методический семинар "Педагог года-2019"
материал

Шарафутдинова Радмира Азатовна

Методический семинар "Педагог года-2019"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический семинар1.79 МБ
Файл Текст к семинару23.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар « Использование интеллект-карт на уроках иностранного языка, в качестве средства формирования познавательных универсальных учебных действии. » Шарафутдинова Радмира Азатовна, учитель иностранных языков МБОУСОШ п.Зеленоборск»

Слайд 2

Актуальность данного исследования заключается в формировании альтернативного, универсального умения эффективно обрабатывать, систематизировать и фиксировать информацию. .

Слайд 3

Цель педагогической деятельности: Научить детей самостоятельно мыслить,сопостовлять факты и искать информацию, помочь обучающимся раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих

Слайд 4

Задачи Вовлечь каждого ребенка в активную творческую деятельность с целью формирования познавательных универсальных учебных действии, сохранив при этом его индивидуальность.

Слайд 5

Технология «Интеллект –карт»

Слайд 7

Свойства интеллект-карт: Наглядность Привлекательность Запоминаемость Своевременность Творчество

Слайд 8

Возможность пересмотра Через 10-30 минут Спустя сутки Спустя неделю Спустя месяц Спустя 3 месяца Спустя 6 месяцев

Слайд 9

Центральный образ символизирующий основную идею рисуется в центре листа.

Слайд 10

От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

Слайд 13

По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.

Слайд 14

Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.

Слайд 15

При обучении грамматики

Слайд 16

Для введения или закрепления лексики

Слайд 17

Преимущества интеллект-карты Пишем Видим Развиваем Задействуем Запоминаем

Слайд 18

Планирование своей педагогической деятельности Создание персональной страницы https:// nsportal.ru/radmira Аттестация на I квалификационную категорию. 86 sch-zel.edusite.ru

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Использование интеллект-карт на уроках иностранного языка в качестве средства формирования познавательных универсальных учебных действии». (слайд1)

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги и все присутствующие! Меня зовут Шарафутдинова Радмира Азатовна. Я – учитель английского языка Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п.Зеленоборск. В данной школе работаю с 2011 года. Сегодня, я хочу поделиться своим опытом работы в использовании технологии «Интеллект -карт» на уроках иностранного языка, в качестве формирования познавательных универсальных учебных действии».

Среди главных задач современного образования по ФГОС – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного процесса. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. И возникают актуальные для российской школы вопросы: Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? Как сделать так, чтобы каждому обучающемуся было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на уроке или на любом другом внеклассном мероприятии? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока, чтобы добиться максимального результата?  

Одним из способов решения вопроса перевода учащихся к самостоятельной деятельности является работа с конспектами. Наиболее рациональным примером конспекта является «интеллект-карта».

Каждые десять лет объём информации удваивается, а значит, информация правит миром, поэтому должны произойти кардинальные сдвиги в ее усвоении. Актуальность данного исследования заключается в формировании альтернативного, универсального умения эффективно обрабатывать, систематизировать и фиксировать информацию. (слайд№2)

 (слайд №3) Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, сопоставлять факты и искать информацию, помочь обучающимся раскрыться и развить творческие способности.

Моя задача как учителя ИЯ – вовлечь каждого ребенка в активную творческую деятельность с целью формирования познавательных УУД, сохранив при этом его индивидуальность. (слайд№4)

В этом нелегком процессе мне помогает метод интеллект-карт (слайд 5) который разработал Тони Бьюзен, известный английский писатель и консультант по вопросам интеллекта и ментальной грамотности. Узнав, что человек использует всего 5 % головного мозга, он решил «заставить свой мозг работать». Популярность интеллект-карт началось с публикации его книги «Работай головой» (1974). Технология интеллект-карт стала быстро развиваться, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.

Интеллект-карта!Что же это такое? На мой взгляд, это - конспект, только не скучный и нудный текст с сокращениями, а конспект «стихийный» и яркий, нарисованный. Это в буквальном смысле карта ума, при составлении которой задействованы:

- непосредственная память,

- ассоциативное мышление,

- творческое мышление.

Главное достоинство метода - его универсальность. В первую очередь меня привлекли следующие свойства интеллект – карт (слайд 7):

Наглядность. Всю проблему можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, чего не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи. Составляя интеллект-карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют свой индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Используя технологию интеллект-карт, учитель сможет так организовать учебный процесс, что результатом его станет достижение целей, поставленных стандартом.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи. После часа работы над интеллект-картой в идеале следует повторно возвращаться к ней через следующие промежутки времени:

- через 10-30 минут;

-спустя сутки;

-спустя неделю;

- спустя месяц;

-  спустя 3 месяца;

- спустя 6 месяцев.

Придерживаясь этого графика, интеллект-карта становится частью долгосрочной памяти.

(слайд 8)

Карты памяти могут быть созданы на обычной бумаге в формате А4, на ватмане, на интерактивной доске, на компьютере при помощи специальных программ, да и просто на доске при помощи мела.  

Как же создаются ментальные карты?

1. (слайд 9) В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать тему, с него и начинается работа, как на карте, так и в мыслях. Не обязательно уметь рисовать. Можно представить мысль схематично, использовать вырезки из старых журналов, чужие рисунки. Главное проявить фантазию. Рисунки могут быть красочными или схематичными, раскрашенными или черно-белыми. Все зависит от создателя интеллект-карты.

4. (слайд 10) От центрального образа отводим ветви, на которых пишем самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) делаем их потолще.

5. (слайд 11) От толстых ветвей аналогично чертим более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Расположите ассоциации к ключевым словам. Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько, сколько идей возникает. Таким образом получается «осьминожек» или «дерево». Ребята часто называют такую схему «Солнышко»

Мыслительные карты можно использовать, для:

1. Работы с лексическим материалом:

􀁹 введение новой лексики,

􀁹 закрепление новой лексики,

􀁹 контроль лексики.

2. Работы с грамматическим материалом.

Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.

3. Работы с текстовым материалом:

􀁹 составление планов пересказов текстов и т. д.

 Использование интеллект-карт при обучении:

На уроках английского языка я использую различные виды интеллект-карт в зависимости от темы, целей и задач.

  1. (слайд 15) При обучении грамматике можно использовать мини-карты для наглядного изображения, например, фразового глагола. В центре пишется глагол, от него лучиками отходят предлоги, с которыми он употребляется, под предлогами пишется новое значение, которое приобрел глагол. Рекомендуется английские и русские слова писать разными цветами, чтобы можно было легко сфокусироваться на одном или другом языке при необходимости.
  2. (слайд 16) Для введения или закрепления лексики перед нами стоит задача собрать все слова по определенной теме вместе, распределить их по группам (если возможно), показать связи между ними графически (у многих это вызывает затруднение). Рекомендуется выписывать не просто слова, а словосочетания по темам. Под каждым словом или словосочетанием другой ручкой или карандашом пишется перевод.
  3. Для повторение изученного материала. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, ее воспроизведение становиться более осмысленным. Результат ОГЭ по английскому языку у моей ученицы составлял 65 баллов, что значит оценка «5»

               В принципе, для активизации речемыслительной деятельности метод составления интеллект-карт можно использовать на любом этапе урока (для мозгового штурма, обучения новой лексике, подведения итогов, пересказа, краткого изложения всех тем, которые нужно повторить или которые в данный момент изучаются, планирования, при подготовке к экзаменам и т.п.), а также дома.  На начальном этапе обучения иностранному языку применяются более простые формы интеллект -карт, в частности, введение новых словарных единиц в пределах одной темы для генерирования идей. На более продвинутом этапе, интеллект-карт включается в виды задания, связанные с реферированием, резюмированием статей, поиском главной идеи в тексте.  Если интеллект-карта создаётся на уроке, она может быть более простой, если я её задаю на дом, в итоге у ребёнка получается полноценный продуманный проект. (слайд 15) 

Использование карт на уроках английского языка

способствует:

  • повышению качественной успеваемости школьников;
  •  развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;
  • повышению уровня комфортности обучения;
  •  повышению активности и инициативности школьников на уроке;
  •  развитию информационного мышления школьников, формированию информационно коммуникационной компетентности;

Я активно применяю данный метод на своих уроках и внеклассных мероприятиях и продолжаю его исследовать. В результате применения интеллект-карт, у обучающихся повысилась мотивация к учебной деятельности, а процесс запоминания новой лексики и грамматических правил стал не таким сложным и трудоёмким. Это подтверждают положительные оценки за многочисленные лексические опросы и диктанты, а также за монологические высказывания, построенные при помощи данной технологии.

 Мои учащиеся увидели преимущества интеллект – карты: Слайд 17 

Пишем: с удовольствием, быстро и мало.                                                                                                 Видим: взаимосвязи, структуру изложения материала, логику.                                                 Развиваем: мышление, память, воображение.                                                                           Задействуем: весь потенциал, творчество.                                                                                  Запоминаем: сразу, много, качественно.

Хочется отметить, что построение ментальных карт актуально не только на уроках, но и для планирования своей педагогической деятельности. (слайд19) Так, например, в процессе разработки своей персональной страницы я тоже использовала метод интеллект-карту, которая помогла спланировать, систематизировать и структурировать данный продукт. В процессе подготовки документов на 1 квалификационную категорию в 2015 году, я также воспользовалась данной технологией. Получается своего рода памятка.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития среднего образования в России, применение интеллект-карт в обучении, и в частности, на уроках иностранного языка, может дать положительные результаты, поскольку обучающиеся учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить ее в последующем.

 Надеюсь, мой опыт пригодится и вам в вашей педагогической практике или в повседневной жизни!

Спасибо всем за внимание!

На данный момент с учащимися 7 класса мы делаем коллективный проект «Дидактическая папка с интеллект-картами для 7 класса к учебнику «Английский в фокусе», Ваулиной Ю., Дули Д.,  который поможет работать с лексическим материалом на уроках иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар Учитель года -2019

Презентация к методическому семинару "Активные виды и методы работы классного руководителя в Гражданско-патриотическом воспитании школьников"...

"Методический семинар" (Конкурсное задание "Учитель года -2019")

quot;Методический семинар" (Конкурсное задание "Учитель года -2019")...

Методический семинар на муниципальном этапе "Учитель года - 2019"

laquo;Говорение как один из способов формирования коммуникативной компетенции при обучении английскому языку»           Цель: создание условий для повышения ...

Итоги муниципальных конкурсов профессионального мастерства "Учитель года-2019" и "Воспитатель года - 2019"

Приказ о подведении итогов муниципального этапа конкурса "Учитель года - 2019" проходил с 19 по 21 марта 2019 года по двум номинациям: "Учитель года" и "Воспитатель года"...