Методика применения биоэнергопластики.
методическая разработка
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [Р -Р'].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_artikul._g-ka_r-r.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков [Р -Р'].
Методика применения биоэнергопластики.
Нарушения звукопроизношения занимают особое место среди расстройств речи. Разного рода задержки развития, педагогическая запущенность, недоразвитие фонематического слуха и др. часто приводят к нарушениям звукопроизношения. Работа над звукопроизношением требует системного подхода, согласно которому необходимо развивать не только отдельные части речевого аппарата, но и добиваться совокупных координированных действий дыхательного, голосового, моторного аппаратов. Существенную помощь логопеду приносят музыкальные, физкультурные занятия; занятия лечебной физкультурой, лечебно-профилактическими танцами. Одним из приемов повышения эффективности работы над постановкой и автоматизацией звуков является биоэнергопластика.
Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук. Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.
На начальном этапе артикуляционные упражнения выполняются по стандартной методике – в медленном темпе, перед зеркалом. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ рукой. На начальном этапе рука ребенка в упражнение не вовлекается. После освоения ребенком артикуляционных упражнений, в процессе их выполнения, к ним присоединяется ведущая рука ребенка. Движения рукой отрабатываются до тех пор, пока они не станут раскрепощенными, плавными. В последующем постепенно подключается вторая рука ребенка. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата. Для заинтересованности ребенка в таких упражнениях можно применять игровые персонажи.
Артикуляц. упражнение | Стихотворение | Движения рук |
«Качели» | На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз. Я все выше поднимаюсь, А потом вниз. | Упражнение выполняется вначале правой, затем левой рукой, а далее – двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз. |
«Маляр» | Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем. | Вначале выполняется ведущей рукой. Затем присоединить вторую руку. Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами. |
«Чистим верхние зубки» | Чисти зубы, чисти зубы И снаружи, И внутри, Не болели чтоб они. | Соединить прямые пальцы рук. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами раскачивать справа налево и наоборот. |
«Лошадка» | У лошадки вьется грива, Бьет копытцами игриво. | Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши. |
«Грибок» | Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой. | Указательный палец правой руки – «ножка»; пальцы левой руки, сомкнутые вместе – «шляпка». Попеременно менять «шляпку» и «ножку».
|
«Гармошка» | На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К небу язычок прижму, Ниже челюсть отведу. | Ладони вертикально поставлены друг к другу и прижаты. Пальцы широко растопырить, а затем вернуться в исходное положение. |
«Барабан» | В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем: «Д – д – д – д!» | Пальцы обеих рук сжать в кулачки. Кулачком правой руки ударяем по кулачку левой руки. Затем меняем положение. |
«Комарик» | Не кусай комарик злой! Я уже бегу домой. | Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это – «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это «лапки»). |
«Моторчик» | Язычок у нас - мотор! Заводи его, шофер! | Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками. Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета. |
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный учебник "Методика применения занимательных задач"
Занимательные задачи способствуют повышению эффективности заинтересованности воспитанниц к изучению информатики, улучшению их эмоционального настроя при выполнении задания. Данная методичка разработа...
Методика применения здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Систематическое включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным , создает у детей бодрое , рабочее настроение , облегчает преодолени...
Методика применения игровых технологий на уроках химии
Материал к аттестации в раздел"Владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками"...
Методика применения электронных образовательных ресурсов на уроке музыки
Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью ИКТ и электронных образовательных ресурсов нового поколения....
Проект На тему: «Методика применения средств современных информационных технологий при обучении истории и обществознанию»
Применение ИКТ технологий даёт возможность решить задачу индивидуализации и дифференциации процесса обучения, развивать интерес к предмету, делать уроки яркими и содеожательными, развивать познаватель...
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ИСТОРИИ
Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние с...