«Эмоциональное развитие детей с ОВЗ через работу с куклой»
статья
Сценарий мастер-класса по озданию куклы Кувадки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_razvitie_detey_s_ovz_cherez_rabotu_s_kukloy.doc | 89.5 КБ |
kukly.ppt | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
«Эмоциональное развитие детей с ОВЗ через работу с куклой»
«Кукла – это образ человека в «миниатюре»,
существующий с первобытных времен,
отсюда становится возможным принять
куклу как носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного,
которое структурирует понимание мира, себя и других людей»
Л. Войцехович, художник–кукольник,
автор российских и международных выставок.
Здравствуйте, дорогие участники. Хочу поприветствовать вас на нашем занятии. Оно посвящено истории русских-народных кукол и конечно их изготовлению. Сегодня мы будем создавать куклу-кувадку.
Но для начала давайте познакомимся. На бейджиках я попрошу вас написать своё имя. Можно брать как своё настоящее имя, так и псевдоним. Бейджик можно украсить узорами, рисунками и всем, чем душа пожелает.
Итак, начнём. Меня зовут Анна и я педагог-психолог. Работа моя многогранна и непредсказуема, иногда печальна, но за это я её и люблю. Практикую я уже 9,5 лет и ни разу не разочаровалась в своём выборе. Теперь каждого из вас я попрошу по очереди представиться и рассказать о себе то, что захотите.
Замечательно. Теперь, когда мы познакомились, можно приступать к самому интересному.
Игра с куклой - это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.
Куклы могут многое но не нужно забывать, что все-таки и учат, и лечат не куклы, а люди, и поэтому многое зависит от того в чьих руках они оказываются.
Кукла играет в жизни человека исключительную роль. Наверное, у каждого есть свои воспоминания, связанные с таким интересным и забавным атрибутом, как кукла. Но для всех это своеобразное возвращение в детство, в беззаботное время игрушек и развлечений. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной… Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя… За все время своего существования кукла выполняла не только роль детской игрушки. В различные времена их изготавливали как идолы для поклонения богам, обереги для дома и семьи, использовали в религиозных шествиях и для развлечения на ярмарках. Они имели различную форму и размеры, в зависимости от предназначения.
А помните ли вы свою первую куклу? Какой она была? Кто её подарил? Где эта кукла сейчас? Моя любимая кукла была невеста, на ней было белое платье и красивая фата, на ножках белые носочки и туфельки. Подарил мне её дедушка не за долго до своей смерти. Они и сейчас цела, дарит тёплые воспоминания. Кто-то ещё хочет поделиться своей историей о любимой игрушке?
Народная кукла- это связующая нить между поколениями, она передаёт нам знания предков, участвует в воспитании детей, приобщает к труду. С ней приобретается умение жить доброй жизнью.
Практически все обряды, ритуалы, обычаи и традиции, которые совершали наши славянские предки, были направлены на очищение от ненужного прошлого и помогали впустить в свою жизнь нечто новое, лучшее.
В многих таких обрядах люди использовали тряпичные куклы. В процессе создания обрядовых кукол, или кукол-оберегов наши предки обращались за помощью к высшим силам: просили защиты от злых сил, просили помощи в осуществлении своих заветных желаний. Это было очень ценно и важно для них.
Каждая кукла имела своё предназначение: хранилась в качестве приданного, оберегала колыбельку малыша, берегла супруга или сына в неспокойные времена (войны). Сейчас я покажу некоторые из кукол.
Куклы, защищавшие дом.
Такие обереги ставили обычно на самом видном месте , и входившие в дом соседи бросали взгляд в первую очередь на куклу, тем самым оставляя «сглаз» на ней. Задачей было охранять дом, беря на себя плохое. Один из таких оберегов назывался Божье око. Крестообразная композиция выражает распространение сил добра на все четыре стороны света.
Были ещё куклы Лихоманки (по другому их ещё называли Лиходейки). Их было 12 и олицетворяли они собой разные болезни – Тресея, Глазея, Пухлея, Желтея, Старея, Немея, Глухея ,Храпушка и др. Их в рядок вешали на стену или ставили шеренгой за печкой. Считалось, что узрев своего мини-двойника в доме, болезнь вселялась в эту куклу, а не в человека.
В южных губерниях России существовала кукла-оберег жилища, называемая День и Ночь (относится к двуликим, или парным куклам). Как правило, её делали из тёмных и светлых тканей. Светлая ткань символизировала день, а тёмная – ночь. Рано утром её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером – тёмной (на ночь). Говорили: «День прошёл, и слава Богу, пусть так же и ночь пройдёт».
Куклы устраивающие женское счастье.
Девица на выданье ставила на подоконник куклу Капустку, чтобы женихи не страшились отказа и знали, что в этом доме сватам только рады. Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу, в разных местах её ещё называли Кормилицей или Рожаницей.
Десятиручка – кукла, предназначенная молодухе (женщине, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она успевала по хозяйству и всё у неё в семье ладилось.
На праздник Ивана Купалы делали куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан). На руки Купавке вешали ленточки – заветные девичьи желания, потом их отправляли по реке, и они забирали с собой несчастья.
Куклы заботились об урожае и достатке.
Кукла плодородия Зерновушка сулила достаток и хороший урожай, иногда её называли Крупеничкой, или Горошинкой. В её основе был холщёвый мешочек с гречкой, украшенный нитями и лоскутами. В иных местах гречку заменяли горохом и другими крупами. Считалось, что помогала вырастить хороший урожай и кукла Стригушка.
Но вырастить и собрать урожай – это ещё полдела. Чтобы сохранить его, делали другую куклу – Богатьку. В своём основании она имела палочку или столбик, за что её ещё называли Столбушкой.
Куклы помогали ремесленникам.
Специальный оберег был и у рукодельниц – кукла Филиповка с шестью руками. Она оберегала женские руки от усталости и травм. На поясок кукле вешали узелок-лакомник с зёрнышком и монеткой.
А вот мужским ремеслом покровительствовали куклы мужского рода: Козьма, Демьян и Андрюшко. Их специально держали в мастерских.
Куклы оберегавшие детей.
За пару недель до родов будущая мать должна была скрутить куклу Кувадку. Её называние имитировало плач ребёнка- «куваканье». Кукла, согласно поветриям , должна была согревать люльку малыша ещё до его рождения, а после – отгонять нечисть. В колыбельку так же клали Пеленашку, которая находилась рядом с ребёнком до крещения и тоже защищала его от разных напастей, принимая их на себя. Делали её из клочков ткани от ношеной одежды, которая впитывала в себя тепло человека, оно-то и передавалось кукле. Гости смотрели на ребёночка и на куклу и нахваливали: «До чего же куклёночек хорош!», чтобы не сглазить ребёнка.
Уберегала младенца от дурных снов кукла Бессоница. Эту простенькую куклу-оберег мать подкладывала в люльку, приговаривая при этом: «Сонница-бессоница, не играй с моим дитя, а играй с этой куклой». Во время болезни ребёнку делали специальную куклу, которую после его выздоровления сжигали, т.к. считалось, что болезнь перешла к кукле.
Так же хочется упомянуть о таких куклах как: Желанница, Подорожница, которая оберегала путников, Неразлучники, делались мамой невесты и дарились на свадьбу молодым.
В наше время народную куклу используют в таком направлении психологии, как арт-терапия. Дословно данный термин переводится, как исцеление творчеством.
Сделать такую куклу достаточно просто. Главное иметь под рукой несколько лоскутов натуральной ткани (чтобы легко рвалась), нитки, ножницы (не обязательно), иголка нетребуется вовсе, что делает изготовление куклы наиболее безопасным и подходит для тех, кто шить не умеет.
Теперь давайте поговорим непосредственно о кукле Кувадке. Она является первой берегиней, которая встречала младенца в этом мире. Она помогала оберегать малыша и роженицу от злых духов. Пользовался ею отец будущего малыша.
После рождения ребёнка Кувадки исполняли роль оберега для младенца. Кукла в большинстве случаев никогда не делалась одна. Чаще всего это была вереница из нескольких оберегов (их обязательно должно быть нечётное количество. В противном случае кукла не только не была полезной, но и могла нанести вред).
Вешались берегини изначально над кроваткой малыша. Когда он немного подрастал, оберег становился ещё и игрушкой. Существуют различные методы создания Кувадки, но они мало чем отличаются. Каждая хозяйка берёт за основу традиционный способ и дополняет его по своему усмотрению.
А знаете ли вы, что раньше мотать кукол девочки начинали с 4-5 лет и занятие это было сугубо женское, мужчин к нему не допускали. Первую дочь учила мама или бабушка; младших – старшая сестра.
Существует ещё одно мнение, касательно названия куклуы, куколки-кувадки (или куватки) получили от обряда «кувада». Этот обряд совершал отец рождающегося ребёнка. Во время родов, которые обычно происходили в бане, будущий папаша находился в предбаннике (или сарае) и был занят очень важным делом – обеспечивал защиту от нечистой силы. Очень трудно современному человеку без улыбки слушать о том, как он это делал. Переодетый в одежду жены, муж подражая крикам роженицы выманивал злых духов в предбанник (сарай). Чтобы обманутые и разозлённые духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы.
Верили, что в эти первые попавшиеся на глаз неодушевлённые образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленованную куклу. После родов куклы сжигались во время обряда очищения. Постепенно этот обряд стал сходить на нет (видимо поняли наши предки, что не такие эти злые духи простачки и отличить живого ребёнка от куклы они всё-таки умеют).
К концу 19 века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. А если малыш плохо спал ночью и капринзичал днём, то мама делала для него ещё двух кукол, одну из белой ткани, одну из чёрной. Белую вешали над колыбелью днём, для того, чтобы ребёнок благополучно вёл себя днём, а чёрную – ночью, чтобы младенец хорошо спал.
Не знаю, как кувадки отгоняли злых духов, а в развитии ребёнка они играли очень большое значение. Для изготовления кувадок используют лоскутки яркой разноцветной ткани и надерганные из них нити. Подвешивают этих кукол над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке должно быть обязательно нечётным.
ХОД РАБОТЫ.
Для создания одной куклы нужно два лоскута: квадрат со стороной в длину указательного пальца и прямоугольник длиной в ширину ладони.
Когда-то изготовление ткани было делом трудоёмким, и дети донашивали одежду взрослых. На куклы оставалась изношенная ткань. Её легко было можно разорвать руками, что важно в обережных куклах. Считалось, что сама по себе ношеная одежда уже является обережной, т.к. хранит тепло души человека, который её носил. Мы же для кукол используем не настолько ветхую ткань, поэтому лоскуты можно отрезать ножницами, что является допустимым – до того, как мы начнём мотать куклу, ткань разрезать можно.
Теперь берём квадрат и начинаем его сворачивать. Нижний край подгибаем (чтобы не выбивались нити ткани). И докручиваем валик. После чего завязываем нитью края этой скрутки.
Это руки нашей куколки. Теперь берём прямоугольник. Мысленно делим лоскут пополам по его длине. Подгибаем ткань с обеих сторон к середине (по изнанке). Накидываем обе стороны друг на друга: и перегибаем эту заготовку пополам. Теперь нитью обматываем шею (тем самым формируя голову куклы), но нить не обрываем. Снизу вставляем руки и мотаем обережный крест, закрепляя руки и формируя талию. Вот и всё, Кувадка готова.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует понимание мира, себя и других людей» Л. Войцехович, художник–кукольник, автор российских и международных выставок .
А помните ли вы свою первую куклу? Какой она была? Кто её подарил? Где эта кукла сейчас? Моя любимая кукла была невеста, на ней было белое платье и красивая фата, на ножках белые носочки и туфельки.
Куклы, защищавшие дом. Один из таких оберегов назывался Божье око. Крестообразная композиция выражает распространение сил добра на все четыре стороны света. Были ещё куклы Лихоманки (по другому их ещё называли Лиходейки). Их было 12. В южных губерниях России существовала кукла-оберег жилища, называемая День и Ночь.
Куклы устраивающие женское счастье. Девица на выданье ставила на подоконник куклу Капустку. Десятиручка – кукла, предназначенная молодухе (женщине, недавно вышедшей замуж). На праздник Ивана Купалы делали куклу Купавку.
Куклы заботились об урожае и достатке. Кукла плодородия Зерновушка, её называли Крупеничкой, или Горошинкой. Но вырастить и собрать урожай – это ещё полдела. Чтобы сохранить его, делали другую куклу – Богатьку. В своём основании она имела палочку или столбик, за что её ещё называли Столбушкой.
Куклы помогали ремесленникам. Специальный оберег был и у рукодельниц – кукла Филиповка. мужским ремеслом покровительствовали куклы мужского рода: Козьма, Демьян и Андрюшко .
Куклы оберегавшие детей. За пару недель до родов будущая мать должна была скрутить куклу Кувадку. Колыбельку клали Пеленашку. Уберегала младенца от дурных снов кукла Бессоница.
Желанница, Подорожница, которая оберегала путников, Неразлучники, делались мамой невесты и дарились на свадьбу молодым.
Инструкция по созданию куклы: Для создания одной куклы нужно два лоскута: квадрат со стороной в длину указательного пальца и прямоугольник длиной в ширину ладони. Берём квадрат и начинаем его сворачивать. Нижний край подгибаем (чтобы не выбивались нити ткани). И докручиваем валик. После чего завязываем нитью края этой скрутки. Это руки нашей куколки. Теперь берём прямоугольник. Мысленно делим лоскут пополам по его длине. Подгибаем ткань с обеих сторон к середине (по изнанке). Накидываем обе стороны друг на друга: и перегибаем эту заготовку пополам. Теперь нитью обматываем шею (тем самым формируя голову куклы), но нить не обрываем. Снизу вставляем руки и мотаем обережный крест, закрепляя руки и формируя талию. Вот и всё, Кувадка готова.
Схема создания куклы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
эмоциональное развитие детей
Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами, потребует от ребенка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования. Эмоции в норме регулируют восприятие, внимание, п...
эмоциональное развитие детей
детско-родительский проект...
Опыт работы по теме: Социально – эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией.
формирование эмоционально-положительного восприятия у детей раннего возраста со слуховой депривацией посредством русских народных сказок....
Курсовая работа на тему: "ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ"
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика основных качеств игры1.1 Взгляды ученых на игру дошкольника.1.2 Виды игр и их основные качества.1.3 Значение игры для преодоления эмоциональных т...
Упражнения на эмоциональное развитие детей.
Упражнения помогают развитию мышления, эмоциональному самовыражению, закладывает основы актёрских способностей, позволяет детям знакомиться с тембровыми границами собственного голоса....
О важности эмоционального развития детей дошкольного возраста
Рекомендации родителям о том как организовать условия для эмоционального развития ребенка и какое значение оно имеет в его жизни....
Методическая разработка.Методы работы по физическому и эмоциональному развитию детей 7-9 лет в детской школе искусств.
Физическое и эмоциональное развитие детей играет большую роль в процессе образования. От физического развития зависит дальнейшее развитие и успех ребенка. Но физическое развитие поддерживается эмоцион...