Профессиональное самоопределение учащихся в условиях профориентационной работы
методическая разработка по психологии (9 класс)

Щепина Елена Владимировна

Профессиональное самоопределение "Темперамент"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proforientatsiya.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное самоопределение учащихся в условиях профориентационной работы

Как нам известно, что подростковый возраст является тем возрастным этапом развития, который наиболее благоприятен, для осознания себя самого, своих индивидуальных особенностей, для построения своих жизненных планов и целей.

Этот этап в жизни подростка можно назвать как самоопределение. Ребенок пытается, определить себя в мире, найти свое место в обществе. В данный момент перед ним, открываются безграничные возможности самореализации, свобода выбора своего жизненного пути. Но выбор - это всегда сложно.

Как отмечает профессор психологии В. Дубровина, само слово «самоопределение» заключает в себе значение предела, то есть ограничение, и может пониматься как самоограничение. Человек сам определяет границы своего выбора. Выбирая кем быть, он отказывается от возможности «пройти» другие жизненные пути, может быть и привлекательные, но оставшиеся за чертой сделанного выбора.

Подросток не имеет еще жизненного опыта, и опыта принятия решений, в таком важном вопросе, как выбор профессии, который является одним из основных, самым первым вопросом в выборе школьников. Решая эту проблему он приобретает ценный жизненный опыт и новые способности – способность выбирать и осуществлять свой выбор.

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор, ребенку необходимо знать мир профессий, какие требования профессия предъявляет  к человеку, надо изучить самого себя: свои личностные особенности, особенности мышления нервной системы, характера.

В получении знаний о себе и о мире профессий поможет программа  «Профориентация». Основной целью данной программы является содействие в профессиональном самоопределении учащихся.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- развитие представлений и понятий связанных с миром профессий

- активизации самопознания и саморазвития

- развитие умений выделять профессионально важные качества профессий

- развитие представлений о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства, становление карьеры

Любая профессия предъявляет требования к личным качествам специалиста, для этого необходимо прежде всего «познать» самого себя.

Для правильного выбора, выпускникам школы необходимо проделать большую, сложную работу, с помощью тестов – опросников, которые помогут осознать, кем быть, каким быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели определить для себя в будущем.

Основные критерии оценки готовности учащихся к выбору профессии

- Своевременность профессионального самоопределения

- Осознанность профессионального выбора

- Реалистичность профессиональных планов

- Согласованность (непротиворечивость) профессионального выбора

Все четыре критерия взаимосвязаны и должны рассматриваться в сочетании друг с другом. Их выявление не – самоцель, а средство оценки эффективность.

Разберем личностные особенности и профессионально важные качества.

Темперамент и профессия

Цель: знакомство учащихся с историей возникновения темперамента, понятие темперамент, определение типа темперамента

Первое упоминание, о темпераментах встречается в Древней Греции. Древнегреческий врач Гиппократ говорил, что у людей есть четыре главных сока: кровь, слизь, желтая желчь, и черная желчь. У разных людей они смешаны по разному: верное сочетание соков приносит здоровье, а не верное – болезнь. Само понятие «темперамент» в переводе с латинского значит «соразмерность», «правильная мера». При нормальном, не чрезмерном слиянии соков, считали древние, любой темперамент хорош и здоров. Но все люди разные: кто-то вспыльчив, кто-то молчалив, кто-то оптимистичен, кто-то обидчив. Поэтому Гиппократ предложил, что в каждом человеке главенствует какой – то один из четырех соков, чем и определится его личностные свойства. От названий этих жидкостей произошло название темпераментов «сангвиник» - от латинского «кровь», флегматик- от греческого «слизь», холерик – от греческого «желчь», меланхолик – от греческого «черная желчь».

И такое понимание темпераментов главенствовало до начала 20 века. В этом взгляде правильной была идея зависимости особенностей личности от биологических особенностей человеческого организма. Только в начале прошлого столетия ученые пришли к выводу, что дело, конечно не в «соках» человеческого организма, а в физиологических особенностях центральной нервной системы.

Наш выдающийся физиолог И. Павлов, проводя эксперименты с собаками сделал вывод, что разница темпераментов зависит от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждение и торможение нервной системы (силу – слабость, уравновешенность – неуравновешенность, подвижность – инертность), он становил, что из большого числа возможных их сочетаний в природе имеются четыре основных. Соотношении их с давно известными темпераментами показало довольно большое совпадение. Таким образом темперамент можно определить как врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с типом нервной системы.

Павлов выделил четыре типа нервной системы:

-  сильный уравновешенный подвижный, что соответствует сангвиническому типу темперамента (сангвиник)

- сильный, уравновешенный, инертный, что соответствует флегматическому типу темперамента (флегматик)

- сильный, не уравновешенный, что соответствует холерическому типу (холерик)

- слабый тип нервной системы, что соответствует меланхолическому типу (меланхолик)

Рассмотрим положительные и отрицательные черты каждого типа

Положительные черты

Отрицательные черты

Холерик

Активность

Энергичность
Общительность

Решительность

Инициативность

Вспыльчивость, не сдержанность

Раздражительность

Агрессивность

Резкость в общении

Импульсивность

Неустойчивость в поведении

Сангвиник

Активность

Хорошая приспособляемость

Общительность

Доброжелательность

Жизнерадостность

Оптимистичность

Смелость, находчивость

Непринятие однообразия

Монотонность

Поверхностность

Недостаточная усидчивость

Недостаточная настойчивость

Поспешность в суждениях и поступках

Флегматик

Высокая работоспособность

Настойчивость

Спокойствие, ровность в отношениях;

Надежность;

Добросовестность

Малоподвижность, низкая активность;

Медлительность в принятии решений;

Необщительность;

Индивидуализм;

Меланхолик

Чувствительность

Сердечность

Исполнительность

Сдержанность

Аккуратность

Низкая активность;

Ранимость;

Застенчивость;

Замкнутость, необщительность

Низкая работоспособность

С помощью теста определим к какому типу темперамента относитесь.

Но сначала, хочу отметить, что не бывает плохих или хороших темпераментов. Нужно просто научится пользоваться положительными качествами своего типа, нейтрализовать отрицательные.

Тест «Методика изучения темперамента»

Из четырех предложенных под каждым номером утверждений выберите наиболее вам свойственное:

1.

А) неусидчивы, суетливы;

Б) веселы и жизнерадостны;

В) спокойны и хладнокровны;

Г) стеснительны и застенчивы

2.

А) не выдержанны и вспыльчивы

Б) энергичны и деловиты

В) последовательны и обстоятельны;

Г) теряетесь в новой обстановке;

3.

А) нетерпеливы;

Б) не доводите начатое дело до конца;

В) осторожны и рассудительны;

Г) затрудняетесь установить контакт с новыми людьми;

4.

А) резки и прямолинейны в отношениях с людьми

Б) склонны переоценивать себя;

В) умеете ждать;

Г) не верите в свои силы

5.

А) решительны и инициативны;

Б) способны быстро схватывать новое

В) молчаливы и не любите попусту болтать

Г) легко переносите одиночество

6.

А) упрямы;

Б) неустойчивы в интересах и склонностях

В) обладаете спокойной, ровной речью, с остановками;

Г) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах

7.

А) находчивы в спорах;

Б) легко переживаете неудачи и неприятности;

В) сдержанны и терпеливы;

Г) склонны уходить в себя

8.

А) склонны к риску;

Б) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

В) доводите начатое дело до конца;

Г) быстро утомляетесь

9.

А) работаете рывками;

Б) с увлечением беретесь за любое новое дело;

В) не растрачиваете попусту сил;

Г) обладаете слабой тихой речью, иногда снижающейся;

10.

А) незлопамятны и боязливы

Б) быстро остываете, если что –то перестает вас интересовать;

В) строго придерживаетесь выработанного распорядка дня, системы в работе;

Г) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

11.

А) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;

Б) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь на другую;

В) легко сдерживаете порыв;

Г) впечатлительны до слезливости;

12.

А) неуравновешенны и склонны к горячности;

Б) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работой;

В) мало восприимчивы к одобрению или порицанию;

Г) предъявляете высокие требования к себе и окружающим;

13.

А) бываете агрессивным забиякой;

Б) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности;

В) незлобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

Г) склонны к подозрительности, мнительны

14.

А) нетерпимы к недостаткам;

Б) выносливы и работоспособны;

В) постоянны в своих интересах;

Г) болезненно чувствительны и легко ранимы;

15.

А) обладаете выразительной мимикой;

Б) обладаете громкой, быстрой отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой;

В) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;

Г) чрезмерно обидчивы;

16.

А) способны быстро действовать и решать;

Б) сохраняете самообладание в неожиданной и сложной обстановке;

В) ровны в отношениях со всеми;

Г) скрытны и необщительны;

17.

А) неустанно стремитесь к новому;

Б) обладаете всегда бодрым настроением;

В) любите аккуратность во всем;

Г) малоактивны и робки

18.

А) обладаете резкими порывистыми движениями;

Б) быстро засыпаете и пробуждаетесь;

В) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

Г) безропотны, покорны;

19.

А) несобранны, проявляете поспешность в решениях

Б) настойчивы в достижении поставленной цели;

В) инертны, малоподвижны, вялы

Г) стремитесь вызвать сочувствие и помощь других;

20.

А) склонны к резким сменам настроения;

Б) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться;

В) обладаете выдержкой;

Г) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

Подсчитайте сколько раз вы выбрали вариант «А», сколько «Б», сколько «В», и «Г». Умножьте каждую из 4 на сумму 5.

Например:

Вы выбрали        Вариант «А» 6 раз х 5 = 3 0

                        Вариант «Б» 3 раза х 5 = 15

                        Вариант «В» 10 раз х 5 = 50

                        Вариант «Г» 1 раз х 5 = 5

Таким образом, вы получили процентное содержание ответов; в нашем примере – варианта «А» - 30%, вариант «Б» - 15 %, вариант «В» - 50 %, вариант «Г» - 5 %

Чтобы проверить себя, подсчитайте, в сумме должно получится 100%

Четыре варианта ответов соответствуют четырем типам темперамента:

«А» -холерический тип темперамента

«Б» - тип сангвиника;

«В» - тип флегматика;

«Г» - тип меланхолика

Если процентное содержание какого-либо темперамента составляет 40% - этот тип доминирует (в примере меланхолический – 50%).

30 – 35 % - этот тип темперамента ярко выражен;

20 – 29% - качество достаточно выражено и надо учитывать

20 % - слабо выражено;

10 % - не в счет

Мы с вами определили к какому типу темперамента вы относитесь, а сейчас разберем, какие профессии подходят для разных темпераментов.

Профессии для холерика. Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где значим человеческий фактор, где важно уметь устанавливать контакты и располагать к себе. Холерик легко включается в новую для себя деятельность, быстро приспосабливается к переменам. И, наоборот, с трудом переносит однообразную монотонную деятельность, быстро уставая от нее. Холерику трудно дается необходимость досконального изучения какого-то предмета или оттачивания нужного навыка. Для поддержания работоспособности на высоком уровне ему требуется постоянное эмоциональное подкрепление, поддержание интереса к работе, новые идеи. Высокая устойчивость к стрессам позволяет холерикам быть хорошими руководителями.

Подойдут холерику профессии репортера, ведущего радио и телевидениярежиссераменеджера по продажамспециалиста по PRгида-переводчикадизайнера, рекламного и страхового агента и, безусловно, ряд других. Из холериков часто получаются хорошие предприниматели, бизнесмены. Холерик может быть успешным в широком круге профессий, если его деятельность будет выстроена по проектному типу (специалист берется за определенную задачу, решает ее от начала до конца, и потом берется уже за совершенно новую задачу). Важно выбирать профессии и место работы, где эффективность оценивается не по отработанному времени, а по результатам: холерику проще работать по своему собственному графику.

Образом профессии, категорически не подходящей холерику, может быть работа на конвейере или деятельность архивариуса. Однако подобная монотонность может оказаться характерной и, например, для профессии журналиста, если от него требуется выдавать на-гора по несколько материалов в день в определенном стиле и формате. Потому важен выбор не только непосредственно профессии, но и специализации вкупе с местом работы.

В целом у холерика больше шансов быть успешным в профессиях, связанных, скорее, с общением, нежели с документами и техникой. А также – в профессиях, требующих, скорее, гибкости, нежели въедливости.

Профессии для меланхолика. Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения. Предметом труда меланхолика может стать техника, информация, художественные образы.

Меланхолик может состояться и как писатель, художник или кинокритик, и как программистбухгалтер или архитектор. Много меланхоликов среди талантливых ученых. Меланхолики нелегко переносят деятельность, где часты форс-мажоры и различные перемены, малейший стресс может сильно повредить их работоспособности.

Меланхолику подойдут профессии аудитора, аналитика, программиста, литературного редактора и, безусловно, ряд других. К примеру, из меланхолика может получиться отличный психолог, если он посвятит себя не групповым тренингам и обучению персонала, а индивидуальным консультациям, исследовательской и диагностической работе. Ему стоит выбирать профессии, эффективность деятельности которых оценивается не по количественным, а прежде всего по качественным показателям. Профессия меланхолика может внешне восприниматься как монотонная, но важно, чтобы она давала постоянную пищу его интеллектуальным и творческим способностям.

Образом профессии, категорически не подходящей меланхолику, может быть, например, профессия рекламного агента. Большое количество общения с незнакомыми людьми, частые ситуации отказа и отвержения, поверхностность представления информации – всё это категорически не подходит людям данного типа. При этом в той же самой сфере меланхолик может вполне состояться как разработчик эффективной рекламной кампании.

Профессии для сангвиника. Стабильная работоспособность, практически не зависящая ни от внешних, ни от внутренних факторов, позволяет сангвиникам успешно реализоваться во многих профессиях, где используется как физический, так и умственный труд. Коммуникативные навыки помогают в профессиях сферы услуг, позволяют стать хорошим руководителем. Сангвиники легко адаптируются к любому графику работы, с готовностью принимают любые нововведения в деятельности.

Подойдут сангвинику профессии педагога, администратора, журналиста, продавца, официантаэкономистатехнологаадвокатаменеджера по персоналу и, безусловно, ряд других. Работа, требующая повышенного внимания к деталям и постоянной сосредоточенности (диспетчер, ювелир, токарь и т. п.), хоть и доступна для сангвиника, но будет ему, вероятнее всего, неинтересна. Сангвиники обычно становятся хорошими руководителями в самых разных сферах.

Образом профессии, наименее подходящей сангвинику, может быть, например, профессия делопроизводителя или радиомонтажника. Сангвинику будет не так просто работать в ситуации, когда нет четко сформулированных задач и правил деятельности, когда необходима большая доля творчества и инициативы.

В целом этот тип темперамента наиболее универсален с точки зрения выбора профессии – сангвиник может найти себя практически в любой деятельности, в соответствии со своими интересами, способностями, полученными навыками.

Профессии для флегматика. Флегматик – рекордсмен по работоспособности, он как никто другой может долго и качественно выполнять любую монотонную работу, работу, требующую тщательности. Невозмутимость флегматика полезна во всех сферах деятельности, где требуется хладнокровно проанализировать ситуацию и принять решение. Флегматик незаменим в производстве, администрировании и везде, где требуется поддерживать процессы в стабильном состоянии.

Флегматику хорошо подойдут профессии диспетчералаборантаагрономаинженераветеринарасистемного администратораювелиракорректора, оператора баз данных и, безусловно, ряд других занятий. Несмотря на низкую общительность флегматика, ему вовсе не противопоказаны профессии, связанные с общением, лишь бы это не были профессии, где требуется его активная роль (например, менеджер по продажам), – врачом, системным администратором, бухгалтером и т. п. флегматик может быть вполне успешно.

Образом профессии, противопоказанной флегматику, может быть, например, профессия ведущего шоу или секретаря. То есть – любая деятельность, вынуждающая его часто импровизировать, деятельность в условиях изменяющейся среды, требующая постоянного переключения себя на новых людей и перестройки себя под новые задачи.

Для флегматика важна работа по четкому графику, в соответствии с понятными алгоритмами, ясно поставленными задачами и точными сроками их реализации.

Обсуждение Согласны ли вы с полученными результатами? Может вы узнали о себе что - то новое, о чем не задумывались раньше? Может быть, вы чем - то не довольны?

Использованная литература:

Шевченко М. Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников»

Кашапов Р. Р. «Курс практической психологии»

Батаршев А. В. «Типология характера и личности»

Резапкина Г. В. «Уроки выбора профессии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»

Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...

Профессиональное самоопределение учащихся пенитенциарной школы в условиях реального рынка труда

Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что сегодняшние выпускники школы начинают свой профессиональный путь, при таких чертах личности, как, например, готовность учиться, постоянно пол...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Требования новых государственных образовательных стандартов позволяют рассматривать образовательный процесс в школе как условие и средство профессионального развития личности обучаю...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях школы - интерната.(выступление из опыта работы на конкурсе "Воспитатель года")

laquo;Как хорошо , когда у человека есть возможность выбрать себе профессиюне по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»  Для учащихся старших классов выбор ...

Формы наставничества в профессиональном самоопределении учащихся в условиях общеобразовательной программы дополнительного образования

В методической разработке представлен опыт наставнической работы на примере студии "Мир красоты" Ценра творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга...

Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся

В статье "Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся" раскрывается идея единства профессион...