Формирование информационной компетентности учащихся в процессе использования возможностей интерактивной доски на уроках математики
статья по алгебре на тему

Пономаренко Ирина Николаевна

Материалы краевого педагогического фестиваля «Инновационный поиск -2013».  Выступление по теме: «Формирование информационной компетентности учащихся в процессе использования возможностей интерактивной доски на уроках математики». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechatnyy_variant.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

       «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном и мире » (Д.Медведев).

    Модернизация образования предполагает повышение качества подготовки обучающихся с тем, чтобы из стен учебного заведения выходили люди, конкурентоспособные на рынке труда, готовые к принятию самостоятельного ответственного решения в условиях морального выбора, способные нести ответственность за свою судьбу и быть ответственными перед семьей, обществом. Именно таким хотят видеть своего ребенка на выходе из школы и родители. Выпускник сегодня – это человек, обладающий ключевыми компетенциями. Формирование их – важнейшая задача любой школы.

       Компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

      Компетентность – это способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях,  готовность действовать в ситуации неопределенности.

      Ключевые компетенции – это компетенции универсальные, применимые в различных жизненных ситуациях.

     Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции:

   коммуникативная – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

   информационная – владение информационными технологиями;

   автономизационная – способность к самоопределению, самообразованию;                  

   социальная – умение жить и работать в коллективе;

   нравственная – способность, потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам.

   Как мы видим в число ключевых компетенций  входит информационная  компетенция, которая включает две группы базовых компетенций:

  1) компетенции работы с информацией: осознание потребности  в  информации;  выбор стратегии поиска информации; отбор, сравнение и оценка информации; систематизация, обработка и воспроизведение информации; синтез существующей информации и создание  нового знания;                                                                                                      

  2) компетенции использования  информационных   технологий: использование стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники);  поиск информации  в  Интернете; сетевое взаимодействие.

   Показателем  информационной  компетентности  становится создание новых  информационных  продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок ).

      Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту задачу невозможно. Однако в школе уже создаются условия, способные обеспечить формирование ключевых компетентностей. Одним из таких средств и, на мой взгляд, наиболее мощным, являются ИКТ. Думается, что сегодня уже никого не нужно убеждать в этом.  Информатизация образования является одним их приоритетных направлений программы развития образования. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности.

Применение ИАД, педагогических мастерских и метода проектов в образовательном процессе способствует формированию информационной компетенции учащихся, среди которых можно назвать следующие:

  • способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем;
  • навыки структуризации и классификации поступающей информации;
  • приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.

    ЗАДАЧИ.

  • Отобрать оптимальные образовательные технологии для применения в условиях современной  школы,  а также  варианты их интегрирования с ИАД
  • Выявить условия для эффективного применения ИАД на уроках и во внеурочное время
  • Отследить динамику результативности познавательной деятельности учащихся как показателя формирования информационной компетенции учащихся
  • Проанализировать роль ИАД в формировании информационной компетенции учащихся

    Преимущества.

1. Одновременное использование нескольких каналов восприятия учащимися в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств

2.Возможность стимулирования сложных реальных экспериментов

3.Визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов

         Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети. Я  испытываю огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием интерактивной доски работают все дети без исключения. У них уже есть любимые программы и задания, иногда они просят меня установить именно их. Им легко и интересно учиться. Каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами Как говорят дети, интерактивная доска - это супер! Трудно описать все её достоинства. Учебный процесс проходит достаточно легко, интересно и весело. Детям нравится работать на уроке, им интересно - это главное. Им нравится передвигать предметы и слова, строить геометрические фигуры, чертить схемы к задачам, писать маркерами, стирать с доски. ИАД не призвана заменить классную доску и классические формы обучения, она призваны помочь учителю объяснить тему наиболее эффективным способом только тогда, когда требуется продемонстрировать процесс, создать яркий образ и т.п. Иными словами, когда самой темой востребована мультимедийность представления объясняемого материала, когда без мультимедийности объяснить  материал в полном объеме представляется затруднительным или необходимо показать скрытый от человеческого глаза, по естественным причинам, объект, например, строение клетки или молекулярную структуру вещества.

      Являясь преподавателем математики  понимаешь, что задачу подготовки специалистов немыслимо решить без использования современных педтехнологий обучения. Самым перспективным направлением является ИКТ в процессе профессиональной подготовки специалистов. Но есть и самое главное препятствие – это недостаток оборудования. Если до сих пор нет возможности обеспечить все учебные заведения компьютерными классами, значит надо изменить постановку проблемы. Пришло время отказаться от комплекта вычислительной техники как единственно возможного средства информатизации обучения. Чтобы действительно сделать значительный прорыв в практике обучения на основе ИКТ, нужны ресурсы, позволяющие, с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, с другой стороны, позволять ему самому активно участвовать в этом процессе.  В нашем учебном заведении эту проблема решена, благодаря приобретению интерактивной доски в комплексе  и активного ее использование на уроках математики. Комплекс состоит из ноутбука или стационарного компьютера, проектора и самой доски. Поверхность интерактивной доски играет роль обыкновенной доски, экрана и является монитором вашего компьютера. При этом возможности интерактивной доски соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение учащихся, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах. При работе с интерактивной доской учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи.    Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителя, что не сделает ни один курс повышения квалификации. Даже методом научного «тыка» можно освоить хитроумные возможности интерактивной доски.

        Мною применяются интерактивные образовательные технологии:

1.Программное обеспечение интерактивных досок;

2.Компьютерные диски с мультимедийным программным обеспечением по различным предметам;

3.Мультимедийные технологии, включающие в себя компьютерные презентации

4.Работа в сети Интернет

Используются следующие  формы  уроков:

1.Урок с применением КТ (компьютерной техники)

2.Урок с элементами использования Интернет.

3.Урок - виртуальное путешествие (on lain).

4.Урок – конференция(on lain)..

5.Урок-форум(on lain).

6. Урок- проектная деятельность(on lain).

       При системном использовании компьютера и ИАД на уроках  математики я учитываю следующие основные положения:

1.Для получения ожидаемого результата, компьютер в учебном процессе должен использоваться постоянно

2. Учитель должен свободно владеть компьютером, применять гибкую методику  использования УМК в различных видах учебной деятельности направленную на активизацию обучающегося.

     

     Общеизвестно, что в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. 

        Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным. Используемые разнообразные электронные носители учебного характера содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля, то они служат для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися.

       Результаты использования ИАД

1. Экономия времени: заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока. 

2.Наглядность и интерактивность: благодаря этому учащиеся активно работают на уроке; повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. 

3. Многократное использование: вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется; для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение; наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их; накапливается электронный банк данных для каждого учителя. 

4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя и учеников. 

5. Возрастает интерес к преподаваемому предмету. 

    Интернет-ресурсы, которые я использую в своей работе:

Автоматизированное рабочее место учителя математики  http://arm-math.rkc-74.ru 

Учебные фильмы. Цифровые видеоресурсы СФУ http://tube.sfu-kras.ru/films 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ 

Сообщество учителей математики на сайте Педсовет.су http://pedsovet.su 

Видео – репетитор подготовки к ЕГЭ  http://video-repetitor.ru 

Математические этюды http://www.etudes.ru/ 

Блог школьного учителя математики  http://www.valeryzykin.ru 

 Электронный журнал Компьютер школьного учителя   математики http://www.valeryzykin.ru 

       Для учащихся с повышенной мотивацией, есть доступ к Виртуальной школе юного математика http://www.math.md/school/indexr.html (работают те учащиеся, которые  раньше справились с заданиями на  самостоятельных, контрольных работах – разгадывают кроссворды, ребусы, выполняют тестовые задания)

       Очень удачная находка – интерактивный  учебник математики  (для учащихся 5, 6 классов) . в режиме on-line http://www.matematika-na.ru . Весь теоретический, практический материал можно найти на страницах этого учебника. На закрепление даются трехуровневые тесты, решив которые учащийся сразу получит результат о правильности решение.

    Улучшения восприятия изучаемого материала по предмету можно попытаться достигнуть, используя определенные программные продукты. Изучение учащимися новых тем по математике и контроль знаний мною проводятся с применением тестов и задач, предлагаемых в доступных мне версиях обучающих программ:

№ п/п

Класс

Название

1.

6-11

ADVANCEDgrapher (для построения графиков)

2

5-11

UMS (универсальный математический решатель)

3

5-11

Геометрический конструктор.

4

5-11

Геометрические конструкции.

5

5-11

STRATUM (динамическая среда для работы с математическими моделями)

6

5-11

«Живая математика»

7

5-11

«Живая геометрия»

8

5-8

Наглядная геометрия.

9

5-11

ЭИ. Математика 5-11

10

5-6

ИИСС. Математика на компьютерах

11

5-11

Открытая математика (алгебра)

12

5-11

Открытая математика(геометрия)

13

7-11

Открытая математика (Функции и графики)

14

5-6

Комплекс обучающих программ

15

5-6

Математические тренажеры для устного счета

16

5-6

Игровые программы-тренажеры

17

7-8

Виртуальная школа.Уроки К&M.Геометрия7-8кл.

8

7-8

Виртуальная школа.Уроки К&M.Алгебра7-8кл.

17

10-11

Репетитор к ЕНТ

        В настоящее время при обучении детей в школах, учителям необходимо учитывать, что новое поколение, выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамичного образовательного процесса. Современные школьники, привыкшие к многочисленным компьютерным играм и телевизорам с агрессивным видеорядом, подобным образом воспринимают и окружающую действительность. А, значит и необходимо переключить их на понимание того, что видео и игровые программы успешно можно использовать и в обучении. И, в этом неоценимую помощь оказывает интерактивная доска, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, что, в конечном счете, обеспечивает эффективное усвоение материала на уроках математики. «Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков» - сказал Д. Пойа. Такие трюки нам позволяет выполнять и придумывать интерактивная доска, с её богатыми возможностями программного обеспечения и коллекционных материалов галереи изображений.

     Что же дает  мне интерактивная доска по сравнению с просто проектором и экраном? Яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. В комплексе интерактивной доски объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать пометки и комментарии. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске я подключаю  документ-камеру, цифровой фотоаппарат и видеокамеру. И со всеми отображёнными материалами  работаю во время урока. Использование интерактивной доски позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры.  В коллекции самой доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными. При построении сечений многогранников можно использовать режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке.

Приведу несколько примеров использования интерактивной доски на уроках математики. Интерактивная доска может выступать в роли:


- экрана для демонстрации презентаций, слайд-шоу и электронных дисков;
- электронного пособия, с применением коллекции клипов из галереи изображений программного обеспечения интерактивной доски;
- традиционной доски, по принципу «пишем-стираем»;
- технической основы для создания собственных интерактивных уроков с помощью базового программного обеспечения доски и стандартных программ: Excel, Word, Power Point;
- методической копилки, для созданных и сохраненных файлов по различным темам курса математики.

         Таким образом, используя интерактивную доску на уроках, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы на обычной доске с набором интерактивных и мультимедийных  возможностей учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня его иллюстрации. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

        Интерактивная доска предоставляют широкие возможности для учителя в этом направлении, т.к. обеспечивает возможность применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:
- «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информации;
- контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации;
- реализация анимационных эффектов;
- деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
- дискретная подача аудиовизуальной информации;
- тонирование изображения;
- фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения под «лупой»;
- демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
       Интерактивную доску можно применять на всех этапах урока: при объяснении и закреплении нового материала, повторении и проверке его усвоения, проверке домашнего задания и контроле. Остановлюсь на некоторых из них.
         При изучении новой темы можно использовать презентации, видеоматериалы, фотографии. Преимущество презентации, воспроизведенной через интерактивную доску в том, что в ней можно делать пометки, дополнительные записи, выделять цветом наиболее важную информацию. Все это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Ребята и сами с удовольствием создают презентации, творческие отчеты, визитки и с еще большим удовольствием демонстрируют свои работы одноклассникам и родителям.
      Очень удобно использовать интерактивную доску при проверке домашнего задания. Можно заранее сохранить решение задач, и на уроке воспроизвести и прокомментировать решение. Можно сканировать и проецировать на доску решение из тетради ученика и сразу же производить проверку. Если в решении были ошибки, дети видят их, вместе обсуждают и исправляют.
       Так же хорошо использовать интерактивную доску при самостоятельной работе учащихся. Они выполняют задания в тетрадях, а затем на доску проецируется решение задачи и производится проверка. Это позволяет экономить время и исключает бездумное списывание с доски.
        Интерактивную доску можно применять даже для проверки усвоения устного материала, например, правил и теорем. На доске делается заготовка с текстом, в которой пропущены ключевые слова или фразы. Учащийся заполняет пропуски, комментирует свою работу и формулирует правило.
        Очень эффективно использовать интерактивную доску на уроках геометрии. Например, для устной работы можно заранее заготовить чертежи, а уже непосредственно на уроке использовать их, то есть выполнять решение задач по готовым чертежам. Программное обеспечение интерактивной доски дает возможность рисовать самим или использовать готовые фигуры, создавать схемы, таблицы. Очень удобно использовать интерактивную доску при построении всевозможных сечений. Так как она дает возможность рассмотреть чертеж со всех сторон, увидеть геометрическое тело «в разрезе».

          За использованием информационных технологий будущее.

Использование компьютера и интерактивной доски в современной учебной деятельности становится массовым, обыденным явлением.

       Создание собственных программных продуктов  тоже не  новшество, каждый учитель математики в той или иной мере создает  презентацию к уроку.   Наиболее актуально сейчас создание тестов, которые можно выполнять на компьютере, такую работу  я тоже делаю. Для этого использую шаблоны тестов.  Наиболее удачным считаю тесты,  в которых учащийся сразу может увидеть результат и получить оценку.      

      Создание  презентаций и тестов интересно  ребятам. Они с удовольствием создают мини  презентации для устного счета, для математических диктантов.

       Но при всех достоинствах ИАД важным является желание педагога расширить свои кругозор и  фантазию. Нужно бороться со стереотипизацией, никогда не позволяя себе привыкнуть к чему-либо. В конечном счете, лучший способ обучения, будь то математика, история или география, — это сделать так, чтобы учащиеся почувствовали красоту предмета. Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.  А.П. Чехов

          Хочется верить, что заветная мечта каждого творчески работающего педагога - научить ребенка видеть необычное в обычном, чтобы вся дальнейшая жизнь каждого ребенка стала непрерывным открытием. И если ты учитель математики, то гораздо ближе находишься к исполнению этой мечты. У тебя есть возможность создавать условия для познания математики как уникального языка, описывающего все явления окружающего мира и одновременно являющегося инструментарием, способствующим описанию математической модели любого проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей интерактивной доски на уроках русского языка.

Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают инте­рактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обу­чения ярким, наглядным, динамичным, ...

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в процессе формирования информационной компетентности учащихся на уроках физики.

Использование ИКТ в школьном курсе естествознания эффективно способствует развитию у учащихся информационной компетентности...

Использование возможностей интерактивной доски на уроках татарского языка в коррекционной школе VIII вида.

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг...

использование возможностей интерактивной доски на уроках татарского языка и литературы

На уроке татарского языка и литературы необходимо применить возможности интерактивной доски . Интерактивныые доски - не просто  электронные "меловые "доски .Обучение с их помощью гораздо эффектив...

Использование возможностей интерактивной доски на уроках татарского языка с русскоязычными обучающимися / учебно-методическое пособие к учебнику 8 класса «Татар теле», Ф. С. Сафиуллина Рус телле балаларны татар теленә өйрәтү дәресләрендә интерактив та

татарского языка и литературы как неродногоСовершенно очевидна необходимость использования интерактивных форм организации учебного процесса, когда обучающиеся учатся языку через обучение. Наиболее эфф...

Проект на тему "Повышение мотивации учащихся на уроках географии через использование возможностей интерактивной доски"

Проект рассказывает о различных видах интерактивной работы при помощи интерактивной доски и тестинг системы....

Использование возможностей интерактивной доски на уроках татарского языка с русскоязычными обучающимися / учебно–методическое пособие к учебнику 7 класс «Татар теле», автор учебника Ф. С. Сафиуллина/

Лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом – это интерактивные доски. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому...