Методика развития интереса к математике.
методическая разработка
Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.
Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.
Понимая важность математики для развития детей, прилагаю большие усилия для того, чтобы заинтересовать школьников своим предметом.
В рабте рассмотрены многие методики, приведены примеры для уроков математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_razvitiya_interesa_k_matematike.docx | 221.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика развития интереса к математике.
Зелова Елена Александровна
Работу над темой начала с изучения теоретических материалов по развитию интереса по литературным источникам и ресурсам интернета; проведения диагностики уровня познавательного интереса; изучения возрастных психологических особенностей учащихся 5-9 классов.
Мною была изучена и проанализирована литература по проблеме, в результате чего были выявлены наиболее эффективные методы развития интереса к учению.
Проблема интереса и его роли в учебной деятельности с давних пор интересовала педагогов: Я.А.Коменского, Г.И.Щукину, Н.Ф. Добрынина, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна, Д. Фрейера, Н.Г. Морозову, А.Г. Ковалева, В.Г.Иванов и др.
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, я выделяю условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:
1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся.
2. Ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса
Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Влияние общения трудно измерить, но можно видеть в реальной действительности. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.
Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.
Понимая важность математики для развития детей, прилагаю большие усилия для того, чтобы заинтересовать школьников своим предметом.
Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы, выделила в нем два источника познавательных интересов:
во-первых, содержание учебного материала;
во-вторых, организация познавательной деятельности учащихся, то есть методы и приемы, используемые учителем в обучении.
Внутри одного урока каждый источник познавательного интереса не действует изолированно, а находится во взаимосвязи с другими источникам интереса.
Рассмотрю каждый из источников.
1. Содержание учебного материала.
Внутри каждого источника можно выделить несколько конкретных стимулов (побудителей) познавательного интереса: новизна содержания учебного материала, практическая значимость содержания знаний, историзм, современные достижения науки.
1.1. Новизна содержания учебного материала
Новизна содержания учебного материала – важный стимул, побуждающий познавательный интерес. На уроках ознакомления с новым материалом школьники узнают новые понятия, выявляют новые свойства и закономерности, находят новые способы действий. У части детей сам факт познавания чего-либо неизвестного для них вызывает интерес. Для других – изучаемый материал только тогда вызывает интерес, когда его содержание смогло их поразить, удивить, озадачить.
В результате проведенного мною опроса учащихся 5–6 классов выяснилось, что наиболее интересными для них с точки зрения содержания являются темы: «Доли. Обыкновенные дроби», «Десятичные дроби», «Среднее арифметическое», «Проценты», «Круговые диаграммы», «Транспортир», «Микрокалькулятор» (5 кл), «Признаки делимости на 9, на 3, на 11», «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», «Прямая и обратные зависимости», «Золотое отношение», «Конус. Цилиндр. Шар», «Действия с положительными и отрицательными числами», «Координатная плоскость» (6 кл). По мнению детей, на этих уроках они открыли для себя совершенно новые области знаний, поэтому, я считаю, что стимул новизны здесь имел особенно большой эффект.
Новые факты и сведения, новизна содержания – не единственный и не постоянный стимул познавательного интереса, которым располагает содержание обучения. Этот побудитель не может быть постоянным и единственным уже потому, что после уроков изучения нового материала идет целая серия уроков, рассматривающих единое содержание, которое либо закрепляется, либо углубляется.
1.2. Практическая значимость содержания знаний.
Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет как бы о предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализуется обращением к практике. Познавательная и практическая деятельность человека, находятся в тесном единстве и переплетаются. Результаты проведённых мною исследований показывают, что для значительной части учащихся источник формирования познавательных интересов лежит в их практической деятельности. Этих учащихся в учебных предметах интересует не теоретический аспект, а те советы и рекомендации, которые они могут извлечь из них для своей практической деятельности. Для таких школьников использование именно этого стимула особенно значимо, оно способствует устранению несоответствия, образовавшегося между их познавательной и практической деятельностью, и подводит их к осознанию необходимости теоретических знаний.
Например, золотая пропорция в архитектуре и искусстве.
Фидий руководил строительством храма Парфенон в Афинах.
Парфенон – это одно из красивейших произведений древнегреческой архитектуры. Он и сейчас, несмотря на то, что со времени его постройки прошло более 2,5 тысячелетий, производит огромное впечатление. Некогда белоснежный мрамор стал от времени золотисто-розовым. Величественное здание, стоящее на холме из известняка, возвышается над Афинами и их окрестностями. Но поражает оно не своими размерами, а гармоническим совершенством пропорций. Здание не вдавливается своей тяжестью в землю, а как бы парит над нею, кажется очень лёгким.
Многие искусствоведы стремились раскрыть секрет того могучего эмоционального воздействия, которое это здание оказывает на зрителя. Разгадку они увидели в том, что в соотношениях многих частей храма присутствует золотая пропорция. Так, отношение высоты здания к его длине равно j. Отношения целого ряда частей Парфенона дают число j. Говорят «… у греческого храма нет размеров, у него есть пропорции…».
Надо сказать, что в эпоху Возрождения золотое сечение было очень популярно среди художников, скульпторов и архитекторов. Монах Лука Пачоли написал целую книгу «Божественная пропорция». Леонардо да Винчи, знающий о воздействии золотой пропорции на человека, выполнил к этой книге иллюстрации.
Скульпторы, архитекторы, художники использовали и используют золотое сечение в своих произведениях, так как пропорции золотого сечения создают впечатление гармонии и красоты.
Рассказываю о связи математики с другими науками, природой, космосом, что активизирует внимание детей, развивает интерес к математике, расширяет кругозор.
Для привития интереса к задачам и формирования познавательной активности учащихся использую на уроках задачи с биологическим, географическим, историческим, литературным, экономическим, бытовым и сказочным сюжетом. Для развития познавательных способностей предлагаю школьникам самим составить задачи с «сюжетом». Например, ". Говорят, что в Х1Х в. каждый десятый мужчина на Руси был Иван, а каждый двадцатый- Петр. Если это верно, то кого на Руси было больше: Иванов Петровичей или Петров Ивановичей?"
- Историзм.
Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика – наука безымянная, знакомлю их с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Часто в этом мне помогают сами учащиеся, подготавливая доклады и сообщения. Считаю, что слава великих ученых, история их жизни являются сильным воспитательным средством. Знакомство с биографиями крупных ученых, с методами их работы дает исключительно много для формирования характера учащихся, их идеалов. Через рассказы о «не математической» деятельности великих ученых привлекаю внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре. Своим ученикам я рассказываю о разностороннем развитии творцов математики: С.В. Ковалевской, Омара Хайяма, ДЧарльза Л. Доджсона (под псевдонимом Льюис Кэрролл), Декарта, Лейбница, Ньютона, Пифагора, Наполеона Бонапарта.
Историзм на уроках математики выступает не только в библиографических материалах, но и фактах из истории науки. Ознакомление с историей открытий способствует осознанию огромных трудностей научных поисков, поднимает престиж науки в глазах учащихся, формирует уважение к установленным научным фактам и понятиям.
Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Например, «Конус» – это латинская форма греческого олова «конос» означающего сосновую шишку.
Не только реальные исторические события, но и легенды вызывают интерес школьников. При изучении темы «Геометрическая прогрессия» (9 кл) рассказываю учащимся легенду об изобретателе шахмат.
У многих выдающихся людей: математиков, писателей, философов есть короткие, но содержащие много смысла, емкие лаконичные высказывания. Считаю, что их необходимо популяризовать среди школьников: помещаю на стендах, использую в качестве эпиграфов на уроках, в играх. Например «Поле чудес».
Включение в урок математики элементов истории способствует укреплению познавательных интересов, углублению понимания материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.
2.Организация учебной деятельности
Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, организовываю учебную деятельность так, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки- применяю элементы развивающего обучения: проблемное обучение, практические работы исследовательского характера, творческие работы и специальные приемы учителя (наглядность, занимательность и др.).
2.1. Проблемное обучение. Основные методические приемы, которые я использую для создания проблемной ситуации в обучении математике
1). Использование жизненных явлений, фактов, их анализ с целью теоретического объяснения.
2). Использование с той же целью задач межпредметного, прикладного, профессионального и т.п. характера.
3). Использование исторического или занимательного материала (фактов биографии математиков, математических фокусов и т.п.).
4). Организация практической работы исследовательского характера, в ходе которой учащиеся приходят к эмпирическим выводам, требующим теоретического обоснования.
5). Исследовательские задания, при выполнении которых нужно обнаружить некоторые закономерности, требующие теоретического обоснования.
2.2. Практические работы исследовательского характера.
Передовым педагогическим опытом доказано, что многообразие форм самостоятельных работ, их сменяемость, стимулируют активную деятельность учащихся. На познавательный интерес наиболее успешно влияют самостоятельные работы поискового и исследовательского характера. Такими видами деятельности являются практические работы с элементами исследования.
Математика дает широкое поле для исследования. Изучая математику, учащиеся кратко повторяют путь человечества, который оно прошло, добывая математические знания.
Практические работы активизируют работу всех учащихся класса. Почему дети так любят этот вид деятельности? Психологи видят объяснение этому во внутренней потребности ребенка удовлетворить своё естественное стремление к самостоятельной деятельности, творческому поиску, к индивидуальным решениям, что, в свою очередь, развивает интерес к математике.
2.3. Творческие работы
Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся. Они активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников. Приведу примеры тех творческих заданий, которые использую в своей практике.
1) Придумывание, а точнее, составление математических задач. Это занятие увлекает учащихся любого возраста. В средних и старших классах возрастают не только возможности учеников, но и встающие перед ними трудности: например, как избежать лишних данных, каким образом согласовать данные, чтобы они не противоречили друг другу и т.д.
Самостоятельный опыт учащихся в этом направлении, разбор допущенных ошибок очень полезен для развития конструктивных способностей и практического мышления.
2) Составление математических кроссвордов. Это задание с удовольствием выполняют как учащиеся 5-6 классов, так и учащиеся старшего школьного возраста. Даже школьники, которые или с трудом одолевают математику, или просто не вкладывают в неё достаточно усилий, с увлечением работают над составлением кроссвордов. Таким образом, они усваивают математическую терминологию, учатся формулировать вопросы, находить на них ответы. Тематику кроссвордов предлагаю свободную, но иногда усложняю задание, ограничив используемые в кроссворде слова конкретной темой, например, «Четырёхугольники», «Великие математики», «Функция».
3) Написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры. Известному сказочнику Джанни Родари принадлежат такие слова: «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать». Ошибкой было бы начинать приобщать ребенка к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. К неделе математики предлагаю учащимся 5-6 классов написать математическую сказку.
4) Математические сочинения. Они могут быть посвящены раскрытию связи изучаемых математических понятий с окружающим миром, практикой; раскрытию какого-либо понятия, освещению роли определенных идей. В 5 классе предлагаю учащимся следующие темы домашних мини-сочинений-рассуждений: «Зачем мне нужна математика?», «Математика в профессии моих родителей» и др., а в выпускном 11 классе можно предложить такую тему: «Что мне дало изучение математики в школе?»
5) Доклады и рефераты. Тематика их очень разнообразна. Они могут содержать биографические и исторические сведения, раскрывать сущность определённых методов, раскрывать приложение изученных тем на практике и т.п. .
- Рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики. При изучении темы «Конус. Цилиндр. Шар» (6 кл) даю детям задание нарисовать предметы, окружающие их в повседневной жизни, имеющие формы изученных на уроке тел. После введения понятия функции в 7 классе, предлагаю учащимся проиллюстрировать это понятие с помощью реальных объектов.
Такие задания позволяют установить связь математики с окружающим миром. Изучая тему «Координатная плоскость» (6 кл) учащиеся выполняют творческое задание на составление какой-либо «красивой» фигуры и определение координат её узловых точек.
При изучении темы «Движение» (9 кл) предлагаю учащимся осуществить известные преобразования движения над выбранной ими фигурой. Аналогичное задание даю и по теме «О подобии произвольных фигур» (8 кл). Задания такого типа пробуждают фантазию учеников, заставляют воочию увидеть связь красоты и математики.
7)Проекты учеников. В контексте образования проект-это результативная деятельность, совершаемая в специально созданных педагогом условиях.
2.4. Специальные приемы учителя
Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, использую различные приёмы активизации учащихся на уроке: занимательность, методические уловки, наглядность (презентации, использую программу «Живая математика»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ ОРКСЭ
Отсутствие познавательного интереса у учащихся — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового? Как преодолеть равнодушное отношение к познанию...
Влияние использования ИКТ на развитие интереса к математике через личностно-ориентированный подход
О влиянии ИКТ на развитие интересе к математике у школьников...
Математические кружки как средство развития интереса к математике в 5 – 6 классах
В статье даются цели и задачи кружка математики в 5 -6 классе, учебные пособия, которые может использовать учитель...
«Познавательный интерес к математике и диагностические методики с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса.»
Тесты с помощью которых можно определить уровень познавательного интереса к математике....
Методика диагностики развития познавательного интереса к математике.
В данной работе представлены анкеты, опросы для учащихся для диагностики интереса к предмету,к обущению. приведены результаты моих учеников...
Летняя математическая школа как одно из перспективных направлений развития интереса к математике
В статье содержатся ключевые моменты организации и проведения ЛМШ от мотивации к результатам...
Развитие интереса к математике в основной школе с помощью организации внеурочной деятельности в 5-6 классах.
Статья посвящена организации внеурочной деятельности в основной школе. В ней приводится различных форм организации внеурочной деятельности по математике с методическими комментариями....