«Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая направленность социально-коммуникативного развития детей с ТМНР в условиях стационарного учреждения»
учебно-методический материал на тему
Материал освещает проблемы коммуникации и формирования социальных навыков у детей, проживающих в условиях стационарного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_i_zdoroveformiruyushchaya_napravlennost.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
«Здоровьесберегающая и здоровьеформирующая направленность
социально-коммуникативного развития детей с ТМНР
в условиях стационарного учреждения»
Слайд 2
«…Ребенок с умственной неполноценностью в тяжелой степени никогда не поправится, потому что умственная неполноценность не является болезнью.
Никогда не произойдет такого скачка в его познавательном развитии, чтобы оно достигло уровня, находящегося в границах нормы.
Чуда не произойдет, из умственной неполноценности ребенок не вырастет.
Она навсегда останется его существенной частью, но она не является им самим…»
М. Пишчек
Здоровье - одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик.
Слайд 3
. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья школьников, а именно детей с ограниченными возможностями здоровья, есть актуальная педагогическая задача.
Сейчас как никогда важно помнить о влиянии учебного процесса на здоровье учащихся. Особенно актуальным является обеспечение учащихся необходимыми умениями и навыками, формирование гигиенических знаний о здоровом образе жизни, с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.
Большинство наших воспитанников, имеют целый ряд различных тяжелых заболеваний, что влечет за собой недоразвитие эмоционального и личностного развития учащихся, не умение взаимодействовать с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент детей с ограниченным интеллектом, поступивших в Детский дом, проживали в неблагополучных семьях, где не получали не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни.
Слайд 4
В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья. Создание условий развития ребенка, посредством здоровьеформирующего подхода, открывает возможности для его социальной адаптации на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Слайд 5
Здоровьеформирующий подход – это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьеформирующий подход требует разработки новых целевых установок, концептуальных положений, технологий.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Слайд 6 7 8
Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической; физкультурно-оздоровительной; социально-коммуникативной направленности. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода и осуществляются путем организации личностно-развивающих ситуаций, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Главная задача – регуляция отношений между ребенком с ограниченными возможностями здоровья и окружающим его миром.
Как и все дети, ребенок с интеллектуальной недостаточностью нуждается в коммуникативной помощи и поддержке. Но при этом он испытывает значительные трудности в понимании той информации, которую ему пытаются передать, и, как правило, окружающие затрудняются в понимании его. Они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. Недоразвитие коммуникативной функции речи, не компенсируется другими средствами общения, в частности, невербальными (мимикой, жестами). Потеря коммуникативного контакта вызывает беспокойство, страх, агрессию и аутоагрессию.
Необходимо подчеркнуть, что речь идет не о неспособности к общению умственно отсталых воспитанников, а о необходимости искать доступный и актуальный для них уровень, приемы и содержание коммуникации.
Овладение первоначальными знаниями о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими, способности решать элементарные задачи взаимодействия с взрослыми и сверстниками, в обыденных житейских ситуациях, организация личного пространства способствует социально-коммуникативному развитию детей. Чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями мог освоиться в микросоциуме, он должен испытать свое «я» и почувствовать себя «кем-то», то есть с помощью других приобрести знания о себе, о своих возможностях и ограничениях. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, - эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру. Особая роль отводится соблюдению режима дня, режима питания, психогигиене и психопрофилактике учебно-воспитательного процесса, использованию оздоровительных факторов окружающей среды.
Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции и переживания. Нерешенные проблемы коммуникации приводят к социальной изоляции ребенка. Это не позволяет ему полностью выразить свою личность, проявляться в отношениях с разными людьми. Постоянно находясь с одними и теми же людьми, ребенок не расширяет репертуар своих поступков, ограничивается несколькими приносящими желаемый эффект коммуникативными схемами. У него нет потребности выражать себя, поскольку все его хорошо знают, окружающим известно, что он предпочитает, они знают его страхи, постоянные темы беседы, знают, что вызывает у него отвращение. У него нет шанса изменить свои интересы, поскольку другие «хорошо знают», что он любит делать. Работа по развитию навыков коммуникации только тогда удовлетворяет и привлекает, если сам педагог относится к ней как критик и исследователь, заботясь о сохранении своего энтузиазма и занимая творческую и ищущую позицию.
Общению должны быть подчинены все виды деятельности. Коммуникативное поведение, как процесс, тесно связано с конкретными навыками ребенка. При первом контакте с ребенком внимательный наблюдатель получает много данных, касающихся его способов передачи информации. Сначала нужно выяснить, присутствует ли вообще интерес к коммуникации, или ребенок «сдался» и ушел в себя, поскольку его не понимали или не использовали его возможности. Голод или просто желание съесть любимое яблоко, - наиболее сильная мотивация к выражению врожденных потребностей. Отсутствие чего-либо часто является поводом, чтобы ребенок начал действовать. Попадая в сложную ситуацию, он вынужден искать решение проблемы.
Слайд 9
В связи с этим мы определили цель работы:
Способствовать развитию социальных умений и коммуникативных навыков у детей с нарушениями интеллекта (а именно - умению понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей).
Для достижения поставленной цели поставлены задачи:
- Учить детей обозначать свои потребности, обращаться к взрослому с просьбой.
- Развивать язык жестов, мимики, пантомимики.
- Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать эмоциональные состояния других людей.
- Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Слайд 10
Для достижения положительных результатов по данному направлению мы используем игровые методы и приемы: дидактическая игра, сюжетно-ролевые игры, игры для эмоционального развития, имеющие здоровьесберегающую направленность.
Опыт работы с обучающимися показал, что уроки в форме игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Для налаживания диалогического общения используются коммуникативные игры, дидактические игры, учитывающие очередность участия, смену ролей участников, простые партнерские игры.
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Существует огромное количество видов и классификаций коммуникативных игр, но в своей работе мы используем игры социально-личностного характера:
- Игры успокаивающие – это игры, направленные на создании мира и гармонии в ребёнке. Эти игры ещё могут нам напомнить релаксационные упражнения, (желательно играть под спокойную музыку «Шум дождя», «Ручеек» и т. п.);
- Игры, построенные на тактильных ощущениях. «Рука к руке», «Кто я»;
- Игры знакомства детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии: «Назови себя», «Кто здесь».
- Игры для, снятия напряжения: «Зеркало», «Волшебный мешочек», «Платочек».
- Игры на развитие внимания: «Я сегодня вот такой!», «Повторяй за мной».
Играя парами, дети взаимодействуют друг с другом, соблюдают несложные правила. В играх, наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки, эмоции. Необходимо научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Развивать умение действовать с учетом потребностей, интересов остальных.
Еще одна проблема в воспитании детей с нарушением интеллекта — недостаток с нашей стороны высокого уровня толерантности терпения, стойкости, последовательности, слишком быстрый отказ от принятых форм работы. Прежде всего, это происходит в ситуациях, когда наши воспитательные методы не дают ожидаемых, быстро и легко заметных эффектов.
Что требуется от взрослого во время занятий:
- терпение;
- желание играть и верить в игру;
- умение принимать детей такими, какие они есть;
- умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребенка;
- способность к импровизации.
Одним из здоровьесберегающих направлений социально – коммуникативного развития является проведение с детьми различных экскурсий, которые несут как практические, так и теоретические знания. Длительная экскурсия позволяет ребенку долго пробыть на свежем воздухе, дать организму умеренную физическую нагрузку, а также узнать много нового и интересного.
Слайд 11
Особое внимание социально-коммуникативному развитию уделяется в процессе театрализованной деятельности. Ребята принимают участие в театрализованных постановках перед детьми и родителями, школьных праздниках. Совместные мероприятия благотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка. В результате совместной работы дети учатся чувствовать настроение взрослого и сверстника, сдерживать желания и эмоции в разных ситуациях, уступать сверстнику, обращаться с просьбой, отказываться и предлагать помощь.
В заключении хочется сказать, «здоровый образ жизни» легко можно объяснить, опираясь на «философию цветка». Здоровье как единое целое, состоящее из шести лепестков. Шести взаимосвязанных частей: физического, интеллектуального, духовного, социального, личностного и эмоционального аспектов здоровья, где стержневым понятием является лепесток духовности. В целом важен каждый из лепестков, так как их полноценное существование заключается в полном взаимодополнении и во взаимодействии.
Слайд 12
Иногда, можно наблюдать, как пожилые люди, поливая комнатные растения, приговаривают какие-то добрые слова-послания к цветку. И цветок – цветет, буйствует! А наши дети – не те ли они цветки, которым нужны не только наши физические заботы, но и наши положительные эмоции, добрые слова? Если растение оживет от доброты и заботы, так неужели это будет лишним в воспитании наших детей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях стационарного учреждения.
Статья о формировании учебных навыков у детей с умственной отсталостью....
Программа воспитательной системы Личностное развитие детей и подростков во внешкольном учреждении на 2013-2017 г.г.
И воспитание и образование неразделимы....
«Подходы к формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения»
Цель работы:показать применение математического аппарата в жизни современного общества; - построить математическую модель, иллюстрирующую применение математических методов в статистическом исслед...
Педагогический проект «Подходы к формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения».
Педагогический проект посвящен изучению теоретических обоснований математической одаренности, способов её выявления, формирования, углубления и развития в условиях общеобразовательного учреждени...
Социальные истории в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью в условиях стационарного учреждения. Социальные истории и поведение. Рекомендации по работе.
Краткое описание методики "Социальные истории", использование в условиях стационарного учреждения на занятиях, уроках, в режимные моменты....
Методика личностно-ориентированного планирования как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ в условиях стационарного учреждения
В статье представлен материал об использовании Методики личностно-ориентированного планирования как средства развития коммуникации у детей с ОВЗ....
Проект «Подходы к формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения».
Педагогический проект посвящен изучению теоретических обоснований математической одаренности, способов её выявления, формирования, углубления и развития в условиях общеобразовательного учреждени...