Использование дистанционных технологий в работе с одаренными детьми по подготовке их к научно - исследовательской деятельности
статья
Статья о методах и формах подготовки детей к исследовательской работе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гайнутдинова Л.Н.
Использование дистанционных технологий в работе с одаренными детьми по подготовке их к научно - исследовательской деятельности.
В настоящее время границы современного образовательного пространства расширяются. И учителям, и учащимся предоставляется возможность стать участниками дистанционных мероприятий разных уровней: от школьного до международного.
Применение компьютерных средств требует иной формы представления знаний, организации познавательной деятельности учащихся и выбора методов обучения. Прежде всего, это связано с появлением возможности оптимизации учебного процесса путем переноса его центра тяжести на самостоятельную работу, активизации этой деятельности и повышения ее эффективности и качества. Использование компьютерных средств позволяет получать первичную информацию не только от преподавателя, но и с помощью интерактивных обучающих программ, которые помогают обучающемуся при определенной степени компетентности освоить ту или иную дисциплину. Имея неограниченные пространственные и временные рамки получения информации, обучающийся в процессе самостоятельной работы может находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации. Кроме того, компьютер позволяет постоянно осуществлять различные формы самоконтроля, что повышает мотивацию познавательной деятельности и творческий характер обучения.
Обучение с применением компьютерных средств относится к классу интенсивных методов. Оно становится гибким, не связанным жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями. Эта особенность ярко проявляется при работе с одаренными детьми. Компьютерные средства предназначены для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построены на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся выбрать не только индивидуальную траекторию изучения материала, но и удобный темп работы, что способствует установлению баланса между психолого-педагогическими, психофизиологическими особенностям и образовательными потребностями одаренных детей. Кроме того, это позволяет использовать различные формы подачи материала, с одной стороны, соответствующие психофизиологическим особенностям восприятия ребенка, а с другой стороны, способствующие взаимодействию и развитию различного уровня его творческих способностей. отличительных особенностей содержания материала - повышенный уровень сложности. Важным является также то, что компьютерные средства позволяют обучающемуся, имея неограниченные пространственные и временные рамки получения информации, в процессе самостоятельной работы находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации (различные информационные и справочные мультимедиа приложения, ссылки на сетевые ресурсы), что также способствует удовлетворению повышенных образовательных потребностей. В компьютерных средствах может быть предусмотрена возможность протоколирования действий обучаемого для их дальнейшего анализа преподавателем и самоанализа. Момент самоанализа является особенно актуальным для одаренных детей, которые в силу своих личностно - возрастных характеристик нередко обладают большим количеством знаний, но не владеют методами их систематизации. Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме. Электронный справочник может быть представлен как самостоятельное средство учебного назначения и как элемент, встроенный в электронный учебник. Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.
Таким образом, основной отличительной чертой электронных средств учебного назначения, предназначенных для развития творческих способностей одаренных детей, является их взаимодополняемость, обеспечивающая комплексность предъявления всех компонентов учебной деятельности, в ходе которой используются все сенсорные функции организма.
Организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов: электронная почта, сайты или отдельные веб-страницы, чат, ICQ, веб-конференции и т. п. Главной особенностью, отличающей компьютер как средство обучения, является возможность организации диалога человека с компьютером посредством интерактивных программ. При наличии телекоммуникационного канала компьютер может как выступать посредником между преподавателем и обучающимся, так и брать на себя часть учебного процесса.
На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможны различные формы педагогической деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка школьников. За последние годы увеличивается количество учеников - активных участников дистанционных курсов, олимпиад, научно - практических конференций. Дистанционные технологии применяются мною при организации исследовательской деятельности учащихся.
Преимуществом дистанционного обучения является возможность учёта индивидуальных темпов обучения учащихся, насыщенная и быстрая обратная связь с педагогом и другими учащимися. Участники дистанционных мероприятий имеют возможность по своему усмотрению дозировать общение с учебным материалом и педагогом, задавать ему свои вопросы по мере необходимости.
Система организации дистанционного взаимодействия субъектов обучения направлена на создание благоприятных условий их продуктивной деятельности, поэтапного развития необходимых навыков коммуникации.
Характер и объём использования дистанционных форм в процессе исследовательской деятельности учащихся у каждого учителя варьируется, так как необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности, уровень самостоятельности и мотивации субъектов деятельности, технические возможности, количество участников, вовлеченных в данную деятельность.
На начальном этапе учителю необходимо продиагностировать уровень умений работы с текстовыми редакторами, средствами телекоммуникации. Учитывая уровень готовности к применению дистанционных форм обучения, научный руководитель проводит одно или несколько очных практических занятий, на которых обсуждаются план работы по теме исследования, использование телекоммуникационных средств, возможное время дистанционного онлайн, оффлайн общения; учитель знакомит юных исследователей с системой хранения, ускоренного поиска и обработки информации, ученики практикуются в использовании запланированных ИКТ.
Оптимальное сочетание очных и дистанционных форм деятельности учащихся позволят педагогу наиболее результативно решить поставленные задачи.
Учитель может включать приёмы, методы, формы дистанционного обучения на всех этапах совместной исследовательской деятельности. Когда выбрана тема, поставлена цель и определён круг задач, которые необходимо решить, предстоит большой объём работы по сбору материала, анализу, обобщению результатов исследования. Приобщение к дистанционной деятельности учащихся на этом этапе процесса исследования возможно как в среднем, старшем звене, так и в начальных классах.
Как осуществить дистанционное консультирование с помощью Интернет?
Дистанционный диалог учитель - ученик может осуществляться с помощью специально созданного учителем сайта или страниц сайта школы. Например, за короткое время каждый может создать с помощью конструктора простой рабочий сайт на Интернет-портале Яндекс.
На веб-страницах учитель размещает материал, который поможет ученику в работе над теоретической и практической частью исследования. Это могут быть алгоритм выполнения работы, памятки по работе с источниками информации, шаблоны оформления исследовательской работы, правила использования запланированных телекоммуникационных средств общения и т.д.
Материал, инструкции должны быть разработаны более тщательно, чем это обычно делается в очном обучении, т.к. ученик должен самостоятельно справиться с анализом большого потока информации, сравнить, сделать выводы. Научный руководитель может разместить наиболее значимые ссылки на сайты, где ученик найдёт нужную информацию.
Например, (универсальные):
www.yandex.ru, www.rambler.ru - Поисковые системы.
www.gramota.ru - Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ.
www.krugosvet.ru/ - Онлайн Энциклопедия.
http://www.rubricon.com/ - РУБРИКОН крупнейший энциклопедический ресурс интернета.
http://portfolio.1september.ru/ - Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» и т.п.
Промежуточные результаты исследований, обработки материала обсуждаются с помощью:
- электронной почты;
- служб мгновенного обмена сообщениями ICQ или Skype (возможность быстрого онлайн общения, в том числе передача новых ссылок на актуальные источники информации в сети интернет, файлов);
- Можно организовать чат, форум-общение, видео- и аудио-коммуникации.
Ученики и научный руководитель обмениваются вопросами, мнениями, рецензиями.
В настоящее время мною планируется разработка дистанционного курса «Основы исследовательской деятельности». Будущий дистанционный курс будет построен следующим образом: на страницах школьного сайта, персонального сайта будут размещаться поэтапно «уроки» по выбору темы, постановки целей и задач исследования, плана исследования, изучения и отбора нужной информации, составления плана практической части работы, оформление результатов.
Курс будет рассчитан на один учебный год. Публикация «уроков» отсрочена во времени. Каждый «Урок» будет содержать не только теоретическую часть, но и практическое задание, которое необходимо выполнить за определенный период времени. Выполненная работа должна быть размещена учащимися на сайте. Задать вопросы по выполнению задания можно будет на форуме, а так же оставить свои комментарии к работе других школьников.
Такая деятельность не заменит полностью индивидуальную работу, а просто сократит потерю времени. Оптимальное сочетание очных и дистанционных форм деятельности учащихся позволит мне наиболее результативно решать поставленные задачи активизации познавательного интереса учащихся.
Таким образом, в современной школе учителя и учащиеся имеют возможность взаимодействовать в ходе учебного процесса на основе интеграции информационных и образовательных технологий. Наряду с навыками исследовательской деятельности, в процессе использования дистанционных форм обучения ученик приобретает личностные качества, которые отличают выпускника 21 века:
- компьютерная и технологическая грамотность;
- владение поисковыми системами сети Интернет;
- навыки работы с базами данных и информационными ресурсами;
- способность устанавливать и поддерживать телекоммуникации с удаленными людьми.
Результатами работы являются победы моих учеников на различного рода конференциях, фестивалях и олимпиадах.
Так в секции "Филология (иностранные языки) Слёта научных обществ учащихся победителем в номинации "Лучший инновационный проект" стал Дорожкин Михаил, призером регионального фестиваля исследовательских работ стал Цагараев Данил.
Несмотря на все видимые преимущества дистанционного обучения оно не может служить основным способом усвоения обязательной программы средней школы, призванной обеспечивать выполнение требований образовательного стандарта и может использоваться только в качестве дополнительного, дающего возможность одарённым детям развивать свои способности. К тому же подмена учителя компьютером разрушает систему тонкого учебного воздействия, обращенного к специфически человеческим особенностям взрослеющего организма. Интернет - великолепное средство получения информации. Но обучение с помощью Интернета имеет свойство провоцировать или поддерживать проявления односторонности развития, характерные для одаренных подростков. Нежелание подростка знать нечто, как ему кажется, ненужное, принудительно навязываемое чуждым миром взрослых, может принимать демонстративные формы и стать опасным для него самого. Интернет, ускоряя кристаллизацию одних способностей ребенка, может замедлять развитие других и провоцировать асинхронность, дисгармонию психического и умственного роста личности. Излишне глубокое погружение в виртуальный мир нередко сопровождается нежеланием взаимодействовать с реальным внешним миром. Кроме того, сам процесс поиска информации, "блуждание" по Интернету иногда полностью заслоняет образовательные цели.
В заключение необходимо отметить, что технологии – это инструмент, который помогает нам достигать стратегические образовательные цели. Учителя не могут быть заменены и не будут заменены технологиями. Активное использование информационных технологий в процессе работы с одаренными детьми позволяет успешно реализовать на практике индивидуализацию обучения, дать каждому учащемуся интеллектуальную нагрузку, соразмерную его способностям, более полно удовлетворить его познавательные и жизненные интересы.
Источники информации:
- Обухов, А.С.Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Народное образование. – 2010г.
- Салтыкова Т.Ю. Помощь учащимся в поиске и обработке информации в исследоваетльской деятельности. http://school9.unidubna.ru/NPO/poiskinfo.htm
- Хуторской А.В., Дистанционное обучение и его технологии // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. /2005/0910-18.htm.
- Хуторской А.В. Модель интернет-образования креативного типа // Интернет-журнал "Эйдос". - 2001. - 05 октября. http://www.eidos.ru/journal/2001/0510-02.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применению дистанционных технологий в работе с одаренными детьми
В докладе раскрывается опыт работы учителя химии общеобразовательной средней школы по применению дистанционных технологий в работе с одаренными детьми по подготовке их к научно - исследовательской дея...
Организация работы с одаренными детьми и подготовка их к физическим олимпиадам, научно-практическим конференциям, исследовательской работе.
Доклад был подготовлен в рамках районного методического объединения учителей физики....
Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по технологии.
Из опыта работы...
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
игра спортивно - интеллектуальной направленности...
Выпуск литературной газеты «Герои нашего времени» как форма воспитательной работы с одаренными детьми.Доклад на X окружную научно-практическую конференцию педагогов «ОТК-2017. Образование. Технологии. Качество».
У одаренного ребенка, в отличие от одарённого взрослого, будущее ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. Такие ребята, обучающиеся в Русско-Борковской школе, с удовол...
Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по технологии
Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творче...
Работа с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по технологии
Работа с одаренными детьмипри подготовке к олимпиаде по технологии....