Образовательные технологии, обеспечивающие достижение образовательных результатов в условиях реализации ФГОС ООО и СОО
статья

Ларина Галина Витальевна

Использование технологий проектного обучения, проблемно-диалогической технологии, групповых форм работы, информационно-коммуникационных технологий, технологии контрольно-оценочной деятельности в условиях классно-урочной системы наиболее легко вписываются в учебный процесс, предоставляет учителю возможность реализовывать системно-деятельностный подход и достигать результатов в освоении основных образовательных программ, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Образовательные технологии ФГОС36.82 КБ

Предварительный просмотр:

Ларина Г.В., учитель русского языка и литературы МОУ СО№2 с.Екатеринославка Амурской области

Образовательные технологии, обеспечивающие достижение образовательных результатов в условиях реализации ФГОС среднего образования

  Самым главным условием изменения профессионализма  учительских кадров  для получения новых образовательных результатов учащихся (компетентностей) является изменение  педагогических технологий

 В понимании образовательной технологии существуют большие разночтения.

-          Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

-          Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

-         Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

-         Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний и учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий  своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Базовыми технологиями стандартов второго поколения являются:

  1. Информационные и коммуникативные технологии
  2. Технология, основанная на создании учебной ситуации
  3. Технология, основанная на реализации проектной деятельности
  4. Технология, основанная на реализации исследовательской деятельности
  5. Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

Одной из  технологий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов, является проблемно-диалогическая технология. Так, обучение детей целеполаганию,  формулированию темы урока возможно через постановку проблемы. Творческое начало урока, активизация обучающихся к формулированию проблемы, организация работы по совместному поиску её решения – всё это способствуют актуализации знаний. В соответствии с требованиями Стандарта диалог (в данном случае, проблемный диалог) выступает не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.  

Ведение проблемного диалога возможно не только на этапе постановки проблемы, но и этапе формирования нового знания. Поиск решения, организованный в форме проблемного диалога, дает возможность творчески переосмысливать имеющиеся у обучающихся знания, применять их в незнакомой ситуации.  Определение школьниками своей позиции; умение аргументировать точку зрения, задавать вопросы, оппонировать, перерабатывать информацию для изложения знания, - все эти действия способствуют достижению личностных и метапредметных результатов, позволяют формировать регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия.

 Благодаря проблемному диалогу, на уроке не может быть пассивных детей: все думают и выражают свои мысли. Такой подход к построению урока, когда во главу угла ставится не «информация, транслируемая ученику, а диалог,  складывающийся между педагогом и учеником, между учениками», делает процесс обучения более демократичным, ориентированным на обучающихся с разными интересами и способностями.

Стандартами предусмотрено формирование коммуникативных учебных действий. Для решения этой задачи при проектировании урока большие возможности открывает групповая организация деятельности обучающихся. Психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет учащимся используемая учителем на уроке групповая работа.

При работе  в парах или группах у обучающихся появляется возможность проговаривать свои выводы, учить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение от одноклассника. При подобной организации деятельности  у обучающихся формируется и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий (регулятивные и познавательные учебные действия). Кроме того, решение одной и той же задачи разными группами обучающихся позволяет сопоставить и критически оценить работу, рождает к ней взаимный интерес.

Работа в парах или группах на этапе закрепления предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной технологии, «смысл которой заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов».  Такие действия обучающихся как работа с источниками информации, словарями, справочниками; отбор и переработка информации способствует освоению познавательных результатов. Навыки работы в группе, умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, аргументирование точки зрении способствуют формированию коммуникативных учебных действий. Личностные результаты достигаются обучающимися в процессе выбора тематики проекта. Регулятивные учебные действия в процессе работы над проектом формируются на этапе составления плана действий, плана ответа и т.д.

На выполнение проектных задач можно выделять целый урок. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным. Выполнение учебных проектов можно организовать и в рамках внеурочной деятельности. В этом случае работа над проектами дополнит классно-урочную деятельность и позволит расширить временные рамки работы над проектом.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Учитель, реализующий требования Стандарта, сегодня психологически и технически готов использовать  в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии. Использование обозначенной технологии позволяет повысить качество усвоения  учебного материала,  усилить образовательные эффекты. Кроме того, развитие умений учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией и т.д. способствует освоению обучающимися познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий.

Качество усвоения знаний обучающихся во многом определяется многообразием и характером универсальных учебных действий. Уже в начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности: умение определять, принимать, сохранять на протяжении урока учебные цели и реализовывать их, умение планировать свою деятельность, контролировать и оценивать процесс формирования  учебных действий и их результат. На развитие контрольно-оценочной деятельности направлена технология оценивания образовательных достижений учеников. Формирование регулятивных универсальных учебных действий таких как умение анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса), логически обосновывать  точку зрения, находить и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей – способствует избавлению учеников от страха перед контролем. Правильно организованный учителем этап рефлексии, в процессе которого у обучающихся появляется возможность соотнесения цели урока и его результата, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания  - способствует личностному развитию ученика.

Таким образом, использование технологий проектного обучения, проблемно-диалогической технологии, групповых форм работы, информационно-коммуникационных технологий, технологии контрольно-оценочной деятельности в условиях классно-урочной системы наиболее легко вписываются в учебный процесс, предоставляет учителю возможность реализовывать системно-деятельностный подход и достигать результатов в освоении основных образовательных программ, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Лет 10 назад  я  познакомилась  с авторской технологией обучения русскому языку Юлии Александровны  Поташкиной, доцента Воронежского ГПУ. Основной целью автора концепции является интеллектуальное и речевое развитие учащихся средствами русского языка как учебного предмета.

Технологические принципы 
Ю.А. Поташкиной

1. Опора на речевой опыт ребенка.

2. Опора на многоаспектную суть языковых единиц и категорий (форма, значение, функция) с особым вниманием к значению.

3. Работа в режиме непрерывного интеллектуального, речевого, правописного тренинга.

4. Капельный способ отработки  теоретического и практического материала. 

5. Запрет на бездумное письмо.

6. Дозирование и жесткое ограничение механического запоминания изучаемого материала.

7. Постоянная работа над смысловым типом речи «Рассуждение (рассуждение – доказательство, рассуждение – объяснение, рассуждение – размышление) в научно-учебном стиле речи».

 Отличительными особенностями данной технологии являются:

1) признание приоритетной задачей учебного предмета «русский язык» формирование словесно-логического мышления учащихся, опирающегося на осознание форм и структур родного языка;

2) целостное представление всей системы родного языка в основных её чертах учащимся до 10-11 лет, то есть в возрасте, когда закладываются базовые возможности главнейших психических функций;

3) смысловой подход к фактам языка (метод «активной грамматики»), способный обеспечить учащихся сущностными знаниями о языке, а с ними понимание изучаемого материала:

4) в теоретической части: использование оригинальных логико-структурных схем, что обеспечивает развитие логических и речевых способностей учащихся;

5) в практической части: работа с алгоритмами и алгоритмизированными таблицами;

6) по правописанию, программирующих решение орфографических или пунктуационных задач, и являющихся тренажерами для выработки навыков правописания;

7) по грамматике, программирующих поиск дифференциальных признаков грамматических явлений, помогая формированию навыков владения лингвистическими разборами;

8) система непрерывного правописного тренинга;

9) письмо со «следами размышлений» по самому его ходу в работах любого типа, что развивает орфографическую зоркость, не позволяет упускать из внимания аспект правописания при письме;

10)  система обязательного речевого тренинга, способствующая формированию устной монологической речи учащихся.

Для формирования языковой компетентности учащихся используются следующие технологические приёмы, разработанные Ю.А. Поташкиной:

в теме «Орфография»:

•  «запрет  на  бездумное  письмо»  –  осмысленная  правописная деятельность с «графической защитой»,

• «свёртка», алгоритмизация правил русской орфографии, их блочная подача,

•  решение орфографических задач как составляющая часть урока любого типа: включение в разминку урока от 7 до 10 орфограмм;

 в теме «Пунктуация»:

•  синтаксический разбор с расстановкой знаков препинания (в домашнем задании и ежеурочно – составляющая часть разминки, объяснение постановки пунктуационного знака);

в теме «Культура речи»:

•         скандирование («пропевание») лексического минимума с обязательным «проговариванием» орфоэпической нормы, толкованием значения слова.

Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения,  контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Освоение технологии обеспечивающей достижения новых образовательных результатов обучающихся»

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:-разбудить активность детей;-вооружить их оптимальными спосо...

Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к усло...

Доклад на тему: "Управление процессом формирования УУД согласно требованиям ФГОС ООО. Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО" педсовет № 2 2015 г.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять ...

Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС на уроках химии

Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы...

Опыт применения современных образовательных технологий на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образова...

Практическое применение современных образовательных технологий для формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

Примеры применения современных образовательных технологий на уроках математики и физики в коррекционной школе....

Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС

О методах достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС...