Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Материал посвящен    организации уроков физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность  учащихся в процессе физического воспитания

                                                         Застрожнова Е.Ю.,

учитель физической культуры    

БОУ г. Омска «Гимназия № 140»                        

  Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется  высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления предусматривает не только активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение оттого, что они усвоили с собственным опытом, а так же сравнение усвоенного с другими исследованиями в области физической культуры. Целевыми ориентирами данной методики являются:

- формирование нового стиля мышления, для  которого  характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;

- развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

- активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;

- формирование исследовательских навыков, включающих в себя умение ориентироваться в источниках информации, «отсеивать» второстепенную информацию, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

 В основе работы по методике развития творческого мышления через исследовательскую деятельность лежат следующие аспекты:

- не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то как он умеет управлять этой информацией, находить в ней смысл, применять в жизни;

- не присвоение «готового знания, а конструирование своего, которое рождается  в процессе исследовательской деятельности;

- умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте;

- коммуникативно-деятельный принцип обучения предусматривает совместный поиск решения проблемы, а так же партнерские отношения между педагогом и обучаемым.

 В основу методики положен дидактический цикл, состоящий из трех этапов. Каждый этап имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первый этап – « вызова», во время которого у учащегося активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме исследовательской работы, определяются её цели, формируются гипотеза;

Второй этап – «осмысление» - содержательный, в ходе которого и осуществляется исследовательская работа, сопоставляются данные и умозаключения, проверяется гипотеза;

Третий этап – «рефлексия» - размышление. На этом этапе ученик строит выводы и заключения, формирует личностное отношение к результатам работы. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

   Организация урока по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность отличается от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, обсуждают услышанное. Основой организации учебного процесса является работа учащихся в динамических парах и группах.

  Формы построения урока:

  1. Групповая:

- группы получают одно и то же задание;

- группы получают разные задания

- группы получают разные задания, но работают на общий результат;

- ищут ошибку группы, спорят, совещаются.

   Роль учителя состоит в том, чтобы не допустить отклонений от основных задач урока, акцентировать внимание на главном в содержании занятия, при необходимости выдвигать проблемные вопросы, сталкивать мнения, различные точки зрения, привлекать к обсуждению возможно большее число участников.

  1. «Квадратичная». Класс делится на четверки, у каждого ученика номер, от первого до четвертого. После этого раздаются задания, которые нужно выполнить, понять их. Но в задании четыре части, а в группах четыре участника. Каждый член группы должен разобраться со своей частью, а  остальные помогут ему по очереди. Ученику нужно освоить свое задание, выработать свое мнение, выразить себя ясно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование. Роль учитель в основном координирующая.
  2. Игровая форма. Игра должна иметь четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризоваться учебно-познавательной направленностью.

Это форма занятий создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций,                  которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: цель перед учениками ставится в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.                                                                          

В заключении игры учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формирует окончательный итог занятий.

      4) Индивидуальная форма. Для этого каждому ученику учитель определяет индивидуальный образовательный маршрут – это структурная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения, как способ индивидуального освоения одного из разделов программы, разбитые на небольшие блоки. Наряду с посещением уроков по данной теме, ученик может заниматься и во внеурочное время. В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость  его корректировки. Роль учителя направляющая. Он выделяет учебные задания, направляющие работу ученика с учебным материалом.

Исследовательская деятельность обусловлена в основном двумя принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной ролью. Эти два положения крепко и прочно связаны друг с другом. Еще одна составляющая исследовательской деятельности – гибкость,  критичность мышления и легкость генерирования идей.

        Если с раннего детства включать детей в исследовательскую деятельность, у них развиваются пытливость ума, критичность мышления, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся чертами личности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Работа посящена изучению организации урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность ...

Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания

Работа посвящена изучению  форм и методов работы, нацеленых на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовательской деятельности, а также на реализацию...

Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания

Материал посвящен формам построения  урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность....

Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания

Работа посвящена описанию форм и методов исследовательской деятельности, применение которых  нацелены на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовате...

Доклад "Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания"

Согласно идеям Лесгафта П. Ф. физическое образование ни в коем случае не должно ограничиваться физическими упражнениями, оно должно использовать все средства, стимулирующие общее развитие человека, та...