Статья "Использование интернет-ресурсов на уроках физики"
статья
Компьютерная поддержка курса физики создает принципиально новые (дополнительные) возможности для организации усвоения содержания курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_internet_resursy.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Компьютерная поддержка курса физики создает принципиально новые (дополнительные) возможности для организации усвоения содержания курса. Она может и обогатить содержание, и обеспечивает новые активные формы и способы овладения.
Электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи:
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся;
- воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;
- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной формах обучения.
Использование ЭОР в обучении школьников позволяют не только сделать урок ярким, нестандартным, но и создают предпосылки для освоения способов деятельности. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала повышают эффективность обучения:
—графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;
— возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.
Компьютер использую на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
Компьютерное творчество помогает развивать разнообразные способности учащихся в ходе выполнения самостоятельных нестандартных заданий, навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения и самостоятельного поиска познавательных задач, умение вести индивидуальную работу, помогает формировать интерес к математике.
Учащихся интересует сам творческий процесс и его результат. Особенно вдохновляют их возможности редактора PowerPoint. Учащиеся отказываются от «мертвых» слайдов, где нет анимации, т.к. они ничем не отличаются от учебников. Анимация, звук помогают сделать работу зрелищной, а тему урока простой и доступной для понимания.
Применение ИКТ дает мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.
Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Использование компьютеров в обучении физики изменяет методику её преподавания как в сторону повышения эффективности обучения, так и в сторону облегчения работы учителя.
Компьютерные демонстрации проводятся во время урока в кабинете физики с помощью проектора и интерактивной доски и призваны проиллюстрировать материал данного урока. Для демонстраций применяются несколько типов цифровых материалов: короткие видеофильмы и анимации различных физических процессов, фотографии и наглядные схематические рисунки. Компьютерная демонстрация рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта на уроке, а как его дополнение.
В основе применения ЭОР в преподавании физики лежат нормативные документы:
«Концепция модернизации российского образования на период на 2013 – 2020 годы»; «Национальный проект в сфере образования»; Научно-методический журнал «Физика в школе»;
Задачи, которые стоят перед учителем физики - создание условий для повышения интереса учащихся к физике, вовлечение учащихся в активную творческую, исследовательскую деятельность; формирование компетенций учащихся на уроках с ИКТ; развитие творческого начала в деятельности ребенка, формирование у него положительной мотивации к учебному предмету.
Некоторые физические явления и процессы так же трудно продемонстрировать в школьных условиях. Например, невозможно показать атомы и молекулы в 7 классе, рентгеновское излучение в 9 классе из-за отсутствия приборов в физическом кабинете школы. Компьютерные программы позволяют создать модели физических явлений, изменить условия протекания процесса, изменяя тот или иной процесс.
Электронные учебники (ЭОР) содержат опыты, записанные в виде анимации, например, процесс кипения жидкости или видеоролика, сопровождающегося голосовым объяснением.
Этот материал можно использовать при объяснении новой темы.
Компьютерные презентации вызывают интерес к происходящему на уроке, а простота их создания и удобство применения привлекает многих ребят. Таким образом, использование ПК в учебном процессе позволяет нам значительно улучшить качество обучения за счет его индивидуализации, наглядности, активизации творческой и самостоятельной работы учащихся.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование ЭОР высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.
Эффективность использования ЭОР тесно связана с методами использования интерактивных моделей. Интерактивные модели можно просто использовать для демонстрации физического процесса, явления, а можно использовать для проведения интерактивных экспериментов
Работа с ЭОР легко вписывается в традиционный урок и позволяет учителю организовывать новые виды учебной деятельности.
Ориентируясь на те умения, что формируются при использовании ИКТ на уроках физики, планируем деятельность ученика при изучении предмета для ликвидации пробелов.
Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность в соответствии с уроком отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, педагог создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, для приобретения учащимися средств познания и исследования мира, оптимизирует познавательный процесс.
На уроках физики компьютер можно использовать: в качестве технического средства обучения; для моделирования разнообразных физических процессов учителем и учениками; обучающие программы для самостоятельной работы школьников, диагностики и контроля их знаний; во внеурочной деятельности, творческих заданиях и проектной деятельности. Значит, опираясь на все ранее указанные преимущества использования ИКТ на уроках, приходим к выводу, что данные средства являются необходимыми в процессе обучения в сельской школе. Наряду с этим, компьютер – это средство, позволяющее оперативно решать задачи с наглядностью, с помощью ПК учитель может корректировать свою деятельность, ориентируясь на новые технологии обучения.
Итак, применение ЭОР на уроках физики способствует повышению мотивации обучения физики у учащихся в сельской школе. Компьютер – один из основных источников информации (Интернет), а умение владеть программными продуктами, не дает отставать нам от цивилизации. К «компьютерным» урокам нужно тщательно готовиться. Написание конспектов уроков с применением ИКТ требует от учителя огромной заинтересованности, терпения, усидчивости, самое главное, желания самому осваивать новые программы, разбираться в тонкостях компьютерных приложений, создавать модели физических явлений и процессов. Отметим, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов и экспериментов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Можно с уверенностью сказать, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, включают в работу всех, даже слабых ребят, способствуют формированию компетенций: изучение нового материала; поиск информации; обработка информации; адаптация к окружающей среде, необходимых не только физике, но и других предметах. Качество знаний при этом заметно возрастает, что позволяет говорить о рациональном использовании новых форм, методов и технологий в учебном процессе.
Использование ЭОР раскрывает перспективы использования активно - деятельностных форм обучения, и тем самым изменения ролей учителя и ученика.
Ссылки на методические материалы и виртуальные лабораторные работы
http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
http://archive.1september.ru/fiz/ (Газета “1 сентября”: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.)
http://www.physbook.ru/ (Электронный учебник по физике)
http://physics.nad.ru/ (Физика в анимациях)
http://www.uroki.net (Все для учителя)
http://www.curator.ru/e-books/physics.html (Обзор электронных учебников на CD-ROM)
http://www.phizik.cjb.net/ (Школьный курс физики)
http://class-fizika.narod.ru/ (Классная физика)
Литература:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года// .
2. Сериков В. В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности специалиста/ В. В. Сериков //Организация проектной деятельности в образовательном пространстве колледжа. – Волгоград, 2008. – С. 12.
3.“Физика-7” под.ред А.В. Перышкина Москва “Просвещение” 2008.
4.“Физика-8” под.ред А.В. Перышкина Москва “Просвещение” 2008.
5. .“Физика-9” под.ред А.В. Перышкина, Е.М. Гутника Москва “Просвещение” 2010.
6.Б.Ф. Билимович “Физические викторины в средней школе” Издательство “Просвещение” Москва 1977.
7.Библиотека электронных наглядных пособий “Физика 7-11” Министерство образования РФ “Кирилл и Мефодий” 2004.
8.Учебное электронное издание “Физика 7-11” практикум “Физикон” 2004.
9.Л.А. Горев “Занимательные опыты по физике” Москва “Просвещение” 1977.
10.А.Е. Гуревич “Физика 7 класс” Дрофа Москва 2001.
11.“Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по физике для детей”. Москва “Омега”
12.Электронные приложения к журналу «Физика в школе» и газете 1 сентября «Физика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Выступление на II Всероссийской конференции "ИТО-Саратов-2010"...
Создание учебных интернет - ресурсов для интегрированных уроков английского языка.
Использование ресурсов интернет для проведения интегрированных уроков английского языка и географии. Учебные интернет - ресурсы помогают учителю подобрать разнообразный материал к уроку, а учащимя под...
Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы на современном уроке - эффективная организация образовательного процесса
В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систем...
Интернет-ресурсы, применяемые на уроках, актуальные для моих учеников
Интернет-ресурсы, применяемые на уроках, актуальные для моих учеников...
Использование интернет ресурсов при подготовке уроков технологии
В данной презентации содержатся краткие сведения о цифровых образовательных ресурсах (ЦОР)...
Интернет-ресурсы, применяемые на уроках.
Интернет-ресурсы, применяемые на уроках....
Интернет-ресурсы, применяемые на уроках английского языка
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо влад...