Развитие информационных компетенций с использованием ИКТ и интерактивного оборудования на уроках математики для творческой самореализации обучающихся.
статья
Из опыта работы.
Информация о том, как в процессе творческой самореализации самого учителя может самореализоваться ученик, как творческий учитель помогает ученику достичь цели, как создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, как учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать свои потребности, как повышать мотивацию у детей к изучению предметов, как развивать их индивидуальные склонности и дарования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие информационных компетенций с использованием ИКТ и интерактивного оборудования | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Плавский район
«Центр образования №3»
Доклад
Тема: «Развитие информационных компетенций с использованием ИКТ и интерактивного оборудования на уроках математики для творческой самореализации обучающихся»
Подготовила
учитель математики высшей
квалификационной категории
Мохова В.И.
Плавск
2019 г.
Наш «ЦО №3» небольшое образовательное учреждение, в котором работают 13 педагогических работников, обучаются в школе 38 учеников с 1 по 11 классы. Наполняемость классов очень маленькая. Это позволяет индивидуально подходить к обучению и развитию ученика, учитывая личностные качества и интересы каждого. Педагоги школы работают в тесном сотрудничестве.
Сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, способного к саморазвитию и самосовершенствованию. Школа обязана создать условия для самореализации ребёнка, подготовить его к жизни в новом времени, в новом постоянно меняющемся обществе.
Успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное поведение, эффективное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
(Из образовательных стандартов второго поколения)
Самореализация — высшее желание человека реализовать свои таланты и способности.
Применение новых технологий, форм и методов обучения даёт каждому ученику нашей образовательной организации возможность для полноценного развития и самореализации. Новые образовательные технологии способствуют формированию у обучающихся определённых компетенций, т.е. способностей основанных на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретаются благодаря обучению.
Использование компетентностного подхода в школьном образовании решает проблему, когда ученики, владея набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или разрешения проблемных ситуаций.
К центральному ядру обучения относят ключевые компетенции, которые являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных.
Выделяются следующие ключевые образовательные компетенции:
- ценностно-смысловая компетенция,
-общекультурная компетенция,
-учебно-познавательная компетенция,
-информационная компетенция,
-коммуникативная компетенция,
-социально-трудовая компетенция,
- компетенция личностного самосовершенствования .
К ключевым относится информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Сформировать информационную компетентность у обучающихся нам помогает использование ИКТ, интерактивного оборудования в творческой деятельности обучающихся. ИКТ расширяет возможности педагога, помогает ему увидеть в ребенке самое лучшее, а ученику дает импульс к самосовершенствованию, раскрытию способностей, самореализации. Современные ИКТ позволяют создать ситуации, направляющие ученика к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в суждениях и ответственности за свои действия и поступки.
В нашем образовательном учреждении имеются компьютеры с интерактивным оборудованием и программным обеспечением, выходом в ИНТЕРНЕТ, другое учебное оборудование и средства обучения.
Современный урок нельзя представить без применения компьютера, интерактивной доски, мультимедийного оборудования.
ИКТ и интерактивное оборудование применяются нами системно. В зависимости от учебных целей и задач конкретного урока мы используем их на разных этапах: при проверке домашнего задания, объяснении нового материала, рефлексии, повторении и закреплении ранее изученного и т. д. Интерактивная доска, безусловно, более привлекательный для нового поколения школьников способ восприятия информации: у детей, выросших на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Просто словом или картинкой их не увлечёшь, не мотивируешь на восприятие информации и соответственно не пробудишь в ребёнке активность. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.
На уроках математики мы используем презентации, что позволяет:
- продемонстрировать обучающимся аккуратные, четкие образцы оформления решений;
- продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;
- достичь оптимального темпа работы обучающихся;
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- изучить большее количество материала;
- показать обучающимся красоту геометрических чертежей;
- повысить познавательный интерес;
- внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
- достичь эффекта быстрой обратной связи.
Интенсивность умственной нагрузки на уроках математики позволяет поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету на протяжении всего урока.
Презентации мы используем также во внеклассной и внеурочной работе, в том числе, осуществляя межпредметные связи математики и смежных дисциплин.
В своей работе мы используем электронные учебники и электронные приложения к учебникам .
Для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям, во внеурочной деятельности, при подготовке к ГИА используем электронные образовательные ресурсы. Например, видеофрагменты для объяснения материала с сайтов, демонстрации с помощью интерактивной доски и программного обеспечения SMART Neutboоk, презентации для устного счета и первичного закрепления. Применяем при этом здоровьесберегающие технологии.
Обучающиеся так же, как и учитель владеют компьютером и интерактивной доской.
Интерактивная доска даёт нам возможность заранее создать, подготовить необходимый для урока материал и комбинировать кадры из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны линованной бумаги, подложки, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т.д.).
Педагоги нашей школы прошли дистанционно обучение по программе ОУС («Образцовый учитель СМАРТ») по работе с программным обеспечением «SMART Notebook». Благодаря этому, мы знаем возможности интерактивной доски и используем их в своей работе. Это изготовление интерактивных пособий для урока, обучающих игр, презентаций, использование интерактивной доски для записей (безмельная технология), использование электронных чертёжных инструментов, поисковой строки для интернета, галереи.
Применение ИКТ и интерактивного оборудования позволяет нам творчески подходить к любому делу на уроке и во внеурочное время, вовлекать учащихся в самостоятельную работу.
Формы творческой самостоятельной работы обучающихся с использованием ИКТ, которые мы применяем:
- создание проектов,
- исследовательская деятельность,
- игры,
- творческие самостоятельные и домашние работы,
- конкурсы и др.
Через проектную и исследовательскую работу обучающиеся получают возможность самореализации, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, приобретают умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность - это путь самореализации учащегося.
Творческие самостоятельные и домашние задания предусматривают проявление творчества и фантазии обучающихся. Они должны также проявить и применить приобретенные знания и умения в новой ситуации. В качестве домашнего задания, например, можно предложить учащимся подготовить доклад на тему, используя дополнительную литературу, электронные энциклопедии, материалы Интернета и т.д.
Вовлекаем обучающихся в различные конкурсы, олимпиады, соревнования.
Все это позволяет им самореализоваться, проявить себя в том или ином виде деятельности.
Только в процессе творческой самореализации самого учителя может самореализоваться ученик. Именно творческий учитель помогает ученику сформулировать цель и достичь её. Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы они научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя и в процессе изучения материала, и в их повседневной жизни. Отличительными чертами современного педагога, педагога-мастера являются постоянное самосовершенствование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интерактивное оборудование на уроках русского языка как средство создания современной обучающей среды ».
Деятельность учителя русского языка на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуника...
Проект: "Использование интерактивного оборудования на уроках русского языка и литературы".
Инновационный проект....
Формирование информационной компетентности учащихся в процессе использования возможностей интерактивной доски на уроках математики
Материалы краевого педагогического фестиваля «Инновационный поиск -2013». Выступление по теме: «Формирование информационной компетентности учащихся в процессе использования возможностей интеракт...
Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики
Использование методов технологии "Проблемного диалога" Е.Л. Мельниковой позволяет организовать учебный диалог на уроке и реализовать системно-деятельностный подход...
Интеграция на уроках математики как средство самореализации обучающихся
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов. Материал таких уроков показывает единство процессов....
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие коммуникативных способностей через творческую самореализацию обучающихся на уроках английского языка».
Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы. В ней автор анализирует мотивации учеников к изучению иностранных языков и формир...
Использование интерактивного оборудования на уроках математики
Использование интерактивного оборудования на уроках математики на примере Oregon Scientific Smart Globe. Примеры задач по математике....