Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе ООО
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 8»
«Рассмотрено» на заседании МС школы протокол №1от 30 «августа» 2019г. | «Согласовано» зам. директора по УР ________ Н.И. Ветлугина ________Л.А. Валиева «______»_____________г. | Утверждена на педагогическом совете школы Протокол От 30.08.2019г.г. № 1 Приказ директора школы от 30.08.2019г.г. №720 ____________О.С.Серебренникова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
6 класс
Составитель:
Составитель: учитель
МБОУ «СШ № 8» Тагирова Г.А.
2018 -2019 учебный год
г.Нижневартовск
Пояснительная записка
Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте
Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики. При организации внеурочной деятельности учащихся от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов школьников, учёт их возрастных и психологических особенностей. Выбор темы внеурочной деятельности обучающихся для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объёмом математического материала, с другой стороны уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации межпредметных связей.
Данная программа внеурочной деятельности школьников составлена на основе: - «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения); Занимательные математические задачи Дополнительные занятия для учащихся 5 классов Под редакцией А. А. Никитина, А. С. Марковичева Новосибирский государственный Университет, 2010 Пособие для учителей; - Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5—6 классов; - Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов.
Цель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию знаний и умений в процессе занятий математического кружка .
Образовательные задачи:
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- привитие интереса учащимся к математике;
- активизировать познавательную деятельность;
- показать универсальность математики и её место среди других наук.
Воспитательные задачи:
- воспитание культуры личности;
- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
- воспитание понимания значимости математики для научно – технического прогресса;
- воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.
Развивающие задачи:
- развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Программа кружка рассчитана на один год обучения (68 занятия в течения учебного года).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЯНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат математической деятельности; первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
Регулятивные: учащиеся получат возможность научиться:
- составлять план и последовательность действий;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Познавательные: учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
- выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
Коммуникативные: учащиеся получат возможность научиться:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; взаимодействовать и находить общие способы работы;
- работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Предметные учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно приобретать и применять знания вразличных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, а также создание блока «Математическая шкатулка»(банк нестандартных задач для учащихся 6 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены учащимися или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМЕТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол. часов | Формы и виды деятельности | Дата |
Как люди научились считать. Запись цифр и чисел у других народов. Числовые головоломки. | 1 | Эвристическая беседа Индивидуальная и групповая работа Поиск информации | ||
Арабская и римская запись чисел. Системы счисления. Ребусы и шарады. | 1 | Эвристическая беседа Индивидуальная и групповая работа Поиск информации Доклады | ||
Числа - великаны и числа- малютки. Ребусы и шарады. | 1 | Игра «Кубики» Индивидуальная и групповая работа Поиск информации Доклады Игры | ||
Приёмы быстрого счёта. Математические фокусы. | 1 | Лабораторная работа Индивидуальная работа и Работа в парах | ||
Математические квадраты. | 1 | Загадки, связанные с натуральными числами. Решение задач Игра Групповая работа | ||
Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. | 1 | Решение задач Эвристическая беседа Практикум Индивидуальная и коллективная работа | ||
Пентамимо, тремино, тетрамино.,танграм. | 1 | Решение задач Игра Практическая работа Индивидуальная работа и в парах | ||
Комбинированные задачи с квадратом. | 1 | Логические задачи. Задачи со спичками. Практикум Групповая работа | ||
Веселая симметрия. | 1 | Геометрические задачи Лабораторная работа Индивидуальная работа и Работа в парах | ||
Задачи со спичками. | 1 | Решение конкурсных задач Индивидуальная самостоятельная работа дома | ||
Магические квадраты. | 1 | Решение конкурсных задач Индивидуальная самостоятельная работа дома | ||
Математические фокусы. | 1 | Решение конкурсных задач Индивидуальная самостоятельная работа дома | ||
Математические ребусы и софизмы. | 1 | Решение задач Эвристическая беседа Практикум Индивидуальная и коллективная работа | ||
Задачи шутки и задачи загадки. | 1 | Загадки, связанные с натуральными числами. Решение задач Игра Групповая работа Решение задач на отгадывание чисел | ||
Задачи сказки. | 1 | Решение задач. Мини-доклады Лабораторная работа Индивидуальная работа и работа в парах | ||
Старинные задачи. | 1 | Выпуск газет, бюллетеней, плакатов, выставка лучших решений конкурсных задач | ||
Задачи, решаемые с конца. | 1 | Решение конкурсных задач Индивидуальная самостоятельная работа дома | ||
Круги Эйлера. | 1 | Решение конкурсных задач Индивидуальная самостоятельная работа дома | ||
Простейшие графы. Переправы и разъезды. | 1 | Решение конкурсных задач Индивидуальная самостоятельная работа дома | ||
Задачи на переливания и взвешивания. | 1 | Решение конкурсных задач Индивидуальная самостоятельная работа дома | ||
Отрицание – “не”, конъюнкция – “и”, дизъюнкция – “или”. | 1 | Решение конкурсных задач Индивидуальная самостоятельная работа дома | ||
Комбинаторные задачи. | 1 | Решение конкурсных задач Индивидуальная самостоятельная работа дома | ||
Четные и нечетные числа. | 1 | Эвристическая беседа Индивидуальная и групповая работа Поиск информации | ||
Задачи на разрезания и складывание фигур. | 1 | Эвристическая беседа Индивидуальная и групповая работа Поиск информации Доклады | ||
История календаря. | 1 | Игра «Кубики» Индивидуальная и групповая работа Поиск информации Доклады Игры | ||
Упражнения на быстрый счет. | 1 | Лабораторная работа Индивидуальная работа и Работа в парах | ||
Переливания. | 1 | Загадки, связанные с натуральными числами. Решение задач Игра Групповая работа | ||
Выпуск математической газеты. | 1 | Решение задач Эвристическая беседа Практикум Индивидуальная и коллективная работа | ||
Решение занимательных задач на дроби. | 1 | Решение задач Игра Практическая работа Индивидуальная работа и в парах | ||
Решение занимательных задач на движение. | 1 | Логические задачи. Задачи со спичками. Практикум Групповая работа | ||
Решение занимательных задач на работу. | 1 | Геометрические задачи Лабораторная работа Индивидуальная работа и Работа в парах | ||
Решение занимательных задач. | 1 | Решение конкурсных задач Индивидуальная самостоятельная работа дома | ||
Выпуск газеты “Занимательная математика”. | 1 | Решение конкурсных задач Индивидуальная самостоятельная работа дома | ||
Математическая викторина. | 1 | Решение конкурсных задач Индивидуальная самостоятельная работа дома | ||
Итоговое занятие. | 1 | Решение задач Эвристическая беседа Практикум Индивидуальная и коллективная работа |
ИТОГО: 34 часа
Виды деятельности :
1. Устный счёт.
2. Проверка наблюдательности.
3. Игровая деятельность.
4. Решение текстовых задач, геометрических задач на разрезание и перекраивание.
5. Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов, викторин.
6. Проектная деятельность.
7. Составление математических ребусов, кроссвордов.
8. Показ математических фокусов.
9. Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Формы контроля
Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля: - сообщения и доклады (мини); - защита проектов; - результаты математических викторин, конкурсов - творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся); - различные упражнения в устной и письменной форме. Также возможно проведение рефлексии самими учащимися. Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:
№ занятия | Определение уровня трудности занятия | Настроение | Самооценка работы на Занятии (легкое среднее трудное) |
Эффективность и результативность данной программы внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя;
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициатива детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированныхмероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения математикой
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Авторские методики, разработки: разработка тем программы; описание отдельных занятий.
2.Учебно-иллюстративный материал: слайды, презентации по темам; набор геометрических фигур; геометрический конструктор; иллюстративный и дидактический материал по темам.
3.Методические материалы: методическая литература для учителя; литература для обучающихся; подборка журналов, газет.
4.Материалы по результатам освоения программы: перечень творческих достижений; творческие проекты, математические газеты; фотографии мероприятий. 5. Материально-техническое обеспечение: игровые средства обучения (набор геометрических фигур, цветной и белой бумаги, картона, цветные карандаши, фломастеры, ножницы); персональный компьютер; мультимедийная установка, экран;
Литература
1. Анфимова Т.Б. Математика. Внеурочные занятия. 5-6 классы. - М.: ИЛЕКСА, 2012. – 124 с.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
3. Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 112 с.
4. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.: Просвещение, 2009. – 287 с.
5. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000. -79 с.
6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М.: Прсвещение, 2001. -96 с.
7. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.
8.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2001. -77с.
9.Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.- 106с.
10. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2005. – 98 с. 11.http://matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
В документе представлены общая характеристика внеурочной деятельности по математике в 5 классе, ценностные ориентиры содержания учебного курса, место данного курса во внеурочной деятельности учащихся ...
рабочая программа внеурочной деятельности "занимательная математика" 1-4 классы
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой в соответст...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа для учащихся 6-х классов составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
В прграммах содержится цель, задачи, учебный план, учебно-тематический план....
Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательная математика " для 6 класса
Программа внеурочной деятельности " Занимательная математика" относится к научно-позновательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа позволяет уч...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для обучающихся 6 классов составлена из расчета 17.5 учебных часов ( 0,5 часа в неделю)...