РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по духовно-нравственномунаправлению на тему: «Душевное здоровье»_9 класс
рабочая программа (9 класс)
Программа направлена на создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения.
Программа ориентирована на обучающихся 9 классов основной общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, диспут, викторина, аукцион, суд, виртуальная экскурсия, составление ребусов и кроссвордов, тезауруса, анализ поведенческих ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duh-nrav.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. СУЗДАЛЯ" 601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27 | ||
СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР от ___ 20__ года _Гришина С.А. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора от ___ 20__ года № ___ ___________/Каленов С.Л.
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на тему: «Душевное здоровье»_ (указать учебный предмет, курс, курс внеурочной деятельности) | ||
Уровень образования (класс) ______9 класс____________________________________ (начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов) | ||
Количество часов __34 ч.____ | ||
Программа разработана на основе _____________________________________________________________________________ (указать примерную рабочую программу из реестра примерных основных образовательных программ в общедоступной государственной информационной системе) | ||
Разработчик (составитель) рабочей программы:_Гордеева Марина Евгеньевна__ учитель математики 1 квалификационной категории (Ф.И.О. учителя с указанием специализации) |
Введение
Нравственное воспитание и развитие личности в воспитательно - образовательном процессе всегда стояло на первом месте и являлось важным компонентом в целостной системе образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностносмысловых ориентиров бытия людей в обществе. Исходя из этого, следует обозначить важные положения, которые следует учесть:
1. Необходимость в подготовке высоконравственного поколения для общества.
2. Способствовать формированию личности подростка, способного оказывать противодействие негативному влиянию из внешней среды.
3. Дать необходимую базу духовно-нравственных знаний для формирования норм поведения и определённых действий в обществе.
4 Таким образом, реализация программы духовно-нравственного направления актуальна и важна в рамках современного общества с учётом ряда существующих в нём проблем, таких как деидеологизация и антидуховность.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: ∙ патриотические чувства гражданина России; ∙ гражданская идентификация; ∙ общечеловеческие ценности; ∙ социальная солидарность; ∙ нравственное самосовершенствование.
Программа направлена на создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения.
Программа ориентирована на обучающихся 9 классов основной общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, диспут, викторина, аукцион, суд, виртуальная экскурсия, составление ребусов и кроссвордов, тезауруса, анализ поведенческих ситуаций.
Цели и задачи курса внеурочной деятельности
Цель: Воспитание целеустремлённого, настойчивого, творческого и бережливого гражданина.
Задачи: 1. Формировать у учащихся уважение и любовь к труду, учению, уважительное отношение к человеку-творцу. 2. Развивать мышление, воображение, эстетическое восприятие. 3. Дать первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.
Формы и методы занятий.
Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, диспут, викторина, аукцион, суд, виртуальная экскурсия, составление ребусов и кроссвордов, тезауруса, анализ поведенческих ситуаций.
Воспитательный процесс строится таким образом, что в нём предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности с учётом возраста школьников. Происходит постоянное общение учителя, ученика и одноклассников, что способствует формированию нравственного поведения ребёнка, обогащается его жизненный опыт.
Методы, используемые при проведении занятий: ∙ словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа со справочной литературой); ∙ наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений, таблиц, фильмов); ∙ практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда и экспериментов, упражнений); ∙ метод изложения материала, а также проверка знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения); ∙ метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой); ∙ репродуктивный (объяснительно-иллюстративный); ∙ эвристический; ∙ проблемный.
Прогнозируемые результаты
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии:
1. Изменения в модели поведения школьника: ∙ проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге и монологическом высказывании; ∙ соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление взаимопомощи; ∙ использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности; ∙ осознанное понимание необходимости следовать общечеловеческим ценностям; ∙ объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
2. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности: ∙ способность объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей; ∙ сформированность самоконтроля и самооценки: действие контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; ∙ способность видеть свои недостатки и желание их исправить; ∙ снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодёжи; ∙ сохранение патриотического и культурного наследия.
Личностные результаты предусматривают умения: ∙ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; ∙ способность к самооценке; ∙ основы гражданской идентичности личности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; ∙ формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения; ∙ согласовывать цели совместных дел в команде со своими собственными интересами; ∙ рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку; ∙ высказывать личную точку зрения.
Метапредметными результатами являются умения: ∙ собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете, делать выписки с библиографическими ссылками; ∙ представлять информацию в виде тезисов, выступать тезисно; ∙ рефлексировать опыт проблемно-ценностного обсуждения актуальных вопросов нравственности; ∙ применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылки на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл); ∙ применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия ∙ определять и формулировать цель деятельности; ∙ в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи; ∙ адекватно воспринимать оценку учителя;
Средства формирования регулятивных УДД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные универсальные учебные действия ∙ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; ∙ строить речевое высказывание в устной форме; ∙ выделять существенную информацию из текстов разных видов (основы смыслового чтения художественных текстов); ∙ строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Средства формирования познавательных УДД: осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится: ∙ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ∙ задавать вопросы; ∙ формулировать собственное мнение и позицию; ∙ выполнять различные роли в группе (лидера например). ∙ умению координировать свои усилия с усилиями других.
Средства формирования коммуникативных УДД: учет разных мнений и интересов, обоснование собственной позиции; продуктивное разрешение конфликтов на основе учета интересов и позиций всех его участников;
Предметными результатами являются представления: ∙ об этической картине мира, роли нравственности в истории и культуре нашей страны с позиции нравственных общечеловеческих установок; ∙ о нормах поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения; ∙ о моральной стороне общества с пониманием роли человека в нём как личности; ∙ о правах и обязанностях гражданина России.
Содержание программы
Раздел I. Вводное занятие (1 час) Беседа на тему «Что такое душевное здоровье?», показывающая необходимость и актуальность изучения курса.
Раздел II. Многоликость человеческой души (7 часов) Этическая беседа «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей». Дискуссия «Есть ли у юных идеалы?». Лекция «Проще простого о вежливости». Диспут «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Раздел III. Вред и польза привычек человека (10 часов) Час общения «Моральные привычки». Дискуссии на темы «Моральная оценка личности», «Нравственная культура человека». Этическая беседа и диспут «Воспитание привычек нравственного поведения».
Раздел IV. Нравственная сторона труда и творчества (9 часов) Этическая беседа «Нравственное воспитание в труде». Диспут «Самоопределение в труде и творчестве». Круглый стол «Личностный рост».
Раздел V. Эстетика – родник души (6 часов) Беседа и дискуссия с элементами обсуждения «Родники души», «Творцы душевного мастерства». Час общения «Песня сердца и души».
Итоговое занятие (1 час) Практические занятия. «Неоконченное предложение».
Календарно-тематический план
№ занятия | Количество часов | Тема | Дата план | Дата факт |
1 | 1 | Введение. | 4.09 | |
2 3 | 2 | Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей. | 11.09 18.09 | |
4 5 | 2 | Есть ли у юных идеалы? | 25.09 2.10 | |
6 7 | 2 | Проще простого о вежливости. | 9.10 16.10 | |
8 9 | 2 | Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты есть | 23.10 6.11 | |
10 11 | 2 | Моральные привычки. | 13.11 20.11 | |
12 13 14 | 3 | Моральная оценка личности. | 27.11 4.12 11.12 | |
15 16 17 | 3 | Нравственная культура человека | 18.12 25.12 15.01 | |
18 19 | 2 | Воспитание привычек нравственного поведения. | 22.01 29.01 | |
20 21 22 23 | 4 | Нравственное воспитание в труде. | 5.02 12.02 19.02 26.02 | |
24 25 26 | 3 | Самоопределение в труде и творчестве. | 5.03 12.03 26.03 | |
27 28 | 2 | Личностный рост | 2.04 9.04 | |
29 30 | 2 | Родники души. | 16.04 23.04 | |
31 32 | 2 | Творцы душевного мастерства. | 30.04 7.05 | |
33 | 1 | Песня сердца и души | 14.05 | |
34 | 1 | Подведение итогов. | 21.05 |
Итого: 34 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...
УМК "Школа здоровья" программа внеурочно деятельности "Дневник здоровья 3 класс"
Разработка занятия по теме "Безопасная дорога" с использованием "Дневника здоровья" для учащихся 3 класса...
Классный час на тему "Час здоровья" 5 класс
Разработка содержит конспект классного часа и презентацию к нему...
"Социальное и душевное здоровье семьи"
Разработан для выступления на семинаре....
Открытое занятие внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка", тема "Домашние животные", 2 класс
Занятие по внеурочной деятельности в рамках реализации СФГОС НОО в игровой форме закрепляет знания детей о домашних животных.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8433349","attributes":{"...
Презентация внеурочной деятельности по английскому языку по теме: "Королевская семья", 6 класс
Презентация внеурочки по английскому языку 6 класс...
Конспект урока литературы в 6 "А" классе по теме "Душевная щедрость учительницы" (по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского)
Данный урок поможет раскрыть духовные ценности, коорые делают человека добрее и богаче....