Cтатья "Формирование аудитивных умений в русле коммуникативно-ориентированной методики"
статья

Луговнина Татьяна Александровна

Вашему вниманию предлагаю статью по теме "Формирование аудитивных умений в русле коммуникативно-ориентированной методики", которая была опубликована в сборнике Молодой исследователь: от идеи к проекту. г. Йошкар-Ола, 24 мая 2019 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya_formirovanie_auditivnyh_umeniy.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 37.016:811.111

Луговнина Т.А., студ. 3 курса ФИЯ

email: theknifebird@gmail.com

Науч. рук. – Серебрякова М.А. канд. пед. наук, доц.

Формировании аудитивных умений в русле коммуникативно-ориентированной методики

Аннотация. В данной статье рассматривается применение коммуникативно-ориентированной методики при обучении аудированию на иностранном языке. Кратко изложен теоретический материал, который относится к теме использования коммуникативного подхода в обучении иностранному языку и аудирования. В статье также даны некоторые рекомендации для преподавателей иностранного языка по использованию данного подхода при формировании аудитивных умений у обучающихся.

Ключевые слова: коммуникативно-ориентированная методика, коммуникативный подход, аудирование, иностранный язык.

На настоящий момент главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие у учащихся коммуникативной компетенции, то есть чтобы на выходе ученики свободно могли общаться на иностранном языке. Даже если мы возьмем обычного человека, то есть не обучающегося в школе, решившего изучать иностранный язык, вероятнее всего, его основной целью будет являться овладение языком для дальнейшего его использования в условиях реального общения, например, при поездках за границу, при переписке с носителями языка.

Как известно, общение – это двусторонний процесс, где важно не только уметь говорить, но и уметь слушать. Следовательно, для достижения главной цели обучения иностранному языку необходимо развивать навыки аудирования (Listenning or Listening comprehension), а так как мы изучаем язык для общения, то коммуникативно-ориентированный подход (Communicative approach) в данном случае является наиболее подходящим.

Коммуникативный подход основан на идее о том, что изучение языка происходит наиболее успешно, когда обучающиеся вовлечены в реальное общение, имеющее для них самих смысл, то есть изучение языкового материала происходит в общении.

При коммуникативном подходе главная роль отводится обучающимся, а не учителю, который выступает в роли посредника, помощника.  Лучше давать ученикам парные или групповые задания, такая работа наиболее эффективна: ученики чувствуют себя более независимыми, свободными, работая вместе, они могут помогать друг другу строить высказывания, исправлять ошибки, не боясь оценивающей реакции со стороны учителя [3; с.355].

Преподавателю иностранного языка нужно учитывать, что аудирование – сложный процесс восприятия и понимания речи на слух, который зависит не только от индивидуальных особенностей слушающего (память, восприятие, воображение и др.), но и от внешних факторов: сложность языкового материала (незнакомая лексика, сленг, термины, географические названия, числа, даты), одноразовость предъявления, особенности речи человека, воспроизводящего материал (темп, акцент, пол, возраст). Исходя из данных трудностей, учитель должен работать над их преодолением: давать учащимся разнообразные аудиоматериалы, как спикеров мужчин и женщин, так и детей, пожилых людей, иностранцев – их речь вызывает затруднения для восприятия и понимания, но важно подготовить учеников ко всем возможным вариантам, с которыми они могут встретиться в условиях реальной коммуникации [2; с.91].

При обучении аудированию в русле коммуникативно-ориентированного подхода учителю важно подбирать аудиоматериалы исходя из следующих критериев:

1. Текст должен быть аутентичным, приближенным к условиям реального общения, то есть необходимо исходить из вероятности того, что обучающийся может попасть в такую же ситуацию [1; с.68];

2. Обучающиеся должны быть замотивированы к прослушиванию. Обычно мотивация достигается на первом этапе работы с аудиоматериалом (До прослушивания – Pre-listenning), ученики обсуждают вопросы, связанные с текстом, предвосхищают события [4; с.60];

3. Текст аудирования должен быть интересен обучающимся, чтобы после прослушивания продолжать работать с ним, ведь главное добиться ответной реакции учеников, чтобы у них присутствовало желание слушать еще раз и выполнять задание или же высказывать свое мнение.

На начальном этапе, как в принципе и на последующих этапах, можно использовать аудиовизуальные источники, так как известно, что чем больше анализаторов задействованы в восприятии материала (а в данном случае зрительные и слуховые), тем больший объем информации запомнится [2; с.92].

Таким образом, чтобы овладеть аудитивными умениями на базе коммуникотивно-ориентированного подхода воспроизводимый текст должен быть личносто-значимым для обучающихся, отражать реалии повседневной жизни, иметь коммуникативную направленность, а так как любые умения и навыки развиваются в деятельности, то для их приобретения необходимо как можно больше практиковаться, в данном случае аудировать.

Литература

1. Абрамовская Н. Ю., Федорук С. В. Использование аутентичных аудиоматериалов в обучении английскому языку при коммуникативно-ориентированном подходе // Молодой ученый. 2017.  №21. С. 67-70.

2. Верте Л.А. Преодолнение основных трудностей при аудировании иноязычной речи. Гуманитарные проблемы военного дела. 2015. № 2 (3). С. 90-94.

3. Ибрагимова З. Н. Communicative method in teaching a foreign language // Молодой ученый. 2017. №24. С. 355-356.

4. Ковальчук Н.В., Прохорова А.П. К вопросу о цели, методах и приемах работы над аудированием при обучении иностранным языкам // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. 2017. С. 59-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку на уроке"

Неотъемлемой частью процесса обучения является формирование у учащихся «умения учиться» - это включает овладение совокупностью способов и приемов организации школьником своей деятельности, на основе к...

Статья Использование коммуникативно-ориентированного подхода в обучении чтению на иностранном языке

Данная статья посвящена использованию коммуникативно - ориенторованного подхода в обучении одному из самых сложных видов речевой деятельности на иностранном языке. В статье дается характеристика чтени...

Коммуникативно-ориентированное обучение

ЦЕЛЬ коммуникативно-ориентированного обучения – не только усвоение грамматики и лексики изучаемого языка, но и формирование умений иноязычной коммуникации. ...

Коммуникативно-ориентированные задания. Стежко Ю. В.

Коммуникативно-ориентированные задания. Разработано Стежко Ю. В....

Проектная методика на занятиях по английскому языку в системе коммуникативно-ориентированного образования

Проектная методика на занятиях по английскому языку в системе коммуникативно-ориентированного образования...

Коммуникативно-ориентированная направленность в развитии навыков и умений устной речи на уроках английского языка

Коммуникативно-ориентированная направленность в развитии навыков и умений устной речи на уроках английского языка...

Стратегии развития аудитивных умений обучающихся при их подготовке к ЕГЭ по английскому языку

В данной статье автор рассматривает основные трудности при обучении аудированию и стратегии преодоления этих трудностей....