Программа по теме самообразования
материал
Самообразование играет огромную роль в совершенствовании мастерства педагога. Самообразование непрерывно и очень важно правильно его организовать. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа №1»
Программа по теме самообразования
«Формирование активности посредством развития познавательной самостоятельности учащихся при изучении истории и обществознания в условиях ФГОС».
Автор: Михайлова Татьяна Сергеевна,
учитель истории и обществознания
2018 г.
Введение.
Реформы российского общества, идущие в настоящее время, требуют подготовки людей, способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно, творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Принятие новых образовательных стандартов и их внедрение в основную школу заставляет педагога пересмотреть свою педагогическую деятельность. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, основанный на организации учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Актуальность проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Знания можно предложить, показать, где взять, но овладеть знаниями каждый ученик должен самостоятельно.
Самостоятельность - это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие.
Ресурсное обеспечение:
1.Нормативно-правовые документы:
а)Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
б)Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями).
в)Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями на 29 июня 2017 года).
г)Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.
д)Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года».
е)Федеральный перечень учебников по истории и обществознанию, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях
2.Программно-методическое:
а)программы общеобразовательных учреждений по истории и обществознанию
б)методические пособия по истории и обществознанию
в)учебная и справочная литература
г)дидактический, раздаточный, контрольно-измерительный и наглядный материалы
Объект исследования - процесс организации познавательной самостоятельной работы.
Предмет исследования - дидактические и методические условия организации познавательной самостоятельности учащихся при изучении истории и обществознания в условиях ФГОС.
Цель программы.
Целью программы является формирование активности посредством развития познавательной самостоятельности учащихся при изучении истории и обществознания в условиях ФГОС.
Задачи.
1.На основе анализа педагогической, психологической литературы выявить значимость проблемы формирования активности через развитие познавательной самостоятельности учащихся.
2.Обобщить и классифицировать виды самостоятельной работы.
3.Систематизировать дидактические приёмы организации самостоятельной работы учащихся.
4.Описать собственный опыт работы по формированию активности посредством развития познавательной самостоятельности учащихся при изучении истории и обществознания в условиях ФГОС.
Методологическое обоснование.
Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать древнегреческих ученых (Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачного средневековья в разгар процветания в практике работы школы схоластики, догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинского и др.
Теоретической основой являются работы следующих авторов:
1.Боровицкий П.И. Методика преподавания естествознания Лениздат 1955. – 44 с.
2.Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 1984. 64 с.
3.Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. – Л.ЛГПИ, 1986. – 79 с.
4.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с.
5.Коротяев Б.И., Пидкасистый П.И. Организация деятельности ученика на уроке. – М.6 Знание, 1985. – 80 с.
6.Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М., 1972.
7.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М., 1980
Методы исследования:
1. Анализ методологической, педагогической, теоретической, психологической литературы.
2. Изучение передового педагогического опыта.
3. Наблюдение.
4. Беседа.
5. Анкетирование.
6. Сравнение результатов деятельности.
7. Тестирование.
8. Изучение документации.
9. Педагогический эксперимент.
Практическая значимость программы состоит в обобщении опыта по теме «Формирование активности посредством развития познавательной самостоятельности учащихся при изучении истории и обществознания в условиях ФГОС».
Этапы исследования:
1 этап 2018/2019 уч. год. На первом этапе реализации программы предусмотрено изучение состояния разработанности проблемы, определение хронологических рамок исследования, цель, задачи, разработка источниковедческой базы, сбор материала, связанного с проблемой развития познавательной самостоятельности обучающихся.
2 этап 2019/2020 уч.год. Второй этап связан с изучением, анализом, ретроспективной систематизацией и осмыслением историко-педагогического фактологического материала.
3 этап 2020/2021 уч. год. Третий этап посвящен обобщению результатов, формулированию научно–теоретических выводов для презентации результатов в виде творческого отчета.
Основные направления программы:
- обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности школьников;
- выбор оптимального стиля деятельности во время самостоятельной работы учащихся применительно уровню их знаний и темпу работы;
- формирование положительной Я-концепции у школьников и собственной креативной личности;
- повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся;
- осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;
- создание социально-эмоциональных, психологических, интеллектуальных условий, способствующих творческому развитию учащихся.
Деятельность по реализации программы.
Этап и сроки работы | Задачи | Основное содержание деятельности | Планируемый результат | Документ, подтвержда-ющий выполнение работы |
1.Подготови-тельный этап 2018/2019уч. год | Изучить теоретический материал по проблеме «Формирование активности посредством развития познавательной самостоятельнос | Изучение состояния разработанности проблемы, анализ содержания литературы по данной проблеме, определение хронологических рамок исследования, цель, задачи, разработка источниковедческой | Создание теоретичес-кой базы по данной теме. Структуриро-вание информации. | Практичес-ки-ориентиро-ванный проект (программа) |
ти учащихся при изучении истории и обществознания в условиях ФГОС» | базы, сбор материала, связанного с проблемой развития познавательной самостоятельности обучающихся. | |||
2.Практический этап реализации 2019/2020 уч. гг. | Реализовать проект по основным смысловым направлениям. Провести мониторинг результативнос-ти реализации основных направлений программы. | Изменение содержания, методов и средств обучения в соответствии с целью развития познавательной самостоятельности.
| Создание банка дидактичес-ких матери-алов по учебной и внеурочной работе. | Аналитичес-кая справка по результатам контрольно-го среза в 5-6 классах. |
3.Аналитичес-кий этап 2020/2021 уч. год | Подведение итогов работы над темой. | 1. Проведение диагностики по формированию самостоятельности и ответственности учащихся по основным параметрам программы. 2.Проведение мониторинга: -текущие и итоговые результаты в ходе осуществления программы по основным критериям результативности; - количественные и качественные показатели обученности, уровень воспитанности, динамика уровня самостоятельности и ответственности по результатам экспериментальной группы 5-7-х классов. 3. Диагностика ценностно-смысловых, мотивационных изменений у учащихся, влияние на общую атмосферу, психологический климат, результативность работы класса. 4. Подготовка итоговых материалов по реализации проекта. | Творческий отчет. | Аналитичес-кая справка по результатам контрольно-го среза в 5-7 классах. |
Предполагаемый результат:
- повышение качества знаний и уровня обучения учащихся;
- развитие познавательных и творческих способностей, формирование привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению;
- появление уверенности в себе, в своих возможностях;
- рост инициативности в решении задач творческого характера;
- развитие способности постоянного поиска знаний и умений их применения на практике
- готовность к принятию ответственных самостоятельных решений во взрослой жизни.
Критерии эффективности реализации программы.
Главным критерием эффективности работы станет повышение активности познавательной деятельности учащихся. О ней мы будем судить по уровню развития следующих признаков:
1.Рост успеваемости, качества знаний школьников, повышение уровня обученности, воспитанности, дисциплины как следствие повышения уровня самостоятельности и ответственности учащихся.
2.Повышение уровня мотивации к обучению и участию в общественных делах, умение самостоятельно придумать и проводить классные и общешкольные мероприятия
Заключение.
Глубокие изменения в материальной и духовной сферах развития общества обусловили широкий интерес и социальную значимость проблемы развития активности и самостоятельности у подрастающего поколения. В новых социальных условиях проявление самостоятельности выступает не только как требование общества, но и как насущная необходимость каждого его члена, возрастающая по мере расширения возможности выбора жизненных целей. Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Задача развития самостоятельности реализуется в процессе обучения и воспитания, что отвечает общественной потребности в деятельных, целеустремленных, способных творчески преобразовывать свой опыт и опыт предшествующих поколений, в людях, которые будут содействовать прогрессу экономики, науки, культуры нашего общества.
Задачу первостепенной важности - развитие активности и самостоятельности - необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся, интеллектуально зрелых граждан Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
Образовательная программа по теме самообразования
Образовательная программа по теме самообразования "Развитие аналитического мышления на уроках русского языка и литературы"...
Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...
выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»
laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...