Опыт работы по теме: Социально – эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией.
учебно-методический материал на тему

Смирнова Надежда Дадоновна

формирование эмоционально-положительного восприятия у детей раннего возраста со слуховой депривацией посредством русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_teme.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт  работы  по  теме: 
«Социально – эмоциональное развитие детей

 старшего дошкольного возраста

 со слуховой депривацией».


             Содержание:

 Часть 1. Актуальность темы.         

Глава 1. Основные направления развития и воспитания детей раннего возраста со слуховой депривацией.

    1.1. Эмоциональное и социальное развитие ребенка раннего возраста

           с нарушениями  слуха.

    1. 2. Развитие игровой деятельности детей раннего возраста.                                                                                                          

            Роль педагога в руководстве игрой детей раннего возраста

    1. 3. Особенности игровой деятельности ребенка раннего возраста

           с нарушением  слуха.

Глава 2. Организация  коррекционно – развивающей работы с детьми раннего возраста со слуховой депривацией.

     2. 1. Методика определения уровней эмоционального развития детей раннего возраста с нарушением слуха.

     2. 2. Система занятий, направленных на эмоциональное развитие детей раннего возраста посредством русских народных сказок.

     2. 3. Создание активной коррекционной среды с учётом индивидуальных особенностей детей раннего возраста с нарушениями слуха. ,

Обобщение результатов работы. Выводы.

Список литературы.

Актуальность темы.

         Для воспитания и обучения ребенка раннего возраста со слуховой депривацией в соответствии с ФГОС,  необходимо создание коррекционно – развивающих условий, обеспечивающих всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка.

              Для этого требуется создание благоприятной социально – педагогической развивающей среды, включающей специально организованное предметно – игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития – общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

                Во время своей работы с детьми раннего возраста с нарушением слуха я отметила, что эти дети имеют значительные трудности в социальных отношениях и эмоциональном выражении своих чувств и потребностей. Связанная со снижением слуха задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на ста­новлении предметной и игровой деятельности.

              Поэтому я разработала методику определения уровней социально – эмоционального развития детей раннего возраста с нарушением слуха, в которой использовала авторские методики изучения социального и эмоционального развития детей раннего возраста. Эти методики я адаптировала для детей с нарушением слуха и особенностями психо – физического развития.

              На основе определения уровней социально – эмоционального развития детей раннего возраста стало возможным разработать систему коррекционно – развивающих занятий, направленных на эмоциональное развитие детей раннего возраста со слуховой депривацией посредством русских народных сказок.

              Система коррекционно – развивающих занятий разработана с учетом требований основных разделов «Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» /1/.

              Для того чтобы осуществлять систематическую педагогическую работу по системе коррекционно – развивающих занятий с детьми педагогическим коллективом группы раннего возраста  была разработана и создана активная коррекционная среда с учётом индивидуальных особенностей детей раннего возраста с нарушениями слуха.

Глава 1. Основные направления развития и воспитания детей раннего

возраста со слуховой депривацией.

                1.1. Эмоциональное и социальное развитие ребенка раннего возраста

        с нарушениями слуха.

         Для воспитания и обучения ребенка раннего возраста со слуховой депривацией необходимо  создание коррекционно – развивающих условий, обеспечивающих всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка.

             1) Сохранение и улучшение состояния здоровья ребенка обеспечивает возможность ребенку с нарушением слуха развиваться в соответствии с возрастом. Это биологический фактор развития.

              2) Создание благоприятной социально – педагогической развивающей среды, включающей специально организованное предметно – игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития – общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Это социальный фактор развития.

              3) Создание условий для проявления активности самого ребенка: двигательной, эмоциональной, познавательной, речевой, коммуникативной (ситуации общения).

        Нормально развивающийся ребенок обладает значительными потенциальными возможностями и активно разворачивает свою собственную программу развития.

        Дети раннего возраста со слуховой депривацией часто не могут без специальной коррекционной помощи взрослых нормально развиваться. «Зона ближайшего развития» может возникнуть и сформироваться у них только при ведущей помощи педагога /2/.

                К основным направления педагогической работы, которые позволяют решать в единстве коррекционно – развивающие задачи, относятся:

        - физическое и моторно – двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное,  социально – личностное, речевое и коммуникативное,  эстетическое развитие ребенка. Практическая реализация задач эмоционального и социально – личностного развития ребенка осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности. Это ведущие виды деятельности в раннем возрасте. А также  в продуктивных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

      Одним из важнейших условий эффективности коррекционно - образовательного процесса является характер взаимодействия взрослого с ребенком в соответствии с ведущими мотивами и потребностями детей раннего возраста. Коррекционная работа по социально - личностному развитию направлена, прежде всего на формирование у ребенка своего образа Я; открытие сверстника, восприятие его па положительной эмоциональной основе и обучение способам взаимодействия; возникновение социальной направленности и формирование социальных представлений. Л. С. Выготский считал, что «специальное воспитание должно быть подчинено социальному» /13/.

                 Работа по эмоциональному и социально - личностному развитию детей дошкольного и раннего возраста с нарушением слуха осуществляется по нескольким направлениям:

             1.  В повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания помощи, участия в коллективных работах, совместном выражении радости от результата.

             2. В процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстников, системе со­циальных отношений; на овладение средствами взаи­модействия

             3. В процессе обучения сюжетно - ролевым и театрализованным играм, в которых воссоздание социальных отношений является целью и средством деятельности.                                  

             4.  В процессе рисования, лепки, конструирова­ния, элементарного  труда за счет усиления социальной направленности их содержания.

             5. В процессе работы по развитию речи: обуче­ние словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов по картинкам, при выполнении роли в театрализо­ванных играх.

    6.  Во время индивидуальной коррекционной работы.

                Таким образом, для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка раннего возраста со слуховой депривацией необходимо  создание коррекционно – развивающих условий, включающих в себя сохранение и улучшение состояния здоровья ребенка,  создание благоприятной социально – педагогической развивающей среды и, главное, создание условий для проявления активности самого ребенка: двигательной, эмоциональной, познавательной, речевой, коммуникативной.  

            Практическая реализация задач эмоционального и социально – личностного развития ребенка осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности при  ведущей коррекционной помощи педагога.

1. 2. Развитие игровой деятельности детей раннего возраста.

        Роль педагога в руководстве игрой детей раннего возраста.

            Ранний возраст — период создания предпосылок становления игровой деятельности в широком ее понимании.

           Воображаемая ситуация, являющаяся показателем сюжетно - ролевой игры, вырабатывается у детей к 3 годам. Взрослый постепенно учит ребенка действовать в воображаемом, условном плане начиная с 1 года.

         В игре отражается эмоциональный и интеллектуальный опыт, представления об окружающем мире, заинтересовавшие ребенка события /7/.

            На втором и третьем годах жизни дети отражают действия с игрушками, предметами в соответствии с их назначением, пере­дают знакомые им ситуации (кормление, лечение, прогулку, поездки на транспорте, катание в машине кукол, животных);

        - на втором году жизни учатся переносить в игру знакомые бытовые ситуации;

        - на третьем году - понятные им фрагменты трудовой, общественной жизни, элементы хорошо знакомых сказок.

           Сначала дети учатся воплощать действия с помощью игрушек, затем с предметами - заместителями и воображаемыми предметами.

           Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, наличии конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют четкого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений.

            Руководство играми детей в раннем возрасте — необходимый компонент профессиональной деятельности педагога. В этот период велика роль прямых и косвенных методов и приемов, которые используются для обучения детей совместному, а затем самостоятельному решению игровых задач. Каждый этап развития игровой деятельности детей в раннем возрасте требует различного педагогического руководства.

             На этапе формирования отобразительной игры на первый план выступают обучающие игры, содержащие показ игрового действия (как покатать мяч, посадить куклу на стул, катать тележку, коляску, как выловить сачком рыбку).

            На этапе сюжетно -  отобразительной игры ведущим направлени­ем работы становится организация практического опыта осуществ­ления игровых действий, их цепочек, а также обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.

          В первых сюжетно - ролевых играх основное значение приобретают совместные с педагогом игры, которые демонстрируют образцы ролевого поведения и отношений.

Таким образом, процесс развития игровой деятельности детей раннего возраста   направлен на постепенное усложнение игровых задач, обогащения жизненного и игрового опыта, расширение тематики игр, включение детей в объединения со сверстниками, создания условий для самостоятельных игр.

           Развитие игровой деятельности детей в раннем возрасте требует чуткого и внимательного руководства со стороны педагога. Взаимодействие с детьми необходимо строить на основе личностно - ориентированного подхода, создавать благоприятный эмоциональный климат в игре.

1. 3. Особенности игровой деятельности ребенка раннего возраста

с нарушением  слуха.

            Для детей с нарушениями слуха игра может быть важным фактором морально - нравственного развития: в процессе постижения содержания игр происходит овладение нормами и правилами взаимоотношений между людьми.

          Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие слабослышащих дошкольников. В игре происходит развитие воображения, образного мышления ребенка /1/.

              Посредством формирования и обогащения предметной и игровой деятельности в определенной степени можно влиять на те стороны развития слабослышащего ребенка, которые страдают вследствие снижения слуха.

           Связанная со снижением слуха задержка речевого развития, низкие потребности в общении отрицательно сказываются на становлении предметной и игровой деятельности.

           Игры слабослышащих детей значительно беднее по содержанию, они воспроизводят преимущественно хорошо знакомые бытовые действия, не отражая наиболее существенные элементы и внутренние смысловые отношения.

             Игра обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности — в ней ребенок овладевает механизмом замещения.

           В игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком зна­ковой функцией слова.

           Для того чтобы превратить игру слабослышащих дошкольников в ведущую деятельность необходимо осуществлять с ними систематическую педагогическую работу.

           Главной задачей воспитателя является развитие у детей творческого игрового воображения, способности перевоплощаться в образы реальных и сказочных персонажей, умения использовать разные средства для передачи многообразных явлений действительности/

    Основным условием успешного проведения занятий по обучению игре являются эмоциональный настрой педагога, умение органично включаться в игру детей, руководить их деятельностью исподволь, избегая прямого вмешательства и нажима. Каждое занятие по игре должно доставлять детям удовольствие, поэтому при планировании игры следует обязательно учитывать личные стремления детей, их потребности. Речь должна естественно вплетаться в содержание самой игровой деятельности.

              Театрализованные игры в коррекционно – развивающей работе с детьми со слуховой депривацией.

             Анализ практики воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии показывает, что театрализованные игры рекомендуется использовать в работе по развитию речи, также в рамках занятий по разделу «Обучение игровой деятельности» с целью закрепления знаний, полученных на занятиях по конструированию, ознакомлению с окружающим /2/.

        В процессе театрализованных игр используются игры - импровизации, в которых разыгрываются маленькие сюжеты, игры с использованием народных песенок и потешек, стихотворений, народных и авторских сказок.

         Театрализованная игра может проводиться и на основе проигрывания ситуации, создаваемой взрослым совместно с детьми и разыгрываемой без предварительного ознакомления детей с потешной, песенкой, сказкой.

         Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у детей игровые умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно - воспитательной работы. Так, например, на начальном этапе пребывания ребенка в дошкольном учреждении, когда не­обходимо решить проблемы адаптации к новым условиям, театрализованные игры могут способствовать:

        = созданию эмоционально положительного фона пребывания ребенка в дошкольном учреждении, адаптации его к новым условиям;

        = становлению эмоционального, доверительного контакта между педагогом и ребенком в процессе театрализации, в ходе индивидуального обследования игровой деятельности;

        = развитию у детей положительного эмоционального отношения к окружающему миру (в ходе наблюдения за объектами природы на прогулках, экскурсиях), к взрослым, сверстникам, к театрализации.

                Вся система коррекционно – развивающей работы в группе детей раннего возраста со слуховой депривацией направлена на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей развития ребенка. Эта работа должна обеспечивать формирование у детей системы знаний и навыков, потребности  в общении с окружающими людьми, умения налаживать контакты со взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать и эмоционально откликаться на возникающие ситуации. Овладение ребенком с нарушением слуха этими знаниями и навыками и составляет необходимые условия для его развития и интеграции в общество.

Глава 2. Организация  коррекционно – развивающей работы с детьми

раннего возраста со слуховой депривацией.

2. 1. Методика определения уровней социально – эмоционального развития

детей раннего возраста с нарушением слуха.

        Свою работу с детьми раннего возраста со слуховой депривацией я начала с определения уровней социально – эмоционального развития детей.

        С учетом требований основных разделов Программы для специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» /1/ я выделила основные уровни эмоционального развития детей раннего возраста с нарушением слуха. За основу были взяты основные показатели развития ребенка раннего возраста с нормальным уровнем физического и психического развития, представленные в работе Севостьяновой Е.О. /3/.

        Предложенные основные показатели психического развития детей второго-третьего года жизни основаны на современных пред­ставлениях о периодизации психического развития детей раннего возраста. Возрастной диапазон от 1,5 до 3 лет разбит на отдельные возрастные периоды, интервалы между которыми соответствуют нормальному темпу развития здорового ребенка /3/. Основные показатели развития ребенка раннего возраста представлены в Приложении № 1.1.

        Методика «Изучение и определение уровня социальной адаптации детей» И.Г. Корниловой /15/ была адаптированы мной для определения уровней эмоционального развития детей со слуховой депривацией и особенностями психо – физического развития. Это позволило сделать обследование детей раннего возраста с нарушениями слухового восприятия и речи интересным и увлекательным занятием, доступным для детей с ограниченными возможностями.

        Предложенная методика определения уровней социально – эмоционального развития каждого ребенка раннего возраста с нарушением слуха позволяет:

        1)  выявлять динамику и состав отклонений в эмоциональном развитии;

        2)  определять содержание индивидуальных рекомендаций и проведения необходимой коррекционной работы с ребенком;  

        3)  разрабатывать мероприятия по уточнению и корректированию образовательного процесса с учетом полученных результатов;

        4) информировать родителей о содержании отклонений в поведении ребенка и трудностях его общения с другими детьми;  

        5) осуществлять системный контроль проводимой работы и ее результатов.

        Обследование каждого ребенка позволяет определить уровень его социально - эмоционального развития для планирования дальнейшей коррекционно – развивающей работы с детьми с нарушением слуха с учетом их индивидуальных особенностей.

Результаты определения уровней эмоционального развития детей представлены в Приложении № 1 и 2.

        В результате обследования уровней развития детей раннего возраста выяснилось, что

            1) В начале учебного года количество детей с высоким и средним уровнем эмоционального развития составляло 57 %, а в конце учебного года – 85 %. Таким образом, за период наблюдения уровень эмоционального развития и социальной адаптации детей увеличился на 28 %.

          2) Большинство детей имеют нормальный уровень эмоционального  развития.

        85 % детей группы имеют нормальное эмоциональное состояние, из них у 30 % преобладают положительные эмоции.

          3) Целенаправленное формирование эмоционально – положительного восприятия у детей раннего возраста способствовало:

        - созданию эмоционально положительного фона пре­бывания ребенка в дошкольном учреждении, адап­тации его к новым условиям; - установлению эмоционального, доверительного контакта между педагогом и ребенком, - развитию у детей положительного эмоционального отношения к окружающему миру, к взрослым, сверстникам.

          4) Уровень эмоционального развития и игровой деятельности детей с нарушенным слухом увеличивается при увеличении уровня развития речи и уровня познавательного развития ребенка.  

               На основании проведенного обследования можно сделать вывод о том, что большинство детей группы раннего возраста имеют нормальный уровень развития игровой деятельности и социально - эмоционального развития, хорошее эмоциональное состояние.  В результате проводимой воспитательной и коррекционно – развивающей работы основные показатели психического здоровья детей улучшились на 30%.

           Таким образом, воспитательная и коррекционно – развивающая работа в группе детей раннего возраста проводится в оптимальном режиме и дает хорошие результаты в воспитании, обучении и развитии детей раннего возраста со слуховой депривацией.

2. 2. Система занятий, направленных на эмоциональное развитие детей

раннего возраста посредством русских народных сказок.

        Широкое использование различных игр во всех направлениях коррекционно - развивающей работы с детьми раннего возраста – необходимое условие успешного физического и личностного развития детей.

                Формирование эмоционально – положительного восприятия у детей раннего возраста с использованием русских народных сказок и рассказов русских писателей.

                Маленькие дети очень любят слушать интересные сказки и рассказы. Это занятие приносит им большую пользу. Ритм народной сказки и ее образный язык развивают художественный вкус, новые слова и выра­жения обогащают речь, расширяют кругозор, интересное содержание способствует сосредоточению ребенка, развитию его мышления и памя­ти. Некоторые сюжеты радуют, веселят, другие вызывают сочувствие /8/.

        Детям третьего года жизни сказки и рассказы следует не читать, а рассказывать, так как это обеспечивает более тесный контакт взрослого с ребенком. Рассказывая, воспитатель видит ребенка, следит за выражением его лица, что позволяет ему донести текст в более про­стой и эмоциональной форме.

                Голос педагога должен быть негромким, речь правильной, тон рассказа спокойным, но по ходу рассказа или сказки он изменяется, используются разнообразные интонации: например, говоря за медведя, воспитатель понижает голос, за зайца — говорит более тонким голосом и т.п.

                По ходу рассказа темп речи то ускоряется, то замедляется, а иногда рассказ приостанавливается. Во время бурной реакции ма­лыша на содержание надо сделать паузу, дать детям отреагировать на услышанное. Как можно выразительнее следует передавать словами и жестами, например, контрастность величины. Рассказ очень оживляет звукоподражание животным.

                Содержание воспринимается лучше, когда сам ребенок принимает непосредственное участие в рассказе. Можно в нужные моменты предложить ему похлопать в ладоши, потопать ногами, позвать кого-нибудь, ответить на вопрос персонажа. Сказка или рассказ обязательно должны прозвучать несколько раз — и для запоминания, и для того, чтобы ребенок мог ее воспроизвести. Форму народной сказки, ее язык, ее повторы нужно сохранять в неприкосновенности. Для того чтобы проверить, понятно ли ребенку содержание, и помочь его осмыслить, надо после рассказа задать несколько контрольных вопросов по содержанию и после­довательности событий.

   Во время рассказывания сказки, рассматривания иллюстраций воспитатель решат следующие задачи:

1)  выработать у ребенка понимание различных сюжетов, изображенных на картинках, отображающих знакомые детям явления и события;

2) выработать понимание сюжетного «рассказа» взрослого, иллюстрированного картинками;

3) вызывать активные высказывания детей — формировать умение отвечать на вопросы, «рассказывать» самостоятельно по изобра­жению, по вопросам и на память;

4) расширять словарный запас ребенка, поощрять употребление всех частей речи;

5) следить за правильным произношением детей;

6) продолжать развивать эмоциональную выразительность голо­са и умение слушать;

7) воспитывать умение самостоятельно пользоваться книжкой-картинкой: рассматривать изображения, «рассказывать» по ним, бережно, аккуратно относиться к книжкам, после занятий убирать их на место.

        На первом этапе обучения с детьми раннего возраста проводятся игры и игровые упражнения, направленные на формирование элементарного игрового опыта. Это игры с природным материалом, бумагой, тканью, игры, направленные на сенсорное развитие, конструктивные, театрализованные и сюжетно – отобразительные игры (обыгрывание игрушек) /2/.

        В соответствии с требованиями Программы для специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» /1/ обучение игре детей раннего возраста включает в себя:

               Предметно - игровые действия с предметами и игрушками.

        Выделяются следующие задачи воспитания:

        1) Воспитывать у детей интерес к играм, желание играть с предметами и игрушками. 2) Поощрять стремление детей играть рядом, воспитывать поло­жительное отношение к играм друг друга. 3) Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, учить класть игрушки на место, учить правильно пользоваться ими. 4) Формировать бережное отношение к кукле и игрушкам - живот­ным. 5) Развивать правильную речь детей, учить детей называть игрушки, действия с ними.           Театрализованные игры на основе фольклорных форм и произведений народного творчества, классической и современной литературы.

        Одной из важных задач воспитания и обучения детей раннего возраста является формирование у детей со слуховой депривацией интереса к процессу театрализованной игры. Для проведения театрализованной игры используются песенки и потешки, народные и авторские сказки, игры с образными игрушками. Театрализованные игры на основе малых форм фоль­клора - русских народных песенок, потешек, прибауток.

Театрализованные игры на основе произведений народного творчества, русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок».

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое влияние оказывают театрализованные игры на личность ребенка, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

Театрализованные игры с использованием шагающих и пальчиковых кукол совершенствуют все стороны личности ребенка: восприятие, память, воображение, мелкую моторику пальцев рук, речь (диалогическая речь, словарь, грамматический строй), воспитываются нравственно - эстетические чувства.

Такие игры приравнивают к подвижным, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники. Театрализованные игры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка.

Вначале педагогу лучше самому рассказывать сказку, действуя с куклами и привлекая ребенка к проговариванию его отдельных фрагментов. Затем ребенок надевает куклы себе на пальцы, и сам действует за персонажа. В процессе обыгрывания сказки ребенок развивает исполнительские умения, творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Система занятий направленных на эмоциональное развитие детей раннего возраста со слуховой депривацией посредством русских народных сказок представлена в Приложении № 3.  

Игры, представленные в картотеке частично взяты и из книги Маханевой М.Д. Рещиковой С.В. / 4/ и Картушиной М.Ю. /5/ и адаптированы для детей раннего возраста с нарушением слуха.

Фольклорный материал взят из сборника, составленного Гербовой В. В. /11/. Картотека игр для эмоционального развития детей раннего возраста со слуховой депривацией посредством русских народных сказок представлена в Приложении № 4.

2. 3. Создание активной коррекционно – развивающей среды с учётом

индивидуальных особенностей детей раннего возраста с нарушениями слуха.

        Для воспитания и обучения ребенка раннего возраста со слуховой депривацией необходимо  создание коррекционно – развивающих условий, обеспечивающих всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Сюда входит:

             1) Создание благоприятной социально – педагогической развивающей среды, включающей специально организованное предметно – игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития – общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

              Этапы создания активной коррекционно – развивающей среды с учётом индивидуальных особенностей детей раннего возраста  с нарушениями слуха представлены в Приложении 5.

             2) Создание условий для проявления активности самого ребенка: двигательной, эмоциональной, познавательной, речевой, коммуникативной (ситуации общения).

        Система занятий направленных на эмоциональное развитие детей раннего дошкольного возраста со слуховой депривацией представлена в Приложении 3.

Обобщение результатов работы.  

 

                Для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка раннего возраста со слуховой депривацией необходимо  создание коррекционно – развивающих условий, включающих в себя сохранение и улучшение состояния здоровья ребенка,  создание благоприятной социально – педагогической развивающей среды и, главное, создание условий для проявления активности самого ребенка: двигательной, эмоциональной, познавательной, речевой, коммуникативной.  

                Во время моей работы в с детьми раннего возраста я разработала методику определения уровней социально – эмоционального развития детей раннего возраста с нарушением слуха, в которой я адаптировала авторские методики /3,15/ для детей с особенностями психо – физического развития.

                На основе этого стало возможным разработать систему коррекционно – развивающих занятий, направленных на эмоциональное развитие детей раннего возраста со слуховой депривацией посредством русских народных сказок.

                Система коррекционно – развивающих занятий разработана с учетом требований основных разделов Программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» /1/.

                Для осуществления систематической педагогической работы была разработана и создана активная коррекционная среда с учётом индивидуальных особенностей детей раннего возраста с нарушениями слуха.

             В результате проведения коррекционно – развивающей работы по эмоциональному развитию детей раннего возраста  с нарушенным  слухом было выявлено:

            1) В начале учебного года количество детей с высоким и средним уровнем эмоционального развития составляло 57 %, а в конце учебного года – 85 %. Таким образом, за период наблюдения уровень эмоционального развития и социальной адаптации детей увеличился на 28 %.

            2) Воспитательная и коррекционно – развивающая работа в группе детей раннего возраста проводится в оптимальном режиме и дает хорошие результаты в воспитании, обучении и развитии детей раннего возраста со слуховой депривацией.  

         

                Эти результаты свидетельствуют о перспективности применения данных педагогических технологий в процессе воспитания, обучения и развития детей раннего возраста со слуховой депривацией в дошкольных образовательных учреждениях.

Список литературы

1. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.

2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О.П., Зарина А.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников 8 вида. – СПб.: Изд. «Союз», 2003 (Коррекционная педагогика).

3. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005

    (Ранний возраст).

4. Маханева М.Д. Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005

5. Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2 – 3 лет– М.:

    ТЦ Сфера, 2005 (Ранний возраст).

6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2004 (Дошкольное воспитание и обучение).

7. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно – методическое пособие /

    Сост. Демина Е.С. – М.: ТЦ Сфера, 2005 (Ранний возраст).

8. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем. Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005 (Ранний возраст).

9. Иесина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – М.: «Прогресс», 1999.

10. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2006.

11. Книга для чтения в детском саду и дома: 2 – 4 года; Пособие для воспитателей детского сада / Сост. Гербова В. В. И др. – М.: издательство Оникс, 2006.

12. Князев О.Л.. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство – пресс, 1998.

13.  Шипицына Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе. – СПб.: Речь. 2009.

Данилина Т.А. и др. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М: Айрис – пресс, 2004.

15.  Солодякина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. – М: Аркти, 2006.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по проблеме «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями слуха»

Создание в группе условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, имеющих нарушения слуха....

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами театрально-игровой деятельности

В коррекционной педагогике и специальной психологии  известно, какими огромными возможностями для коррекции нарушений развития дошкольников обладают различные виды игр. Среди   сюжетно-...

О важности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Рекомендации родителям о том как организовать условия для эмоционального развития ребенка и какое значение оно имеет в его жизни....

Консультация для родителей "Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста"

В консультации раскрыты психологические особенности эмоционального развития дошкольников....

Семинар – практикум психолога ДОУ: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

В нашей жизни эмоции занимают очень важное место. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личностную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форм...

Диагностика интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста с нарушением эмоционально-личностной сферы

Карта дефектологического обследования детей с нарушением эмоционально - волевой сферы...

Способы развития эмоционального раскрепощения детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

В сообществах музыкальных руководителей всё чаще возникают вопросы, как работать с детьми по развитию эмоционального интеллекта. Такие запросы возникают в связи с возрастающим количеством детей с ОВЗ,...