЛО Буквально «ИДЕМ, ПОШЛИ»

Слайд 7

Пламенный привет! Доброго здоровья! Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй(те)! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честнОй компании! Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Добро пожаловать! Салют! Здорово, браток! Легок на помине! Привет от старых штиблет! Моё почтение! Хлеб да соль! Рад вас видеть! Доброе утро! Здравия желаю! Хелло

Слайд 8

Междометие ПОКА Формулы прощания ПО КАкое МЕСТо ПО+КА+МЕСТ = ПОКАМЕСТ ПОКА МЕСТО (сращение частей) наречие ПОКА Повелительное наклонение глагола ПРОЩАТь Первоначальное значение «прости (если что не так)» Фразеологизм «прощай, не поминай лихом» ПРОЩАЙ АДЬЮ – «с Богом, до свидания» от фр. A (предлог) + DIEU (Бог)

Слайд 9

«Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание». С.И.Ожегов от старинного пожелания «СПАСИ БОГ» СПАСИБО БЛАГО + ДАРИТЬ («ДАРИТЬ ДОБРО») БЛАГОДАРЮ

Слайд 10

1) Пожалуйста, 2) Будьте добры, 3) Будьте любезны, 4) Если тебе не трудно, 5) Если вас не затруднит, + глагол в форме повелительного наклонения 1) Я хочу вас (тебя) попросить… 2) Мне хочется вас (тебя) попросить… 3) Я прошу вас (тебя) … 4) Мне нужно попросить вас (тебя)… 5) Я просил(а) бы вас (тебя)… + глагол в форме инфинитива ( передать, принести…) Формулы просьбы – приглашения. ПОЖАЛУЙ («окажи милость») + СТА (сокращение слова «государь»)

Слайд 11

Формулы вежливого отказа. Этикетные формулы выражения вежливого отказа отказа Грубое, невежливое выражение отказа, не соответствующему речевому этикету. 1. К сожалению, я не смогу этого сделать. 2. Я бы с радостью сделал это, но у меня сегодня важная встреча. 3. Сейчас мне некогда, как-нибудь в другой раз. 4. Мне жаль, но я очень занят. 5. Решительно отказываюсь! 1. Почему я должен это делать? 2. Да не стану я этого делать! 3. Еще чего!

Слайд 12

Умейте говорить друг другу комплименты! — Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите. — Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).

Слайд 13

Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь. Я хотел бы лучше разобраться в вашей позиции. Прошу вас поподробнее остановиться на следующем…, так как мне не совсем понятно… Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование и т.п. Умение корректно и вежливо вести себя в споре – одна из основных задач современного подрастающего поколения.

Слайд 14

Голос только одежда живой речи, а душой ее является интонация. Красивый голос при плохой интонации все равно что красивое, но глупое лицо. (С. Волконский) 2) Только в устном рассказе, только в живой речи как человек сказал превращается в что человек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов и даже обратный смысл. (И. Андроников)

Слайд 15

«Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной,» - слова из вступления к роману В. Астафьева «Печальный детектив». Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку.

Слайд 16

за внимание



Предварительный просмотр:

МОУ «РАМЕШКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РЕФЕРАТ

«РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ».

Составитель: ученица 7Б класса

Шарифова Эльмира.

Преподаватель: учитель русского

 языка и литературы

Кричкина Ольга Александровна.

2013 год

            В процессе воспитания, социализации человека, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Речевой этикет во многом способствует культуре общения. К сожалению, русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе. Речевой этикет – это зеркало, отражающее уровень языковой и общей культуры человека. Занимаясь историей русской речевой культуры, мы задались вопросом: владеют ли учащиеся нашей школы нормами русского речевого этикета и как это сказывается на их успеваемости.

                                                               Слайд № 1.

             А.С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Об этом же говорил один из героев античной трагедии Еврипида:

                                  Из уст безвластных и вельможных уст

                                   Одна и та же речь звучит различно.

                                                              Слайд № 2.

               Действительно, можно изменить прическу, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, её индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно наша речь «выдает» нас. По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и темпераменте. Очень важным аспектом деятельности является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть соблюдая правила речевого этикета.

                                                                Слайд № 3.

                Чтобы понять эти правила, сначала задумываемся над тем, что обозначает слово этикет. Этикет по происхождению французское слово (etiguette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. А в своё время это слово появилось на основе греческого ethos – «обычай», «характер». Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать, приятного аппетита, благодарю вас, будьте здоровы, извините меня, пожалуйста, добрый вечер.

                                                                 Слайд № 4.

                 Важность речевого поведения хорошо осознавали ещё в древности. Так, в «Поучении Владимира Мономаха» читаем: «Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

                Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть юбилей учебного заведения, выпускной вечер, презентация, научная конференция, просто общение с товарищами и др. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, В. Овчинников в книге «Ветка сакуры» так описывает своеобразие японского этикета. В разговорах люди всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то ругательства, нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно, обиняками. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение, дословно обозначающее «мне уже и так прекрасно»… Или, например, в Америке в особенности взаимоотношений входит требование корректности, уважительности, а главное – обязательности,  безусловного исполнения принятого этикета. В американских школах есть такой предмет – «Publik relationship», «построение взаимоотношений». Даже дети знают основы взаимоотношений. Например, приходят гости на день рождения, и хозяин или хозяйка праздника потом должны каждому написать открытку: «Спасибо, что ты пришел. Твой подарок был самый лучший».

                 Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи.

                                                                  Слайд № 5.

                 Формулы речевого этикета.   Следуя совету легендарного Козьмы Пруткова, утверждавшего, что нельзя объять необъятное, мы решили остановиться на самых распространенных в условиях школы формулах речевого этикета: формулах приветствия, прощания, благодарности. Формулы речевого этикета – это определенные слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые в ходе разговора.

                                                                    Слайд № 6.

                    Любая беседа, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным или невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина – женщину, молодая девушка – взрослого мужчину, младший по должности – старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника:

Формулы приветствия в речевом этикете:

Пожелание здоровья: Здравствуйте!

Указание на время встречи: Добрый день! Доброе утро!

Эмоциональные пожелания: Очень рад!

Уважительная форма: Моё почтение!

Специфическая форма: Здравия желаю!

Молодежный сленг: Хай! Хелло! И другие, приведенные в слайде.

                                                             Слайд № 7.

                     В русском языке основное приветствие – «здравствуйте». Оно восходит к старославянскому глаголу «здравствовать», что означает «быть здравым», т.е. здоровым. Глагол «здравствовать» в давние времена имел и значение «приветствовать» (ср. здороваться), о чем свидетельствует текст «Онежской былины». «Как приходит Илья тут Муромец, а и здравствует он князя с княгинею». Следовательно, в основе этого приветствия содержится пожелание здоровья. Впервые приветствие «здравствуй» встречается в «Письмах и бумагах Петра Великого 1688-1701»)

                                                              Слайд № 8.

Формулы прощания.

Самая распространенная: До свидания!

Прощание на неопределенный срок: Прощайте! Мне пора!

Прощание-пожелание: Всего хорошего! Всего доброго!

Пожелание здоровья: Будьте здоровы! Бывайте здоровы!

Просторечные формулы: Пока! Всего! Салют!

Устаревшие формулы: Честь имею откланяться! Разрешите попрощаться!

              Известно, что формулы прощания произносят при окончании беседы. Эта формула и означает, что разговор окончен. Много ли прощаний в русском языке?

              Самое распространенное прощание – До свидания! Свидание в скором будущем состоится, мы расстаемся до новой встречи. «До» есть во многих прощаниях. Например: До скорого свидания! До встрече в кинотеатре! До лета!... Много в русских прощаниях таких уточнений.

               Но в формуле прощаний, есть другие способы. Например: Прощай! Мне пора! То есть мы прощаемся на неопределенный срок. У нас в русском языке есть и такие  формулы прощания-пожелания: Всего хорошего! Всего доброго! Такие формулы используются либо самостоятельно, либо соединяются с другими словами.

                Если вы желаете здоровья, то слышится часто: Будьте здоровы! Бывайте здоровы! Часто слышится такая речь в прощании от пожилого человека или жителя сельской местности.

                А вот такие формулы прощания выходят из обихода: Счастливо! Пока! Всего! Салют! А такие совсем вышли из моды: Честь имею откланяться! Разрешите попрощаться! Встречаются и уменьшительные формы: Салютик! Приветик!

                 Получается, формулы прощания в русском языке разнообразны. Само по себе прощание привычное, автоматическое речевое действие. Для одних ситуаций мы применяем одни формы, для других другие. Следовательно, в разных ситуациях, с разными собеседниками у нас разные формы прощания.

                                                                       Слайд №9.

Формулы благодарности.

«Благодарность – естественное человеческое чувство, которое нужно уметь выразить словами. Не стоит за мелкую услугу «рассыпаться в благодарностях», но слово «спасибо» всегда должно быть наготове. Не скороговоркой, не «сквозь зубы», а доброжелательно, глядя в глаза человеку, оказавшему услугу».

              Слова благодарности почти во всех языках пришли в разговорную речь из языка торжественного ритуала. Постепенно «спускались они с небес», становясь обычными формулами выражения признательности, и постепенно утрачивали особенности книжных слов. Поэтому и русские формы по происхождению своему таковы же: «исполать», «спасибо», «благодарю».

               «Исполать» в значении «спасибо» известно с 16 века. Это искаженное в русском произношении греческое сочетание слов «многие лета», «помоги бог», т.е. «спасибо». (Так былинное «исполать тебе, добрый молодец!» оказывается вовсе не русским по происхождению словом).

               Окончательно укоренилось «спасибо», включив в себя все коренные смыслы сопутствующих ему некогда слов. «Спасибо» - сказанное с достоинством и значительно. По происхождению своему «спасибо» …: спаси бог!

               «Благодарю» - от русского «благодарствую», т.е. «приношу благодарение». Устаревшее слово «благодарствую» мы чаще встречаем в художественной литературе, редко – в речи людей старшего поколения. Это слово, как и многие слова с первой частью благо (благодать, благоденствие, благодетель, благодушие и др.), пришло из старославянского языка, в котором было калькой греческого слова со значением частей «благо, хорошо» и «давать, преподносить». Выражение благодарности вызывает возвратную речевую реакцию на благодарность.В русском языке используются при этом следующие речевые формулы: Пожалуйста; Не стоит; Не надо (нужно) благодарностей;Всегда к вашим услугам;Мне было очень приятно вам помочь; Это я должен вас благодарить; На здоровье ( в ответ на благодарность за угощение).

                «пожалуйста» образовано от слова «пожалуй» с помощью усиливающей частицы «-ста». (ср. слово стать и устаревшие ныне спасибоста, здоровоста). Исходное «пожалуй» появилось, очевидно, из «пожалую» - «отблагодарю», формы 1 лица ед.ч. от «пожаловать». «все ли – ста здесь?» - повторил староста. – «Все – ста», - отвечали граждане» (А. Пушкин) Ну, а «пожалуй», в свою очередь, является сокращением от «пожалую», по анологии с упомянутым ранее «благодарствуй». Древнерусское «жаловати» означало «любить», буквально «дарить что-либо из любви без правового основания». Очевидно, что «пожалую» и более позднее «пожалуйста» означали «дарю, потому что люблю». Конечно, частица «пожалуйста» далеко не всегда употребляется в качестве ответа на благодарность, и в таком случае «пожалуй» в его корне _ глагол повелительного наклонения, то есть подразумевает «подари, если любишь».

                                                                    Слайд № 10.

Формулы просьбы – приглашения.

               При оформлении просьбы-приглашения используются такие этикетные формулы: 1.Пожалуйста

2. Будьте добры

3. Будьте любезны

4. Если тебе не трудно

5. Если вас не затруднит.

               К ним добавляются глаголы повелительного наклонения обозначающие просьбу.

В своей основе слово «пожалуйста»  обозначает «окажи милость» (пожалуй) + ста от сокращенного слова «государь».

              Кроме этого для выражения просьбы используется и другая этикетная форма:

  1. Я хочу тебя(вас) попросить
  2. Мне хочется тебя(вас) попросить
  3. Я прошу тебя(вас)…
  4. Мне нужно попросить тебя(вас)…
  5. Я просил(а) бы вас (тебя)…

К этим формам добавляются глаголы формы инфинитива (передать, принести…)

                                                                 Слайд № 11.

Формы вежливого отказа.

Чаще всего от учащихся  при отказе от выполнения какого-либо поручения или просьбы можно услышать:

Почему я должен это делать?

Да не стану я этого делать!

Ещё чего!

  Это все можно отнести к грубому отказу. Но ведь можно отказаться от выполнения поручения и вежливо, не обидев никого. При этом человек, обратившийся к вам войдет в ваше положение и обратится к другому:

Этикетные формы:

- К сожалению, я не смогу этого сделать.

- Я бы с радостью сделал это, но у меня сегодня важная встреча.

- Сегодня мне некогда, как-нибудь в другой раз.

- Мне жаль, но я очень занят.

- Решительно отказываюсь.

                                                              Слайд № 12.

             Умейте говорить друг другу комплименты!

Как часто человек, пытаясь похвалить кого-то, высказывается невпопад. Для этого тоже существуют этикетные формулы, например:

-Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.

- Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).

                                                                      Слайд № 13.

           Как вести себя корректно в споре?

            Мы часто принимаем участие в дискуссиях, пытаемся спорить на уроках, постигая истину. Но всегда ли мы умеем себя вести и корректно отвечать апонентам?

Формулы корректного ответа в споре:

- Наши позиции не совпадают,но, возможно, я ошибаюсь.

- Я хотел бы лучше разобраться в вашей позиции.

- Прошу вас поподробнее остановиться на следующем…, так как мне не совсем понятно.

- Я убежден в своей правоте, но допускаю, что другая точка зрения имеет право на существование.  

И другие.

                                                                     Слайд № 14.

            «Голос только одежда живой речи, а душой её является интонация. Красивый голос при плохой интонации все равно что красивое, но глупое лицо,»- говорил Сергей Волконский.

            А по словам Ираклия Андроникова : «Только в устном рассказе, только в живой речи как человек сказал превращается во что человек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов и даже обратный смысл».

                                                                       Слайд № 15.

            «Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в своих грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной,» - писал Виктор Астафьев во вступлении к роману «Печальный детектив».

             Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку.

                                                                           Слайд № 16.

                              Чтобы увидеть, какие нормы речевого этикета знакомы учащимся нашей школы и как они соблюдаются, мы будем продолжать работу над этой темой. Для этого необходимо провести анкетирование и проанализировать полученные результаты. Это будет следующий этап нашей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...

Выступление на районном семинаре "Коллективный проект- " Спешите делать добро"

"Спешите делать добро" - результат работы моего класса (5-6 класс)....

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Презентация Виды учреждений ДОД Азовского района (выступление на районной конференции)

МБОУ ПОСЕЛКОВАЯ СОШ   АЗОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ    Завуч по воспитательной работе   Ибрагимова Л.С. Кружок «Хозяюшка» руководитель Коврикова В....

Выступление на районных педчтениях .Тема выступления: "Создание творческой среды на уроках английского языка"

В творческой среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков. Таким о...