Методический семинар Учитель года -2019
методическая разработка по литературе (5, 6, 8, 9 класс) на тему
Презентация к методическому семинару "Активные виды и методы работы классного руководителя в Гражданско-патриотическом воспитании школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к семинары Учитель года - 2019 | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
" СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАКСИМА ПАССАРА С.НАЙХИН"
Пояснительная записка
к методическому семинару на тему
"Активные формы и виды работы классного руководителя и учителя-предметника в гражданско-патриотическом воспитании школьников"
Учитель русского языка и литературы Самелюк И.В.
В современных условиях политического и социально-экономического уклада жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные изменения. Эти изменения требуют нового подхода к формированию патриотического и гражданского сознания учащихся.
Важным ориентиром в работе классного руководителя является:
- Личностное развитие
- Духовно- нравственное совершенствование
Цель гражданской патриотического воспитания- становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, условием достижения цели патриотического воспитания является социально-педагогическая поддержка.
Для достижения цели я как классный руководитель и учитель литературы ставлю следующие задачи:
- углубление знаний о Родине, своём родном крае, месте рождения;
- углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России;
- содержательное знакомство с историей своей семьи;
- воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
В решении данных задач руководствуюсь трудами философов, социологов и педагогов – Ивана Александровича Ильина, Игоря Семёновича Кона, Николая Дмитриевича Никандрова, Галины Ивановны Щукиной и др. В них гражданско-патриотическое воспитание рассматривается в разных аспектах: русской национальной культуры, ...
Основные направления в гражданско- патриотическом воспитании школьников:
- Духовно - нравственное.
Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
- Историко – краеведческое.
Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
- Гражданско – правовое.
Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
- Социально – патриотическое.
Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
- Военно – патриотическое.
Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
- Спортивно - патриотическое.
Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
- Культурно - патриотическое.
Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа
Решения проблем воспитания гражданственности и патриотизма реализую в таких видах деятельности:
1. Учебная деятельность
2. Внеурочная деятельность
3. Общешкольная деятельность
4. Работа с родителями
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе.
Умелое использование общеобразовательных предметов в целях военно-патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, мужество, смелость, героизм, отвага, гражданственность.
Роль литературы особенно велика. Любое произведение из программы может рассматриваться с точки духовно-нравственого понимания.На уроках литературы формируются нравственные идеалы школьников на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.
"..Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса,ни слога,ни многосторонней шири понимания..",-писал А.И.Герцен
Так например,в произведении М.Ю.Лермонтова "Бородино"у учащихся воспитывается интерес к историческому прошлому России,чувство восхищения героизмом участников Бородинского сражения,чувство любви к России,своей Родине.
В произведении И.С.Тургенева "Русский язык" у учащихся воспитывается любовь и уважение к русскому языку,как национальному достоянию.
Именно литература создаёт ценности, необходимые душе,поэтому это предмет очень благодатен для воспитания духовных ценностей.
На уроках литературы использую такие элементы педагогических технологий, как:
- проектно-исследовательская деятельность;
- коллективно-творческие дела;
- деятельностный подход в воспитании;
- педагогика сотрудничества;
- технологии проблемного обучения;
- проектная деятельность;
- ИКТ и др.
На уроках родного языка школьники учатся ценить духовно-нравственные ориентиры своей национальности, уважительно относится к культуре своего народа так и к культуре других народов.
Ребята учатся извлекать знания об обществе, Родине и ее истории и передают их в яркой образной форме на творческих мероприятиях и проектах. Учитель прежде всего должен опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе наглядны, конкретны. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам, то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе.
Осуществляю гражданско-патриотическое воспитание не только как учитель литературы, но и как классный руководитель.
Использую следующие формы работы во внеурочное время :
- тематические классные часы;
- Проектная и исследовательская деятельность;
- Участие в дистанционных олимпиадах по патриотической тематике
- посещение музеев;
- Игры по патриотическо-правовой тематике;
- конкурсы, викторины,ролевые игры;
- спортивные игры, соревнования ;
- участие в работе по пополнению фонда Музея школы;
- показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;
Классный час – одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма ценностно-ориентировочной деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру,на тематических классных часах ребята приобщаются к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района. Внеклассная познавательная деятельность осуществляется во время экскурсий, в ходе проведения викторин, конкурсов, смотров знаний, турниров эрудитов, встреч с интересными людьми, познавательных игр.
Гражданско-патриотическое воспитание школьников среднего звена, также как и младшего, невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому я использую игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству.
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организации и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе
Во взаимодействии с семьей, организовываю совместную деятельность детей и родителей, привлекаю семьи к наиболее важным школьным делам и событиям.
В ключе семейного воспитания для формирования гражданско- патриотического сознания использую такие формы работы:
- составление родословной « Пишем родословную своей семьи»;
- спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- сбор материалов, запись воспоминаний родственников о ВОВ «Загляните в семейный альбом»;
- встречи за круглым столом « Встречи поколений";
- родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;
- проведение игр-эстафет «А ну-ка, парни!», «Самый ловкий»;
- встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – защищать Родину».
В трудовой деятельности материализуется отношение детей к своей семье, школе, родному краю, Родине. Помощь детей по дому, дежурство по классу, забота о младших братиках и сестричках, участие в экологической деятельности, изготовление поделок, игрушек, подарков малышам, ветеранам — все эти виды трудовой деятельности используются при воспитании патриотических чувств детей.
Практическое участие детей в жизни общества воплощается в общественных акциях («Чтобы помнили», «Милосердие» и др.), к которым нужно приобщать детей уже с младших классов и таким образом вводить их в мир общественной деятельности.
Художественно-творческая деятельность как нельзя лучше отвечает возрастным особенностям младших школьников: их эмоциональности, образному восприятию мира. Все эти особенности способствуют успеху в данной деятельности. Художественная деятельность принимает самые разнообразные формы: концерты , конкурсы, творческие выставки, литературно-художественные утренники, народные календарные праздники и др.
В своей работе использую приобщение к общешкольным тематическим мероприятиям как средство сплочения детей, проживания ими социально-ценностных отношений друг к другу, школе, окружающим людям. Праздники дарят взрослым и детям радость общения, вызывают совместные переживания, дают возможность каждому ощутить свое единство с классом, школой,селом, страной.
Огромное значение в процессе воспитания патриотизма принадлежит патриотической убеждённости самого педагога. Педагог, не обладающий патриотизмом, воспитать у детей его не сможет. В своё время очень хорошо об этом написал наш выдающийся философ И.А. Ильин: «Опытный и тактичный воспитатель может действительно пробудить в ребёнке настоящий патриотизм. Но именно пробудить, а не навязывать. Для этого он сам должен быть искренним и убеждённым патриотом.
Высказывание И.А.Ильина считаю жизненным кредо. Как педагог и личность считаю себя мобильным, с активной гражданской позицией человеком.
Стараюсь наполнить свой педагогический опыт инновациями и новыми идеями.
Участвую в ежегодном шествии 9 мая ,посвященном памяти павших воинов ВОВ,в организации общешкольных мероприятий,школьных тематических конкурсах по предмету преподавания. Являюсь организатором форумов,встреч за круглым столом"Встречи поколений. Веду и пропагандирую здоровый образ жизни,состою в спортивной сборной команде учителей МБОУ СОШ с.Найхин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар "Учитель года 2015"
Методический семинар на тему: Развитие коммуникативных компетенций через художественно-эстетическое восприятие живописи, графики и декоративно-прикладного искусства...
"Мой педагогический опыт" на методический семинар "Учитель года-2016"
"Мой педагогический опыт" представляла на методическом семинаре на конкурсе Учитель года-2016...
Презентация к методическому семинару "Учитель года"
Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОСВыполнила: Нуретдинова Фания Ражаповнаучитель технологии МБОУ Башкирский лицей №1 Учительство – это искусство, тру...
Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")
Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...
Конкурс "Методический семинар". Учитель года. Информатика
Презентация к конкурсу "Учитель года" учителя информатики. "Тема: "Технологии дополненной реальности на уроках"....
методический семинар "Педагог года-2019"
Методический семинар "Педагог года-2019"...
Методический семинар ("Учитель года 2021") название "Всё гениальное - просто"
Выступление на методическом семинаре включает в себя введение, теоретическое обоснование применяемых методов обучения и воспитания и примеры их практического применения...
- Мне нравится (1)