Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания
учебно-методический материал по физкультуре по теме
Материал посвящен организации уроков физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания
Застрожнова Е.Ю.,
учитель физической культуры
БОУ г. Омска «Гимназия № 140»
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления предусматривает не только активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение оттого, что они усвоили с собственным опытом, а так же сравнение усвоенного с другими исследованиями в области физической культуры. Целевыми ориентирами данной методики являются:
- формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;
- развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;
- формирование исследовательских навыков, включающих в себя умение ориентироваться в источниках информации, «отсеивать» второстепенную информацию, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
В основе работы по методике развития творческого мышления через исследовательскую деятельность лежат следующие аспекты:
- не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то как он умеет управлять этой информацией, находить в ней смысл, применять в жизни;
- не присвоение «готового знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе исследовательской деятельности;
- умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте;
- коммуникативно-деятельный принцип обучения предусматривает совместный поиск решения проблемы, а так же партнерские отношения между педагогом и обучаемым.
В основу методики положен дидактический цикл, состоящий из трех этапов. Каждый этап имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первый этап – « вызова», во время которого у учащегося активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме исследовательской работы, определяются её цели, формируются гипотеза;
Второй этап – «осмысление» - содержательный, в ходе которого и осуществляется исследовательская работа, сопоставляются данные и умозаключения, проверяется гипотеза;
Третий этап – «рефлексия» - размышление. На этом этапе ученик строит выводы и заключения, формирует личностное отношение к результатам работы. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Организация урока по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность отличается от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, обсуждают услышанное. Основой организации учебного процесса является работа учащихся в динамических парах и группах.
Формы построения урока:
- Групповая:
- группы получают одно и то же задание;
- группы получают разные задания
- группы получают разные задания, но работают на общий результат;
- ищут ошибку группы, спорят, совещаются.
Роль учителя состоит в том, чтобы не допустить отклонений от основных задач урока, акцентировать внимание на главном в содержании занятия, при необходимости выдвигать проблемные вопросы, сталкивать мнения, различные точки зрения, привлекать к обсуждению возможно большее число участников.
- «Квадратичная». Класс делится на четверки, у каждого ученика номер, от первого до четвертого. После этого раздаются задания, которые нужно выполнить, понять их. Но в задании четыре части, а в группах четыре участника. Каждый член группы должен разобраться со своей частью, а остальные помогут ему по очереди. Ученику нужно освоить свое задание, выработать свое мнение, выразить себя ясно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль учитель в основном координирующая.
- Игровая форма. Игра должна иметь четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризоваться учебно-познавательной направленностью.
Это форма занятий создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: цель перед учениками ставится в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В заключении игры учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формирует окончательный итог занятий.
4) Индивидуальная форма. Для этого каждому ученику учитель определяет индивидуальный образовательный маршрут – это структурная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения, как способ индивидуального освоения одного из разделов программы, разбитые на небольшие блоки. Наряду с посещением уроков по данной теме, ученик может заниматься и во внеурочное время. В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Роль учителя направляющая. Он выделяет учебные задания, направляющие работу ученика с учебным материалом.
Исследовательская деятельность обусловлена в основном двумя принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной ролью. Эти два положения крепко и прочно связаны друг с другом. Еще одна составляющая исследовательской деятельности – гибкость, критичность мышления и легкость генерирования идей.
Если с раннего детства включать детей в исследовательскую деятельность, у них развиваются пытливость ума, критичность мышления, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся чертами личности человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Работа посящена изучению организации урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность ...
Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания
Работа посвящена изучению форм и методов работы, нацеленых на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовательской деятельности, а также на реализацию...
Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания
Материал посвящен формам построения урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность....
Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания
Работа посвящена описанию форм и методов исследовательской деятельности, применение которых нацелены на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовате...
Развитие критического мышления через исследовательскую Деятельность учащихся в процессе физического воспитания
критическое мышление у учащихся в ходе развития физического воспитания...
Формирование профессиональных компетенций, направленных на развитие гибкости, силы и координационных способностей в процессе физического воспитания школьников
Развитие координационных способностей у волейболистов младшего школьного возраста....
Доклад "Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания"
Согласно идеям Лесгафта П. Ф. физическое образование ни в коем случае не должно ограничиваться физическими упражнениями, оно должно использовать все средства, стимулирующие общее развитие человека, та...