Система УУД
учебно-методический материал
Система универсальных учебных действий: методы формирования и возможные способы контроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud_sposoby_kontrolya.docx | 41.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Система универсальных учебных действий: методы формирования и возможные способы контроля
Умение | Методы формирования | Возможные способы контроля | ||||
Познавательные действия (интеллектуальные умения) | ||||||
обработка информации | ||||||
Умение воспринимать информацию (факты, нормы, обозначения, аксиомы, правила, формулы) из различных источников (книга, СМИ, наблюдение, Интернет и др.) | Подбор синонимов, антонимов, перевод, изучение кодов, обозначений, задания на понимание инструкций, задания с «пропусками» | Задания на проверку понимания смысла слов и отдельных фраз в устной и письменной речи, терминологический диктант, задания на проверку умения пользоваться схемами, кодами, обозначениями, схематический диктант, задания на проверку умения воспринимать информацию в форме слухового или зрительного сообщения | ||||
Умение воспроизводить информацию в устной и письменной форме | Задания на воспроизведение информации в разных формах (устное и письменное воспроизведение информации, ответы на вопросы, тесты и т.п.) | Задания на воспроизведение информации в разных формах | ||||
Умение перерабатывать информацию (сравнение, синтез, обобщение, аргументация, интерпретация, систематизация и др.) | Задачи на соотнесение, сравнение, анализ, синтез, аргументацию, интерпретацию, систематизацию информации | Задания на соотнесение, сравнение, анализ, синтез, аргументацию, интерпретацию, систематизацию информации | ||||
Умение применять знания на практике, действовать по формуле, алгоритму и т.п. | Задания на воспроизведение алгоритмов в разных условиях | Выполнение практических заданий, лабораторных работ, практикумов | ||||
Умение выстраивать из полученной информации и опыта общую картину мира и достраивать её в течение жизни | Задания на подбор примеров из разных областей знаний и опыта | Задания на межпредметную взаимосвязь; задания на поиск вариантов использования и применение информации | ||||
Умение преобразовывать действительность (получать новую | Задания на развитие экспериментального мышления, формирование исследовательской | Задания творческого характера на преобразование действительности | ||||
информацию и реальность через исследовательскую и проектную и другую творческую деятельность) | позиции, технологии развития критического мышления, задачи с недостатком или избытком данных | различной форме: проектирование, исследование, создание новых образов в разной форме, моделирование | ||||
Регулятивные действия (организационные умения) | ||||||
организация своих дел, решение проблем | ||||||
Постановка цели в форме предвосхищения результата | Упражнения на постановку целей в учебной и внеурочной деятельности: «Что должно получиться в результате?». Формирование культуры постановки целей | Анализ целевых установок | ||||
Оценка предполагаемого результата с точки зрения пользы и безопасности для себя и других | Задания на соотнесение предполагаемого результата с реальностью с точки зрения пользы и безопасности | Задания на соотнесение предполагаемого результата с реальностью с точки зрения пользы и безопасности | ||||
Восприятие (анализ) образца, правила, алгоритма последовательности, на которые следует ориентироваться при выполнении действия по готовому образцу, правилу, алгоритму в качестве ориентира | Задания на освоение готовых алгоритмов, использование технологии «опорных сигналов», выделение ключевых слов в вопросе задачи (тексте), задания на построение внутреннего плана действия | Задания на выделение отдельных элементов образца как ориентира | ||||
Построение собственного ориентира при отсутствии готового образца, правила, алгоритма последовательности (постановка задач) | Обобщение способа решения заданий определенного типа, самостоятельное осознанное построение алгоритма выполнения действий, вывод правил, формул для последующего использования | Задания на выделение правила или алгоритма, выстроенного на поисковом этапе решения | ||||
Соотнесение с ориентиром (готовым или построенным самостоятельно) в процессе выполнения действия; соотнесение полученного результата с предполагаемой целью | Работа над ошибками, задания на соотнесение результата с целью (планируемым результатом), задания на рефлексию (самоанализ) собственной деятельности | Задания на поиск своих и чужих ошибок | ||||
Умение вносить корректировку и выполнять действие с учетом прошлого опыта | Анализ ошибок в динамике: есть ли повторяющиеся ошибки | Задания на корректировку и построение выводов на будущее | ||||
Умение создавать условия, необходимые для выполнения действия | Задачи с недостатком или избытком условий, задания на определение необходимых и достаточных условий и их обеспечение | Задания на определение необходимых и достаточных и их обеспечение |
Умение находить ресурсы и средства для выполнения действия | Задания на поиск необходимых и дополнительных источников информации, правил, закономерностей, формул, образцов, алгоритмов, необходимых для выполнения действия и деятельности в целом | Задания на поиск необходимых и дополнительных источников информации, правил, закономерностей, формул, образцов, алгоритмов, необходимых для выполнения действия и деятельности в целом |
Умение распределять выполнение действия во времени: начать в нужный момент, распределить сроки выполнения, окончить | Создание мотивации, использование постановки целей, выбора средств и построения алгоритма действия как условий, необходимых для начала действия | Наблюдение за организацией действий и поведения, задания на рефлексию |
Умение сочетать выполнение действия с другими действиями и выстраивать приоритеты | Задачи на упорядочивание приоритетов с точки зрения актуальности действия и степени готовности к его выполнению | Наблюдение за организацией деятельности, задания на рефлексию собственной деятельности |
Коммуникативные действия (коммуникативные умения) | ||
общение с людьми | ||
Умение выстраивать речь (устную и письменную, с учетом понимания языков), ориентированную на других и понятную другим | Задания на построение речевых высказываний, инструкций, понятных другим | Анализ речевых высказываний (устных и письменных) с точки зрения правильности их построения |
Умение слушать, воспринимать письменную речь и понимать другого | Задания на выполнение действий по речевым инструкциям | Задания на анализ понимания речи (устной и письменной, родной и иностранной, из разных источников и с разных носителей), на запись, фиксацию сообщений |
Умение строить диалог | Задания на построение диалоговой речи | Задания с использованием диалоговой речи |
Умение сополагать информацию, полученную от другого, с собственным знанием, мнением, собственной позицией | Технологии формирование критического мышления | Задания на поиск сходств и различий полученной информации, на различение подходов |
Умение отнестись к информации, расходящейся с собственным мнением, знанием, собственной позицией (принять, учесть, отклонить, оценить позитивно или негативно и т.д.) | Задания на определение позиции и точки зрения автора | Задания на оценку полученной информации, на различение подходов |
Умение уважать представления и мнения окружающих, если они не находятся в зоне социальной опасности | Задания на писк рационального зерна в информации, расходящейся с собственными представлениями, поиск сильных и слабых сторон разных подходов | Наблюдение за поведением и высказываниями |
Умение выстраивать аргументы при отличии собственных представлений и мнений от представлений и мнений окружающих | Задания на поиск аргументов и построение доказательств | Задания на аргументацию |
Умение отстаивать собственную позицию, свои права | Освоение технологий ведения дискуссий | Наблюдение за дискуссией |
Умение строить поведение в конфликте | Задания на поиск конструктивного решения конфликтных и проблемных ситуаций | Наблюдение за поведением в различных конфликтных ситуациях, анализ причин возникновения конфликтов, психологическая диагностика |
Умение договариваться о совместных действиях, принимать решения в группе | Задания на групповое решение проблем | Наблюдение за работой в группе по выполнению заданий на принятие решений и обоснование группового решения |
Умение принимать на себя ответственность, функции, роль, действовать по совместно принятым правилам при совместном выполнении действий | Задания на освоение различных ролевых позиций при групповом решении проблем | Наблюдение за работой в группе при реализации определенных проектов, дел, психологическая диагностика |
Умение сознательно распределять, отслеживать и контролировать функции, ответственность, вклады при совместном выполнении действий | Задания на рефлексию процесса группового решения проблем | Наблюдение за реализацией длительной совместной деятельности, многодневных проектов |
Умение оказывать и принимать помощь | Задания на определение недостаточности собственных ресурсов и поиск возможных источников помощи | Наблюдение за поведением в ситуациях неуспеха |
Умение меняться ролями, позициями, функциями при выполнении действий | Задания на освоение различных ролевых позиций при выполнении действий в группе | Наблюдение за реализацией совместной деятельности в условиях обмена ролями или функциями |
Умение адекватно оценивать и | Задания на рефлексию и оценку вкладов | Наблюдение за соблюдением этических норм |
присваивать совместный результат | участников при решении проблем и выполнении действий в группе | при достижении результата, оценка вкладов каждого члена группы |
Личностные действия (нравственно-оценочные умения) | ||
оценка своих и чужих поступков | ||
Умение проявлять интерес к информации и действиям (своим и чужим) | Формирование познавательной мотивации | Наблюдение за проявлением отношения к воспринимаемой информации |
Умение оценивать информацию и действия относительно собственных представлений, ценностных ориентаций, необходимости и достаточности | Задачи на идентификацию личностных позиций, самоопределение, задания на оценку необходимости и достаточности информации или условий в соотношение с личностной значимостью проблемы или действия | Задания на оценку полученной информации относительно своей личностной позиции |
Умение ставить вопросы и формулировать проблемы | Задания на определение недостаточности собственных знаний и компетентности для решения проблем и выполнения действий, задания на постановку вопросов и формулирование проблем | Задания на постановку вопросов и формулировку проблем, наблюдение за поведением |
Умение выбирать информацию и поведение, оценивая их с точки зрения пользы, целесообразности, адекватности, ценностей, безопасности и т.д. | Задания на выбор средств и алгоритмов действий, адекватных поставленным целям и ценностям | Задания на определение альтернатив, критериев выбора и способов измерения, задания на выбор информации и поведения (относительно альтернатив выбора, критериев и их измерителей) |
Умение отказываться от определенных действий (как последствие выбора) | Задания на принятие решений | Задания на оценку рисков и потерь при отказе от невыбранных альтернатив, наблюдение за поведением |
Умение критично относиться к своему поведению (рефлексия) | Задачи на рефлексию («самонаставления») | Задания на оценку собственного поведения |
Умение осознавать себя и свое поведение в жизненной перспективе (прошлое, настоящее, будущее) | Задания на оценку причин и последствий поведения: задания на определение значимости определенных событий с точки зрения жизненной перспективы | Задания на осмысленность поведения с точки зрения прошлого и будущего |
Умение изменять свои представления и | Задания на разработку планов собственного | Психологическая диагностика, наблюдение |
поведение, стремление к саморазвитию | развития | за поведением в течение длительного времени |
Умение соотносить культурно-исторический контекст с собственным бытием личности (культуросообразность) | Задания на смысл поведения в социокультурном контексте | Оценка соответствия поведения культурным нормам в историческом контексте |
Умение вносить свой вклад в развитие культуры (культуротворчество) | Творческие задания, задания на отчуждение собственных смыслов в форме метафоры, образа и т.п. | Анализ процесса и эффективности реализации исследовательской, проектной и другой творческой деятельности |
Таблица 1.2.
Таблица универсальных учебных действий (необходимый уровень для 5-6 классов)
Познавательные действия (интеллектуальные умения) | Регулятивные действия (организационные умения) | Коммуникативные действия (коммуникативные умения) | Личностные действия (нравственно-оценочные умения) |
обработка информации | организация своих дел, решение проблем | общение с людьми | оценка своих и чужих поступков |
Ученик умеет | |||
1. Извлекать информацию | 1. Определять цель (проблему) и план действий | 1. Доносить свою позицию | 1. Оценивать ситуации и поступки |
Предполагать, какая информация нужна для решения задачи (в несколько шагов) | Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему: учебной деятельности, урока, тему проекта | Высказывать свое мнение (в монологе или диалоге, устно/письменно), учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в т.ч. ИКТ и обосновывать свое мнение: подтверждая аргументы фактами, при необходимости отстаивая свое мнение | Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей: неоднозначные поступки, разрешая моральные противоречия |
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации справочники, электронные диски | Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы: самостоятельно искать средства достижения цели | Быть готовым изменить свою точку зрения (самостоятельно критично оценивать свою точку зрения) | Отделять оценку поступка от оценки самого человека в неоднозначно оцениваемых ситуациях |
Извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций, пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое) (самостоятельно, а также овладевать гибким чтением; сопоставлять и отбирать информацию, из различных источников (в т.ч. Интернета)) | Планировать с помощью учителя учебную деятельность: решение знакомых задач, проблем творческого и поискового характера; осуществление проекта | Учиться замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями |
2. Перерабатывать информацию | 2. Действовать по плану, решая проблему | 2. Понимать других | 2. Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей |
Анализировать (выделять существенные признаки, составные части) и обобщать: факты, явления, простые понятия, абстрактные понятия | Работать по плану (предложенному и самостоятельно составленному), используя основные и дополнительные средства (справочники, сложные приборы, средства ИКТ) | Объяснять смысл слов и словосочетаний в речи (устной/письменной) исходя из контекста | Объяснять, оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей (неоднозначные поступки; а также объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми) |
Группировать (классифицировать): факты и явления, в т.ч. системы фактов, абстрактные понятия | По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки самостоятельно | Воспринимать информацию, данную в явном виде: воспринимая информацию на слух, выделять тему и ключевые слова текста | Осознавать и называть свои личные: качества и черты характера, мотивы, цели и результаты; ближайшие цели саморазвития |
Выделять аналогии (строить аналогичные закономерности) | Самостоятельно вычитывать информацию, данную в НЕявном виде самостоятельно | ||
Устанавливать причинно-следственные связи явлений: выявлять и следствия, формулировать цепочки правил «если…, то …» | Понимать концептуальный смысл текстов/высказываний в целом: самостоятельно вычитывать концептуальную информацию текста | ||
Создавать информационные модели (обобщать и преобразовывать модели с целью выявления общих закономерностей) | Интерпретировать (понимать и оценивать) текст (выражать свою интерпретацию в форме эссе) | ||
Вести диалог: самостоятельно вести диалог с автором текста (задавать вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя). Вести диалог с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего» (полностью самостоятельно) | |||
Относиться толерантно к иной точке зрения: понимать не похожую на свою точку зрения (собеседника, автора текста) |
3. Представлять информацию | 4. Оценивать результат действий | 3. Сотрудничать с другими людьми | 4. Самоопределяться в жизненных ценностях |
В развернутом и сжатом виде в форме: - текста - таблицы - схемы - опорного конспекта - сложного плана | Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев: в привычной учебной ситуации на уроке; при оценке проекта; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки | Работать в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика). Распределять роли, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений | Объяснять, что связывает тебя – гражданина России с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей страны, сопереживать им и проявлять эти чувства в добрых поступках. осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира |
Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха самостоятельно | Предотвращать и преодолевать конфликты. - уважительно относиться к позиции другого, - идти на взаимные уступки, - влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий; - уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Строить отношения с людьми других мировоззрений: уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания | |
Формулировать правила поведения, вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта | |||
Выбирать поступок в неоднозначно оцениваемых ситуациях | |||
Признавать свои плохие поступки и отвечать за них, принимать наказание и добровольно налагать на себя наказание |
Таблица 1.3.
Таблица универсальных учебных действий (необходимый уровень для 7-8 классов, повышенный для 5-6 классов)
Познавательные действия (интеллектуальные умения) | Регулятивные действия (организационные умения) | Коммуникативные действия (коммуникативные умения) | Личностные действия (нравственно-оценочные умения) |
обработка информации | организация своих дел, решение проблем | общение с людьми | оценка своих и чужих поступков |
Ученик умеет | |||
Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне | Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своих проектах) | Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии | Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности |
Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в том числе просмотровое, ознакомительное, изучающее) | Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально | Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в том числе вести диалог с автором текста) | Осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей |
Владеть смысловым чтением: самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию | Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в том числе проект), используя ИКТ | Различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы, аксиомы, догматы, теории | Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор |
Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям | Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в том числе самостоятельно, используя ИКТ | Корректировать своё мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность | Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах: объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны, добровольно ограничивать себя ради пользы других |
Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в том числе используя ИКТ) | Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки | Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения ― с помощью и самостоятельно | Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции |
Устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне | Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей | Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях | |
Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач | Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) | Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать чужое и своё поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом | |
Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в том числе используя ИКТ | Преодолевать конфликты: договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого | Выбирать, как поступить, в том числе в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор | |
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система интеграции современных информационных технологий в системе физкультурного образования
В современных условиях резко возросла роль компьютеров во многих областях человеческой деятельности. Не составляет исключения здесь и система физкультурного образования. Современное образование преду...
Система упражнений по теме: "Уравнения и системы уравнений".
В данном пособии предложена система упражнений с решениями по теме : "Уравнения и системы уравнений" для учащихся старшей школы....
Методическое пособие: " Система упражнений. Неравенства и системы неравенств".
В данном пособии предложена система упражнений с решениями по теме: "Неравенства и системы неравенств" для учащихся 10-11 классов....
Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".
Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы".
План-конспект урока "Солнечная система. Размеры Солнечной системы. Солнце. Природа тел Солнечной системы"....
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...