Годовой план педагога-психолога
календарно-тематическое планирование

Бородина Ольга Борисовна

планирование работы педагога психолога в социальном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_plan_20-21.docx39.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                   Директор МКУ «Центр помощи детям»

______________ Т.А. Чащина

Годовой план работы педагога-психолога

Бородиной О.Б.

на 2020-2021 учебный год

2020

Основные направления деятельности.

  1. Формирование психологической готовности ребёнка к устройству в замещающую семью: мотивация ребёнка к жизни в замещающей семье, адекватное восприятие образа будущей семьи и места ребёнка в ней.
  2. Обеспечение системы средств и условий для устранения личностных и поведенческих отклонений у детей  дошкольного и младшего школьного возраста и осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы образовательной школы, обусловленных недоразвитием когнетивно-коммуникативной стороны развития.
  3. Оказание экстренной психологической и реабилитационной помощи воспитанникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, ставшим свидетелями или жертвами насилия, жестокого обращения.
  4. Реализация системы мероприятий, направленных на профилактику самовольных уходов, нарушений в поведении воспитанников
  5. Психодиагностическое направление:
  • Уточнение стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения.
  • Диагностика готовности дошкольников к началу систематического обучения в школе.
  1. Психологическое консультирование:
  • Психологическое сопровождение в период адаптации.
  • Проведение тематических тренингов и целенаправленных коррекционных занятий.
  • Оказание помощи в решении психологических проблем, проведение индивидуальных консультаций по запросу воспитанников.
  • Оказание индивидуальной и групповой психологической помощи педагогам в процессе воспитания и организации коррекционной работы.
  • Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику, помощь в установлении благоприятных межличностных отношений сотрудников и воспитанников.
  • Проведение профориентационной работы с учащимися 9 кл.
  • Проведение целенаправленной работы по профилактике суицидального, делинквентного, девиантного, аддиктивного поведения.

4.  Психологическая работа с педагогами и администрацией:

•  Участие в объединении различных специалистов для решения актуальных проблем воспитанника.

  • Стабилизация микроклимата в коллективе сотрудников Центра

•  Профилактика эмоционального выгорания.

•  Индивидуальные консультации (по запросу педагогов).

• Приглашение педагогов на индивидуальные консультации с выдачей рекомендаций.

Задачи структурного подразделения.

  • Оказание помощи детям в преодолении эмоциональных,  когнитивных и поведенческих последствий травм, полученных в результате жестокого обращения, которые затрудняют функционирование личности воспитанника и его адаптации в социуме.
  • Оказание экстренной помощи (коррекционно-терапевтическая и диагностическая работа), проработка множественных психологических травм, мобилизация скрытых ресурсов в отреагировании  агрессивного поведения и суицидальных мыслей.
  • Создание ресурса позитивного личностного развития. Обучение социально-психологическим жизненно важным навыкам; развитие и формирование эмоциональной сферы, отработка личной стратегии поведения.
  • Развитие поведенческих навыков воспитанника, необходимых для конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, повышение социальной ответственности Профилактика социального иждивенства у воспитанников Центра.
  • Оказание своевременной, квалифицированной, комплексной помощи несовершеннолетним, направленной на восстановление, коррекцию психических функций и состояний, нарушений МЛО.

Приоритетные направления в работе:

  • восстановление целостности, гибкости и связности опыта ребёнка, снижение тревоги.
  • ранняя профилактика и коррекция девиаций развития;
  • общая гуманизация отношений к детям «группы повышенного внимания»;
  • психотерапевтическая работа с воспитанниками Центра.

Ожидаемые  результаты.

  • Формирование психологической готовности ребёнка к устройству в замещающую семью: мотивация ребёнка к жизни в замещающей семье, адекватное восприятие образа будущей семьи и места ребёнка в ней.
  • Ресоциализация и активизация  механизмов развития воспитанников: мобилизация скрытых психологических ресурсов ребенка, обеспечивающих самостоятельное решение проблем.
  • Изучение психо-эмоционального фона ребёнка во время пребывания в Центре (феномены ложно-адаптивного поведения, защитный личностный профиль) для профилактики девиантного поведения.
  • Формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и планирование будущего.
  • Повышение компетентности в общении
  • Повышение эмоционального тонуса детского коллектива.
  • Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья
  • Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов
  • Уменьшение риска возврата детей из приёмных семей.
  • Прочность и надёжность устройства ребёнка в замещающую семью.
  • Реабилитация  негативных тенденций развития, стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной), создание воспитаннику возможности  осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего развития.
  • Консолидация коллектива в процессе реализации обновления содержания воспитательно-образовательного процесса в режиме развития МКУ.
  • Внедрение эффективных технологий сотрудничества  в практику социально-педагогического партнерства.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОКИ

Работа с воспитанниками

Аналитико-диагностическая работа.

Определение ценностных ориентиров воспитанников.

1.

Знакомство с личными делами воспитанников.

По мере поступления

2.

Оформление индивидуальных планов развития и жизнеустройства воспитанников.

В течение первого месяца пребывания в Центре, с последующим изменением каждые полгода.

3.

  • Первичная диагностика вновь поступивших воспитанников:
  • Типологические и личностные особенности
  • Дети «группы риска» и «повышенного внимания»
  • Определение уровня ситуативной и личностной тревожности. Анкетирование по методике «Шкала Тейлора» (выявление воспитанников с высокой степенью тревожности, оказание им психологической помощи)

Для дошкольников (Темпл, Дорки, Амен)

  • Определение степени адекватности самооценки личности и самопринятия. Исследование   уровня самооценки. Тестирование по Шкале самооценки личности (А.М. Пригожин)
  • Выявление уровня  агрессивности, враждебности. Анкетирование по методике «Опросник Басса- Дарки»
  • Получение информации о подростках,  «склонность к риску»
  • Диагностика суицидального поведения детей с 10 – 17 лет.

По мере поступления

4.

  • Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения (Н. Семаго, М. Семаго).
  • Мотивационная готовность А.Венгер
  • Тест Керна - Ирасека

Сентябрь, май

5.

Межличностные взаимоотношения (ребенок-ребенок, ребенок-воспитатель)

В течение года

6.

Психическое развитие воспитанников для ПМПК.

В течение года

7.

Выявление акцентуации характера. Анкетирование  по методике К. Леонгарда, А.А. Сиялова, А.С. Прутченкова; наблюдение, беседа

В течение года

8.

Выявление признаков психического напряжения и невротических тенденций.

В течение года

9.

Опросник суицидального риска  (СПСП М.В. Горская)

В течение года

10.

Методика «Изучение уровня социализированности личности учащихся» (М.Рожкова «Шкала социализированности»)

2 раза в год

(Сентябрь, Май)

11.

Сформированность Я-концепции («Символические задания на выявление социального «Я» Б. Лонг, Р.Зиллер, Р.Хендерсон)

2 раза в год

Сентябрь, Май

Социально-психологическое сопровождение воспитанников

1.

Адаптация вновь поступивших детей.

В течение года

2.

Профилактика проблем взаимоотношения ребёнка с обществом, с коллективом сверстников, создание благоприятного психологического климата в семейных  группах.

В течение года

3

Индивидуальные занятия с детьми «группы повышенного внимания» по:

  • индивидуальной коррекционно-развивающей программе;
  • плану  психолого-педагогической и  индивидуально-реабилитационной работе

В течение года

4.

Формула профессии. Профориентационная работа с выпускниками.

В течение года

5.

Готовимся к ГИА

В течение года

6.

Психотерапевтические мероприятия по профилактике девиантного, деликвентного, аддитивного, суицидального поведения.

В течение года

7.

Тренинговые мероприятия по проблемным вопросам (коррекция поведения, вредных привычек, развитие механизмов самообладания, умения управлять своим поведением)

В течение года

 8.

Работа с воспитанниками, имеющими личностные и поведенческие проблемы.

Коррекционная индивидуальная помощь (развитие познавательных УУД):

  • сенсорное и сенсомоторное развитие;
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
  • нормализация ведущего вида деятельности;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
  • формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала

В течение года

 9.

Подготовка документов для ПМПК

В течение года

10.

Коррекционно–развивающие занятия по созданию благоприятного климата в подростковом коллективе

В течение года

11.

Коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками по подготовке к обучению в школе

Октябрь-апрель

12.

Игровые занятия по развитию коммуникативных способностей у воспитанников.

В течение года

13.

Профилактика школьной дезадаптации: групповые занятия с элементами игро,-сказко,-арт-терапии.

В течение года

14.

Цикл игровых занятий «Волшебный мир эмоций». Работа с эмоциями (игровые натюрморты).

В течение года

15.

Цикл занятий по развитию ценностной сферы, отношений к другим людям, развития творческой личности, как справиться с тревожностью, психомоторная коррекция.

В течение года

16.

Сопровождение адаптации детей 1-го класса и 5 класса

Сентябрь-ноябрь

17.

Решение проблем со школьной неуспеваемостью.

Регулярно, по мере необходимости.

18.

Вовлечение детей в работу по кружковым направлениям на базе Центра, в социуме. Социально-трудовая реабилитация и интеграция в социум

В течение года

19.

Посещение учебных заведений, участие в школьных родительских собраниях, пед.советах, консилиумов, круглых столах

В течение года

Подготовка ребёнка к проживанию в замещающей семье

1.

Формирование психологической готовности ребёнка к устройству в замещающую семью

Постоянно

2.

Работа по мотивации ребёнка к жизни в замещающей семье.

Постоянно

3.

Работа по формированию адекватного восприятия образа будущей семьи и места ребёнка в ней

Постоянно    

Реабилитационная работа.

1.

Выявление и реабилитация суицидального поведения.

Регулярно, по мере  необходимости.

2.

Выявление и реабилитация последствий жестокого обращения с детьми.

3.

Индивидуальное сопровождение подростков, стоящих на учёте у нарколога.

Постоянно

4.

Планирование, реализация программ по реабилитации, реадаптации и ресоциализации несовершеннолетних, помещённых из приёмных семей по соглашению для проведения коррекционной работы

Регулярно, по мере  необходимости.

5.

Использование различных психотерапевтических техник для снятия психоэмоционального напряжения, тревожности и страхов.

Регулярно, по мере  необходимости.

6.

Реабилитационная работа по последствиям  психотравмы (отработка психотравматического опыта).

Регулярно, по мере  необходимости.

Работа с педагогами

1.

Диагностика всех педагогов Центра

По мере необходимости

2.

Тренинговая работа по результатам диагностики

Раз в квартал.

3.

Консультационные встречи (по возникающим сложным ситуациям в воспитательно-образовательном процессе).

В течение года

4.

Просвещение на методсоветах, педсоветах:  Тематика обобщенного опыта: «Методы и приёмы коррекционной психотерапевтической работы»

В течение года

5.

По личным вопросам  и запросам сотрудников.

По мере необходимости.

6.

Повышение социально-психологической культуры педагогов.

По мере необходимости.

7.

Релаксационные занятия. Снятие эмоционально-психологического напряжения (работа по плану).

По плану

Работа консилиума

1.

Актуальные проблемы организации процесса здоровьесбережения и профилактики  вредных привычек.

Сентябрь

2.

Адаптация воспитанников в школах города.

По мере набходимости

3.

Обеспечение продуктивного взаимодействия субъектов воспитательного пространства (занятость воспитанников, организация досуга).

Ноябрь

4.

Участие в работе «Совета профилактики».

В течение года

5.

Участие в сопровождении ребёнка в приёмную семью.

В течение года

6.

Участие в проведении консилиумов по вопросам разрешения проблем в воспитании, развитии и коррекции поведения воспитанников.

В течение года

7.

Построение педагогического взаимодействия с педагогами школ.

По мере необходимости

8.

Рискованное поведение воспитанников: причины, последствия, профилактика.

Февраль

9.

Гражданское и трудовое воспитание в Центре особенности и соотношение в воспитательном процессе. Профориентационная работа с потенциальными выпускниками.

Апрель

10.

Формирование адаптационной мобильности воспитанников в условиях подготовки к летнему отдыху.

Май

Работа с кровными родственниками и потенциальными опекунами

1.

Взаимодействие с УСЗН по организации гостевого режима для воспитанников Центра

В течение года

2.

Индивидуальная консультативная работа с потенциальными опекунами и кровными родственниками.

В течение года

Организация работы «Школы приемного родителя»

Занятия по программе.

По плану

Работа методического объединения.

Экспертная работа

1.

Работа с картами ИППР

Ежемесячно

Педагогические минимумы

1.

Консультативная работа ситуативная и по запросу.

В течение года

2.

Организация и проведение инструктажей для разных групп сотрудников по актуальным темам

По мере необходимости

Круглый стол

1.

Общие требования в работе с детьми в Центре

Сентябрь

2.

Преемственность всех структур Центра

Январь

Обмен опытом

2.

День открытых дверей

Каждый квартал

Взаимодействие с администрацией Центра.

1.

Участие в составлении годового плана

Май-август

2.

Участие в разработке и осуществлении реализации мероприятий программы  в рамках своей компетенции

По мере проведения.

3.

Ознакомление и обсуждение результатов диагностических исследований.

По мере проведения.

4.

Предоставление аналитических отчетов.

В течение года

5.

Подготовка и участие в педсоветах, групповых совещаниях, ПМПк

В течение года

6.

Оказание содействия в работе с педагогами и другими сотрудниками.

В течение года

7.

Участие в работе творческой лаборатории.

В течение года

8.

Планирование и анализ развивающей среды.

В течение года

9.

Помощь в решении конфликтных ситуаций.

По мере необходимости.

Самообразование.

1.

Контролировать выход новинок психологической, методической и дидактической литературы

В течение года

2.

Работа по обобщению опыта

В течение года

3.

Пополнение дидактического материала, расширение диапазона применяемых диагностических методик.

В течение года

4.

Оформление работы по теме самообразования

2 полугодие

Взаимодействие с  другими организациями

1.

Взаимодействие с УСЗН г.Троицка.

По запросу

2.

Взаимодействие со следственным комитетом г.Троицка.

По запросу

3.

Взаимодействие с учебными заведениями, где обучаются воспитанники Центра.

По запросу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план педагога-психолога образовательного учреждения

Общая тема учебного года: Психолого-педагогическая адаптация обучающихся в условиях современной школыЦель работы: Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков в условиях современной...

годовой план педагог-психолога

«Развитие познавательно-творческих способностей у детей. Социально-психологическая поддержка подростков и детей с отклонением в поведении»     Цели:1....

годовой план педагог-психолога

«Развитие познавательно-творческих способностей у детей. Социально-психологическая поддержка подростков и детей с отклонением в поведении»     Цели:1....

годовой план педагог-психолога

«Развитие познавательно-творческих способностей у детей. Социально-психологическая поддержка подростков и детей с отклонением в поведении»     Цели:1....

Годовой план педагога-психолога

Годовой план педагога-психолога....

годовой план педагога -психолога

годовой план школьного психола на год...