Дистанционные образовательные технологии в начальной школе
статья
Данная статья повествует об особенностях организации образовательного процесса в начальной школе с помощью дистанционных техологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_destantsionnye_obrazovatelnye_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Дестанционные образовательные технологии в начальной школе.
Мир находится в постоянном развитии. Прогресс приходит во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование. Сегодня, возможно получить образование дистанционно, используя современные информационные технологии.
При организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения образовательной организации необходимо руководствоваться Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования и социальным заказом общества задаются цели обучения, определяющие функции форм, методов, средств и содержания обучения. Достижение общих целей дистанционного и начального общего образования имеют основу в виде системно-деятельностного подхода, который предполагает:
− использование таких способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса, которые направлены на личностное, социальное и познавательное развитие обучающихся;
− реализацию таких видов деятельности и форм общения, которые предполагают учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
− применение разнообразных организационных форм организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Содержание курсов дистанционного обучения (текущих заданий, конкурсных и выпускных работ) для младших школьников определяется, во-первых, основной целью обучения: углубление и расширение знаний по какому-то предмету, разделу программы начального обучения; ликвидация пробелов в знаниях из-за значительного пропуска занятий; обучение школьников с ограниченными возможностями; дополнительное образование в соответствии с индивидуальными образовательными интересами.
Во-вторых, характером учебной деятельности, преимущественно индивидуальной и коллективной проектной и творческой. Однако первостепенным фактором, определяющим содержание обучения, является возраст обучаемых. В условиях дистанционного обучения возможно использование как индивидуальных, так и коллективных форм организации образовательного процесса, создание разновозрастных коллективов учащихся, руководимых учителем (классным руководителем, учителем-предметником), который вместе с учащимися знакомится с учебной информацией в сети и проводит занятия.
Наиболее эффективными являются следующие формы и виды дистанционного обучения младших школьников:
− дистанционные курсы, целью которых может быть поддержка основного (классного) курса обучения (организуются учителем);
− дистанционные курсы для учащихся с поддержкой куратора (тьютора) с организацией постоянного коллектива школьников, руководимого учителем, который проводит регулярные занятия в соответствии с методическими рекомендациями куратора;
− дистанционные курсы без поддержки куратора, самообразование при участии родителей;
− творческие дистанционные проекты, организуемые учителем для решения творческих задач в поддержку основного курса начального обучения или дополнительного образования, результатом чего является создание совместного образовательного продукта;
− дистанционные олимпиады, целью которых является творческая самореализация учащихся в дистанционном соревновании по различным номинациям с открытыми заданиями.
Реализация дистанционного обучения младших школьников требует создания оригинального инструментария: программного обеспечения и методических пособий для учебных курсов. Это связано с тем, что оригинальные программные и методические средства разрабатываются под конкретные учебные курсы, интерфейс ориентирован на соответствующий возраст пользователя, они должны иметь набор инструментальных программ, с помощью которых ученик имеет возможность конструировать программный ресурс изучаемого типа, не обращаясь к языкам программирования, а также средства автоматизированной проверки результатов индивидуальной и коллективной учебной деятельности.
. К плюсам дистанционного образования можно отнести:
- Обучение в индивидуальном темпе — скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
- Свобода и гибкость — учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
- Доступность — независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
- Мобильность — эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
- Технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
- Социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
- Творчество — комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
При разработке дидактических печатных материалов для дистанционного образования необходимо, как показывает опыт, руководствоваться следующим:
- учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;
- при построении структуры учебного материала в пособии целесообразно использовать модульный принцип;
- должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы;
обязательными элементами в учебном пособии должны быть контрольные задания, толковые словари, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания
Чему же учителя начальной школы должны обучать своих учеников? Главное не само знание, а познание, поэтому детей надо учить самостоятельному поиску информации, а также ее обработке с использованием новейших технологий, рациональному использованию своего времени, эффективному сотрудничеству с одноклассниками, учителями, родителями и ещё очень-очень многому.
В связи с такими задачами возникает вопрос: как построить образовательный процесс, чтобы добиться поставленных целей, эффективно используя учебное время и современные информационные технологии? Ведь рамки обычного урока небезграничны….
Основные направления информатизации образования:
1. Использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения:
- создание дидактических пособий и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
-разработка и применение готовых компьютерных тренажёров по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов.
- работа на личных сайтах учителей в http://nsportal.ru/, создание страничек «Если я заболел…», «Домашнее задание», «Тренажёры, тесты, упражнения» и др.
2. Проведение урока с использованием ИКТ:
-применение ИКТ на отдельных этапах урока:
- подготовка учащихся к усвоению новых знаний;
- усвоение новых знаний;
- закрепление новых знаний;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание.
-использование ИКТ для закрепления и контроля знаний,
-организация групповой и индивидуальной работы;
-организация совместных уроков, видеоконференций между классами одной параллели;
3. Организация работы с родителями:
-работа на личных сайтах учителей в http://nsportal.ru/ , создание страничек для родителей «Круглый стол», «Консультации родителям» и др.
4. Организация методической работы.
Итак, дистанционное обучение способно гарантированность достижение планируемых образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)
Номинация: «Современные технологии в работе с одаренными детьми»Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результ...
Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)
Статья посвящена вопросу внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера. Материалы апробированы на базе Панаевской шк...
РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
Работа выполнена в соавторстве с учителем химии МОУ "СОШ № 73" г. Саратова Дувановой Татьяной Викторовной...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...
Применение дистанционных образовательных технологий в основной школе в условиях реализации ФГОС из опыта МБОУ «Школа №87»
Школа сегодня и сегодняшний учебный процесс в рамках ФГОС предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работа...
ПОЛОЖЕНИЕ Об электронном обучении и использовании дистанционных Образовательных технологий при реализации образовательных программ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»
Настоящее Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МКОУ «Брединская СОШ № 4»...