Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (студия военно-исторической реконструкции) «Храбрые сердцем»
рабочая программа
Необходимость создания данной программы обусловлена ростом интереса среди детей и молодежи к средневековым боевым искусствам разных народов, в особенности к исконным славянским и русским боевым традициям, а также к европейским школам фехтования и стрельбы из лука, которые, в отличие от восточных, не так масштабно популяризируются.
Занятия в секции «Храбрые сердцем» предусматривают изучение воспитанниками теории фехтования и стрельбы из лука, овладение техникой и тактикой боя, необходимыми знаниями, умениями и навыками для самостоятельной практики и тренировок.
Воспитанники работают над материалом курса на групповых тренировках, а также в процессе выполнения самостоятельных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» | |
ПРИНЯТО Решением педагогического совета Протокол №___ от « ___» ______________20___г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом № ____от _______ 20__г. Директор ГБПОУ «ПК №4» ____________Е.Ю. Федотова |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
(студия военно-исторической реконструкции)
«Храбрые сердцем»
Возраст обучающихся: 16-25 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Рогатин Григорий Владимирович,
педагог дополнительного
образования
Содержание
- Пояснительная записка ………………………...……………...….…………….стр.3
- Учебный план………….…….………………………………………..…………стр.5
- Календарный учебный график ………………. ..…………………………..…..стр.5
- Рабочая программа…………………………………………………………...….стр.6
- Оценочные и методические материалы…………………………………..……стр.11
Пояснительная записка.
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию» от 01.03.2017 №617-р; Устава государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»; лицензии ГБПОУ ПК №4 на образовательную деятельность и др. локальных актов учреждения.
Программа «Храбрые сердцем» имеет спортивную направленность.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской методики обучения Современному мечевому бою (далее СМБ) и Историческому фехтованию детей, подростков и взрослых в Академии средневекового фехтования и культуры.
Автор: Давыдова Мария Владимировна – президент Федерации Современного мечевого боя (г. Москва), тренер секций СМБ «Эскалибур», «Паладин», колледжа КАИР-27, Директор и Главный тренер Академии средневекового фехтования и культуры (г. Екатеринбург), чемпионка России по историческому фехтованию (2005 г.), чемпионка России, Урала, Москвы, Московской области по Современному мечевому бою и Спортивному мечу (2007-2012), педагог-психолог и тренер со стажем более 14 лет.
Необходимость создания данной программы обусловлена ростом интереса среди детей и молодежи к средневековым боевым искусствам разных народов, в особенности к исконным славянским и русским боевым традициям, а также к европейским школам фехтования и стрельбы из лука, которые, в отличие от восточных, не так масштабно популяризируются.
Занятия в секции «Храбрые сердцем» предусматривают изучение воспитанниками теории фехтования и стрельбы из лука, овладение техникой и тактикой боя, необходимыми знаниями, умениями и навыками для самостоятельной практики и тренировок.
Воспитанники работают над материалом курса на групповых тренировках, а также в процессе выполнения самостоятельных заданий.
Данная программа дополнительного образования учитывает возможность ее реализации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов с учетом создания для них специальных условий, а также с учетом их особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Цели программы «Храбрые сердцем»
1. Формирование физически развитой личности.
2. Развитие и популяризация массового спорта среди молодежи.
3. Воспитание патриотизма и развитие интереса, у детей и подростков, к истории своей Родины, через русские боевые традиции.
4. Развитие личности ребенка, способного к исполнению своего гражданского и воинского долга.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить воспитанников с традиционными, средневековыми особенностями физического воспитания.
2. Обучение навыкам и тактики фехтования.
3. Обучению стрельбы из лука.
4. Обучение работе в коллективе.
5. Расширить представление воспитанников об историческом прошлом Родины, через
изучение её военной истории и традиций.
Развивающие:
1. Развитие чувства патриотизма.
2. Развитие интереса к истории.
3. Развитие крупной и мелкой моторики
4. Развитие координации, пластики и выносливости.
Воспитательные:
1. Воспитание стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
2. Воспитание чувства товарищества в коллективе и обществе.
3.Воспитание чувство ответственности перед членами одного коллектива и общества.
4. Воспитание чувства гражданского долга.
5. Приобщение воспитанников к здоровому образу жизни, физическому развитию и труду.
Условия набора в студию: для обучения по данной программе принимаются все желающие, согласно уставу учреждения и соответствующим локальным актам. Зачисление осуществляется на основе собеседования и тестирования на выявление степени сформированности интересов к данной предметной области. Принимаются лица в возрасте от 16 до 25 лет и студенты более старшего возраста. Формируется группа в количестве не менее 10 человек.
Сроки реализации программы: Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Храбрые сердцем» рассчитана на один год обучения.
Планируемые результаты:
Общекультурный – уровень усвоения, предполагающий удовлетворение познавательного интереса воспитанника, расширение информативности воспитанника в данной области, обогащение навыков и умений.
Углубленный уровень – уровень усвоения, предполагающий физическое развитие воспитанника, в процессе обучения. Формирование навыков фехтования и стрельбы на уровне практического применения. Знакомство воспитанника с правилами судейства СМБ и спортивной стрельбы из лука.
Профессионально-ориентированный – уровень усвоения, предполагающий формирование психологической установки, у воспитанника, по достижению спортивных результатов. Формирование профессиональных спортивных навыков позволяющих воспитаннику самостоятельно выстраивать тактику и стратегию дальнейших тренировок.
Программа имеет общекультурный уровень.
Учебный план.
№ пп | Разделы программ и темы занятий. | В том числе | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Набор в студию | 4 | 4 | Проверка наполняемости групп | |
2. | Современный мечевой бой | 58 | 3 | 55 | Индивидуальная проверка практических и теоретических знаний |
3. | Стрельба из лука | 81 | 2 | 79 | Индивидуальная проверка практических и теоретических знаний |
4. |
| 1 | 1 | Анкетирование студентов | |
Итого | 144 | 10 | 134 |
Календарный учебный график.
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 15.09.2018 | 31.05.2018 | 144 | Внеурочное время |
| |
ПРИНЯТО Решением педагогического совета Протокол №___ от « ___» ______________20___г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом № ____от _______ 20__г. Директор ГБПОУ «ПК №4» ____________Е.Ю. Федотова |
Рабочая программа
(студия военно-исторической реконструкции)
«Храбрые сердцем»
Возраст обучающихся: 16-25 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Рогатин Григорий Владимирович,
педагог дополнительного
образования
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить воспитанников с традиционными, средневековыми особенностями физического воспитания.
2. Обучение навыкам и тактики фехтования.
3. Обучению стрельбы из лука.
4. Обучение работе в коллективе.
5. Расширить представление воспитанников об историческом прошлом Родины, через
изучение её военной истории и традиций.
Развивающие:
1. Развитие чувства патриотизма.
2. Развитие интереса к истории.
3. Развитие крупной и мелкой моторики
4. Развитие координации, пластики и выносливости.
Воспитательные:
1. Воспитание стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
2. Воспитание чувства товарищества в коллективе и обществе.
3.Воспитание чувство ответственности перед членами одного коллектива и общества.
4. Воспитание чувства гражданского долга.
5. Приобщение воспитанников к здоровому образу жизни, физическому развитию и труду.
Цель дополнительного образования в студии «Храбрые сердцем»: Формирование умений и навыков фехтования и стрельбы из лука, работы в коллективе и реализация приобретенных умений и навыков.
Ожидаемый результат
К концу года обучающиеся должны:
1. Получить представление о физическом воспитании средневековья.
2. Получить знания по теории и истории фехтования.
3. Получить знания по теории и истории стрельбы из лука.
4. Овладеть приемами, тактикой, техникой перемещений.
5. Выполнить зачетные упражнения по технике боя (зачетные упражнения разрабатывают
тренеры в объеме пройденной программы); продемонстрировать владение техникой.
6. Выполнить зачетные упражнения по технике стрельбы из лука.
7. Развить физические навыки на основе изучения фехтования и стрельбы из лука.
8. Получить знания по правилам соревнований СМБ и спортивной стрельбы из лука.
9. Сформировать устойчивый интерес и сознательное отношение к занятиям стрельбой
из лука, на основе которого можно было бы обеспечить соблюдение спортивного
режима, создающего базу для повышения уровня спортивного мастерства.
Календарно – тематический план.
Недели | № пп | Разделы программ и темы занятий. | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | ||||
1 | 1. | Набор в студию | 4 | 4 | |
1.1 | Рекламная деятельность, проведение собеседования. Утверждение состава участников, Распределение участников по уровню подготовки. | 4 | 4 | ||
2 | 2. | Современный мечевой бой | 58 | 3 | 55 |
2.1 | Введение, постановка целей и задач, знакомство с инвентарём. | 1 | 1 | ||
2.2 | Обучение базовым стойкам и перемещениям, виды хватов меча и дистанций боя. | 3 | 3 | ||
3 | 2.2 | Обучение базовым стойкам и перемещениям, виды хватов меча и дистанций боя. | 4 | 4 | |
4 | 2.3 | Обучение атакующим действиям | 4 | 4 | |
5 | 2.4 | Обучение атакующим действиям | 4 | 4 | |
6 | 2.5 | Постановка правильной техники ударов | 4 | 4 | |
7 | 2.5 | Постановка правильной техники ударов | 4 | 4 | |
8 | 2.6 | Обучение защитным действиям. | 4 | 4 | |
9 | 2.7 | Обучение защитным действиям. | 4 | 4 | |
10 | 2.8 | Обучение технике выполнения отвлекающих действий при «подготовке» атаки. | 4 | 4 | |
11 | 2.9 | Виды активной, силовой работы щитом в СМБ | 4 | 4 | |
12 | 2.10 | Комбинации атакующих и защитных действий. | 4 | 4 | |
13 | 2.11 | Обучение выстраиванию и своевременной смене тактики в бою. | 4 | 4 | |
14 | 2.12 | Специфические приемы в СМБ | 4 | 4 | |
15 | 2.13 | Стратегия и тактика командных боев в СМБ. | 4 | 4 | |
16 | 2.14 | Правила соревнований и судейства в ФСМБ | 2 | 2 | |
3 | Стрельба из лука | 81 | 2 | 79 | |
3.1 | Теоретическая подготовка лучников. | 2 | 2 | ||
17 | 3.2 | Постановка стойки и техники стрельб. | 4 | 4 | |
Итого на 1-е полугодие | 68 | 9 | 59 | ||
18 | 3.3 | Постановка стойки и техники стрельб. | 4 | 4 | |
19 | 3.4 | Стрельба на дистанции 3-5 метров | 4 | 4 | |
20 | 3.5 | Стрельба на дистанции 3-5 метров | 4 | 4 | |
21 | 3.6 | Стрельба на дистанции 3-5 метров | 4 | 4 | |
22 | 3.7 | Стрельба на дистанции 3-5 метров | 4 | 4 | |
23 | 3.8 | Стрельба на дистанции 3-5 метров | 4 | 4 | |
24 | 3.9 | Стрельба на дистанции 3-5 метров | 4 | 4 | |
25 | 3.10 | Учебная стрельба на дистанции 10 метров | 4 | 4 | |
26 | 3.11 | Учебная стрельба на дистанции 10 метров | 4 | 4 | |
27 | 3.12 | Учебная стрельба на дистанции 10 метров | 4 | 4 | |
28 | 3.13 | Учебная стрельба на дистанции 10 метров | 4 | 4 | |
29 | 3.14 | Учебная стрельба на дистанции 10 метров | 4 | 4 | |
30 | 3.15 | Учебная стрельба на дистанции 10 метров | 4 | 4 | |
31 | 3.16 | Учебная стрельба на дистанции 20 метров | 4 | 4 | |
32 | 3.17 | Учебная стрельба на дистанции 20 метров | 4 | 4 | |
33 | 3.18 | Учебная стрельба на дистанции 20 метров | 4 | 4 | |
34 | 3.19 | Учебная стрельба на дистанции 20 метров | 4 | 4 | |
35 | 3.20 | Учебная стрельба на дистанции 20 метров | 4 | 4 | |
36 | 3.21 | Учебная стрельба на дистанции 20 метров | 3 | 3 | |
4 | Анализ и подведение итогов | 1 | 1 | ||
4.1 | Анализ и подведение итогов | 1 | 1 | ||
Итого на 2-е полугодие | 144 | 10 | 134 |
Содержание изучаемого курса (144 часов):
1. Набор в студию. Рекламная деятельность, проведение собеседования. Утверждение списочного состава участников, распределение участников по уровню подготовки. Формирование групп с учётом способностей и пригодности к деятельности секции.
2. Современный мечевой бой. Обучение базовым стойкам и постановка стоек. Обучение атакующим действиям. Постановка правильной техники ударов. Игровые упражнения, подвижные игры со спортивными мечами и щитами, на технику ударов. Обучение и отработка защитных действий. Разминка. Шагистика в защите. Игровые упражнения, подвижные игры со спортивными мечами и щитами, на защитные действия. Обучение технике выполнения отвлекающих действий при «подготовке» атаки. Отработка, в спарринге, активной, силовой работы щитом. Отработка обезоруживания противника. Игровые упражнения, подвижные игры со спортивными мечами и щитами, на силовую работу щитом. Отработка атакующих и защитных действий в спарринге. Изучение и отработка специфических приемов в СМБ: уклонения, рипосты, батманы, приемы обезоруживания противника. Изучение стратегии и тактики командных боев в СМБ. Изучение правил соревнований и судейства в ФСМБ.
3. Стрельба из лука. Теоретическая подготовка лучников. История появления и развития лука. История стрельбы из лука как вида спорта. Ознакомление с принципами и правилами прицеливания. Ознакомление с общими сведениями о выстреле, элементах техники его выполнения. Краткие сведения о строении и функциях организма человека при стрельбе из лука, влияние физических упражнений. Постановка стойки и техники стрельб. Практическое ознакомление с принципами и правилами прицеливания. Овладение умением произвольного расслабления пальцев, удерживающих тетиву. Разучивание элементов техники выполнения выстрела с резиновым жгутом и луком. Отработка и закрепление полученных навыков при стрельбе на дистанциях 3-5, 10 и 20 метров.
4. Анализ и подведение итогов, проведение социометрии.
Оценочные и методические материалы.
Оценочные материалы:
- Анкета удовлетворенностью обучением, для участников объединений ОДОД
- Опросник участников объединений ОДОД
- Мониторинг результативности объединения
№ | Раздел или тема программы | Форма занятия | Приёмы, методы организации | Дид. материал, техн. оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Набор в студию | Традиционное | Собеседование | Актовый зал | Запись в секцию |
2 | Современный мечевой бой | Лекция, беседа, тренировка | Наглядный, словесный, коллективно-групповой, индивидуальный, диалог | Спорт инвентарь, помещение спортивного зала | Спортивная тренировка |
3 | Стрельба из лука | Лекция, беседа, тренировка | Наглядный, словесный, коллективно-групповой, индивидуальный, диалог | Спорт инвентарь, помещение спортивного зала | Спортивная тренировка |
4 | Анализ и подведение итогов | Анкетирование, беседа | Коллективный, индивидуальный, анализ, свободное общение | Анкеты, помещение спортивного зала, спорт инвентарь. | Вручение грамот и благодарностей особо активным членам ансамбля, фото и видеоотчёт. |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Б.В. Куприянова«Организация досуговых мероприятий»,М., «академия», 2014
- Д.В.Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников»,М., «Просвящение»,2013
- И.М.Асанова, СюО. Дерябина, В.В. Игнатьева, «Организация культурно-досуговой деятельности», М. «академия», 2013
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Кузин В.В., Полиевский С.А., Глейберман А.Н. 500 игр и эстафет. Физкультура и спорт, 2000. 304 с.
2. Кох И.С. «Сценическое фехтование» М., 2007. 254 с.
3. Кондратьев В. Антонович А. «Историческое фехтование», М., 2002
4. Попов А.В., Хайко В.Е. Спортивные игры в коллективе. К.: Здоровье, 1989. 133 с.
5. Ричард Ф. Бертон «Книга мечей», М., 2006. 398 с.
6. Ричард Ф. Бертон «Мастера и школы фехтования» М., 2006. 381 с.
7. Мишенев С.В. «История фехтования. На пути к вершине» СПб., 1995. 223 с.
8. Богданов А.И. Специальная подготовка стрелка из лука. - М.: ФиС, 1971.
9. Вайнштейн Л.М. Стрелок и тренер. - М.: ДОСААФ, 1977.
- Володина И. С. Физическая подготовка стрелка-спортсмена. - М: РГАФК, 1995.
- Десятникова Л.Л. Формирование у студентов профессиональных умений для выполнения и исправления ошибок в технике стрельбы из лука. - М.: ГЦОЛИФК, 1987.
- Десятиикова Л.Л. Формирование у студентов институтов физической культуры профессиональных умений по выявлению и исправлению ошибок в технике стрельбы из лука: Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. - М.,1987.
- Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1980.
- Корх А.Я. Стрелковый спорт и методика преподавания. - М.: ФиС,1986.
- Корх А.Я. Спортивная стрельба. - М: ФиС, 1987.
- Корх А.Я., КомоваЕ.В. Комплексный контроль в пулевой стрельбе. - М.: ГЦОЛИФК, 1987.
- Лаптев А.П., Шилин Ю.Н. Спортивный режим стрелка из лука. - М.: РГАФК, 1997.
- Нормативные требования для поступающих в Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. - М.: Лика, 2003.
- Немогаев В. В., Шилин Ю. Н. Стрельба из лука// Стрелковый спорт и методика преподавания. - М.: ФиС, 1986.
- Пулевая стрельба: Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. - М.: Комитет по ФК и С при Совете Министров СССР, 1987.
- Стрельба из лука: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. – М.: Советский спорт, 2006.
Интернет ресурсы
Приложение № 1
Анкета итогового опроса обучающихся на ОДОД «ГБПОУ ПК№4 СПб»
Объединение « Храбрые сердцем »
Руководитель – Рогатин Григорий Владимирович
- Количество обучающихся - 15
- Количество опрошенных -
- Дата опроса –
- ФИО ___________________________________________
- Группа _________________________________________
- Считаешь ли ты необходимым получение дополнительного образования?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Интересно ли было обучаться?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Имелись ли комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной̆ учебной деятельности, общения, самореализации, самосовершенствования?
Была ли возможность получить качественное дополнительное образование в соответствии с интересами и возможностями каждого обучающегося?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Опросник участников объединений ОДОД Приложение № 2
Оцените, пожалуйста, следующие утверждения:
согласен | трудно сказать | не согласен | |
1- Педагог справедливо оценивает достижения и возможности каждого участника творческого объединения | |||
2- Педагог учитывает индивидуальные особенности каждого участника творческого объединения | |||
3- Педагог(и) даёт (ют) глубокие и прочные знания, которые пригодятся в дальнейшем | |||
4. У меня сложились хорошие отношения с участниками творческого объединения в ОДОД | |||
5- Кабинеты и другие помещения в ОДОД устроены удобно, есть места для самых разных занятий и дел в них удобно заниматься | |||
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая вариант
Почему Вы выбрали именно это творческое объединение ОДОД?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6% - Посоветовали в учебной группе, рекомендовали преподаватели колледжа, работники ОДОД
29% - Ходят друзья, родственники, знакомые
29% - Хорошая репутация творческого объединения ОДОД в колледже
36% - Интересные направления, профили
0% - Удобное местоположение (рядом с домом)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа студия раннего развития "Малыш"
Программа студии раннего развития "малыш" предназначена для детей в возрасте 4-6лет. Программа разработа с использованием новых технологий согласно рекомендациям . Программа состоит из 5 разделов : "В...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Студия современного танца"
Программа направлена на раскрытие творческого потенциала учащихся, на базе современного танца....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Студия современного танца" 2020-2021 гг. Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 учебный год.
Календарный учебный график на 2020-2021 гг. учебный год для группы "Современного танца"....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/28/picture-1381836-1643358439.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка» естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка» естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/02/picture-1391547-1646222115.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Студия современного танца"
Танец - это вид искусства, способствующий развитию физических данных, интеллектуальных способностей и развитию личности ребенка в целом. Им следует заниматься для развития координации, выносливо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Студия военно-исторического макетирования и моделирования «ПАМЯТЬ»
Программа «Студия военно-исторического моделирования «ПАМЯТЬ» (техническое конструирование)» реализуется в рамках технической направленности с военно-патриотическим компо...