Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ТМНР.
статья
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ТМНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v.odt | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Елькина Дарья Сергеевна,
Учитель
ГБОУ школа №17
Невского района Санкт-Петербурга
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ТМНР.
Здоровье - естественное состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Устав Всемирной организации здравоохранения). Но, известный факт, что огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Сегодня мы будем говорить о здоровьесберегающих технологиях в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Дети с ТМНР - это достаточно сложный, своеобразный контингент.
Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются на развитии всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, а также на моторно-двигательном развитии детей. Грубо нарушены все функции движения: управляемость, четкость, объем. Данная категория детей с трудом овладевает движениями кистей и пальцев рук, полученные умения и навыки быстро распадаются без постоянной отработки и закрепления. Дети быстро забывают ранее проделанные действия. Тяжелые множественные нарушения развития вызывают значительные затруднения у воспитанников в процессе обучения.
Учитывая специфику контингента учащихся, мы стремимся обеспечить психологическую комфортность во время учебного процесса. При организации образовательной деятельности (проведение занятий/ уроков) необходимо учитывать:
- обстановку и гигиенические условия в помещении;
-частую смену видов деятельности на занятии;
-среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;
- рациональное распределение нагрузки по времени занятия;
-использование игровых форм работы;
-физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятиях/ уроках;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
В своей работе с детьми с ТМНР применяем следующие виды здоровьесберегающих технологий:
медико-профuлактические ,включающие в себя: организацию и контроль питания детей, физического развития; организацию профилактических мероприятий; контроль и помощь в обеспечении требований СанПиН; организация здоровьесберегающей среды.
Физкультурно-оздоровительные , включающие в себя: развитие основных движений, повышение двигательной активности и укрепление здоровья ребенка.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, способствующие созданию эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми, социально-эмоциональное благополучие.
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
технологии сохранения и стимулирования здоровья посредствам обязательного включения в занятия/ уроки динамических пауз, подвижных игр, релаксационных пауз, пальчиковой гимнастики;
технологии обучения здоровому образу жизни посредствам занятий по адаптивной физической культуре;
коррекционные технологии:
Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Сюда входит работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.
Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и
подключить внутренние резервы организма ребенка такие как: красочная живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)
Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Психогимнастика - снятие эмоционального напряжения. Используется в непосредственно-образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.
СУ-ДЖОК терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Сочетание су-джок терапии и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий.
Также в своей работе мы используем элементы педагогической системы Марии Монтессори . Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания детей. Основное внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, органов чувств и на воспитание самостоятельности в ребенке.
Особое внимание в нашей работе мы уделяем развитию мелкой моторики , задачами которого являются повышение работоспособности коры головного мозга и развитие активной речи ребенка.
Для развития мелкой моторики нами используется пальчиковая гимнастика, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т.п.), а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т.д.).
Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии мы применяем при реализации всех общеразвивающих программ с учетом того, что все эти программы интегрируются между собой.
Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в учреждении.
Используя в работе доступные здоровьесберегающие технологии, мы создаём условия для обучения и развития.
Из практического опыта работы с детьми с ТМНР, можно сделать выводы, что применение здоровьесберегающих технологий, используемых при обучении, способствуют обеспечению эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми, оказывают положительное влияние на общее развитие детей.
У воспитанников улучшается тактильно-двигательное, слуховое и зрительное восприятие, дети более продолжительное время могут удерживать внимание, воспитывается усидчивость, появляется элементарная игровая и учебно-практическая деятельность.
У них развиваются и закрепляются функционально важные навыки, необходимые для использования в повседневной жизни, появляется уверенность в движениях, в своих силах, дети становятся более самостоятельными, а, значит, улучшается качество их жизни.
- Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие.- М.: Сфера, 2012.
- Дополнительные общеобразовательные программы для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Под ред. В. Н. Асикритова, Т. А. Алексеевой, Е. Ю. Коржовой. –СПб.: ЛЕМА, 2015.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение, 2002.
- Кудинова М. А. здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. – ж. Логопед, №2, 2010г.
- Львова И.М. Физкультминутки. Начальная школа, 2005.
- Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2009 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Одна из приоритетных целей образования - сохранение здоровья школьника....
применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач образования в соответствии с типовым положением о школьном образовании. Школьный возраст является важ...
Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей №124"
Выступление на итоговой конференции работников образования Ленинского р-на г.Барнаула...
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания предмета «Технология»
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. Педагогичес...
Из опыта работы учителя биологии «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением хар...
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Термин «здоровьесбережение» включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и...