Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (студия военно-исторической реконструкции) «Храбрые сердцем»
рабочая программа
Необходимость создания данной программы обусловлена ростом интереса среди детей и молодежи к средневековым боевым искусствам разных народов, в особенности к исконным славянским и русским боевым традициям, а также к европейским школам фехтования и стрельбы из лука, которые, в отличие от восточных, не так масштабно популяризируются.
Занятия в секции «Храбрые сердцем» предусматривают изучение воспитанниками теории фехтования и стрельбы из лука, овладение техникой и тактикой боя, необходимыми знаниями, умениями и навыками для самостоятельной практики и тренировок.
Воспитанники работают над материалом курса на групповых тренировках, а также в процессе выполнения самостоятельных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_hrabrye_serdtsem.docx | 51.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» | |
ПРИНЯТО Решением педагогического совета Протокол №___ от « ___» ______________20___г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом № ____от _______ 20__г. Директор ГБПОУ «ПК №4» ____________Е.Ю. Федотова |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
(студия военно-исторической реконструкции)
«Храбрые сердцем»
Возраст обучающихся: 16-25 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Рогатин Григорий Владимирович,
педагог дополнительного
образования
Содержание
- Пояснительная записка ………………………...……………...….…………….стр.3
- Учебный план………….…….………………………………………..…………стр.5
- Календарный учебный график ………………. ..…………………………..…..стр.5
- Рабочая программа…………………………………………………………...….стр.6
- Оценочные и методические материалы…………………………………..……стр.11
Пояснительная записка.
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» от 01.03.2017 №617-р; Устава государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»; лицензии ГБПОУ ПК №4 на образовательную деятельность и др. локальных актов учреждения.
Программа «Храбрые сердцем» имеет спортивную направленность.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской методики обучения Современному мечевому бою (далее СМБ) и Историческому фехтованию детей, подростков и взрослых в Академии средневекового фехтования и культуры.
Автор: Давыдова Мария Владимировна – президент Федерации Современного мечевого боя (г. Москва), тренер секций СМБ «Эскалибур», «Паладин», колледжа КАИР-27, Директор и Главный тренер Академии средневекового фехтования и культуры (г. Екатеринбург), чемпионка России по историческому фехтованию (2005 г.), чемпионка России, Урала, Москвы, Московской области по Современному мечевому бою и Спортивному мечу (2007-2012), педагог-психолог и тренер со стажем более 14 лет.
Необходимость создания данной программы обусловлена ростом интереса среди детей и молодежи к средневековым боевым искусствам разных народов, в особенности к исконным славянским и русским боевым традициям, а также к европейским школам фехтования и стрельбы из лука, которые, в отличие от восточных, не так масштабно популяризируются.
Занятия в секции «Храбрые сердцем» предусматривают изучение воспитанниками теории фехтования и стрельбы из лука, овладение техникой и тактикой боя, необходимыми знаниями, умениями и навыками для самостоятельной практики и тренировок.
Воспитанники работают над материалом курса на групповых тренировках, а также в процессе выполнения самостоятельных заданий.
Данная программа дополнительного образования учитывает возможность ее реализации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов с учетом создания для них специальных условий, а также с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Цели программы «Храбрые сердцем»
1. Формирование физически развитой личности.
2. Развитие и популяризация массового спорта среди молодежи.
3. Воспитание патриотизма и развитие интереса, у детей и подростков, к истории своей Родины, через русские боевые традиции.
4. Развитие личности ребенка, способного к исполнению своего гражданского и воинского долга.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить воспитанников с традиционными, средневековыми особенностями физического воспитания.
2. Обучение навыкам и тактики фехтования.
3. Обучению стрельбы из лука.
4. Обучение работе в коллективе.
5. Расширить представление воспитанников об историческом прошлом Родины, через
изучение её военной истории и традиций.
Развивающие:
1. Развитие чувства патриотизма.
2. Развитие интереса к истории.
3. Развитие крупной и мелкой моторики
4. Развитие координации, пластики и выносливости.
Воспитательные:
1. Воспитание стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
2. Воспитание чувства товарищества в коллективе и обществе.
3.Воспитание чувство ответственности перед членами одного коллектива и общества.
4. Воспитание чувства гражданского долга.
5. Приобщение воспитанников к здоровому образу жизни, физическому развитию и труду.
Условия набора в студию: для обучения по данной программе принимаются все желающие, согласно уставу учреждения и соответствующим локальным актам. Зачисление осуществляется на основе собеседования и тестирования на выявление степени сформированности интересов к данной предметной области. Принимаются лица в возрасте от 16 до 25 лет и студенты более старшего возраста. Формируется группа в количестве не менее 10 человек.
Сроки реализации программы: Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Храбрые сердцем» рассчитана на один год обучения.
Планируемые результаты:
Общекультурный – уровень усвоения, предполагающий удовлетворение познавательного интереса воспитанника, расширение информативности воспитанника в данной области, обогащение навыков и умений.
Углубленный уровень – уровень усвоения, предполагающий физическое развитие воспитанника, в процессе обучения. Формирование навыков фехтования и стрельбы на уровне практического применения. Знакомство воспитанника с правилами судейства СМБ и спортивной стрельбы из лука.
Профессионально-ориентированный – уровень усвоения, предполагающий формирование психологической установки, у воспитанника, по достижению спортивных результатов. Формирование профессиональных спортивных навыков позволяющих воспитаннику самостоятельно выстраивать тактику и стратегию дальнейших тренировок.
Программа имеет общекультурный уровень.
Учебный план.
№ пп | Разделы программ и темы занятий. | В том числе | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Набор в студию | 4 | 4 | Проверка наполняемости групп | |
2. | Современный мечевой бой | 58 | 3 | 55 | Индивидуальная проверка практических и теоретических знаний |
3. | Стрельба из лука | 81 | 2 | 79 | Индивидуальная проверка практических и теоретических знаний |
4. |
| 1 | 1 | Анкетирование студентов | |
Итого | 144 | 10 | 134 |
Календарный учебный график.
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 15.09.2018 | 31.05.2018 | 144 | Внеурочное время |
| |
ПРИНЯТО Решением педагогического совета Протокол №___ от « ___» ______________20___г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом № ____от _______ 20__г. Директор ГБПОУ «ПК №4» ____________Е.Ю. Федотова |
Рабочая программа
(студия военно-исторической реконструкции)
«Храбрые сердцем»
Возраст обучающихся: 16-25 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Рогатин Григорий Владимирович,
педагог дополнительного
образования
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить воспитанников с традиционными, средневековыми особенностями физического воспитания.
2. Обучение навыкам и тактики фехтования.
3. Обучению стрельбы из лука.
4. Обучение работе в коллективе.
5. Расширить представление воспитанников об историческом прошлом Родины, через
изучение её военной истории и традиций.
Развивающие:
1. Развитие чувства патриотизма.
2. Развитие интереса к истории.
3. Развитие крупной и мелкой моторики
4. Развитие координации, пластики и выносливости.
Воспитательные:
1. Воспитание стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
2. Воспитание чувства товарищества в коллективе и обществе.
3.Воспитание чувство ответственности перед членами одного коллектива и общества.
4. Воспитание чувства гражданского долга.
5. Приобщение воспитанников к здоровому образу жизни, физическому развитию и труду.
Цель дополнительного образования в студии «Храбрые сердцем»: Формирование умений и навыков фехтования и стрельбы из лука, работы в коллективе и реализация приобретенных умений и навыков.
Ожидаемый результат
К концу года обучающиеся должны:
1. Получить представление о физическом воспитании средневековья.
2. Получить знания по теории и истории фехтования.
3. Получить знания по теории и истории стрельбы из лука.
4. Овладеть приемами, тактикой, техникой перемещений.
5. Выполнить зачетные упражнения по технике боя (зачетные упражнения разрабатывают
тренеры в объеме пройденной программы); продемонстрировать владение техникой.
6. Выполнить зачетные упражнения по технике стрельбы из лука.
7. Развить физические навыки на основе изучения фехтования и стрельбы из лука.
8. Получить знания по правилам соревнований СМБ и спортивной стрельбы из лука.
9. Сформировать устойчивый интерес и сознательное отношение к занятиям стрельбой
из лука, на основе которого можно было бы обеспечить соблюдение спортивного
режима, создающего базу для повышения уровня спортивного мастерства.
Календарно – тематический план.
Недели | № пп | Разделы программ и темы занятий. | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | ||||
1 | 1. | Набор в студию | 4 | 4 | |
1.1 | Рекламная деятельность, проведение собеседования. Утверждение состава участников, Распределение участников по уровню подготовки. | 4 | 4 | ||
2 | 2. | Современный мечевой бой | 58 | 3 | 55 |
2.1 | Введение, постановка целей и задач, знакомство с инвентарём. | 1 | 1 | ||
2.2 | Обучение базовым стойкам и перемещениям, виды хватов меча и дистанций боя. | 3 | 3 | ||
3 | 2.2 | Обучение базовым стойкам и перемещениям, виды хватов меча и дистанций боя. | 4 | 4 | |
4 | 2.3 | Обучение атакующим действиям | 4 | 4 | |
5 | 2.4 | Обучение атакующим действиям | 4 | 4 | |
6 | 2.5 | Постановка правильной техники ударов | 4 | 4 | |
7 | 2.5 | Постановка правильной техники ударов | 4 | 4 | |
8 | 2.6 | Обучение защитным действиям. | 4 | 4 | |
9 | 2.7 | Обучение защитным действиям. | 4 | 4 | |
10 | 2.8 | Обучение технике выполнения отвлекающих действий при «подготовке» атаки. | 4 | 4 | |
11 | 2.9 | Виды активной, силовой работы щитом в СМБ | 4 | 4 | |
12 | 2.10 | Комбинации атакующих и защитных действий. | 4 | 4 | |
13 | 2.11 | Обучение выстраиванию и своевременной смене тактики в бою. | 4 | 4 | |
14 | 2.12 | Специфические приемы в СМБ | 4 | 4 | |
15 | 2.13 | Стратегия и тактика командных боев в СМБ. | 4 | 4 | |
16 | 2.14 | Правила соревнований и судейства в ФСМБ | 2 | 2 | |
3 | Стрельба из лука | 81 | 2 | 79 | |
3.1 | Теоретическая подготовка лучников. | 2 | 2 | ||
17 | 3.2 | Постановка стойки и техники стрельб. | 4 | 4 | |
Итого на 1-е полугодие | 68 | 9 | 59 | ||
18 | 3.3 | Постановка стойки и техники стрельб. | 4 | 4 | |
19 | 3.4 | Стрельба на дистанции 3-5 метров | 4 | 4 | |
20 | 3.5 | Стрельба на дистанции 3-5 метров | 4 | 4 | |
21 | 3.6 | Стрельба на дистанции 3-5 метров | 4 | 4 | |
22 | 3.7 | Стрельба на дистанции 3-5 метров | 4 | 4 | |
23 | 3.8 | Стрельба на дистанции 3-5 метров | 4 | 4 | |
24 | 3.9 | Стрельба на дистанции 3-5 метров | 4 | 4 | |
25 | 3.10 | Учебная стрельба на дистанции 10 метров | 4 | 4 | |
26 | 3.11 | Учебная стрельба на дистанции 10 метров | 4 | 4 | |
27 | 3.12 | Учебная стрельба на дистанции 10 метров | 4 | 4 | |
28 | 3.13 | Учебная стрельба на дистанции 10 метров | 4 | 4 | |
29 | 3.14 | Учебная стрельба на дистанции 10 метров | 4 | 4 | |
30 | 3.15 | Учебная стрельба на дистанции 10 метров | 4 | 4 | |
31 | 3.16 | Учебная стрельба на дистанции 20 метров | 4 | 4 | |
32 | 3.17 | Учебная стрельба на дистанции 20 метров | 4 | 4 | |
33 | 3.18 | Учебная стрельба на дистанции 20 метров | 4 | 4 | |
34 | 3.19 | Учебная стрельба на дистанции 20 метров | 4 | 4 | |
35 | 3.20 | Учебная стрельба на дистанции 20 метров | 4 | 4 | |
36 | 3.21 | Учебная стрельба на дистанции 20 метров | 3 | 3 | |
4 | Анализ и подведение итогов | 1 | 1 | ||
4.1 | Анализ и подведение итогов | 1 | 1 | ||
Итого на 2-е полугодие | 144 | 10 | 134 |
Содержание изучаемого курса (144 часов):
1. Набор в студию. Рекламная деятельность, проведение собеседования. Утверждение списочного состава участников, распределение участников по уровню подготовки. Формирование групп с учётом способностей и пригодности к деятельности секции.
2. Современный мечевой бой. Обучение базовым стойкам и постановка стоек. Обучение атакующим действиям. Постановка правильной техники ударов. Игровые упражнения, подвижные игры со спортивными мечами и щитами, на технику ударов. Обучение и отработка защитных действий. Разминка. Шагистика в защите. Игровые упражнения, подвижные игры со спортивными мечами и щитами, на защитные действия. Обучение технике выполнения отвлекающих действий при «подготовке» атаки. Отработка, в спарринге, активной, силовой работы щитом. Отработка обезоруживания противника. Игровые упражнения, подвижные игры со спортивными мечами и щитами, на силовую работу щитом. Отработка атакующих и защитных действий в спарринге. Изучение и отработка специфических приемов в СМБ: уклонения, рипосты, батманы, приемы обезоруживания противника. Изучение стратегии и тактики командных боев в СМБ. Изучение правил соревнований и судейства в ФСМБ.
3. Стрельба из лука. Теоретическая подготовка лучников. История появления и развития лука. История стрельбы из лука как вида спорта. Ознакомление с принципами и правилами прицеливания. Ознакомление с общими сведениями о выстреле, элементах техники его выполнения. Краткие сведения о строении и функциях организма человека при стрельбе из лука, влияние физических упражнений. Постановка стойки и техники стрельб. Практическое ознакомление с принципами и правилами прицеливания. Овладение умением произвольного расслабления пальцев, удерживающих тетиву. Разучивание элементов техники выполнения выстрела с резиновым жгутом и луком. Отработка и закрепление полученных навыков при стрельбе на дистанциях 3-5, 10 и 20 метров.
4. Анализ и подведение итогов, проведение социометрии.
Оценочные и методические материалы.
Оценочные материалы:
- Анкета удовлетворенностью обучением, для участников объединений ОДОД
- Опросник участников объединений ОДОД
- Мониторинг результативности объединения
№ | Раздел или тема программы | Форма занятия | Приёмы, методы организации | Дид. материал, техн. оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Набор в студию | Традиционное | Собеседование | Актовый зал | Запись в секцию |
2 | Современный мечевой бой | Лекция, беседа, тренировка | Наглядный, словесный, коллективно-групповой, индивидуальный, диалог | Спорт инвентарь, помещение спортивного зала | Спортивная тренировка |
3 | Стрельба из лука | Лекция, беседа, тренировка | Наглядный, словесный, коллективно-групповой, индивидуальный, диалог | Спорт инвентарь, помещение спортивного зала | Спортивная тренировка |
4 | Анализ и подведение итогов | Анкетирование, беседа | Коллективный, индивидуальный, анализ, свободное общение | Анкеты, помещение спортивного зала, спорт инвентарь. | Вручение грамот и благодарностей особо активным членам ансамбля, фото и видеоотчёт. |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Б.В. Куприянова«Организация досуговых мероприятий»,М., «академия», 2014
- Д.В.Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников»,М., «Просвящение»,2013
- И.М.Асанова, СюО. Дерябина, В.В. Игнатьева, «Организация культурно-досуговой деятельности», М. «академия», 2013
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Кузин В.В., Полиевский С.А., Глейберман А.Н. 500 игр и эстафет. Физкультура и спорт, 2000. 304 с.
2. Кох И.С. «Сценическое фехтование» М., 2007. 254 с.
3. Кондратьев В. Антонович А. «Историческое фехтование», М., 2002
4. Попов А.В., Хайко В.Е. Спортивные игры в коллективе. К.: Здоровье, 1989. 133 с.
5. Ричард Ф. Бертон «Книга мечей», М., 2006. 398 с.
6. Ричард Ф. Бертон «Мастера и школы фехтования» М., 2006. 381 с.
7. Мишенев С.В. «История фехтования. На пути к вершине» СПб., 1995. 223 с.
8. Богданов А.И. Специальная подготовка стрелка из лука. - М.: ФиС, 1971.
9. Вайнштейн Л.М. Стрелок и тренер. - М.: ДОСААФ, 1977.
- Володина И. С. Физическая подготовка стрелка-спортсмена. - М: РГАФК, 1995.
- Десятникова Л.Л. Формирование у студентов профессиональных умений для выполнения и исправления ошибок в технике стрельбы из лука. - М.: ГЦОЛИФК, 1987.
- Десятиикова Л.Л. Формирование у студентов институтов физической культуры профессиональных умений по выявлению и исправлению ошибок в технике стрельбы из лука: Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. - М.,1987.
- Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1980.
- Корх А.Я. Стрелковый спорт и методика преподавания. - М.: ФиС,1986.
- Корх А.Я. Спортивная стрельба. - М: ФиС, 1987.
- Корх А.Я., КомоваЕ.В. Комплексный контроль в пулевой стрельбе. - М.: ГЦОЛИФК, 1987.
- Лаптев А.П., Шилин Ю.Н. Спортивный режим стрелка из лука. - М.: РГАФК, 1997.
- Нормативные требования для поступающих в Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. - М.: Лика, 2003.
- Немогаев В. В., Шилин Ю. Н. Стрельба из лука// Стрелковый спорт и методика преподавания. - М.: ФиС, 1986.
- Пулевая стрельба: Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. - М.: Комитет по ФК и С при Совете Министров СССР, 1987.
- Стрельба из лука: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. – М.: Советский спорт, 2006.
Интернет ресурсы
Приложение № 1
Анкета итогового опроса обучающихся на ОДОД «ГБПОУ ПК№4 СПб»
Объединение « Храбрые сердцем »
Руководитель – Рогатин Григорий Владимирович
- Количество обучающихся - 15
- Количество опрошенных -
- Дата опроса –
- ФИО ___________________________________________
- Группа _________________________________________
- Считаешь ли ты необходимым получение дополнительного образования?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Интересно ли было обучаться?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Имелись ли комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной̆ учебной деятельности, общения, самореализации, самосовершенствования?
Была ли возможность получить качественное дополнительное образование в соответствии с интересами и возможностями каждого обучающегося?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Опросник участников объединений ОДОД Приложение № 2
Оцените, пожалуйста, следующие утверждения:
согласен | трудно сказать | не согласен | |
1- Педагог справедливо оценивает достижения и возможности каждого участника творческого объединения | |||
2- Педагог учитывает индивидуальные особенности каждого участника творческого объединения | |||
3- Педагог(и) даёт (ют) глубокие и прочные знания, которые пригодятся в дальнейшем | |||
4. У меня сложились хорошие отношения с участниками творческого объединения в ОДОД | |||
5- Кабинеты и другие помещения в ОДОД устроены удобно, есть места для самых разных занятий и дел в них удобно заниматься | |||
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая вариант
Почему Вы выбрали именно это творческое объединение ОДОД?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6% - Посоветовали в учебной группе, рекомендовали преподаватели колледжа, работники ОДОД
29% - Ходят друзья, родственники, знакомые
29% - Хорошая репутация творческого объединения ОДОД в колледже
36% - Интересные направления, профили
0% - Удобное местоположение (рядом с домом)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа студия раннего развития "Малыш"
Программа студии раннего развития "малыш" предназначена для детей в возрасте 4-6лет. Программа разработа с использованием новых технологий согласно рекомендациям . Программа состоит из 5 разделов : "В...
Дополнительные общеразвивающие программы студии "Калейдоскоп"
Программы студии "Калейдоскоп"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Студия современного танца"
Программа направлена на раскрытие творческого потенциала учащихся, на базе современного танца....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Студия современного танца" 2020-2021 гг. Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 учебный год.
Календарный учебный график на 2020-2021 гг. учебный год для группы "Современного танца"....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка» естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка» естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Студия современного танца"
Танец - это вид искусства, способствующий развитию физических данных, интеллектуальных способностей и развитию личности ребенка в целом. Им следует заниматься для развития координации, выносливо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Студия военно-исторического макетирования и моделирования «ПАМЯТЬ»
Программа «Студия военно-исторического моделирования «ПАМЯТЬ» (техническое конструирование)» реализуется в рамках технической направленности с военно-патриотическим компо...